Селдон
2018

Ижевской государственной медицинской академии – 85 лет. Именем жизни

Представить цивилизованное общество без развитой научной и практической медицины невозможно. Врачебный мир – особенный, очень чуткий и точный индикатор нации: и практический, и нравственный. Так было во все времена. Медик – едва ли не самый востребованный из земных практиков: он служит исключительно возвышению и укреплению Жизни. Только от ее имени он действует в любом времени, в любых краях и при любом государственном строе. Человек медицинской культуры более других независим от временных течений или веяний моды. Он действительно отвечает за главное условие успешности общего будущего – за здоровье и жизнь каждого, с кем встречается. Привычная фраза «уровень медицины» означает глубочайшее понимание сути самой профессии – уровень воспитания и компетенции ее людей. Хороших медиков в современном учебном заведении не «производят», а именно воспитывают. Потому что контакт настоящего врача и настоящего времени самый полный: жизнь в жизнь.
Практическое занятие по хирургии. 50-е гг.
Практическое занятие по хирургии. 50-е гг.
Открытие Ижевского государственного медицинского института было обусловлено острейшей необходимостью во врачебных кадрах быстро развивающегося региона – Удмуртии. Постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 15.04.1933 г. было принято решение об открытии в городе Ижевске Удмуртской автономной области медицинского института (первоначально в составе одного факультета – лечебного).

Президиум облисполкома УАО постановил: открыть мединститут с 1 сентября 1933 года. На основании этого постановления были выделены помещения для кафедр и квартиры для первых приглашенных преподавателей, организованы подготовительные курсы для будущих абитуриентов из числа удмуртов и других национальностей соседних автономных республик и областей, определен коечный фонд клинических баз (670 коек).

Перед вновь созданным институтом встали сложные задачи. Необходимо было обеспечить учебный процесс, развернуть научные исследования, вытекающие из нужд практического здравоохранения и состояния здоровья населения, и параллельно решать организационные вопросы.

В августе 1933 года на первый курс был зачислен 171 студент. 1 сентября к работе приступили 24 преподавателя, в том числе четыре профессора и три доцента. Функционировали четыре кафедры: нормальной анатомии, общей химии, физики, биологии.

Позднее, в 1934 году, были организованы кафедры гистологии, акушерства и гинекологи, биохимии, общей гигиены, нормальной физиологии.

С 1935 года начали функционировать кафедры пропедевтики внутренних болезней, оперативной хирургии и топографической анатомии, общей хирургии, патологической физиологии, общественных дисциплин, микробиологии, патологической анатомии, фармакологии, физического воспитания.

В 1937 году начали работать еще десять кафедр: госпитальной хирургии, глазных болезней, детских болезней, нервных болезней, судебной медицины, госпитальной терапии, кожных и венерологических болезней, болезней уха, горла, носа, инфекционных болезней, психиатрии.

В 1938 году были организованы кафедры социальной гигиены и иностранных языков, а в 1944-м – военно-медицинской подготовки.

В оснащении кафедр учебными пособиями первоначально принимал участие 2-й Московский медицинский институт.

Непрерывность живой истории учреждения высшего профессионального образования с 85-летним стажем важна точно так же, как непрерывность мгновений всего рожденного и действующего на земле. А что же такое история? Музейный архив, экспонаты, перечень свершенных дел и открытий, памятные даты, заслуженные имена, сложившиеся традиции? Да, и это тоже. Но в первую очередь, история – это сами люди, неразрывная эстафета профессионалов; живое наследие не под стеклом витрины – оно в сердце, в душах людей, способных передавать умения и высшие принципы профессии из поколения в поколение. Так же точно, непрерывно, бьется коллективный пульс, непрерывно работает коллективный разум – значит, непрерывно растет и крепнет коллективная история медакадемии.

В период становления перед коллективом стояли задачи по завершению оформления института как полноценного высшего учебного заведения. Необходимо было улучшить работу медицинского рабфака и подготовительных курсов в городах Глазове и Ижевске, форсировать строительство морфологического корпуса, создать новые кафедры и лекционные аудитории на клинических базах, организовать занятия студентов в поликлиниках.

Эти вопросы и стали основным содержанием деятельности руководства института в 1937-1940 годы. И как результат проделанной организационной работы к 1940 году в ИГМИ сформировался костяк руководителей кафедр, принесших из медицинских институтов Перми, Одессы, Горького, Ленинграда, Саратова и других крупных городов определенные традиции, солидный опыт в организации учебной и научной работы медицинских вузов. Институт стал способен начать подготовку национальных кадров – ученых – из числа местных врачей, которые пришли сюда в качестве первых ассистентов кафедр.

Поистине знаменательное событие произошло в 1938 году: состоялся первый выпуск 109 врачей, 79 из которых были направлены на работу в лечебные учреждения Удмуртии. В этом же году институт занял по итогам работы первое место среди медицинских вузов РСФСР. С первым выпуском в институте открылась возможность подготовки научных кадров через аспирантуру из числа выпускников, что расширило возможности роста национальных кадров ученых-медиков.

Наука и практика в медицине неразделимы. Высшая идея всех врачебных действий – внимание к здоровью человека. И эта идея будет оставаться актуальной при любом поколении. Прогресс техники, новые скорости развития общественных отношений, быстро изменяющиеся среды жизни и коммуникации – все это бросает вызов современникам, заставляет их испытывать перегрузки и преодолевать новые воздействия. Возникают реальные риски: физические, интеллектуальные, душевные. Врач – незаменимый проводник новых успешных людей сквозь объективные трудности старого и нового времени.

К 1941 году в ИГМИ сложился коллектив, способный решать весь комплекс вопросов, связанных с подготовкой врачебных кадров и преподавательского состава высокой квалификации, организацией научных исследований и обеспечением на должном уровне лечебно-диагностического процесса в клиниках.

За годы войны, несмотря на крайне сложные условия работы вуза, было осуществлено пять выпусков. Страна получила 762 врача, большинство из которых было направлено в действующую армию и тыловые госпитали. В планах научных работ в течение этого периода преобладали темы, связанные с военным травматизмом. В их разработку были вовлечены все кафедры института.

В послевоенные годы для выполнения новых задач по учебной и научной работе необходимо было укрепить материальную базу кафедр и расширить клинические базы. Большая работа на этом направлении была проделана в 60-80-е годы. Активно функционировали цикловые методические комиссии и центральный координационный методический совет института. Под их руководством разрабатывались вопросы комплексирования и преемственности преподавания, составлены и внедрены в учебный процесс сетевой план координированного преподавания во временных интервалах ряда тем и разделов на теоретических, медико-биологических и клинических кафедрах, планы преемственности в преподавании военно-медицинских дисциплин, составлены сквозные межкафедральные программы преподавания вопросов неотложной помощи в хирургии, онкологии, гематологии, нефрологии и урологии.

В учебном процессе активно применялись технические средства, улучшилось оснащение лабораторным оборудованием, были сделаны учебные кинофильмы. В начале 80-х годов создан вычислительный центр, началось внедрение в педагогический процесс вычислительной техники.

Врач буквально вкладывает время своей жизни, свой профессионализм и творческие усилия в здоровье пациентов. И этот вклад возвращается особой «прибылью» – благодарностью людей, победой над недугом, качественными шагами к новым научным и практическим рубежам в медицине. А что объединяет огромный коллектив медкадемии? Какая сила так уверенно ведет учебный и научный «корабль» через экономические и политические штормы? Эта сила – уверенный, несгибаемый дух высшего учебного заведения. Его выразитель, принципиальный и грамотный «капитан», ректор, его уникальная коллективная душа и коллективный разум. Атмосфера! Единая для новичка-студента и профессора, насыщенная серьезными задачами и традициями. Здесь легко дышится всем, кто шагнул по призванию: в науку, в профессию, в учебу.

В 1995 году институт получил статус академии. На протяжении всех лет своего существования Ижевская государственная медицинская академия занимала достойное место среди медицинских вузов Российской Федерации по уровню и организации методического обеспечения учебного процесса. В академии традиционным было глубокое понимание того, что успешное решение задач по подготовке высококвалифицированных врачебных кадров определяется уровнем организации и постановки учебно-методической работы, эффективностью форм и методов преподавания, методологическим уровнем педагогического процесса, умелым сочетанием нравственного и профессионального воспитания будущих специалистов.

Ижевская государственная медицинская академия – объект градообразующий. Конечно, здесь не плавят железо, не вырабатывают тепло, не производят электроэнергию. И тем не менее город и республику невозможно представить без ИГМА. Потому что над всеми повседневными делами, постройками и коммуникациями незримо и постоянно существует интеллектуальный, духовный и гражданский вклад медиков. Их поле доброты, аура особого внимания к людям. Огромное и сложное человеческое общежитие – город – непредставим и невозможен без своих высоких подвижников. Личностей. Именно они «дают атмосферу», «двигают науку» и «держат культуру». Личности – живые опоры, на которых все это удерживается. За 85 лет своего существования медакадемия выпустила в мир целую плеяду достойнейших представителей, которые составляют ее сегодняшнюю гордость и репутацию. А уважение к родному вузу день за днем продолжают прибавлять его научные работники, преподаватели, очередные выпускники. Каждый вносит свой посильный вклад. Со временем растущая репутация становится большой и сильной. И очень щедрой – совокупной этой силой теперь может пользоваться каждый, кто был причастен к ее росту.

В Академии есть собственный музей, он посвящен истории Ижевского государственного медицинского института (ИГМИ). Экспозиции повествуют о становлении и развитии факультетов, теоретических и клинических кафедр, об учебно-методической, клинической работе, научных исследованиях, проводимых в стенах вуза на современном этапе. В фондах музея имеется большой материал биографического характера о сотрудниках академии из числа профессорско-преподавательского состава, внесших значительный вклад в развитие здравоохранения республики, их личные вещи и медицинский инструментарий. Выставочные стенды музея также посвящены напряженной работе ИГМИ по подготовке врачебных кадров высокой квалификации, преподавательского состава, организации научных исследований и обеспечении лечебно-диагностического процесса в клиниках и госпиталях Удмуртии в период Великой Отечественной войны. Музей бережно хранит память об участниках ВОВ из числа студентов, выпускников и преподавателей института. Представлены материалы по международной деятельности.

Светлые люди – говорим мы о тех, чье обаяние, оптимизм и созидающая целеустремленность всегда направлены на заботу о ближнем. В труде врача очень многое зависит от правильного и крепкого сплава этих замечательных человеческих качеств. В какой-то мере врач действует, как проповедник: точным словом, устойчивым эмоциональным полем, личной профессиональной уверенностью. И происходит чудо: исцеление – разрозненные, расстроенные части чьей-то жизни вновь становятся единым целым. В глазах людей загорается возвращенный свет.

Вуз разработал и принял новую стратегию своего развития, где главными направлениями определены модернизация учебного процесса и создание информационных медицинских технологий. Движущей силой развития ИГМА стала научная деятельность, проведение сложных фундаментальных и прикладных исследований, разработка новых медицинских технологий. В настоящее время в академии обучаются 3183 студента, 335 ординаторов, 83 аспиранта. В академии трудятся 310 человек профессорско-педагогического персонала, включая 79 докторов наук и 190 кандидатов наук.

За 85-летнюю историю вуз подготовил более 26 тысяч врачей различных специальностей. Система послевузовского и дополнительного образования ИГМА позволяет ежегодно обеспечивать повышение квалификации более 1500 специалистов из Удмуртской Республики и других регионов России.

Жизнь – это личный контакт. Личное обращение, личный разговор, личная ответственность и личное решение. Жизнь требует смелости и стремится к «прямому переливанию» времени, опыта, знаний, памяти и новых амбиций. ИГМА – тоже несомненная Личность. Со своим характером, голосом и лицом. Коллективная личность. Альма-матер для многих тысяч своих птенцов в белоснежных одеждах... От десятилетия к десятилетию шагает время. В стенах медицинского вуза поколение корифеев вновь и вновь передает «прямым переливанием» поколению преемников самое главное – судьбу врачевателя.

В судьбе Ижевской государственной медицинской академии можно прочитать все знаки минувшего времени. И дорогие награды, и 
обидные шрамы.

ИГМА – очень честный вуз. Он ни разу не разорвал нити времен: не отрекся в трудное время от своих гуманистических принципов, исцелял и просвещал, когда сгущались над страной тучи, служил науке, а не прислуживал торговле, строил, когда все разрушалось... И – победил! Не потерял ни дня, ни часа из своего «состава» – поезда времени из восьмидесяти пяти годов-вагончиков. И вот – юбилей! Что ж, небольшая остановка для того, чтобы поднять тост, поблагодарить всех причастных к движению, искренне поклониться минувшему и настоящему. И снова – с именем Жизни – в путь!
 Николай Сергеевич Стрелков, ректор ИГМИ-ИГМА 1993-2018 гг.

Николай Стрелков – известный российский ученый и организатор высшего медицинского образования, д.м.н., профессор.

В России и за ее пределами известен как ученый, открывший механизм развития гематогенного остеомиелита и разработавший метод предельно ранней диагностики и лечения этой болезни, пионер в области эндоскопических методов диагностики и лечения различных патологий у детей. Автор и соавтор более 700 научных работ, в том числе монографии «Гематогенный остеомиелит у детей» и вузовского учебника по детской хирургии. Один из авторов идеи создания наномодифицированного глюконата кальция, препятствующего возникновению остеопороза и ускоряющего заживление травм и переломов костей. Редактор более 30 научно-практических сборников, автор более 60 патентов.

С 1993 года пять раз избирался ректором Ижевской государственной медицинской академии. Во многом благодаря его организаторскому таланту и инициативе ИГМА сохранила свой кадровый и научный потенциал и вошла в число лучших медицинских вузов России. Активная научно-исследовательская работа позволяет сотрудникам академии каждый год получать по 30-40 патентов на изобретения. В ИГМА создан Центр практических умений, оснащенный высокотехнологичными симуляторами.

Ежегодно академия выпускает около 400 специалистов, из них примерно половину – по целевому набору в рамках сотрудничества с министерствами здравоохранения Удмуртии, Марий Эл, Коми, Башкортостана и Мордовии. По итогам аккредитации выпускников у ИГМА один из лучших показателей среди медицинских вузов Средневолжского научно-образовательного медицинского кластера ПФО.

Н.С. Стрелков стоял у истоков создания и был председателем правления Удмуртского территориального фонда ОМС, много лет был членом Совета ректоров ПФО, совета Союза ректоров России, коллегий Министерства здравоохранения УР и Министерства образования и науки УР, Президиума Удмуртского научного центра УрО РАН. Широко известна его общественная деятельность в Международном консультативном комитете финно-угорских народов, где он руководит комиссией «Здоровье, демография, экология» и возглавляет редакцию международного журнала «Здоровье, демография, экология финно-угорских народов».

Заслуженный врач РФ, заслуженный работник здравоохранения УР, лауреат Государственной премии Удмуртии в области науки и техники, Почетный гражданин г. Ижевска, награжден медалью «За верность долгу и Отечеству», орденом «За заслуги в развитии медицины и здравоохранения». В 1998 году ему присуждена международная премия «Эртмейкер» (Париж), а в 1999 году – «Серебряный папирус» (Женева).



Лев Роднов

Ижевской государственной медицинской академии – 85 лет. Юбилей как старт в будущее>>>


Комментировать




Андрей Фефилов: "Для наших клиентов мы намного больше, чем просто поставщик питания"

...

Бахруз Гумбатов: "Я хочу сделать округ «Союзный» лучшим в городе"

...

Евгений Сибиряков: "Все достижения ООО "УАТ" – это заслуга исключительно всего коллектива"

...

Михаил Черемных: "Не зубрить, а мыслить – по такому принципу строится образовательный процесс в Гуманитарном лицее "

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"