Селдон
2018

Виктор Уланов. Прийти и победить

 О времени, о жизни и своих принципах рассказывает Виктор Уланов, генеральный директор АО «КБЭ XXI века».

– Виктор Александрович, в жизни каждого человека можно обозначить периоды серьезных изменений, прямо или косвенно повлиявших на все, что с ним происходит. Что из такого вы можете выделить в своей биографии?

– Бывает, я размышляю о том, что судьба не просто так била меня железом по голове, ударяла током, топила в реке, дважды обжигала огнем, травила змеиным ядом и приставляла ко лбу пистолет. Это, кстати, не фигуры речи, а реальные факты из разных периодов моей жизни. Каждый из них был своего рода проверкой на прочность и одновременно закалкой перед очередным испытанием или серьезным делом.

Порядки и нравы в моем родном поселке были таковы, что в возрасте семи-восьми лет пришлось учиться отстаивать свою правоту в драках. Дрался я отчаянно и никогда не сдавался. Улица научила меня никому и никогда не позволять разговаривать со мной с позиции силы и угроз.

В детстве мне постоянно хотелось, чтобы все вокруг признали меня взрослым. А поскольку я по природе лидер и заводила, то нередко подбивал свой класс на озорство. Список моих школьных «грехов» не так уж и велик, но каждый из них тянул на годовую «двойку» по поведению. Родительское наказание было неизбежно и соответствовало «тяжести» содеянного. Не обходилось без ремня, но чаще всего заключалось в дополнительной работе. К физическому труду я привык с младых ногтей. От работы никогда не отлынивал, наоборот, стремился быть лучшим. Все задания выполнял как положено и в срок. Я старший из братьев, а значит, первый помощник в семье. Хорошая была закалка. И я до сих пор не люблю людей, которые работают, спустя рукава.

– Когда вы заработали свой первый рубль?

– Лет в семь, помогал отцу и другими водителям леспромхоза чистить кольца газогенераторных двигателей лесовозов. А взрослая жизнь началась в шестнадцать, когда перешел в вечернюю школу и был принят на Сарапульский электрогенераторный завод учеником фрезеровщика. В работу втянулся сразу и с большим интересом. Мне очень нравилось «окультуривать» простой кусок грубого металла. По окончании школы поступил на вечернее отделение сразу в два техникума: авиационный и механический. Это был период самоотверженного труда, когда я каждый день добирался до завода «на перекладных» из Симонихи, где тогда жила наша семья, вечером шел на учебу, а потом отправлялся обратным маршрутом. И в таком ритме почти 5 лет!

– Кого из людей вы можете назвать своими учителями?

– Я искренне горжусь, что мне довелось пройти закалку именно на ЭГЗ. Уже тогда он был одним из промышленных лидеров Сарапула. Успехи завода во многом были связаны с именем его легендарного руководителя – Юрия Георгиевича Левиатова, прошедшего на нем путь от молодого специалиста до директора. Интеллигентнейший человек, общаться с которым было удовольствием – он понимал твою мысль с полуслова и поднимал ее на новый уровень. Пустых обещаний он никогда не давал, всегда держал слово и думал на перспективу. Мне очень импонировало, что он меня ценил и доверял. Я феноменально любил электронику. Каждый день корпел с паяльником над микросхемами, резисторами, транзисторами, реле и конденсаторами. Мои старания были замечены – мне было доверено сделать первые электронные часы, которые отмеряли время над проходной ЭГЗ вплоть до 1980-х.

В 1979 году меня уговорили перейти в «Удмуртнефть», причем предложение поступило от самого Валентина Ивановича Кудинова. Объединение нуждалось в начальнике управления технологического транспорта. На эту должность не стремились – проблема заключалась в огромном хозяйстве и поистине безграничной зоне ответственности. Работа начальником УТТ началась с наведения элементарного порядка и трудовой дисциплины. Мне тогда пришлось крепко подумать над системой мотивации и стимулирования, чтобы повлиять на сознание людей. К счастью, нашлись единомышленники. Помогла и моральная поддержка Кудинова, которому посыпались жалобы на меня практически сразу. Я многому научился у Валентина Ивановича, например, деловой жесткости и настойчивости в достижении цели. Одновременно я постарался избавиться от излишней категоричности в суждениях и уверенности исключительно в своей правоте. В дальнейшем я нередко использовал этот опыт в работе.

– В вашем списке профессий несколько разноплановых специальностей: от автомеханика и фрезеровщика до арбитражного управляющего и руководителя предприятия. А какой профессиональный праздник вы считаете для себя главным?

– Отец заложил во мне основы универсализма. Он говорил, что в жизни постоянно требуются самые разные навыки, и надо расти человеком разносторонним, умеющим работать и головой, и руками. Он сам объяснял и показывал, что к чему. Поэтому я всегда любил и стремился осваивать новые направления, понимая, что знания в жизни обязательно пригодятся. Если же говорить о главном для меня профессиональном празднике, то у коллектива «КБЭ ХХI века» еще с советских времен сложилась замечательная традиция отмечать День Воздушного флота России в третье воскресенье августа. Это логично и закономерно, поскольку почти 90% выпускаемой нами продукции находит свое применение в авиастроительной промышленности.

– Когда вам предложили возглавить фактически умирающее КБЭ, почему вы так стремились его оживить?

– Конструкторское бюро электроизделий в Сарапуле создавалось как предприятие, необходимое для формирования качественно нового этапа развития отечественного авиастроения. Разработанная на КБЭ продукция устанавливалась практически на все советские самолеты и вертолеты, как военные, так и гражданские, была востребована в космической отрасли. Это было стратегическое предприятие, по уровню технологий, оборудования и качества продукции соответствующее мировым требованиям. А в начале 1990-х, когда авиастроительная отрасль резко сократила заказы, КБЭ стало самым проблемным предприятием города. Меня, как человека, чья фамилия в то время звучала в качестве позитивного примера предприимчивого руководителя, пригласили на должность арбитражного управляющего. Торговая и посредническая деятельность тогда приносили мне приличные доходы, но не грели душу. А задумки о создании и развитии собственного производства из головы практически не выходили.

Поэтому на завод я отправился с большим интересом. Времени на вхождение в дела практически не дали, а претензии начались с первого дня. Но азарт взял верх… Я получил «боевой» опыт и примелькался своей настойчивостью в Российском авиационно-космическом агентстве. Когда срок внешнего управления, определенный законом, закончился, мне предложили возглавить в качестве внешнего управляющего еще несколько предприятий, причем не на выбор, а одновременно. Я искренне считал банкротство стратегически важных предприятий, испытывающих временные трудности, преступлением перед целой страной, но были люди, которые стремились разными методами привести их именно к этому. Годы были непростыми. Но свою репутацию я заслужил. А в бизнесе репутация играет колоссальную роль.

После полутора лет «спасения утопающих» мне предложили вернуться на КБЭ. В 2000-х авиастроительные заводы начали получать заказы, но оказалось, что целый ряд узлов и агрегатов производить некому, поскольку ряд заводов были уже ликвидированы. Росавиакосмосу дали команду сохранить это направление и конкретно КБЭ.

Поскольку я часто в свободное время мысленно переживал ситуацию с КБЭ, анализировал возможные ошибки и детально знал все плюсы и минусы, план действий у меня имелся давно. Кадровый потенциал еще можно было восстановить, а научные разработки у КБЭ всегда были передовые и конкурентоспособные. Из-за отсутствия бюджетного финансирования я предложил привлечь инвестиции со стороны частного бизнеса. Я заявил, что готов вложить в предприятие собственные деньги и наладить выпуск продукции в короткие сроки без привлечения бюджетных средств. Возможно, комиссию впечатлило, что я оказался единственным, кто просил не денег, а лишь заказы от авиастроительных заводов. При этом мне были выставлены два условия: КБЭ должно остаться единым целым и сохранить специализацию.

Прежнее юрлицо пришлось ликвидировать, чтобы избавиться от груза пеней и штрафов. А в новом названии – «КБЭ XXI века» – я попытался объединить славное прошлое с перспективным будущим. Интуиция подсказала взяться за новые опытно-конструкторские разработки. Мы профинансировали их в первоочередном порядке. На протяжении многих лет основная часть прибыли шла на техническое переоснащение предприятия. Мы внедрили технологию сквозного проектирования, позволяющую компьютеризировать весь производственно-технологический процесс от конструкторской мысли до изготовления промышленного образца. Сегодня КБЭ является одним из наиболее технически и технологически продвинутых предприятий региона. Думаю, не будет преувеличением сказать, что история с КБЭ – это самая громкая в Удмуртии история промышленного возрождения, созидательного результата и возвращения в когорту передовых и успешных предприятий.

– Вам уже 70 лет, но вы полны новых проектов, у вас амбициозные планы в политике. Что не дает остановиться? Почему так важно идти вперед?

– Время меняет практически все, в том числе людей и их взгляды. Положа руку на сердце, скажу, что на мое кредо оно никак не повлияло. Я никогда не поступался принципами, не предавал друзей, не лгал, не изворачивался, не лицемерил. И я стремлюсь быть в когорте первых, решительных и целеустремленных. Я так воспитан и не умею иначе. Именно поэтому ищу новые сферы приложения своих знаний, опыта, энергии. Причем не только в бизнесе, но и в общественной деятельности. Мое поколение с материнским молоком впитало чувство патриотизма. На наших глазах отцы и матери восстановили страну после Великой Отечественной войны. Патриотизм – это еще и доброе отношение к людям, желание и стремление сделать все возможное, чтобы их жизнь стала лучше. Я согласился возглавить Удмуртское региональное отделение всероссийской партии «Родина», потому что это партия «оборонщиков», а ее цели, задачи и консервативно-патриотическая программа наиболее близки моим представлениям о дальнейшем пути развития Российского государства в целом и Удмуртской Республики как важнейшей составляющей оборонного щита нашей страны. Как гражданин и производственник считаю, что каждый руководитель должен нести не номинальную, а реальную ответственность за свое предприятие и своих подчиненных, разделяя с ними их проблемы и заботы. И сегодня моя задача как руководителя – работать на совесть и вести себя так, чтобы, глядя на меня, уважали мою страну, мою республику, мой город.

Сегодня моя задача как руководителя – работать на совесть и вести себя так, чтобы, глядя на меня, уважали мою страну, мою республику, мой город.

Сергей Савинов

«Иннопром-2018» – окно в будущее>>>


Комментировать




Надежда Горяйнова: "Нашей школе требуется республиканский статус"

...

Фанил Зиятдинов: "ИЭМЗ «Купол» – предприятие с высокой степенью диверсификации"

...

Олег Бекмеметьев: "Мы ожидаем от реализации проекта «Умный город» комплексного эффекта"

...

Михаил Черемных: Когда город начинает движение, он становится интересен стране

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"