2018

Александр Свинин. Грани инвестиционной политики

Создание благоприятного инвестиционного климата – непростая задача. О некоторых аспектах этого процесса в Удмуртской Республике рассказывает первый заместитель Председателя Правительства УР Александр Свинин.

– Александр Александрович, в новом указе Президента РФ Владимира Путина о национальных целях и стратегических задачах развития описано 12 направлений. Готова ли республика к работе по ним?

– Правительство Удмуртии готово к дальнейшей работе по этим направлениям. Сегодня в республике уже реализуются приоритетные проекты по 9 из 12 направлений, обозначенных в майском указе. Это здравоохранение, экология, образование и наука, безопасные и качественные дороги, развитие малого и среднего предпринимательства, развитие международной кооперации и экспорта, жилье и городская среда, цифровая экономика, повышение производительности труда и поддержка занятости. Если говорить о его экономической части, можно привести следующие примеры.

Реализация приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в 2017 году позволила обеспечить занятость порядка 10,2 тыс. человек у субъектов индивидуального и малого предпринимательства, что выше запланированного показателя в 2,6 раза, и оказать поддержку 4 тыс. субъектов индивидуального и малого предпринимательства, что выше планируемого результата в 1,4 раза.

В области международной кооперации и экспорта реализуется приоритетный проект «Системные меры развития внешнеэкономической деятельности УР». Уже есть первые результаты - по итогам I квартала 2018 года число экспортеров увеличилось на 9,3%. Также с целью стимулирования экспортной активности хозяйствующих субъектов Удмуртия успешно прошла начальную фазу внедрения Регионального экспортного стандарта. В 2017 году объем несырьевого экспорта составил 319,8 млн долл. В 2018 году мы планируем увеличить его на 8%, к 2020-му на 18%, к 2025-му – на 43%. Для этого мы продолжим работу по следующим направлениям:

– создание правовой базы межрегионального и внешнеэкономического сотрудничества (стратегия, государственная программа, соглашения, меморандумы, протоколы и др.);

– увеличение количества экспортеров, в том числе за счет активного привлечения к экспортной деятельности малых и средних предприятий;

– создание инфраструктуры поддержки экспорта, расширение предлагаемых мер государственной поддержки;

– взаимодействие с зарубежными представительствами РФ, ассоциациями, отраслевыми объединениями.

Удмуртия стала одним из первых регионов, где компания «Мегафон» начнет внедрение инновационных проектов (умный светофор, умные парковки, умные счетчики, модернизация ФАПов) в рамках федеральной программы «Цифровая экономика».

В сфере производительности труда в 2019 году мы планируем войти в федеральную программу «Повышение производительности труда и поддержка занятости». Она предусматривает рост производительности труда на 30% к 2025 году за счет модернизации производств и внедрения технологий «бережливого производства».

– Удмуртия отлично представила себя на Петербургском международном экономическом форуме. Традиционно на нем представляется обновленный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов. Удалось ли продвинуться республике?

– В 2017 году Удмуртия заняла 28-е место среди 85 субъектов РФ и 7-е место среди 14 регионов ПФО. По сравнению с 2016 годом республика тогда поднялась на одну позицию. 25 мая 2018 года рейтинг был обновлен. Пока представлены 20 первых регионов, в их число мы не вошли. Окончательный список ожидаем позже, внимательно проанализируем его результаты и, в зависимости от цифр, скорректируем работу.

– Как в целом изменился за год инвестиционный климат в республике? Что планируется дальше делать для его улучшения?

– Инвестиционный климат – многогранное понятие, сочетающее в себе большое количество показателей. Если кратко, это создание благоприятных экономических, правовых и социальных условий для привлечения капитала. По всем этим направлениям Правительство УР ведет ежедневную предметную работу. Ее результатом являются совершенствование регионального инвестиционного законодательства, привлечение финансовых ресурсов от федеральных фондов и институтов, развитие инфраструктуры.

В 2017 году общие тенденции в экономике привели к снижению объема инвестиций. Несмотря на улучшение ситуации в I квартале 2018 года (рост инвестиций в основной капитал составил 1,5% с увеличением их объема до 13,1 млрд руб.), разрабатываются дополнительные меры по стимулированию инвестиционной активности. В настоящее время в Госсовет УР представлен на рассмотрение проект Закона УР «О внесении изменений в некоторые законы УР». А именно, в Закон УР от 5 марта 2003 года № 8-РЗ «О налоговых льготах, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности» и Закон УР от 27 ноября 2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в УР».

Документ предусматривает налоговые льготы для предприятий, реализующих инвестиционные проекты. Проектом закона также вносятся изменения в порядок предоставления налоговых льгот. Если раньше они предоставлялись в рамках конкурсного отбора, то с принятием закона их сможет получить каждый инвестор, заключивший договор с уполномоченным органом и реализующий специальный инвестиционный контракт, соглашение о ГЧП или концессионное соглашение. Законопроект предусматривает условие бюджетной эффективности, что позволит увеличить доходную часть бюджета Удмуртии. Исходя из практики предоставления налоговых льгот в 2011-2017 годах, 1 рубль льготы дает 3,3 рубля налоговых поступлений в бюджет УР от организаций, реализующих инвестпроекты. Помимо бюджетного эффекта, получение налоговых льгот является стимулирующим фактором для инвестора, так как за счет снижения региональной ставки по налогу на прибыль и налогу на имущество увеличивается доходность проекта.

Важным направлением повышения инвестиционной привлекательности является создание территорий опережающего развития. В 2017 году ТОСЭР появилась в Сарапуле, в реестр резидентов уже включены два проекта на общую сумму свыше 350 млн руб. с открытием более 200 рабочих мест. Рассматривается заявка города Глазова на получение аналогичного статуса.

Одно из главных условий привлечения инвестиций – обновление и развитие инфраструктуры. В декабре 2017 года Фонд развития моногородов одобрил заявку на софинансирование расходов на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов в Сарапуле. Общая стоимость составила 146,2 млн руб., из них 82,6 млн – средства фонда. 25 апреля 2018 года одобрена заявка Воткинска, общая стоимость объектов инфраструктуры составила 82,6 млн руб., из них 78,4 млн предоставит фонд. Благодаря этому к 2021 году в городе будут реализованы три инвестиционных проекта на сумму свыше 270 млн руб., дополнительно будет создано 273 рабочих места. В III и IV квартале 2018 года будут поданы еще две заявки из Сарапула и Глазова. В случае одобрения они помогут снять препятствия для реализации двух инвестпроектов на сумму свыше 750 млн руб.

– Почему так мало резидентов в ТОСЭР в Сарапуле? Что препятствует инвесторам?

– Препятствий для осуществления инвестиционных проектов на территории опережающего развития «Сарапул» нет. Часто заявки инвесторов отправляются на доработку ввиду предоставления неполного пакета документов, в частности, для формирования актуального бизнес-плана и расчетных таблиц к нему. В настоящее время рассматривается еще три проекта.

Что касается ситуации с готовыми проектами, существуют целевые показатели по количеству резидентов, в первый год функционирования ТОСЭР это семь. Нет сомнений, что мы выполним план. Два резидента у нас уже есть. Первый – проект ООО «СП «Техника» «Производство частей приборов для измерения». Объем привлеченных инвестиций составит 8,9 млн руб., будет создано 62 постоянных рабочих места. Уже в мае создано 28 рабочих мест, из них 15 мест для людей с ограниченными возможностями, объем инвестиций составил 2,4 млн руб. Второй – проект ООО «КомАР» «Создание производства стекловолокна и композитных изделий». Объем привлеченных инвестиций составит 350,5 млн руб., будет создано 150 постоянных рабочих мест.

– В каком состоянии находится республиканский реестр инвестиционных проектов: он расширяется или сжимается? Все проекты актуальны или есть такие, о которых уже можно забыть?

– В Реестр инвестиционных проектов Удмуртской Республики за два года было внесено 162 инвестиционных проекта, в том числе 105 в 2016 году и 57 в 2017-м.

Из них по состоянию на конец мая 2018 года исключены из реестра 39 проектов: по 15 завершена инвестиционная стадия, остальные исключены либо по инициативе самого инвестора, либо по причине отсутствия информации о ходе реализации проекта на протяжении более шести месяцев.

Нами актуализирована форма реестра, в частности, добавлены разделы о стадии реализации, дате изменения сведений об инвестиционном проекте, предоставленных мерах государственной поддержки, о видах экономической деятельности. По состоянию на начало июня 2018 года в реестре находится 187 проектов на общую сумму 230,5 млрд руб.

– В июле в Екатеринбурге состоится Международная промышленная выставка «Иннопром-2018». Журнал «Деловой квадрат», кстати, стал ее медиапартнером – первым и пока единственным изданием из Удмуртии, так же, как и V Российско-Китайского ЭКСПО, которое пройдет параллельно с форумом. А как будет представлена в Екатеринбурге в целом?

– «Иннопром» – главное событие в сфере промышленности в России. За четыре дня свои достижения и возможности представят более 600 компаний из 20 стран мира. Удмуртия, как один из крупных и развитых производственных центров страны, примет в нем активное участие. Ключевые сектора выставки – отрасли, в которых республика традиционно сильна, – металлообработка, автоматизация, машиностроение, технологии для энергетики. Поэтому главная цель, которую мы перед собой ставим, – продвижение промышленной продукции и возможностей наших предприятий, новые рынки сбыта и контракты.

В рамках выставки будет представлен стенд #СделановУдмуртии. Свою продукцию презентуют более 10 предприятий: АО «Элеконд», АО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг», АО «Чепецкий механический завод», АО «Сарапульский электрогенераторный завод», «Контрольно-измерительные приборы», ООО ПКФ «Сармат», ООО НПО «Гидросистемы», ООО ИЦ «Спецтехнологии», ООО «НовоСвет», ООО «Альтернативная энергия», ООО «БФГ Груп», АО «УК «Удмуртский машиностроительный кластер».

Направления, которым мы уделим особое внимание, – диверсификация и гражданская продукция предприятий ОПК, а также презентация решений в области промышленного дизайна. Уверен, выступим достойно.

Сергей Савинов

Здравоохранение Удмуртии – устойчивая площадка для развития>>>


Комментировать




Сергей Кривошеев: "НПЦ «Пружина» – один из самых привлекательных работодателей республики"

...

Иван Фокин: "Мы стали одними из лучших в Удмуртии по показателям цифровизации в сфере здравоохранения"

...

Павел Митрошин: "Наша цель - переход на пациентоориентированную модель развития отрасли"

...

Аркадий Гаврилов: "Мы оказываем медицинские услуги, не имеющие аналогов в Удмуртии"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"