Селдон
2018

«Учитель нового поколения»: цифровизация системы образования

Согласно принятой Правительством России программе «Цифровая экономика», к 2025 году система образования должна быть настроена так, чтобы готовить грамотных пользователей информационными технологиями, обладающих необходимыми компетенциями. Но цифровизация системы образования не может ограничиться созданием цифровой копии привычных учебников, оцифровкой документооборота и предоставлением всем школам доступа к скоростному Интернету. Должен меняться и сам подход к обучению, и учитель. Как проходит переход к цифровизации в школах, рассказывает начальник Управления образования Администрации Ижевска Светлана Петрова.

– Светлана Геннадьевна, переход на цифровую экономику является самым актуальным трендом в России. Насколько ему соответствует средняя школа?

– Современная школа должна научить ребенка жить в будущем, жить и работать в условиях цифровой экономики. Именно для этого необходимо меняться, развиваться. Чтобы вырастить успешного и результативного ученика, современный учитель должен работать на развитие креативного мышления, мобильности, умения работать в команде. Это такие качества, как открытость и инициативность, уникальные способности, творчество, готовность к непрерывному самообучению и развитию, умение жить в быстро меняющихся условиях, мобильность.

Дуг Белшоу, автор одной из концепций цифровой грамотности, выделяет восемь элементов этого направления, среди которых понимание культурного контекста интернет-среды, умение коммуницировать в онлайн-сообществах, умение создавать и распространять контент, навыки использования цифровых технологий для саморазвития.

Авторы разных концепций цифровой грамотности сходятся в одном: только понимание того, как устроена цифровая реальность, может научить человека контролировать «информационный шум» и сделать взаимодействие с цифровыми технологиями источником развития, а не стресса.

– Существуют ли в школах какие-то специальные или программные предметы, которые бы готовили детей к новому формату жизни и работы?

– Да, практически в каждом образовательном учреждении преподают информатику, робототехнику, информационные технологии, предметы по модели «один ученик – один компьютер», развиваются дистанционное и электронное обучение, проектная деятельность с использованием цифровых ресурсов, используются технологии мобильного обучения в образовательном процессе, облачные технологии, социальные сети.

В программе профильных классов общеобразовательных учреждений Ижевска есть такие предметы и инструменты, как основы программирования, облачный офис MicrosoftOffice 365, Простые механизмы, Scratch, основы схемотехники, Arduino, 3D моделирование и прототипирование, беспилотные системы, WR, «Умная одежда» и др.

В рамках перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования в школах города создаются современные информационно-библиотечные центры.

За полтора года реализации Федеральной целевой программы развития образования семь ижевских учреждений стали победителями и получили грант из федерального бюджета на реализацию проектов. Это школы №№ 24, 45, 56, 74, Гуманитарный лицей, НТЦ «Механик», СЮТ Устиновского района.

Ижевская школа № 74 и Гуманитарный лицей выиграли грант из федерального бюджета, благодаря которому в учреждениях появились самые современные центры.

В городе активно внедряется система ЛитРес – доступное и универсальное решение для современной школы, библиотека электронных книг и изданий.

– Про современных детей говорят, что они родились с гаджетом в руках. А насколько учителя в ижевских школах готовы к тому, чтобы обучать это поколение?

– Учителя готовы. Последний опрос, проведенный среди преподавателей школ Ижевска, показал, что 80 процентов педагогов готовы работать, внедряя цифровые технологии в образовательный процесс, готовы осваивать и применять дистанционное и электронное обучение, вести вебинары, транслировать опыт своей деятельности и учить посредством новых технологий. Во всех школах столицы организован переход на электронный журнал.

Ижевские учителя постоянно развивают свои профессиональные компетенции, используя, в том числе, дистанционные формы обучения, участвуют в конкурсах профессионального мастерства, где показывают высокий уровень подготовки.

Вот несколько примеров. Заместитель директора ижевской школы № 80 Наталья Котелина победила в республиканском конкурсе «Педагог Удмуртии – 2018». Председатель Ассоциации молодых педагогов Ижевска, учитель истории Школы кадетского движения стал финалистом Всероссийского конкурса «i-Учитель», а шесть молодых учителей Ижевска – лауреатами Всероссийского конкурса «Педагогический дебют – 2018». Мы гордимся тем, что в Ижевске живут и работают два лучших молодых учителя России. В начале апреля с Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» победителем вернулась Анна Калинкина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Школы «Гармония».

Эти результаты – яркий пример готовности ижевских учителей работать с современными детьми цифрового поколения.

Зная обо всех цифровых возможностях, которые сегодня предлагает техномир, педагоги постоянно ищут инструменты для улучшения образовательного процесса. Уже сейчас очевидно, что без технических и технологических нововведений системе общего образования не обойтись.

– Процесс обучения не замыкается на квалификации учителя. Нужны оборудованные классы, электронные дневники, интерактивные доски. Насколько школы Ижевска соответствуют этим требованиям?

– Учебные кабинеты постепенно оснащаются современным оборудованием. Установлены интерактивные доски и приставки, ведется электронный журнал, компьютерные классы оборудованы наборами LegoWedo и Lego EV3, 3D принтерами, наборами образовательной робототехники, лаб-дисками, документ-камерами, кабинеты биологии оснащаются цифровыми микроскопами, появляются лаборатории дистанционного обучения, цифровые лаборатории по химии и биологии.

Все общеобразовательные организации Ижевска бесплатно пользуются лицензиями на программное обеспечение согласно лицензионному соглашению MicrosoftSchool 3. В настоящее время все учебные заведения пользуются лицензионным антивирусным программным обеспечением.

Существенно улучшилась оснащенность школ средствами информационных технологий. Общее количество компьютеров в общеобразовательных организациях за последние пять лет увеличилось более чем в два раза. В настоящее время подключение к Интернету организовано во всех школах города. Услуга предоставляется единым провайдером, компанией «Ростелеком». Доступ к сети осуществляется с использованием системы контентной фильтрации, удовлетворяющей всем требованиям законодательства. 99% школ города подключены к сети по волоконно-оптическим линиям связи на скорости не менее 20 Мб/с. Это значительно выше, чем в целом по республике.

За последние десять лет почти в семь раз выросла доля компьютеров с выходом в Интернет. Сегодня перед нами стоит задача подключить к сети все школьные компьютеры.

Тем не менее, несмотря на достигнутые результаты и стремительный рост информатизации, задачу оснащения школ компьютерной техникой нельзя считать до конца решенной, так как 22% компьютеров в школах не отвечают современным требованиям, и только 18% общеобразовательных организаций города вышли на показатель «Оснащенность школ к 2020 году – 6 учащихся на один персональный компьютер». Это первоочередная задача.

– Многие учащиеся ижевских лицеев и гимназий участвуют в математических и ИТ олимпиадах. Какими их достижениями может гордиться Ижевск?

– Действительно, Ижевск зарекомендовал себя кузницей будущих кадров в области ИТ, робототехники, математики. Наши коллективы ежегодно становятся победителями и призерами международных, всероссийских и республиканских конкурсов и фестивалей, таких как Всероссийский фестиваль «Робофинист», Всероссийская робототехническая олимпиада и т.д.

В этом году ижевские школьники победили на X Всероссий-ском робототехническом фестивале «РобоФест 2018» (ProFest) в различных направлениях: РобоКарусель Игра (старшая категория) – 2-е место, МБОУ «ГЮЛ № 86»; РОБОSkАРТ. ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ – 3-е место, МБОУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества»; FLL JR – 1-е место в номинации «Самостоятельность и оригинальность», МБОУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества».

В Международном научно-техническом конкурсе-акселераторе «НТСИ-SkАРТ» победителем стала МБОУ ДО «Станция юных техников Устиновского района города Ижевска».

Ижевские старшеклассники из МБОУ ДО ДД(Ю)Т, МБОУ «ГЮЛ № 86» заняли весь пьедестал на всероссийской олимпиаде школьников по физике, которая прошла в МГУ имени М.В. Ломоносова.

Для достижения таких высоких результатов в Ижевске создана хорошая профессиональная база. Например, во Дворце детского (юношеского) творчества реализуются городские проекты работы с одаренными детьми «УникУм», «Робосфера». Также в городе работают ресурсные центры по 24 предметам учебного плана. Только в этом году занятия в этих центрах посетили более тысячи школьников из Ижевска и других городов и районов Удмуртии.

Одной из современных и открытых ресурсных площадок для города и республики стал ИТ-лицей № 24, который является центром образовательной робототехники в Ижевске. Сегодня ИТ-лицей № 24 – это «Школа высоких технологий – 2016», «Лучшая организация работы по внедрению ИКТ в образовательный процесс в общеобразовательной организации». Коллектив лицея – участник Международной программы MicrosoftShowcase, Международной программы педагогов-экспертов Microsoft, проекта «Реформатика».

Нет сомнений, что образовательные учреждения Ижевска соответствуют запросам нового времени, а учителя нового поколения помогают учащимся становиться частью нового мира, получать самые актуальные знания и умения для успешной адаптации в любых экономических обстоятельствах в будущем.

Родители школьников могут быть уверены, что после окончания школы их дети займут достойное место в постоянно меняющемся обществе.

Мария Наумова

УдГУ – вуз, который бережливо мыслит и учит этому других>>>


Комментировать




Андрей Фефилов: "Для наших клиентов мы намного больше, чем просто поставщик питания"

...

Бахруз Гумбатов: "Я хочу сделать округ «Союзный» лучшим в городе"

...

Евгений Сибиряков: "Все достижения ООО "УАТ" – это заслуга исключительно всего коллектива"

...

Михаил Черемных: "Не зубрить, а мыслить – по такому принципу строится образовательный процесс в Гуманитарном лицее "

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"