2018

Мировой рынок оружия. Когда тайное становится явным

В общем объеме мировой торговли рынок вооружений и военной техники занимает весьма скромное место. Однако его значимость определяется не сугубо коммерческими факторами. Торговля оружием является важным инструментом внешней политики, способствует продвижению интересов страны-экспортера по всему миру и, в конечном счете, воздействует на политические решения других стран.

Все вооружаются

Согласно оценке Jane’s Defence, в 2017 году мировые военные расходы составили 1,61 трлн долларов, увеличившись на 2% по сравнению с 2016 годом. При этом оборонный бюджет США по-прежнему составляет почти 40% от мирового.

Страны-лидеры по объему военных расходов в 2017 году (по прогнозным данным International Institute for strategic studies)

        

 

 

Объем военных расходов, млрд долл.

1                     

США

602,8

2

Китай

150,5

3

Саудовская Аравия

76,7

4

Россия           

61,2

5

Индия

52,5

6

Великобритания

50,7


 
Прошедший год не способствовал снижению напряженности в международных отношениях, а скорее наоборот – увеличил и без того длинный перечень взаимных претензий и раздражающих факторов.

В военный конфликт на Ближнем Востоке вовлечено подавляющее большинство стран этого региона, которые не только существенно нарастили закупки вооружений нового поколения, но и активно разрабатывают проекты по развитию собственного оборонно-промышленного комплекса.

Повышается спрос на оружие в Восточной Европе, в регионе Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, что отражает общую тенденцию роста военных бюджетов по всему миру.

По прогнозу Jane’s Defence, в 2018 году мировые оборонные расходы достигнут 1,67 трлн долларов, что на 3,3% больше уровня предыдущего года и по факту является самым большим увеличением за последние 10 лет. Этот рекорд большей частью обусловлен ростом оборонного бюджета США на 4,7%.

Среди регионов мира наиболее значительное расширение военных расходов наблюдается в странах Восточной Европы (особенно в трех балтийских государствах – Литве, Латвии и Эстонии), обосновывающих этот факт усиливающейся угрозой и военной активностью Российской Федерации.

При этом в самой России военный бюджет не только остается ниже своих пиковых значений 2015 года, но и продолжает снижаться – в 2018 году приблизительно на 8%.

В целом для стран НАТО целевым показателем является оборонный бюджет в размере 2% от ВВП, но только 8 из 28 государств обеспечат его выполнение – это Эстония, Латвия, Литва, Великобритания, Турция, Польша, Румыния и Греция.

Одновременно следует отметить, что военный бюджет Китая продолжит расти и, по прогнозам, увеличится еще на 6% от уровня 2017 года.

Большая пятерка

Общемировая тенденция увеличения государственных затрат на закупку вооружения и военной техники соответствующим образом ведет к расширению объемов экспорта и импорта продукции военного назначения.

По данным Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI), оружейный рынок в 2013-2017 годах по сравнению с 2008-2012 годами вырос на 10%.

В пятерку крупнейших экспортеров вооружений вошли США, Россия, Франция, Германия и Китай, на долю которых приходится 74% продаж.

США сохранили статус лидера глобальной торговли оружием, продав основные виды вооружений покупателям из 100 государств.

Благодаря контрактам, разработанным еще во времена президентства Барака Обамы, экспорт американского оружия достиг наивысших значений с конца 1990-х.

Доля США на оружейном рынке в 2013-2017 годах по сравнению с 2008-2012 годами выросла на 4% и достигла 34%. Основные клиенты США – Саудовская Аравия (18%), ОАЭ (7,4%) и Австралия (6,7%).

Значительную часть американского экспорта составляют ударная авиатехника последнего поколения, крылатые ракеты и другие высокоточные управляемые боеприпасы, а также средства противоракетной обороны.

Экспертами выделяется ряд конкретных причин, по которым мировые импортеры делают выбор в пользу американского оружия: комплексные условия сделок и надежность послепродажного обслуживания, политическое давление госаппарата США на торговых партнеров, а также хорошо развитая система государственного стимулирования экспорта.

Структуры поддержки экспортных продаж оборонной продукции начали формироваться в США еще до Второй мировой войны и успешно действуют вот уже в течение 60-70 лет (например, «Эксимбанк» был образован в 1936 году, Корпорация по товарным кредитам создана при Министерстве торговли США в 1930 году).

Ведущую роль в разработке и осуществлении государственной экспортной стратегии США играет Координационный комитет по содействию торговле, в который входят различные государственные агентства и ведомства.

Основными направлениями деятельности комитета являются либерализация доступа на зарубежные рынки, противодействие иностранным экспортным субсидиям, финансирование и страхование американской торговли и инвестиций, обеспечение американских экспортеров информационной, консультационной и другими видами помощи и т.д.

Экспортер номер два

Россия занимает устойчивое второе место после США, контролируя в разные годы до 50% различных сегментов рынка.

В 2017 году иностранным заказчикам поставлено продукции на 15 млрд долларов. Общий портфель заказов сохранился на уровне 50 млрд долларов (рекордный показатель в 56 млрд долларов достигнут в 2015 году), что обеспечено подписанием в течение 2017 года новых контрактов на сумму около 16 млрд долларов.

Российская военная техника пользуется устойчивым спросом и поставлялась более чем в 50 стран мира, а основными партнерами в сфере военно-технического сотрудничества остаются Индия, Китай и Вьетнам.

Начиная с 2012 года, когда объем российского экспорта превысил 14 млрд долларов, этот показатель остается относительно стабильным, несмотря на все ограничения и сложности.

Ответственные федеральные структуры России не скрывают, что главной задачей прошедшего года было удержать достигнутые позиции в условиях беспрецедентного и неприкрытого давления на страны-импортеры российского оружия. Речь идет, прежде всего, о США, которые, как считают военно-дипломатические источники, пытались затормозить российские проекты с Индией, Египтом, Ираком, Вьетнамом и другими странами, угрожая им санкциями.

Возможно, такие угрозы не прошли полностью бесследно. По данным SIPRI, доля России на мировом оружейном рынке в 2013-2017 годах сократилась на 4%, а именно – с 26% до 22%.

Впрочем, сами эксперты SIPRI выражают сомнение, что давление со стороны США уже успело отразиться на статистике. Скорее всего, ключевой причиной уменьшения доли России стало сокращение импорта со стороны нескольких важных клиентов. Например, экономический кризис в Венесуэле повлек снижение объемов закупок оружия почти на 40%. По разным причинам сократились поставки в Алжир и Китай.

Основной объем поставок в 2017 году пришелся на традиционных российских партнеров.

В Китай были поставлены истребители Су-35 (по контракту 2015 года стоимостью свыше 2 млрд долларов), вертолеты Ка-32А11ВС, а также продолжилась передача авиационных двигателей Д-30КП2 и РД-93. Пекин постепенно переходит к самостоятельному выпуску оружия и все больше формирует запрос на интеллектуальную составляющую в ущерб товарным поставкам.

Для Индии продолжилась поставка запчастей к танкам Т-72, двигателей АЛ-31ФП и подкалиберных 125-мм снарядов «Манго». Ремонтировались вертолеты Ми-17В-1, а также была продолжена модернизация истребителей МиГ-29 до уровня МиГ-29UPG. При этом в 2017 году с Индией не было подписано ни одного крупного контракта, хотя некоторые соглашения (например, на поставку вертолетов Ми-17В-5) находятся в финальной стадии согласования. Анализируя текущее состояние российско-индийского сотрудничества, необходимо учитывать менталитет партнера и особенности его подхода к ведению переговоров. С выводами не следует спешить, и если с Индией будут подписаны хотя бы половина из подготовленных контрактов, одно это обеспечит половину от текущего годового объема продаж.

Вьетнам получил фрегаты проекта 11661Э и построил при помощи российских специалистов два ракетных катера проекта 12418.

В Алжир поставлены истребители Су-30МКА (в завершение контракта 2015 года), вертолеты Ми-28НЭ, а также завершен контракт на танки Т-90СА. Помимо этого, знаковой стала поставка бригадного комплекта оперативно-тактического комплекса «Искандер-Э». Алжир стал вторым получателем этой системы (первая экспортная поставка была осуществлена в 2016 году в Армению).

Египту продолжили поставляться истребители МиГ-29М/М2 и вертолеты Ка-52.

Африка сохраняет свои позиции, ограничивающиеся лишь платежеспособностью. Большая часть поставок приходится на недорогие обычные вооружения, боеприпасы и запасные части.

Большая поддержка по линии ВТС была оказана и партнерам России по ОДКБ: Киргизии поставлялись БТР-70М, Таджикистану – вертолеты Ми-24, Ми-8, танки Т-72Б, Белоруссии – ЗРК «Тор-М2К» и вертолеты Ми-8МТВ-5, Казахстану – вертолеты Ми-35М и Ми-171Ш, а также истребители Су-30СМ.

Поставки вооружений и военной техники осуществлялись практически во все регионы мира. В частности, Кения и Мали приобрели вертолетную технику, Ангола – самолеты Су-30К, Никарагуа – Т-72Б1, а Уругвай – бронеавтомобили «Тигр» и «Медведь».

Несмотря на сложную международную обстановку и санкции, отмечены и реализованы контракты со странами Евросоюза: для Венгрии отремонтированы четыре Ми-8, Греции поставлены запчасти для ЗРК «Оса», «Тор-М1» и С-300ПМУ-1, Чехии – коллиматорные и оптические прицелы. Тем не менее сотрудничество со странами Европы остается на минимальном уровне, и восстановить рынок даже в случае отмены ограничений будет нелегко.

Россия в 2017 году обрела и принципиально новых партнеров по военно-техническому сотрудничеству, в том числе из тех стран, которые раньше покупали и продолжают покупать оружие в США.

Одним из наиболее значимых политических и переговорных достижений является контракт с Турцией на поставку четырех дивизионов зенитной ракетной системы С-400 стоимостью около 2,5 млрд долларов.

К особо важным следует отнести и пакетное соглашение с Саудовской Аравией, включающее в себя как поставку российских вооружений и военной техники, так и локализацию производства оборонной продукции.

Отдельно необходимо упомянуть контракт с Ираком на поставку крупной партии танков Т-90С/СК.

Также российские переговорщики отмечают значимость контракта на поставку ЗРПК «Панцирь-С1» Экваториальной Гвинее и расширение сотрудничества с Мьянмой (согласована покупка самолетов ЯК-130 и Су-30СМ).

Вызовы

Тем не менее нельзя не отметить усиливающуюся конкуренцию на мировом рынке со стороны других стран-поставщиков, постепенно накапливающих компетенции по производству военной техники высокого качества и отвоевывающих свои собственные рыночные ниши.

По итогам 2017 года крупнейшими импортерами оружия оказались Индия, Саудовская Аравия, Египет, ОАЭ и Китай, которые в совокупности закупают 35% продаваемых вооружений.

За последние десять лет страны Ближнего Востока удвоили импорт оружия и приобретают 32% всего мирового объема продаваемых вооружений и военной техники.

В Южной Азии спрос на оружие подпитывается, прежде всего, напряженными отношениями Индии с одной стороны и Пакистана и Китая с другой, а также многочисленными внутренними конфликтами в других странах.

Среди других важных тенденций – сокращение оборонных закупок в 2013-2017 годах странами Африки на 22%, странами обеих Америк – на 29%, европейскими странами – на 22%.

В 2018 году основным вызовом для российского государственного посредника АО «Рособоронэкспорт» станет сохранение набранных темпов контрактации. В течение прошедшего года велась активная маркетинговая работа, использовавшая, в том числе, результаты применения российской оборонной продукции в Сирии.

В частности, операция воздушно-космических сил России в Сирийской Арабской Республике инициировала предметные переговоры по закупке бомбардировщиков Су-32 (экспортная версия Су-34) и истребителей Су-35 с целым рядом стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Емкими и перспективными рынками обладают Индонезия, Саудовская Аравия, Индия и Катар. С этим странами предстоит масштабная работа по согласованию условий поставки крупных партий дорогостоящей военной техники, заказы на которую обеспечат загрузкой некоторые российские предприятия на годы вперед.

Не прекращаются попытки возврата в Ливан, проявляющий интерес к бронетанковой технике и противотанковым ракетным комплексам.

Для латиноамериканского региона наибольшими перспективами обладают продажи авиационной техники, включая учебно-боевые самолеты Як-130, многофункциональный фронтовой истребитель МиГ-29М, сверхманевренные многофункциональные истребители Су-30МК и Су-35. Помимо этого, иностранные заказчики проявляют интерес к российским вертолетам «Ансат», Ми-17, Ми-26Т2. Традиционно внимание иностранных партнеров в этом регионе привлекают российские комплексы ПВО, особенно зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1», а также ЗРК «Бук-М2Э» и «Тор-М2МК», переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла-С».

Представителей военно-морских сил стран Латинской Америки могут заинтересовать российские корабли и подводные лодки, такие как патрульный катер проекта 14130 «Мираж», малый сторожевой корабль (корвет) проекта 20382 «Тигр», а также большая дизель-электрическая подводная лодка проекта 636 «Варшавянка». Помимо России, эти подводные лодки состоят на вооружении флотов Китая, Вьетнама и Алжира.

Покровы сняты

Реализация всех вышеуказанных планов столкнется с угрозой санкций со стороны США, вступивших в силу с 29 января 2018 года. Введенные ограничительные меры могут стать серьезным сдерживающим фактором, поскольку любая страна, сотрудничающая с Россией в сфере торговли оружием, может сама попасть под санкции, если США признают заключенные оружейные контракты «существенной сделкой».

При этом США будет непросто вводить санкции в отношении государств-партнеров России. Более того, целый ряд союзников США закупает или намерен закупать вооружения в РФ. В первых рядах – Индия, Ирак, ОАЭ, Болгария, Индонезия, Колумбия, Бразилия, Марокко, Египет и Турция.

Публично администрация США заявила, что введение новых односторонних санкций в отношении российского оборонно-промышленного комплекса может и не потребоваться, поскольку даже уже действующие ограничительные меры вынудили ряд зарубежных партнеров РФ отказаться от планировавшихся закупок у России военной техники на несколько миллиардов долларов.

Впрочем, качество российского оружия, подтвержденное применением в реальных боевых условиях, не оставляет вопросов. В этом заключается основная причина, по которой вооружения и военная техника российского производства пользуются устойчивым спросом вне зависимости от непрекращающихся попыток дискредитировать имидж страны и оказывать давление на ее партнеров.

В ясно обозначенных намерениях США использовать любые доступные меры по ограничению российского экспорта продукции военного назначения фактически не содержится ничего нового, с чем бы РФ еще не сталкивалась при осуществлении ВТС. То, что раньше делалось скрытно, без привлечения внимания, всплыло на поверхность и обрело официальную публичную поддержку без лишнего лицемерия, пафоса и пространных разговоров о демократии.

Таким образом, хотя Россия и занимает твердое второе место по объемам поставок вооружений на мировом рынке, удерживать объемы продаж в денежном выражении в будущем будет труднее. Сохранение рынков сбыта необходимо обеспечивать не только предложением выдающейся по качеству и характеристикам продукции, но и целенаправленной разработкой мер по нейтрализации влияния санкционных ограничений.

При подготовке статьи использованы материалы сайтов:

armstrade.org, vpk.name, roe.ru, sipri.org, fsvts.gov.ru, kommersant.ru, rbc.ru, lenta.ru, ihs.com, tass.ru

Андрей Барышников

ЧМЗ. Вызовы нового времени>>>


Комментировать




Дмитрий Варачев: "Основа нашей стратегии - концепция производства быстрого реагирования"

...

Олег Бекмеметьев: "Положительные перемены стали отличительной чертой жизни Глазова"

...

Светлана Колесова: "Наши выпускники входят в элиту российской нефтяной промышленности"

...

Александр Петров: "В «Artes» обращаются люди, ценящие здоровье свое и своих близких"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"