Селдон
2018

ЖКХ: сделать по уму

Снизить расходы на воду и отопление, наладить контроль расхода электроэнергии, автоматизировать учет, чтобы каждую сумму в платежке можно было легко проверить, – об этом, без преувеличения, мечтает каждый многоквартирный дом. Решить эти задачи поможет цифровизация ЖКХ. Процесс внедрения цифровых сервисов в отрасли еще в самом начале пути, тем не менее в Удмуртии уже есть опыт, который может заинтересовать другие регионы. Своими соображениями по этому поводу с нами поделилась Олеся Лещенко, член экспертных советов при Минстрое РФ и Госдуме РФ, руководитель Ассоциации управляющих организаций «Новое качество», которая приезжала в Ижевск для ознакомления с лучшими практиками и участия в круглом столе «Управление многоквартирными домами. В фокусе Удмуртская Республика».

По единому стандарту

– Олеся Алексеевна, поделитесь своими впечатлениями от посещения Ижевска.

– Впечатления самые хорошие. Сразу видно, что управляющие организации используют для конкуренции не административный или финансовый ресурс, а действительно стремятся обеспечить высокое качество сервиса. Московские управляющие компании еще только начинают двигаться в этом направлении. В столице пока силен административный ресурс, на рынке много государственных компаний. В вопросах улучшения качества сервиса, клиентоориентированности, заботе о жилищном фонде многим московским компаниям стоит поучиться у ижевских.

– А что особенно понравилось?

– Многое. Мобильное приложение, которое разработала для жителей одна из управляющих компаний, с помощью которого одним касанием можно вызвать в квартиру мастера или передать показания узлов учета. «Умные» счетчики, которые сами передают показания. В подъездах домов, где мы побывали, установлены информационные стенды, есть специальные ящики для сбора показаний счетчиков. В моем доме, а он находится в центре Москвы, такого нет. Именно в подобных мелочах проявляется клиентоориентированность, и это доказывает, что в Ижевске действительно думают о людях.

– Вы считаете, что ижевские управляющие компании двигаются в нужном направлении?

– Я много езжу по стране – для нас важно понимать, как развивается рынок, как институционально развивать законодательство, а для этого нужно учитывать опыт, который сложился в субъектах. Поэтому я знаю, как работают УК в регионах.

В течение ближайших месяцев будет принято постановление Правительства России, которое установит базовые требования к сервису управляющей организации.

Минстрой РФ работал над этим документом около года, и наша ассоциация активно участвовала в этом процессе, предлагала свои новации. Так вот, в некоторых субъектах довольно болезненно воспринимают нововведения, и нам приходится объяснять, что при разработке этого документа учитывался опыт передовых управляющих организаций, которые уже так работают. Мы рассказываем руководителям УК и надзорных органов, что нужно сделать, чтобы поэтапно перейти к применению новых стандартов обслуживания жилья, и как сделать это безболезненно. В Ижевске мы увидели, что все уже работает, никаких проблем ни у управляющих организаций, ни у жил-инспекции, ни у жителей здесь не будет.

– Какие еще изменения жилищного законодательства нас ждут в ближайшее время?

– Все изменения будут точечными – это своего рода донастройка законодательной базы, так как все понимают, что никакие кардинальные перемены в жилищном законодательстве сегодня не нужны. На повестке стоят два больших и важных документа, касающихся деятельности управляющих организаций и обслуживания многоквартирных домов. Работа над ними в Минстрое РФ уже ведется.

Первый – это методика формирования расчета размера платы за жилое помещение.

Недавно Президент России Владимир Путин, выступая на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, потребовал навести порядок в системе платежей за жилищные услуги. Речь идет о тарифах на содержание и обслуживание жилья, которые, в отличие от коммунальных, не регулируются на федеральном уровне. Но сделать это сегодня, не нанеся вреда экономике управляющих организаций, очень сложно. Ведь, чтобы устанавливать какие-то пределы цен, нужно понимать, за что конкретно будет платить потребитель. Иными словами, каким должен быть базовый пакет услуг управляющей компании.

Существующие в данный момент нормативные акты не раскрывают этот вопрос в полной мере. Поэтому речь о необходимости прийти к некоему общему знаменателю. То есть разработать и принять стандарты услуг в сфере управления многоквартирными домами, о которых я уже говорила. Такой стандарт Минстроем подготовлен, и, вероятно, в ближайшее время документ будет принят. В нем регламентируются очень многие аспекты деятельности УК. Например, там прописан регламент по приему заявок от жителей, есть нормы локализации аварий, вводятся определенные требования к внешнему виду технического персонала, работающего на выезде, устанавливается максимальное время дозвона в аварийно-диспетчерскую службу и еще много интересного и полезного.

– Но каким образом все это можно положить в основу ценообразования? Ведь многоквартирные дома разные, и стоимость их обслуживания, соответственно, тоже не может быть одинаковой…

– Как раз эта методика, понятная, одна на всю страну, должна ответить на эти вопросы для всех – и для муниципалитетов, которые с этим работают, и для управляющих организаций, и для проверяющих органов, и вообще для каждого. Документ будет содержать правила расчета цен за жилищные услуги и минимальный перечень услуг и работ, которые необходимы для того, чтобы многоквартирный дом содержался в порядке.

На основании этих методологических рекомендаций муниципалитеты будут рассчитывать и принимать тарифы на жилищные услуги. Применять же их будут только для тех для домов, собственники которых не смогли договориться со своей управляющей организацией, не определили вместе смету расходов на содержание жилья и текущий ремонт. Или для домов, которые не выбрали способ управления домом, и для них муниципалитет объявляет конкурс.

Для активных собственников эта методика будет своего рода ориентиром, чтобы понимать, из чего формируются затраты на содержание и обслуживание жилья.

Еще один важный документ, который сейчас разрабатывается, – правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. Последний раз такой нормативный акт принимался еще в начале 2000-х. Он устарел, по нему есть постановления суда о том, что его можно применять лишь частично. Время идет вперед, технологии, с которыми работают управляющие организации, тоже меняются, понятно, что документ требует обновления. Но тут, я думаю, никаких революций не будет. Главное, рассчитать все таким образом, чтобы не было лишней нагрузки на граждан, чтобы квартплата не выросла.

Сантехник уходит «в облака»

«Умные» счетчики, которые сами передают показания в управляющую компанию, приложение для смартфона, с помощью которого можно вызвать сантехника, «добавить в друзья» директора своей управляющей компании, – все это сегодня есть в Ижевске.

Перед круглым столом, участие в котором приняли представители Министерства строительства, ЖКХ и энергетики УР, Госжилинспекции УР, Администрации Ижевска и управляющих компаний, главный государственный жилищный инспектор УР Марат Исмагилов ознакомил московских экспертов с опытом Ижевска в области цифровизации непосредственно на местах – в клиентских офисах управляющих организаций и на объектах жилого фонда. В качестве образцово-показательных были выбраны управляющие компании «ЖРП № 8» и «УК-Ижкомцентр».

– Наша компания старается предоставлять максимальный уровень сервиса, именно поэтому по нашему заданию было разработано специальное мобильное приложение для смартфона, – рассказал генеральный директор ООО «ЖРП 8 ГРУПП» Фарит Губаев. – Вызвать мастера, приложив к заявке фотографию, передать показания узлов учета – все это можно сделать в одно касание.

Система оповещения позволяет жильцам быть в курсе проводимых работ в доме и иметь под рукой удобный справочник с телефонами аварийных служб. Мобильное приложение – это разработка ижевских программистов.

Скачать и установить его можно бесплатно. С каждым днем приложение пользуется все большей популярностью. По нашим данным, сегодня им пользуются более трех тысяч человек, а количество скачиваний достигло пяти тысяч.

В УК намерены развивать приложение. В планах наделить его функциями диспетчерской службы, чтобы жильцы со своего смартфона могли не только подать заявку, но и отслеживать ее выполнение. Сантехникам и электрикам будут выданы служебные смартфоны, чтобы они получали заявки от жителей в режиме «онлайн» и оперативно их выполняли, не заходя за нарядом в офис управляющей компании.

Счетчики «умнеют» на глазах

Еще одно направление, которое сегодня активно развивается в ЖКХ Ижевска, – это установка в МКД автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов. Проще говоря, это «умные» счетчики, которые сами передают показания в офис управляющей компании.

– В прошлом году мы начали внедрять на наших домах систему диспетчеризации индивидуальных приборов учета, – отметила директор ООО УК «ЖРП № 8» Ирина Плигина. – В общих чертах это работает так. В подвале дома устанавливается специальный блок, на который со всех электросчетчиков передаются показания, там они обрабатываются, а затем отправляются на наш сервер. То есть система автоматически снимает показания с общедомовых и индивидуальных приборов учета и присылает диспетчеру, а он проверяет данные и отправляет бухгалтеру для оформления платежных документов. Никаких проблем со снятием показателей, никакой суеты. Точные цифры в нужное время!

Помимо прочего, такая система повышает качество работы УК. Специалисты видят, какие приборы вышли из строя, быстро выявляют причину неполадок, устраняют имеющиеся проблемы. Проект реализован уже в трех многоквартирных домах, причем не новостройках, а обычных пятиэтажных «хрущевках». Сегодня это делается за счет средств, которые жители платят по статье «текущий ремонт». Но коммунальщики выступают за то, чтобы внести их в перечень работ по капремонту.

Оснащением МКД системами автоматизированного учета ресурсов занимаются и ООО «УК-Ижкомцентр».

– Весь наш жилой фонд сегодня оприборен, – сказал директор ООО «УК-Ижкомцентр» Андрей Зиновьев. – Сейчас мы переходим к следующему этапу – устанавливаем «умные» счетчики. Мы уже оборудовали системами беспроводного учета электроэнергии и воды «СТРИЖ» два многоквартирных дома. Для этого установили две вышки радиосвязи, которые покрывают район, и сейчас их тестируем. Система разработана одним из резидентов «Сколково».

Сбор показаний со всех счетчиков в доме теперь занимает меньше минуты, а встроенный детектор моментально оповещает диспетчера в случае аварии или утечки.

Коммунальщики не скрывают, что цифровизация не дешевое удовольствие. Например, один «умный» счетчик воды обходится в три тысячи рублей, а в квартиру их нужно как минимум два. Индивидуальный прибор учета электроэнергии стоит около двух тысяч рублей. Кроме того, нужны еще мощные серверы и специальное программное обеспечение. Но эти затраты окупаются.

– Уже сегодня мы видим, что по этим двум домам нам удалось значительно снизить плату за общедомовые нужды. Поэтому мы намерены продолжать работу, – отметил Андрей Зиновьев.

«Добавить в друзья»

Ижевские управляющие компании используют в своей работе и интернет-ресурсы.

– У нашей компании есть свой сайт в Интернете, где мы размещаем всю необходимую для жителей информацию: адреса и телефоны офисов и служб, отчеты о проведенных работах и сбору средств за капремонт, новости законодательства и многое другое, – подчеркнул Андрей Зиновьев. – Однако анализ показал, что посещаемость сайта небольшая, поэтому мы начали искать другие способы донести до жителей актуальную информацию. В итоге сделали ставку на соцсети, как на самые посещаемые ресурсы. Зарегистрировали странички нашей компании во всех самых популярных социальных сетях и начали общаться с жильцами напрямую. Наши сотрудники выкладывают там информацию о нашей работе, рассказывают об изменениях жилищного законодательства, отвечают на вопросы и жалобы. Конечно, сначала на нас обрушился шквал негатива, но со временем начал налаживаться конструктивный диалог. Люди поняли, что мы реагируем на замечания, прислушиваемся к их мнению.

Такое интерактивное общение пошло на пользу всем. УК «разгрузила» свои клиентские офисы: многие вопросы, которые возникают у людей, сегодня решаются удаленно. Удобно и жителям: им не надо ходить в офисы, писать заявления, чтобы решить какую-то коммунальную проблему. Все это благоприятно сказалось на имидже компании и позволило сократить расходы – жилой фонд, обслуживаемый УК, за три года вырос практически на треть, а штат сотрудников остался прежним.

– Меня радует, что ижевские управляющие компании активно занимаются установкой интеллектуальных систем учета ресурсов в жилых домах, – подвел итог главный государственный жилищный инспектор Удмуртии Марат Исмагилов. – Те же «умные» счетчики – это самый эффективный путь решения проблем с платой за общедомовые нужды. Уверен, что через три-четыре года каждый многоквартирный дом в столице Удмуртии будет оборудован подобными «умными» системами. Использование IT-технологий делает жизнь горожанина более удобной и комфортной.

УК "Жилфонд". ИжГТУ. Время профессионалов>>>

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Реклама

Если у вас течет кран и вы не можете самостоятельно найти причину и отремонтировать, то настоятельно рекомендуем вам заглянуть на портал   sovet-ingenera.com. Здесь вы сможете найти ответы на интересующие вас вопросы, а также получить много полезной и интересной информации на тему водоснабжения, отопления  и др.


Комментировать




Владимир Музлов: "У нас работают лучшие в Удмуртии специалисты в области офтальмологии"

...

Тамара Казанская: "С начала года к специалистам кадастровой палаты за помощью обратились уже 427 человек"

...

Вячеслав Максимов: "Про нас даже говорят, что в Удмуртии работают настоящие кудесники"

...

Елена Садовникова: "Наши услуги очень востребованы в Глазове и в районах северного куста"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"