2018

Женская повестка малого бизнеса

Социальную зрелость общества и государства можно измерять по-разному, в том числе наличием и высотой порогов, через которые нужно переступить женщине для своего самоутверждения в избранной ею сфере деятельности. О том, как этот процесс происходит в бизнесе, мы сегодня беседуем с Ларисой Бутенко – региональным куратором и координатором проектов Комитета по развитию женского предпринимательства Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России».

– Лариса Анатольевна, ваш комитет в «Опоре России» в эти дни отмечает свой третий год работы. Почему и для чего он был создан?

– Нашим президентом В.В. Путиным уже неоднократно ставилась задача увеличить количество субъектов малого и среднего бизнеса. В своем последнем послании Федеральному собранию он также назвал развитие малого предпринимательства «масштабным резервом экономического роста» и выставил очень высокую планку: «К середине следующего десятилетия его вклад в ВВП страны должен приблизиться к 40 процентам, а число занятых здесь вырасти с 19 до 25 миллионов человек».

В связи с этим мы посчитали, что женское предпринимательство – это тот резерв, тот потенциал, который мы в нашей стране еще не раскрыли и используем в очень малой мере. А это не только экономический, но и социальный потенциал. По нашим данным, 86% женщин в России хотят заниматься предпринимательством, но львиная их доля либо не знают, с чего и как начать, либо ограничены в средствах, либо не могут перешагнуть психологический барьер – неуверенность в своих силах. Между тем женщины выгодно отличаются гибкостью мышления, умением приспосабливаться к новым обстоятельствам, креативностью, при этом они не склонны к неоправданному риску и являются надежными заемщиками и пунктуальными налогоплательщиками.

– Вы нарисовали портрет идеального предпринимателя.

– Да, он во многом совпадает с социально-психологическим портретом российской женщины. Но возвращаюсь к вашему вопросу: наш комитет как раз и был создан для того, чтобы помочь женщинам и экономике страны реализовать потенциал женского предпринимательства, развивать его и в тех сферах, где женщины уже уверенно себя чувствуют, и в тех, которые им только предстоит осваивать. О значимости дела, за которое мы взялись, говорит и тот факт, что эта тема станет одной из обсуждаемых во время Второго Евразийского женского форума, который в сентябре этого года пройдет в Санкт-Петербурге и соберет делегатов более чем из 100 стран мира.

– Вы и другие руководители и члены комитета часто оперируете таким понятием, как «индекс женской предпринимательской активности». Что это за индекс, кто и как его считает, устраивают ли вас темпы его роста и как он помогает комитету в его работе?

– Когда мы начали свою деятельность, нам не на что было опереться. Мы не знали, где получить статистику и ключевые показатели женской деловой активности в России. Хотя в мире подобных исследований довольно много, и их заказчиками выступают органы власти, крупные корпорации или общественные объединения. Так пришла идея сделать свой – российский – индекс. Мы тщательно выбирали методику и остановились на той, которую разработали исследователи Калифорнийского университета, взяли ее за основу. Респондентами в нашем исследовании являются 1500 женщин из всех регионов России. 500 из них – действующие предпринимательницы, и 1000 – женщины не из бизнеса. Такое соотношение респондентов дает возможность понять главное для нас: что мешает нашим женщинам сделать первые шаги в предпринимательстве, а что, наоборот, помогает; как семья и близкое окружение реагируют на женщин-предпринимателей. На основе этих знаний мы разрабатываем и внедряем действенные меры, и если судить по росту индекса за последние два года, эти меры работают.

В четвертой волне индекса мы пилотно сделали и региональный срез, лидером стала Ульяновская область, в которой он оказался выше среднероссийского показателя. И это совершенно логично: в этом регионе разработаны беспрецедентные меры поддержки женского предпринимательства.

– Вы уже сказали, что по итогам исследования женской предпринимательской активности в 2017 году 86% женщин хотят заниматься предпринимательством. Но их сдерживают: а) отсутствие стартового капитала, и б) недостаток знаний и порожденная им неуверенность в себе. Есть ли какие-то региональные или федеральные программы, снимающие эти препятствия?

– В рамках нашего сотрудничества с Корпорацией МСП и кредитной линейки Банка МСП появился кредит со специальными условиями для женщин-предпринимателей. Ставка – 9,6%. В этом году мы совместно с банком УРАЛСИБ разработали уникальный для рынка продукт – кредит для начинающих. Что это значит? Девушка, даже не являющаяся предпринимателем, но имеющая желание и идею, может обратиться в банк, пройти определенные процедуры (обучение и составление типового бизнес-плана) и получить одобрение на кредит, затем официально зарегистрировать компанию и получить деньги на развитие дела.

В той же Ульяновской области в рамках региональной микрофинансовой организации кредит для женщин предлагают по ставке от 3-5%. В сфере образования мы реализуем не только проект «Мама-предприниматель», в конце марта стартует женский бизнес-акселератор с РЭУ им. Плеханова. Думаю, что это далеко не последние наши шаги, направленные на повышение уровня предпринимательских компетенций наших женщин.

– Можно подробнее о программе «Мама-предприниматель», тем более что совсем скоро она пройдет в нашей республике?

– Конечно. Наша обучающая программа «Мама-предприниматель» стартовала – это пятидневный интенсив с защитой проектов в конце. К ее реализации мы привлекли партнера – благотворительный фонд корпорации Amway «В ответе за будущее». Фонд выделяет гранты для победительниц этой программы. В 2016 году реализовали этот проект в шести регионах. В 2017 году к нам присоединилась Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП) – наш надежный партнер в развитии женского предпринимательства, и проект «Мама-предприниматель» стал федеральным. Он с успехом прошел в 21 регионе, по нему обучилось более 600 девушек, а победители получили в виде грантовой поддержки более 
4 миллионов рублей.
 
– Какой-то пример уже работающих проектов можете привести?
 
– Конечно, с удовольствием. Благодаря проекту в Приморском крае появился ЦСО «Близкие люди», который занимается уходом за пожилыми и маломобильными людьми; в Республике Башкортостан открылся логопедический центр «Король говорит»; в Ульяновске появилось производство детских кукол – и это лишь малая часть примеров, реализованных нашими участницами проектов, причем не только победителями, получившими грант.

В 2018 году в наших планах уже более 50 регионов, в мае он должен состояться в Удмуртии. Так что приглашаю всех женщин республики, у которых есть бизнес-идея, принять в нем участие.

– По доле женщин-руководителей Россия занимает 1-е место в мире, а по условиям для ведения бизнеса женщинами – 56-е (по словам председателя СФ В.И. Матвиенко, доля женщин-предпринимателей колеблется от 27 до 37%). Как вы считаете, в чем причина такого противоречия и что можно и нужно сделать, чтобы его устранить?

– Первая цифра говорит о высоком управленческом потенциале наших женщин, вторая – об их некоторой нерешительности в вопросе реализации себя в бизнесе. Хотя бизнес, безусловно, рискованнее, чем наемный труд. Плюс наши женщины, даже решаясь на предпринимательство, выбирают для себя традиционно «женские» направления: работа с детьми, уход, бьюти-сфера или общественное питание. Социальный бизнес в России имеет «женское» лицо – в нем занято около 80% женщин-предпринимателей.

Вторая цифра говорит о том, что женщине реализовать свой потенциал у нас пока сложно.

Мы считаем необходимым показать нашим женщинам перспективы в других отраслях, таких как IT, VR, ИИ, производство и экспортная деятельность. Для этого мы проводим круглые столы, рассказываем истории успеха, обучаем женщин и внедряем женскую повестку во все сферы предпринимательства.

– Послание Президента РФ и Стратегия развития 2030 предусматривают увеличение доли малого бизнеса в экономике страны с нынешних 19 до 40%. Как вы считаете, какую роль в этом росте должны сыграть женщины-предприниматели?

– Считаем, что большую.

Фактически женщины – это неиспользованный потенциал для роста субъектов российского малого и среднего бизнеса. Кстати, это общемировой тренд. О росте предпринимательской активности за счет вовлечения женщин говорят и президент США, и премьер-министр Японии, вопрос о том, как достичь гендерного баланса в экономике, обсуждают на крупнейших экономических форумах мира.

– Эксперты Всемирного экономического форума отнесли исчезновение гендерного неравенства в бизнесе аж на 2095 г. У России есть шансы пройти этот путь быстрее?

– Мы уверены, что да. Есть страны с такими социокультурными особенностями, которые требуют от женщины одного – выполнять строго отведенную ей роль хранительницы очага. Мы в течение прошлого века во многом избавились от такого исторического наследия. Сегодня надо лишь немного помочь нашим женщинам увидеть пути самореализации через предпринимательство, разрушить стереотипы и научить строить эффективную и «живучую» бизнес-модель. И тогда мы – я в этом глубоко убеждена – станем свидетелями взлета российского малого бизнеса и экономики в целом.

– Спасибо, уважаемая Лариса Анатольевна, за интересную и очень содержательную беседу. Примите наши искренние поздравления с Международным женским днем 8 Марта. Надеемся встретиться с вами и вашими коллегами в мае в столице нашей республики и продолжить разговор.

Виктор Чулков

Бутик "La Scala". Территория успеха>>>


Комментировать




Сергей Кривошеев: "НПЦ «Пружина» – один из самых привлекательных работодателей республики"

...

Иван Фокин: "Мы стали одними из лучших в Удмуртии по показателям цифровизации в сфере здравоохранения"

...

Павел Митрошин: "Наша цель - переход на пациентоориентированную модель развития отрасли"

...

Аркадий Гаврилов: "Мы оказываем медицинские услуги, не имеющие аналогов в Удмуртии"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"