Селдон
2018

Российский авторынок: осторожный оптимизм

Стагнация в экономике, снижение цен на нефть, ослабление рубля, санкции против РФ – все это способствовало падению рынка продаж автомобилей в России: в 2014 году на 10%, в 2015-м – на 37,5%, в 2016-м – на 11%. Но в первом квартале 2017 года российский авторынок оживился и начал расти, хотя и небольшими темпами. По итогам 2017 года, продажи автомобилей увеличились на 11,9% по сравнению с 2016 годом. За весь прошлый год в России было продано 1 595 737 машин (на 169 946 больше, чем в предыдущем). Для автопроизводителей такой результат означает надежду на положительную динамику в ближайшее полугодие. Уже сейчас эксперты строят прогнозы о том, как будет развиваться российский авторынок в наступившем 2018 году.

Вверх. Медленно, но верно

В начале 2017 года на российском автомобильном рынке было отмечено падение уровня продаж на 5% по сравнению с январем 2016 года. Но уже в марте покупательская активность заметно увеличилась, потребители смирились с новой ценовой реальностью, и продажи выросли на 9,4%. В июле темпы роста составили 18,6%, что ознаменовало позитивную динамику в последующие месяцы.

– Кажется, наконец проснулись покупатели из среднего класса, ободренные оптимистичными экономическими прогнозами и оценившие пакет государственной поддержки продаж, – прокомментировал ситуацию председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер. Он добавил, что российскому авторынку предстоит долгий путь возвращения к прежнему объему, но первый и очень важный шаг в правильном направлении уже сделан.

По данным АЕБ, в 2017 году впервые за пять лет российский автомобильный рынок вырос на 11,9%. В январе-декабре 2017 года в России было продано 1 595 737 автомобилей.

Отчасти увеличению продаж в прошлом году способствовали государственные программы льготного кредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Государственные льготы по кредитам заработали в июле 2017 года, и за два с лишним месяца в России по госпрограммам было продано 48 тыс. автомобилей. При этом целевой показатель в 58 тыс., по оценкам кредитных организаций, был достигнут досрочно уже к концу ноября 2017 года. К примеру, корейская компания KIA за 2017 год реализовала по госпрограммам более 8 тыс. автомобилей. Наибольшей популярностью пользовалась модель Rio, 52% которой было продано по программе «Первый автомобиль». Hyundai реализовала 4161 автомобиль, а Renault – более тысячи автомобилей.

Принимая во внимание социальную значимость обеих программ, Минпромторг России инициировал изменения в статью 217 НК РФ, в соответствии с которыми покупатели машин не будут платить НДФЛ за полученную 10-процентную скидку. Обе программы были востребованы на рынке и, учитывая общую динамику продаж, будут продолжены с целью поддержки автомобильной промышленности в 2018 году.

Несмотря на рост продаж, количество автодилерских центров в России за год сократилось на 2,9%, а всего за 2014-2017 годы обанкротилось почти 700 автосалонов. По мнению экспертов, на сегодня при таких объемах рынка существующая сеть избыточна. И даже если в наступившем году продолжится рост продаж, то, скорее всего, стоит ждать новых банкротств, учитывая, что многие автодилеры сейчас работают без прибыли или даже с убытками.

Second hand

На рынке подержанных авто также заметна положительная динамика продаж. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», в прошлом году объем рынка легковых автомобилей с пробегом составил 5 301,2 тысячи, что на 2,1% больше, чем за 2016 год (5 192,7 тысячи).

Лидером этого рынка традиционно остается марка Lada, на долю которой в 2017 году пришлось 27% от общего объема. Вместе с тем по сравнению с 2016 годом в прошлом году было продано на 0,2% меньше отечественных автомобилей.

Лучшей среди подержанных иномарок остается японская Toyota, на ее долю пришлось 11% от общего объема рынка легковых автомобилей с пробегом. Третье место занимает Nissan с долей 5,3% и с увеличением реализации на 3,1% по сравнению с 2016 годом.

Наибольшую динамику продаж в сегменте подержанных автомобилей в 2017 году показала корейская KIA, которая увеличила объем реализации на 15,3% (на 26 738 автомобилей) по сравнению с 2016 годом.

По итогам прошлого года на рынке авто с пробегом лидером продаж стал ВАЗ-2114 (155 503 автомобиля), на втором месте ВАЗ-2107 (141 172 автомобиля). Самой продаваемой подержанной иномаркой признан Ford Focus, который увеличил объем реализации по сравнению с 2016 годом на 3413 автомобилей, с общим объемом продаж – 132 731. При этом среди иномарок с пробегом наибольший рост продаж продемонстрировал Hyundai Solaris (+27,6%). Эта модель несколько лет подряд также входит в топ-10 первичного рынка.

По итогам 2017 года, наибольшее количество подержанных автомобилей было продано в Подмосковье (315,2 тысячи). Второе место по объему продаж заняла Москва (296,9 тысячи). На третьем месте Краснодарский край (266,7 тысячи). Отметим, что Удмуртская Республика не вошла в топ-30 регионов РФ по объему рынка легковых автомобилей с пробегом.

Победы АвтоВАЗа

За минувший год АвтоВАЗ реализовал на территории России на 17% больше автомобилей Lada (311 588), чем годом ранее (266 296), что помогло производителю завоевать 20,5% доли рынка, и это лучший результат за последние шесть лет.

По итогам 2017 года четыре модели Lada вошли в топ-10 самых продаваемых автомобилей в России. Так, Lada Granta заняла вторую строчку в рейтинге с количеством 93 686 автомобилей, Lada Vesta на 4-м месте (22 117 автомобилей). Обе модели были произведены на автомобильном заводе «Lada Ижевск».

Стоит отметить, что за прошедший год объем продаж «Весты» увеличился на рекордные 40,1%. Кроме того, эта модель стала лауреатом премии «Автомобиль года» и победила на российском автомобильном форуме RAF 2017 в номинации «Лучший продукт года». В июне 2017 года Ижевский автозавод отметил выпуск 100-тысячного седана. Сегодня на предприятии выпускаются Lada Vesta, Lada Vesta SW и Lada Vesta SW Cross.

8-ю и 9-ю строчки рейтинга самых продаваемых автомобилей в РФ занимают Lada Largus и Lada Xray с объемами продаж в 33 601 и 33 319 авто соответственно. Отметим, что Lada Xray стала лидером по темпам роста в 2017 году среди всех проданных новых автомобилей. За минувший год объем продаж этих автомобилей вырос на 67%.

По мнению аналитиков, таких объемов продаж в 2017 году концерну «АвтоВАЗ» удалось достичь в основном благодаря государственной поддержке. В прошлом году 45% машин марки Lada было реализовано с использованием госпрограмм (утилизация, трейд-ин, «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль»), которые рассчитаны, прежде всего, на поддержку отечественного автопрома. Вместе с тем 38% покупателей отдали предпочтение фирменной программе автокредитования – Lada Finance.

Будущее авторынка

Цены на автомобили будут расти и в 2018 году, уверены представители автоконцернов. «АвтоВАЗ» уже повысил цены на Lada Vesta в базовой комплектации на 3,2%, а Lada Granta выросла в цене на 1,6%. Ford поднял цены на Fiesta на 1,8-2,3%. Автоконцерн KIA увеличил цены в среднем на 0,8%, Mitsubishi – на 2% по некоторым моделям, у Toyota подорожали на 2% RAV4 и Corolla. В компании Nissan также не исключают планового повышения цен.

В этом году рост цен на легковые автомобили, по прогнозам дилеров, может составить от 13 до 17%. Поэтому тем, кто задумался о приобретении автомобиля, откладывать покупку не стоит. Тем более что некоторые категории россиян могут воспользоваться выгодными условиями, предлагаемыми по госпрограммам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». В 2018 году на их реализацию выделено порядка 7,5 млрд рублей. Всего в 2018 году в рамках льготных кредитных ставок планируется продать 55 тысяч автомобилей.

Тренды

Чтобы понять, что ожидает российский авторынок в 2018 году, рассмотрим основные факторы, которые могут оказать на него косвенное воздействие.

Во-первых, по данным прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, разработанного Минэкономразвития РФ, реальные располагаемые доходы населения увеличатся на 2,3%, а реальная заработная плата – на 4,1%. Этот фактор может положительно сказаться на спросе и привести к увеличению объема продаж в бюджетном сегменте.

Во-вторых, в этом году продолжится действие госпрограмм льготного кредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», что также должно позитивно сказаться на динамике продаж автомобилей.

В-третьих, скажет веское слово отложенный спрос. Машины, купленные в 2011-2013 годах, пора менять, а их каждый год продавалось примерно 2,5 млн – этот фактор добавит веса в общую корзину продаж.

В-четвертых, имеет свой вес цикличное снижение кредитных ставок. Так, например, ставки по автокредитам за последнее время снизились с 13,2% до 11,95%, при этом доля автомобилей, проданных в кредит, составила 48,9%. Можно предположить дальнейший рост продаж автомобилей в кредит с учетом того, что в середине декабря 2017 года Центробанк РФ понизил ключевую ставку до 7,75% годовых. Кроме того, Банк России допускает возможность некоторого снижения ключевой ставки в первом полугодии 2018 года.

В-пятых, рост цен на нефть может оказать позитивное влияние на спрос. Согласно оптимистическому прогнозу Минэкономразвития при среднегодовой цене нефти 75 долларов за баррель в 2018 году автомобильный рынок может вырасти на 20% и достичь объема 1,75 млн единиц, что соответствует уровню 2010 года.

При пессимистическом сценарии, в котором цена нефти составит 55 долларов за баррель, объем авторынка может сохраниться на уровне 2016 года (1,45 млн новых авто). Это, по мнению аналитиков, будет свидетельствовать о стабилизации рынка.

Вместе с тем наиболее вероятным эксперты считают сценарий, при котором цена на нефть будет колебаться в районе 65 долларов за баррель. В этом случае продажи автомобилей в 2018 году могут вырасти не более чем на 10% до уровня 1,6 млн единиц.

К отрицательным факторам, которые могут повлиять на объем продаж автомобилей, относится возможное снижение курса рубля. Согласно прогнозу Минэкономразвития, в 2018 году ожидается понижение курса рубля к доллару США до 70,3 рубля за доллар. По мнению экспертов, в случае ослабления рубля цены на автомобили вырастут в среднем на 10-15%.

В 2017 году вступил в силу ФЗ о государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА – ГЛОНАСС», в котором сказано, что все автомобили, произведенные и ввезенные в РФ, должны оснащаться этой системой. В связи с этим можно предположить, что затраты на производство автомобилей пойдут вверх, что в конечном итоге приведет к увеличению розничной цены.

Свое влияние на стоимость автомобилей также окажет повышение на 15% утилизационного сбора, который оплачивают автопроизводители. В действительности же эти расходы лягут на плечи покупателей.

Заглядывая в будущее, эксперты в 2018 году прогнозируют увеличение объема продаж новых автомобилей на 10-15%, при этом основными драйверами роста будут господдержка и отложенный спрос. Но при девальвации рубля, падении цены на нефть и несомненном росте стоимости автомобилей эти прогнозы выглядят слишком оптимистично, что не дает полной уверенности в успехе положительного сценария продаж. Однако устойчивый прошлогодний подъем рынка дает надежду на дальнейший рост продаж в этом сегменте.


Удмуртия. В фаворитах – свои

В 2017 году в Удмуртии было куплено 63 690 легковых автомобилей. Это на 5% меньше чем в 2016-м (67 150). Снижение произошло за счет сжатия вторичного рынка – подержанных машин продано на 12% меньше (44,8 тыс. против 51,2 тыс. годом ранее). В то же время первичный рынок вырос на 15% – с 15,9 тыс. до 18,8 тыс. автомобилей. 70,6% новых машин куплено в кредит.

Самые популярные новые автомобили в республике – Lada. Причем с огромным отрывом лидируют модели, которые производятся только в Ижевске: на первом месте – Vesta (+46%), на третьем – Granta Liftback (-6%). В Удмуртии продано 3250 ижевских автомобилей (больше 17% новых машин) – жители региона доверяют своему производителю! В целом в топ-10 вошло сразу 6 моделей АвтоВАЗа. А с учетом того, что в рейтинг самых продаваемых вошли две модели Renault, можно констатировать, что альянс Renault-Nissan-АвтоВАЗ занимает доминирующие позиции на рынке Удмуртской Республики. И то же самое происходит на вторичном рынке – альянс вне конкуренции.

Итоги продаж говорят о слабости удмуртского рынка. У людей нет денег на автомобили. Спрос стимулируется за счет кредитных программ. А рост продаж Lada Vesta достигнут благодаря сочетанию новизны модели, относительной доступности и лояльности к Ижевскому автозаводу. Что ж, патриотизм – это хорошо!

Максим Владыкин

ИТС: бизнес, построенный на крепком фундаменте>>>


Комментировать




Сусанна Арутюнян: "ЛОР-отделение 1-й РКБ действительно лучшее и самое сильное в республике"

...

Алексей Шкляев: "Для нас юбилей – это возможность еще раз проанализировать тот путь, который мы прошли за 85 лет"

...

Лариса Руденко: "Мы готовы помочь каждой семье нашей республики"

...

Михаил Черемных: Когда город начинает движение, он становится интересен стране

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"