2018

Мягкая посадка для «оборонки»

Государственные программы вооружений на 2007-2015 и 2011-2020 годы дали толчок масштабной модернизации оборонно-промышленного комплекса, которая реализуется через федеральные целевые программы, в первую очередь – ФЦП развития ОПК на 2011-2020 годы. Программой развития вооружений на 2011-2020 годы, в рамках которой на техническое перевооружение ОПК предусмотрено около 3 трлн рублей, изначально предполагалось, что к 2020-му предприятия ОПК должны будут диверсифицировать производство и найти этим новым мощностям гражданское применение.

Запланированный поворот

В апреле 2016-го на съезде машиностроителей России Владимир Путин объявил, что в 2017 году загрузка ОПК в рамках гособоронзаказа достигнет максимальных значений и потом будет постепенно снижаться. – Рассчитываю, – сказал президент, – что оборонные предприятия используют накопленный потенциал для конверсии, диверсификации производства, наладят выпуск конкурентной и, подчеркну, высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Нужно думать об этом сегодня и предпринимать необходимые для этого шаги.

В сентябре 2016 года Президент России собрал специальное совещание по вопросам использования потенциала ОПК в производстве высокотехнологичной продукции гражданского назначения, где конкретизировал требования, указав, что перед ОПК стоит задача «увеличить долю продукции гражданского назначения до 50% к 2025 году». И отметил, что «ее объем должен увеличиться раз в шесть за это время». Вслед за ОПК такой же разворот придется совершить отраслям промышленности, которые обслуживают этот сектор.

Объемы госзакупок в рамках гос-оборонзаказа будут существенно снижены в самой ближайшей перспективе. Для ряда предприятий ОПК это вызовет серьезные сложности, связанные с сокращением либо остановкой производства, снижением рентабельности, переводом работников на сокращенный график, избавлением от непрофильных активов (в том числе социально значимых), банкротством предприятий, частичным нарушением кооперационных цепочек вследствие ухода из-за уменьшения объемов комплектаторов нижних уровней. В целом для страны это повысит угрозу социальной и политической нестабильности (сегодня на предприятиях ОПК занято около 2 млн человек, то есть 3% от общего числа работающих).

Задача диверсификации ОПК не имеет прямолинейного решения, сводящегося к указанию каждому предприятию организовать выпуск гражданской продукции. Выполнение обозначенной целевой установки отражает необходимость решения более системной задачи – повышения степени интеграции ОПК в народное хозяйство.

Сегодня ОПК в значительной степени продолжает оставаться «государством в государстве». Более того, в последнее время тенденция его обособления, выстраивания самодостаточного «натурального хозяйства» только усилилась: вертикально-интегрированные холдинги стремятся оставить все кооперационные поставки внутри себя, по минимуму привлекая внешних поставщиков. Во многом это связано с действующей системой ценообразования в рамках ГОЗ, когда на собственные комплектующие предприятие может получить 20% прибыли, а на покупные – только 1%. В результате при полном самообеспечении прибыльность предприятия составит 20%, а при 90-процентной доле покупных компонентов прибыль падает до 3%.

В то же время ОПК относится к числу сегментов российской экономики, сохранивших наиболее значимую часть производственного и интеллектуального потенциала в сравнении с другими сегментами обрабатывающей промышленности и сферами экономической деятельности.

Не скатиться в «конверсию»

ОПК может и должен играть важнейшую роль в развитии национальной экономики по следующим направлениям:

• научно-техническое развитие: трансфер технологий (в обе стороны), прорывные НИОКР. В развитых странах ОПК сегодня становится не только источником новых технологий для гражданских сегментов, но и активным их потребителем;

• квалифицированные кадры: ОПК является местом, где востребованы наиболее квалифицированные рабочие, инженеры, конструкторы. Он же выступает источником поддержания компетенций по работе с высокотехнологичными производствами в других сегментах экономики;

• развитие кооперационных цепочек: организации ОПК являются сердцевиной для формирования экосистемы высокотехнологичных компаний: поставщиков третьего-четвертого уровня комплектации, поставщиков оборудования и технологий, партнеров по производству гражданской продукции.

Подходы к тому, чтобы обеспечить более широкую интеграцию ОПК в ткань экономической жизни страны, предпринимались неоднократно и с переменным успехом. Впрочем, ранее задача формулировалась в парадигме так называемой конверсии – то есть как процесс сокращения выпуска военной продукции и высвобождения ресурсов для альтернативного использования. Но, как показала практика реализации конверсионных программ, такой путь приводит к низкой эффективности создаваемых производств и слабой конкурентоспособности выпускаемой гражданской продукции. В ХХ веке многие страны несколько раз проходили через подобные преобразования, причем они носили разный характер, как и их результаты.

У советской оборонки этот опыт оказался неудачным. Причина, как отмечают эксперты, заключается в том, что вместо того, чтобы стараться использовать научные, технологические, кадровые и другие ресурсы, сконцентрированные в оборонном секторе, для реструктурирования всей экономики, мы отнеслись к конверсии как к способу использования оборонных технологий для производства гражданской продукции. Но в советских военных технологиях перспективы гражданского применения изначально рассчитывались по остаточному принципу и поэтому оказались неконкурентоспособными.

Результатом такого подхода стало то, что мы увидели лишь имитацию конверсии – после краха СССР вместо гражданской продукции ОПК просто перестал выдавать ресурсы.

Точка отсчета

Ситуация в современной России принципиально отличается от той, что сложилась в СССР. ВПК Советского Союза ориентировался на ведение полноценной мировой войны, обеспечивая многократный запас техники на случай длительных боевых действий. В стране был гигантский избыток мощностей ОПК.
 

Гражданское производство в Советском Союзе тоже подчинялось военным целям. Типичный пример – сельскохозяйственная техника, производство которой создавалось с расчетом на то, чтобы быстро перестроить его на военные нужды. Из-за этого затраты на подготовку производства гражданской техники оказывались высокими, а адаптация – ограниченной.

Превалирование военных задач приводило и к ограничению номенклатуры гражданских товаров. Например, видовое разнообразие химической продукции зависело, прежде всего, от потребностей в военной химии, чем объяснялся перекос в структуре минеральных удобрений в сторону избытка азотосодержащих соединений. При этом уровень технологических и технических требований к гражданскому производству был существенно занижен по сравнению с военным.

В настоящее время в России нет избыточных военных мощностей – ОПК практически оптимален и по составу, и по масштабу. Поэтому конверсия должна быть не способом ликвидации военного производства, а способом его сохранения и преобразования производственно-технологического аппарата. Другой вопрос, как это сделать эффективно, чтобы гражданский сектор экономики тоже получил развитие. И это одна из основных проблем современной конверсии.

Текущая задача преобразования ОПК – это уже не столько задача разгрузки экономики от военной составляющей, как это было в 1990-е, сколько задача сделать маневр силами, средствами, компетенциями и кадрами ОПК таким образом, чтобы максимально использовать имеющиеся заделы, найти лучшие способы применения тому, что не пригодится для производства военной техники.

У российского ОПК есть важнейшая особенность, отличающая его от ОПК других стран, которая состоит в том, что наш комплекс с конца 1920-х строился как сугубо военный. И на многих заводах оборонная продукция составляет от 70 до 90% объема, а у некоторых – 97-98%. И это затрудняет проведение экономических и технологических маневров.

Установка на увеличение доли гражданской продукции в ОПК – это попытка решения в рамках государственной промышленной политики задачи создания фактически будущей структуры экономики России.

У большинства зарубежных компаний ОПК свыше половины объема производства составляет гражданская продукция. Поэтому нарастить выпуск гражданских товаров, когда сокращается военный заказ (а это происходит циклично), для них гораздо проще. При этом издержки в рамках единого комплекса могут переноситься с гражданского производства на военное, и наоборот. Как правило, издержки стараются переносить на гражданскую продукцию, потому что государством постоянно ставится задача сделать рост цен на военную продукцию ниже, чем реальная инфляция. Это возможно в разовых контрактах, но невозможно даже в среднесрочной перспективе по всей номенклатуре продукции. Реально это приводит к периодическим скачкам повышения контрактных цен, что вызывает недовольство и Минобороны РФ, и Военно-промышленной комиссии РФ.

Все это создавало и продолжает создавать серьезные затруднения при переходе предприятий российского ОПК на производство гражданской продукции.

Во-первых, при налаживании выпуска гражданской продукции предприятиями ОПК неизбежно встает вопрос о техническом переоборудовании (которое в силу узкой специализации производственных мощностей может оказаться нерентабельным либо вообще невозможным).

Во-вторых, на оборонных предприятиях может не оказаться соответствующих специалистов – как в инженерно-конструкторском корпусе, так и маркетингово-управленческом, что неизбежно ставит вопрос о переквалификации работников.

В-третьих, для выпуска гражданской продукции необходима техническая документация, которая продается в виде патентов и лицензий, их приобретение – это инвестиции, доступные не каждому предприятию.

В-четвертых, военный и гражданский секторы развили две различные технические и бизнес-культуры, сближение которых является отдельной проблемой.

ОПК нужно быстро и серьезно наращивать компетенции, необходимые для работы в рыночной логике.

Проблемы, сопровождающие увеличение доли гражданской продукции в ОПК

Все предприятия ОПК в отношении к конверсии можно разделить на три условные группы.

1 Предприятия, которые принципиально не вписываются в рынки гражданской продукции (ядерный оружейный комплекс, ракетные системы, специальные боеприпасы).

2 Предприятия, которые легко диверсифицируются и уже работают на гражданских рынках. Прежде всего, это предприятия, у которых доля производимой высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения составляет более 25%, на них созданы подразделения, специализирующиеся на организации производства и продвижении такой продукции. Предприятия этой группы способны самостоятельно нарастить выпуск высокотехнологичной гражданской продукции.

3 Предприятия, у которых традиционно доля гражданской продукции незначительна, не превышает 10% в общем объеме производства и реализации. Провести диверсификацию здесь возможно, но с большими затратами и серьезной реорганизацией. И таких предприятий в ОПК большинство.

Для предприятий, образующих третью группу, весьма проблематичен самостоятельный выход на рынок высокотехнологичной гражданской продукции. После неудачных экспериментов 1990-х попытки масштабного перепрофилирования на этих предприятиях были прекращены. Вероятность того, что их возобновление приведет к успеху, ничтожно мала.

Сложности, сопровождающие выход ОПК на рынок гражданской продукции

Обобщенные результаты анализа опыта (в основном отрицательного) деятельности в области производства и реализации гражданской непрофильной продукции предприятий ОПК третьей группы показывают следующее.

• Испытываются сильнейшие затруднения в позиционировании и продвижении гражданской продукции из-за неизвестности производителей и отсутствия брендов.

• Требуются существенные капиталовложения для преодоления барьеров вхождения в рынки с новыми продуктами.

• Ограниченность возможностей не позволяет действовать даже на региональном уровне и не дает реализовать рыночный потенциал, которым может обладать инновационная гражданская продукция.

• Возникает необходимость постоянного улучшения технического облика и дизайна продукции, снижения себестоимости, налаживания эффективного сервиса в условиях динамичного вытеснения с рынков устаревающих изделий и трудностей повторного выхода на рынки.

• Работа ведется в условиях высокой конкуренции со специализированными производителями. При этом предприятия ОПК не способны так же оперативно реагировать на изменения рыночных запросов и ценовой шкалы, как это делают конкуренты.

• Производство и реализация ряда изделий являются хронически убыточными из-за несоответствия существующей производственной системы уровню реального платежеспособного спроса.

• Имеются факты непродуктивной конкуренции между предприятиями внутри интегрированных структур ОПК в попытках становиться «финалистами», осваивать и выпускать идентичную гражданскую продукцию или изделия одного продуктового ряда.

• Структура научно-технических и производственных комплексов, задействованных в выпуске гражданской непрофильной продукции, развивается по остаточному принципу по отношению к ГОЗ, что определяет сдерживание объемов производства.

• Нехватка кадровых, финансовых, информационных и других ресурсов для безостановочного ведения перспективных гражданских разработок крайне отрицательно сказывается на сроках готовности изделий к выходу на рынок, их функциональных и качественных показателях.

• Отсутствует четкость в расстановке приоритетов при одновременном развитии нескольких направлений непрофильной гражданской продукции, отсутствует концентрация финансовых потоков для их осуществления, в ряде случаев происходит фактическое игнорирование реальных рыночных потребностей и т. д.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют, что у значительной доли предприятий ОПК на фоне устойчивого роста в профильной деятельности в выпуске гражданской продукции набрали силу негативные тенденции, характеризующие угрозу возникновения системного кризиса.

Сущность назревающего кризиса состоит в нарастающем несоответствии между масштабом созданного на предприятиях под централизованным руководством научно-производственного военного потенциала и стихийно складывающейся по остаточному принципу практикой децентрализованного управления процессами создания, позиционирования и продвижения непрофильной продукции на гражданских рынках.

Причины медленного развития производства гражданской продукции в ОПК

Основные причины кризисных явлений обусловлены следующими обстоятельствами.

Для большинства руководителей предприятий в силу сложившихся стереотипов процессы разработки, производства и реализации гражданской инновационной продукции, требующие масштабных инвестиций, по-прежнему остаются второстепенными. Производство продукции общепромышленного назначения организуется и осуществляется на фоне основной деятельности. По сравнению с выгодными военными заказами, выполняемыми в профильной области, доходы от реализации непрофильной продукции невелики, следовательно, малопривлекательны, особенно с учетом того, что на развитие этих бизнесов и позиционирование на новых рынках требуется значительно больше ресурсов.

На предприятиях распространен утилитарно-технологический взгляд на выпуск гражданских изделий как на временную вынужденную меру, призванную загрузить простаивающее оборудование и поддержать незанятый персонал. Такой взгляд является отражением унаследованного ОПК с советских времен пренебрежительного отношения к низкотехнологичному ширпотребу. Слабо осознается, что востребованными являются высокотехнологичные гражданские изделия оборонки. При этом сохраняется неоправданно завышенная самооценка научно-производственного потенциала предприятий. По-прежнему считается, что любое предприятие способно легко войти на любой непрофильный, но близкий ему по технологическим особенностям сегмент гражданского рынка, хотя опыт конверсии на предприятиях ОПК не дает для этого оснований.

Как правило, осваиваемое гражданское изделие максимально приспосабливается под существующие технологии и организацию производства, изменение которых считается недопустимым. Бытует неоправданно высокомерное отношение к присутствующим на этом рынке конкурентам в сочетании с нежеланием рассматривать выпуск непрофильной гражданской продукции в качестве полноценного бизнеса, равнозначного выполнению ГОЗ. Второстепенность подрывает конкурентоспособность и коммерческую эффективность гражданского производства. В этом заключается одна из важнейших управленческих проблем стратегического характера, предопределяющая возникновение системного кризиса.

Следствием второстепенности является соответствующее отношение к ресурсному обеспечению непрофильного направления, которое осуществляется по остаточному принципу. В результате оно значительно острее, чем другие, испытывает нехватку менеджеров, квалифицированных рабочих, ИТР и пр.

Зачастую отсутствуют объективные автономные оценки эффективности непрофильных направлений деятельности, что приводит к непрозрачности издержек, невозможности управления ими, образованию в составе предприятий и интегрированных структур ОПК дополнительных центров затрат и, в конечном счете, к неконкурентоспособной цене основной массы продукции.

Две крайности

Для непрофильного гражданского производства на предприятиях характерны две крайности – две полярные организационно-экономические модели.

Первая предполагает автоматический перенос структуры затрат профильного производства (включая условно-постоянные издержки и накладные расходы) на непрофильное. Результатом является неконкурентоспособная цена продукции гражданского назначения.

Вторая модель, напротив, ради поддержания конкурентоспособности изделий допускает перенос издержек с непрофильных изделий на профильную оборонную продукцию.

Обе эти модели неприемлемы для притока негосударственных инвестиций в инновационную деятельность и освоение производства высокотехнологичной гражданской продукции на предприятиях ОПК.

Вторая организационно-экономическая модель в последние годы породила еще одну проблему, состоящую в поддержании проблемных и кризисных производств непрофильной гражданской продукции за счет успешных оборонных, а также за счет инвестиций из федерального бюджета. В основе этой проблемы лежит тезис о безусловном сохранении и наращивании существующего научно-производственного потенциала предприятия без должной оценки экономической целесообразности. Считается, что решение проблемы состоит в субсидировании деятельности проблемных производств за счет перераспределения доходов от прибыльных контрактов внутри предприятия. Единственной разумной альтернативой этому является выдвижение в качестве стратегической линии поддержки только успешных высокотехнологичных непрофильных направлений, рост масштабов которых позволит организовывать новые рабочие места и производства.

Сами предприятия, сконцентрированные на выпуске военной продукции, объективно не обладают возможностями самостоятельного преодоления системного кризиса в силу его отраслевого структурного характера. Им требуется совершенствование нормативного регулирования в части трансфера технологий и коммерциализации созданных в организациях ОПК результатов интеллектуальной деятельности. Причем требуется снятие лишних барьеров не только в связи с использованием технологий, созданных в ОПК для выпуска продукции военно-технического назначения. Много сложностей все еще возникает и для использования в ОПК технологий и изделий, разработанных и применяемых в гражданских секторах.

Непринятие мер по устранению перечисленных проблем (инерционный сценарий) с наибольшей вероятностью приведет к следующим последствиям. На предприятиях ОПК третьей группы постепенно будет утрачена экономическая целесообразность освоения производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения. В силу снижения ГОЗ при отсутствии компенсации за счет роста производства гражданской продукции начнется неизбежное замораживание технологического уровня производства и постепенное устаревание и обесценивание основных производственных фондов, в том числе созданных при решающей доле средств ФЦП-1. Начнутся большие кадровые потери – как в количественном отношении, так и в качественном. Деградационные процессы породят социальные проблемы, особенно остро переживаемые на градообразующих предприятиях.

Такой сценарий для предприятий оборонной отрасли является неприемлемым.

Частный бизнес и ОПК

Многие из перечисленных проблем в ОПК России связаны с тем, что, с одной стороны, государство продолжает рассматривать его как исключительно собственную вотчину, не приветствуя и не особо поощряя появления там частных компаний. А с другой, руководители оборонных предприятий привыкли считать себя исключительно «государевыми людьми». В результате со стороны предприятий сформировалось ощущение, что власть не даст им пропасть, и это она должна за них придумать, как диверсифицировать деятельность, снабдить средствами для такого развития, обеспечить спрос на произведенную гражданскую продукцию.

Но чтобы добиться успеха на крайне конкурентном гражданском рынке, в сектор ОПК необходимо привнести предпринимательское начало. Это хорошо понимает руководство страны. Еще в 2012 году Владимир Путин говорил, что «развитие ОПК только силами государства неэффективно уже сейчас, а в среднесрочной перспективе экономически невозможно. Важно продвигать ГЧП в оборонной промышленности... Именно новые частные компании могут быть источником технологических прорывов, способных радикально изменять отрасль». Эту установку реализовать в полной мере не удалось. Инерция и традиции ОПК оказались сильнее.

Тем не менее увеличение роли частного бизнеса в ОПК необходимо. В современных условиях, когда смена технологий идет быстрыми темпами, внешняя обстановка резко меняется, а большая часть российской экономики является частной, трудно рассчитывать, что решить задачи противостояния имеющимся угрозам можно только за счет государственных организаций в ОПК.

Частный бизнес готов искать свое место в ОПК. Часть компаний уже работают в качестве поставщиков третьего-четвертого уровней. Они уже знают, как работать в сегменте ОПК, понимают его сильные и слабые стороны, технологические особенности, требования к поставщикам, порядок принятия решений.

Работа по выполнению оборонных заказов интересна для них по трем причинам:
 
• возможность получения заказа, позволяющего загрузить мощности и развернуть производство серийной продукции (частные компании считают крайне полезной задачей иметь некоторую долю оборонной продукции и в то же время отдают себе отчет в возможном снижении объемов таких заказов из-за изменений в бюджетной политике и поэтому стараются поддерживать баланс между военной и гражданской продукцией);
 
• возможность поддержания и развития направлений, связанных с производством высокотехнологический продукции (участие в работах по оборонной тематике позволяет формировать и развивать сильный профессиональный коллектив; на внутреннем рынке крайне мало гражданских предприятий, которые могут сформировать спрос на высокотехнологичную продукцию, поэтому работа с оборонными заказами становится условием сохранения таких производств в среднем и малом бизнесе);
 
• возможность развития новых технологических направлений, наработка новых компетенций (особенно если компаниям удается получить заказ не только на производство, но и на проведение НИОКР; в последующем новые разработки могут использоваться и в гражданской продукции).

Интересно, что частные компании не указывают в качестве привлекательного фактора высокую прибыльность при работе по ГОЗ, поскольку рентабельность таких контрактов ограничена, а ценообразование строго контролируется. Многие считают, что работа с гражданскими заказами может быть гораздо интереснее с точки зрения доходности – цены на продукцию двойного назначения в гражданском сегменте зачастую выше тех, по которым она продается государству.

Проблемы, возникающие у частных компаний в ОПК

Частные компании отмечают и возникающие проблемы при работе на ОПК. Статус участника реестра ОПК сам по себе связан с увеличением объема отчетности, запросов, документооборота.

Много сложностей возникает вокруг вопросов, связанных с формированием цены. По этому направлению ведется серьезный контроль, проходят многочисленные проверки, оформляется большой объем обоснований.

Компании отмечают и зачастую необоснованные, с их точки зрения, требования по корректировке уже согласованных цен.

Возникают обременения, связанные с организацией специальной системы управления качеством и военной приемки. Для компаний, которые постоянно работают с военными заказами и имеют серийный выпуск, это не составляет больших проблем. Однако для тех, чья продукция востребована эпизодически или малыми партиями, это может стать серьезным барьером. То же самое относится к достаточно сложной системе сертификации или к необходимости ведения спецсчетов в казначействе.

В качестве существенной проблемы называются трудности с поставками в рамках ГОЗ продукции, разработанной компанией самостоятельно и не прошедшей через этап военных опытно-конструкторских работ.

Частные компании сетуют и на то, что средства на техперевооружение, в отличие от предприятий с государственным участием, им не выделяются. Государство считает, что частные компании должны осуществлять инвестиционные затраты за собственный счет.

Частным компаниям фактически закрыта возможность стать головным исполнителем продукции. В этом не было бы ничего страшного, если бы интегрированные структуры не старались все поставки комплектующих по максимуму завязывать на себя. Сторонним поставщикам все чаще передают только те заказы, которые дочерние предприятия в принципе не в состоянии выполнить.

В развитие этой линии в последние годы набирает силы тенденция, связанная с попытками включить частные компании в состав государственного холдинга. Несмотря на критику эффективности интегрированных структур в ОПК, некоторые из них ведут агрессивную политику по поглощению негосударственных компаний.

Тем не менее, несмотря на все проблемы, приход частного бизнеса в ОПК во все больших масштабах неизбежен. Как показывает зарубежный опыт, в последние десятилетия активно развивается процесс диффузии гражданских технологий и компаний в сектор ОПК. Это не только дает импульс технологическому развитию сегмента, но и обеспечивает взаимное узнавание, вызывает появление совместных проектов. По мере расширения присутствия «предпринимательского» сектора в ОПК он сам начнет генерировать предложения по развитию взаимодействия с традиционными игроками в направлении гражданских рынков.

В Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН предлагают перевернуть задачу конверсии – не столько развивать гражданские производства на предприятиях ОПК независимо от степени их готовности, сколько развивать независимое гражданское производство, организуя его кооперацию с военным. Причем интеграцию не обязательно развивать на действующих площадях ОПК. Если появится кооперация, то компании, которые уже умеют работать на рынках, включая внешний, будут выступать заказчиками для оборонных предприятий.

Второй вариант, который предлагают эксперты ИНХП, – использовать предприятия ОПК как опытное производство для стартапов и малых инновационных предприятий. «Оборонщики» часто заточены именно на то, чтобы делать малые партии с хорошим качеством. Такие центры двойных технологий могут апробировать малые опытные партии на основе своих передовых технологий. «Оборонщикам» это может быть выгодно, плюс возникнет обмен технологиями.

Ключевая задача

На перспективу надо ставить задачу расширения числа поставщиков ОПК из частного бизнеса и снижения уровня участия государства в ОПК. Необходимо активнее продолжать процесс приватизации холдингов ОПК – именно эта задача ставилась в качестве стратегического ориентира при создании некоторых вертикально-интегрированных структур. Пока работа в этом направлении ведется в крайне ограниченных масштабах (в качестве примера можно привести Концерн «Калашников» и «Вертолеты России»). Начинать приватизацию надо с организаций, участвующих в более свободной, дешевой и дублирующейся кооперации второго-четвертого уровня, не затрагивая интеграторов верхнего уровня. По мере расширения присутствия предпринимательского сектора в ОПК он сам начнет генерировать предложения по развитию взаимодействия с традиционными игроками в направлении гражданских рынков.

Однако в системе ОПК должны произойти серьезные трансформации, обеспечивающие возможность интеграции в него предпринимательского начала. Следует провести селекцию по каждой организации ОПК в разрезе потенциала ее взаимодействия с предпринимательским сектором. Для кого-то частный бизнес станет всего лишь поставщиком комплектующих, а для кого-то – партнером по выходу на гражданские рынки.

Следующим шагом должно стать появление на базе тех организаций ОПК, у которых недостаточно высок уровень компетенции по работе на гражданских рынках, особой бизнес-единицы, ответственной за это направление. Она может быть создана либо путем формирования дочерней организации, либо за счет привлечения внешнего партнера на условиях аутсорсинга, либо через образование совместного предприятия. Формирование такой структуры целесообразно осуществлять преимущественно на средства негосударственных инвесторов или кредитных организаций. Одновременно в самой организации ОПК должно быть создано специализированное подразделение, которое бы обеспечивало «дружественный интерфейс» при взаимодействии с этой бизнес-единицей.

Для поддержки описанных процессов на федеральном уровне должен появиться Координационный центр по вопросам диверсификации ОПК. Рассматривая проблему диверсификации ОПК в комплексе, необходимо сосредоточиться на решении ключевой задачи: повышении степени интеграции ОПК в народное хозяйство.

Необходимо развивать систему поставщиков для ОПК из числа компаний, активно работающих в гражданском сегменте экономики. Для этого потребуется корректировать базовые правила игры в ОПК (в том числе на уровне системы ценообразования), создавая стимулы к аутсорсингу, экономии издержек. Именно таким путем удастся обеспечить устойчивое развитие ОПК в современных условиях.

Публикация подготовлена на основе доклада Экспертного совета председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ «Диверсификация ОПК: как побеждать на гражданских рынках», представленного на V Международном форуме технологического развития «Технопром».

Сергей Савинов

Воткинский завод. Многопрофильное предприятие>>>


Комментировать




Наталья Головкова: ДД(Ю)Т - ведущее учреждение доп.образования не только в Ижевске, но и в Удмуртии, а также за ее пределами

...

Анатолий Наумов: Среди главных принципов работы предприятия – обеспечение стабильного качества продукции

...

Сергей Мусинов: Планомерный переход оборонных заводов на мирные рельсы не стал для СЭГЗ неожиданностью

...

Сергей Коновалов: Нами используются новейшие технологии защиты, сертифицируемые международными платежными системами

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"