2017

КБЭ XXI века. Выиграет тот, кто научит, а не просто учит

Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. Эта старая поговорка лучше любых теоретических концепций, предлагаемых современной властью для возрождения престижа рабочих профессий и специальностей, характеризует ситуацию в сфере труда и занятости. В начале 90-х наша страна, отказавшись от завоеваний социализма, развернулась лицом к рыночной экономике, пропитанной ценностями и установками общества потребления. Характер принципиально новых отношений, формируемых в обществе, нашел отражение в новой социальной структуре, которая, как оказалось, теперь полностью зависит от уровня дохода, отражающего место человека в обществе. В этот момент общество разделилось, как иногда говорят, «на крутых и всмятку».

Многие политики, сравнивая современную ситуацию с тем, что было в СССР, говорят об этом либо с ностальгией, либо с иронией. Но все мы, люди старшего поколения, повзрослевшие во времена Союза, помним, как был почетен труд тех, чьими руками создавались материальные блага нашей родины. Я сам всегда с восторгом и гордостью вспоминаю, с какой радостью люди трудились, видели и гордились результатами своего труда, с каким неподдельным энтузиазмом принимали участие в общественной жизни, жили полноценной жизнью, в которой было место не только труду, но и отдыху.

Для Удмуртии, бывшей одним из крупнейших промышленных центров страны, это утверждение полностью справедливо. Ижевск, Сарапул, Воткинск, Глазов были крупнейшими индустриальными центрами, где работали сотни предприятий, производивших широкий спектр продукции как военного, так и гражданского назначения. И не только сам труд был почетен. Абсолютно адекватной была система вознаграждения за труд. В 1980-е годы заработная плата квалифицированного рабочего в среднем составляла 300-400 рублей в месяц! Не будем забывать, что работа на крупном промышленном предприятии в то время была непреложным условием получения разных социальных благ (ведомственные детские сады, поликлиники, санатории), гарантировала получение жилья. Представители старшего поколения с благодарностью вспоминают как сохранившиеся, так и канувшие в небытие предприятия, позволившие людям решить жилищные проблемы.
Именно эти факторы, а не мифический статус «человека труда», обеспечивали престиж рабочей профессии в нашей стране. Если бы панегирики в адрес человека труда не подкреплялись соответствующим уровнем и качеством жизни, неизвестно, получилось бы построить становой хребет промышленности в нашей стране или нет.

Советская экономика оказалась настолько жизнеспособной, что ее не смогла разрушить приватизация и последовавшая за ней деиндустриализация, связанная с беспрецедентным ростом цены на нефть в 2000-х годах. Учитывая совокупность событий, которые преследовали нашу страну после распада Советского Союза, может показаться удивительным, что в нашей стране вообще сохранился промышленный потенциал. Основным фактором, по сути уничтожившим нашу промышленность, стали не наши зарубежные «партнеры» или пресловутая «пятая колонна», а наше налоговое законодательство, которое постепенно сделало организацию любого производства в нашей стране низкомаржинальным или вообще нерентабельным делом. Рыночная экономика, как известно, работает, основываясь на принципах экономической целесообразности, поэтому в стране осталось мало желающих заниматься организацией производства, ведь проще разместить заказ в Китае и организовать сбыт готовой продукции. Такая модель экономики породила спрос на менеджеров, маркетологов, экономистов и юристов, от которых зависел сбыт продукции и решение хозяйственных споров, и работодатели не экономили на их заработной плате. Вот и отреагировал рынок образовательных услуг – стал без остановки клепать «эффективных менеджеров» и юристов. К счастью, эта вакханалия постепенно заканчивается. К чему приводит модель компрадорской экономики для реального сектора, объяснять не надо. Для нашей страны – это минус налоги, рабочие места, подготовка кадров, обладающих творческим инженерным мышлением, минус НИОКР, минус контроль за качеством продукции, которая может использоваться в стратегических отраслях и подвести в самый ответственный момент, и т.п. Как говорил И.В. Сталин «кадры, овладевшие техникой, решают все!».

Осознание важности и нужности инновационной, технологической безопасности, которая особенно отчетливо стала осознаваться в 2014 году, привело к тому, что в нашей стране начала реализовываться политика импортозамещения. Как только потребовалось обеспечить независимость от поставок продукции из-за рубежа, очевидны стали все проблемы, которые десятилетиями разлагали нашу экономику. Одна из этих проблем заключается в том, что работать на новом, современном оборудовании (если таковое было) зачастую было некому.

Специалисты, выходцы из советского прошлого, часто оказываются неспособными быстро перестраиваться в соответствии с теми изменениями, которые переживает мир в современных условиях. Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя забивать гвозди электронным микроскопом. Современные технологии ушли далеко вперед, практически в область научной фантастики. Массовое внедрение информационных технологий в производство, необходимость обладать компетенциями в области программирования, нестандартного мышления, внедрения старых советских методов «бережливого производства» породили жуткий кадровый голод в реальном секторе экономики.

Вдруг оказалось, что готовить отвечающие требованиям времени кадры для промышленности некому. Система среднего профессионального образования, в Советском Союзе обеспечивавшая потребность промышленных предприятий в узких специалистах, оказалась разрушенной за ненадобностью. Была утрачена связь с промышленными предприятиями, раньше выступавшими базами практики. Утратили связь со стремительно меняющейся реальностью стареющие преподавательские кадры, застрявшие во временах своей юности.

О состоянии материально-технической базы не стоит даже говорить. Отсутствие лабораторий и современного оборудования способны свести на нет любые теоретические знания, какими бы ценными они ни были. Доски и мел – вот и все, что используется в процессе обучения! Как можно научить работать на станке без станка, как можно научить программировать без компьютера, как научить работать с программным обеспечением без специальных программ? Молодежь часто говорит, что ролики в Интернете намного познавательнее лекций, прочитанных по советским учебникам. Попадая на современное производство, большинство выпускников учебных заведений всех уровней оказываются неспособными решать стоящие перед ними задачи. Самое страшное, они оказываются неспособными переучиваться на ходу, получать новые знания и применять их на практике в случае необходимости. В итоге многие работодатели приходят к выводу, что подбирать и готовить кадры необходимо самостоятельно. И это не удивительно, ведь современное оборудование студенты видели только на фотографиях или в Интернете.

В подготовке рабочих профессий для реального сектора экономики ведущая роль должна принадлежать государству. В то же время очевидно, что подготовка кадров с отрывом от производства – пустая трата времени и денег. Изобретать здесь ничего не нужно. Уже давно в Германии сформировалась и широко распространилась по Европе система дуального профессионального образования. Эта система отличается развитым институтом наставничества, обучением, ориентированным на практику, и активным участием реального сектора в подготовке кадров. Я считаю, что это идеальная модель, которая позволит получить необходимый результат, поскольку сочетает теорию и практику. Более того, в современных условиях это является единственным выходом, дающим возможность обеспечить соответствие теоретического образовательного уровня материальной базе в условиях стремительного инновационного и научно-технического прогресса, потому что технологии и оборудование меняются каждый день. Только крупные промышленные предприятия обладают современной материально-технической базой, на которой предстоит работать выпускникам.

Успешность такого подхода подтверждается опытом АО «КБЭ XXI века», которое ежегодно отправляет на обучение за счет предприятия от трех до пяти учеников школ. И это не считая собственных работников, обучающихся также за счет предприятия. В 2015 году для того, чтобы команда молодых специалистов могла достойно представить наше предприятие на соревнованиях «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)», они проходили обучение в Германии, и в итоге с первой попытки ребята заняли второе место. Это подтверждает правильность дуальной системы в подготовке рабочих кадров.

Я убежден, что решение проблемы обеспечения кадрами промышленных предприятий может занять от 2 до 3 лет при соблюдении следующих условий:

– обучение рабочим профессиям должно быть бесплатным;

– предприятия, занятые в дуальной системе, должны иметь налоговые льготы, поскольку они решают массу социальных вопросов, особенно в моногородах;

– рост заработной платы для группы «рабочих профессий» до уровня 1,5-2 средних по экономике региона и предо-ставление социального пакета.

Аксион. Достигая поставленных целей>>>


Комментировать




Сергей Кривошеев: "НПЦ «Пружина» – один из самых привлекательных работодателей республики"

...

Иван Фокин: "Мы стали одними из лучших в Удмуртии по показателям цифровизации в сфере здравоохранения"

...

Павел Митрошин: "Наша цель - переход на пациентоориентированную модель развития отрасли"

...

Аркадий Гаврилов: "Мы оказываем медицинские услуги, не имеющие аналогов в Удмуртии"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"