2017

Специалисты для ОПК. Вернуть утраченное

23 ноября в ИжГТУ имени М.Т. Калашникова прошло Всероссийское совещание «Развитие кадрового потенциала ОПК: федеральные программы и региональная кадровая политика». Оно собрало представителей более 20 российских «оборонных» вузов и предприятий со всей страны, а также госкорпорации «Роскосмос», министерств и ведомств, связанных с подготовкой кадров для оборонно-промышленного комплекса России. Совещание по этой тематике прошло на площадке ИжГТУ уже в десятый раз.

Новые старые проблемы

За два дня работы совещания его участники успели обсудить наиболее важные кадровые проблемы, с которыми сталкиваются предприятия ОПК. Самые горячие дискуссии вызвали вопросы профориентации школьников и действующего в вузах норматива – «один преподаватель на 12 студентов», проблемы законодательной и нормативной базы в области подготовки специалистов-оружейников, и самое главное – плохое качество подготовки специалистов на бакалавриате и несоответствие выпускников вузов требованиям современного производства на предприятиях ОПК.

– Главной проблемой при подготовке современных кадров, на мой взгляд, является разрыв вертикали школа – вуз – предприятие, – отметил начальник Управления промышленной инфраструктуры Министерства промышленности и торговли УР Сергей Колесников. – Эту задачу необходимо решать. Важно со школьной скамьи ориентировать учеников на профессию. В этом году в нашей республике появился детский технопарк «Кванториум». Эту систему надо развивать и ориентироваться на потребности предприятий и рынка. Такие совещания способствуют решению многих проблем, в т.ч. развитию кооперации производства и науки. Следствием кооперации станет появление современных кадров и инновационных продуктов в промышленности. Существуют особые меры поддержки и стимулирования кооперации между вузами и промышленными предприятиями. Прежде всего, речь о постановлении Правительства РФ № 218. Знаю, что ИжГТУ в его рамках работает с ОАО «Элеконд» и АО «Сарапульский электрогенераторный завод».

Это мнение поддержали многие участники дискуссии. Заместитель главного конструктора АО «Ижевский радиозавод» Александр Серяков заявил: «Уже давно понятно, что введение в высшее образование бакалавриата и магистратуры не соответствует запросам предприятий к выпускникам». В результате преподаватели вузов «разучились» готовить специалистов для оборонных предприятий, а выпускники бакалавриата, по его словам, – это «недоученные инженеры», уровень знаний которых не соответствует требованиям предприятий.

– С большим трудом, при поддержке «Роскосмоса», «Росатома» и депутатов Госдумы России удалось частично возродить в вузах специалитет. Но доходит до парадокса: Министерство образования РФ включило в перечень 25 специальностей артистов театра, архитекторов и т.д., а по инженерным направлениям – всего две специальности, – подчеркнул Александр Серяков.

По его словам, еще одна недоработка новой системы высшего технического образования – изменение сроков производственной практики. Если раньше преддипломная практика длилась полгода, то сейчас на бакалавриате – две недели. За этот срок, по мнению Александра Серякова, студент не в состоянии в чем-то разобраться на производстве, не говоря уже о качественной подготовке выпускной работы.

Базовые кафедры: за и против


Как воспитать из студента инженера – очень важный вопрос для всех предприятий ОПК, отметили участники совещания. По их мнению, высшая школа должна готовить студента с политехническими знаниями, который, придя на завод, сможет работать на самых ответственных участках высокотехнологичного производства. Нынешние же выпускники технических вузов из-за недочетов системы высшего образования способны освоить процессы на предприятии лишь через 5-6 лет. Для устранения этого разрыва вузам необходимо организовывать базовые кафедры, в деятельность которых вовлекать специалистов предприятий ОПК. В 2000-е базовые кафедры во многих высших учебных заведениях были закрыты, сейчас они вновь открываются.

– В ИжГТУ вспомнили хорошо забытое старое и возродили его. Сейчас на предприятиях Удмуртии существует сеть из
20 базовых кафедр. Это решает извечный вопрос разрыва между практикой и теорией, – поделился опытом ректор ИжГТУ имени М.Т. Калашникова Валерий Грахов.

Своим опытом работы заведующим базовой кафедрой в Сарапульском политехническом институте поделился советник генерального директора ОАО «Элеконд» по науке Виктор Лебедев.

– Надо, чтобы базовая кафедра работала на предприятии! Чтобы лекции читали специалисты предприятия, а семинары и лабораторные работы проводились на базовых кафедрах применительно к тому оборудованию, к тем материалам, которые сейчас используются. Студент уже на первых курсах должен знать, на каком оборудовании он будет работать, когда придет на завод, – отметил Виктор Лебедев.

По мнению многих докладчиков, большинство вопросов, поднятых на совещании, являются системными и не могут быть решены усилиями только вузов и предприятий. Необходима комплексная государственная поддержка. Например, в части корректировки обучения в технических вузах, или в разрешении предприятиям, не находящимся в госсобственности, но работающим на «оборонку», иметь свой оборонный целевой заказ в технических вузах. Резолюцию с предложениями, прозвучавшими на совещании, направили в Военно-промышленную комиссию при Правительстве России, а также в профильные министерства и комитеты Госдумы.

Мария Наумова

ИЭМЗ "Купол". Кадры решают все>>>


Комментировать




Надежда Горяйнова: "Все цели, которые были перед нами поставлены, достигнуты"

...

Светлана Петрова: "Современная школа должна научить ребенка жить в будущем, в условиях цифровой экономики"

...

Сергей Мусинов: «В любом деле нужно стремиться к лучшему результату»

...

Денис Анищук: "Повышение производительности должно идти через совершенствование в процессах, в производстве"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"