2017

ГГПИ имени В.Г. Короленко: мы готовим педагогическую элиту

ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко» с 1921 года является базовым вузом Удмуртии по подготовке учительских кадров. Сохранение традиций и применение современных подходов – одно из главных качеств учебного заведения. О жизни ГГПИ мы побеседовали с его ректором, кандидатом филологических наук, доцентом Яниной Чиговской-Назаровой.

«ДК»: Янина Александровна, неформальный статус педагогической столицы Удмуртии Глазов имеет благодаря ГГПИ. Заслужить такое реноме очень почетно. Чем ваш вуз отличается от остальных в республике?

Я.Ч.-Н.: Пожалуй, ни у кого не вызывает сомнения тезис о том, что развитие государства обеспечивает система образования. Важно только помнить, что ключевая фигура в этой сфере – учитель. Каким будет учитель, таким станет и образование на всех его уровнях. Традиции педагогического образования в Глазове зародились еще в начале прошлого века. Наш вуз остается верным этим традициям и сегодня успешно выполняет свою главную задачу – подготовка учителей. Я с полной ответственностью могу заявить, что институт готовит педагогическую элиту региона. Сегодня в республике нет ни одной школы, в которой бы не работали выпускники ГГПИ. Наши специалисты – учителя начальных классов, математики, физики, преподаватели иностранных языков, воспитатели детских садов – очень востребованы школами республики. Образовательная система выстроена в вузе таким образом, что воспитательная работа является продолжением учебного процесса. Мы учитываем, что учитель сегодня – это и предметник, и педагог, умеющий развивать, воспитывать детей.

Лицензированная 10 лет назад программа «Классный руководитель» сегодня является составной частью обучения. Идет подготовка студентов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, реализуется проектная деятельность, образовательный менеджмент. Все это позволяет ГГПИ уже три года подряд выполнять высокие показатели мониторинга эффективности вузов Минобрнауки России.

«ДК»: В России проходит программа модернизации педагогического образования. Как на нее отреагировал ГГПИ, какие инновации были внедрены?


Я.Ч.-Н.: В процессе модернизации педагогического образования участвуют сегодня все профильные вузы. Наш вуз не исключение. На сегодня в пединституте действуют четыре факультета: информатики, физики и математики; историко-лингвистический; социальных коммуникаций и филологии; факультет педагогического и художественного образования. Все факультеты имеют научно-образовательные центры, ставшие инновационными площадками для профессиональной реализации преподавателей. Более 80 процентов нашего научно-педагогического коллектива имеют ученые степени и звания и продолжают учиться, повышая свою профессиональную компетентность.

С 2016 года в пединституте работают базовые кафедры педагогической направленности. Как правило, базовые кафедры формируются в технических вузах, осуществляющих сотрудничество с предприятиями, где студенты проходят практику. Для нас такой базовой кафедрой стала школа – та среда, в которую мы погружаем студентов в процессе непрерывной педагогической практики, начиная с первого курса. Наличие базовой кафедры меняет характер организации научно-исследовательской и учебно-методической деятельности студентов, акцентируя внимание на реальных потребностях современной школы. Новым для нас направлением в этом году стало сотрудничество через профильные базовые кафедры с Чепецким механическим заводом, с предприятием «Глазов-молоко».

По соглашению с работодателями мы реализуем дуальное обучение, которое дает возможность студентам совмещать учебу в институте и работу в образовательной организации. Оценка качества подготовки таких специалистов проводится самими работодателями, а сложившаяся в институте система трудоустройства позволяет уже на старших курсах подготовить резюме студента и базу паспортов будущих мест работы.

«ДК»: Глазовский пединститут – единственный вуз в республике, который готовит кадры не только для общеобразовательных школ, но и для учреждений дошкольного и дополнительного образования. Расскажите об этом поподробнее.


Я.Ч.-Н.:
ГГПИ является единственным в республике вузом, который уже в течение 30 лет ведет подготовку педагогических кадров для дошкольных образовательных учреждений по уникальным авторским методикам, разработанным высококвалифицированными специалистами. У нас накоплен большой опыт сотрудничества с дошкольными образовательными учреждениями, Управлением дошкольного образования г. Глазова, что позволяет формировать содержание профессиональной подготовки с учетом потребностей и пожеланий работодателей. На протяжении многих лет к проведению занятий привлекаются опытные практики дошкольного образования, старшие воспитатели и заведующие детскими садами города. Все это позволяет уже во время учебного процесса «войти в профессию». У института сегодня есть своя современная оборудованная практическая площадка образовательного консультационного центра «Дошкольник».
Мы получили первый опыт участия в региональном чемпионате рабочих профессий World Skills Russia. В этом году мы открыли программу по подготовке педагогов дополнительного образования по робототехнике, компьютерному дизайну, техническому творчеству, финансовой грамотности. ГГПИ стал площадкой для развития детского технопарка «Кванториум» в Глазове.

«ДК»: В чем особенность подготовки физиков и математиков в ГГПИ, и как ведется работа по популяризации этих дисциплин среди школьников?

Я.Ч.-Н.:
Особенностью подготовки будущих учителей физики и математики является практикоориентированность. Преподаватели факультета информатики, физики и математики тесно сотрудничают с методическими объединениями учителей. Сегодня институт – это и центр физико-математического образования для учителей, занимающийся повышением квалификации, переподготовкой. Мы выпускаем российский учебно-методический журнал «Учебная физика». В лабораториях института сегодня создаются уникальные учебные физические приборы, которым нет аналога в России, активно привлекаются к экспериментальной деятельности школьники.

На базе нашего института проводится финал международной интернет-олимпиады по физике при участии университетов из Санкт-Петербурга.
В институте функционирует центр робототехники, являющийся одним из ведущих в регионе по разработке и внедрению развивающих технологий с использованием роботов в систему дошкольного и школьного образования.

К работе со школьниками наши ученые-педагоги привлекают и студентов. Осваивая технологии популяризации физико-математических наук в институте, впоследствии молодые педагоги внедряют их в практику работы в школах. И эта преемственность – от ученого через учителя к ученику – и есть наша практикоориентированность в решении задач поддержания интереса школьников к физике, математике и техническому творчеству.

«ДК»: Современной эффективной инновационной технологией сегодня становится сетевое взаимодействие, которое позволяет образовательным учреждениям динамично развиваться. Как вы поддерживаете это направление?

Я.Ч.-Н.:
На протяжении трех лет Глазовский пединститут принимает участие в общероссийской программе по модернизации педагогического образования в качестве соисполнителя в проектах вузов Удмуртии и ведущих вузов страны – Нижнего Новгорода, Казани, Москвы. При таком сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, но и процесс диалога и обмена опытом между вузами. Совместно с нашими партнерами реализуются магистерские программы: «Руководитель образовательной организации», «Преподавание филологических дисциплин» и наша авторская программа – «Управление воспитательной работой в образовательных организациях».

Партнерами ГГПИ являются и зарубежные вузы из Таджикистана, Армении, Белоруссии, совместно с которыми мы реализуем национальные образовательные проекты.

«ДК»: В чем заключается отличительная особенность подготовки педагогических кадров в ГГПИ?

Я.Ч.-Н.: Качественному обучению наших выпускников способствует уникальная социокультурная среда института, направленная на полноценное развитие личности студентов, и в этом мы являемся флагманом педагогического образования республики. ГГПИ сегодня – это современный студенческий кампус. В шаговой доступности находятся три общежития, четыре учебных корпуса, санаторий-профилакторий, комбинаты студенческого питания, спортивные залы, дома творчества. У нас все направлено только на студента, на адресность в работе с ним.

Институт готовит педагогов, в основу образования которых входит не только предметная составляющая, но и духовно-нравственное воспитание. Мы стараемся привить нашим выпускникам базовые национальные ценности, патриотизм, социальную солидарность, гражданственность. Сегодня школы так нуждаются в организаторах внеучебного времени, в лидерах, в личностях! В институте обучающиеся проходят разностороннюю подготовку психолого-педагогической направленности, ведь сегодня работа учителя с детьми предполагает знание не только педагогики и психологии, но и законодательства, социологии, коммуникаций – всего того, что связано с человеком. Учитель должен настолько хорошо знать ребенка, чтобы понимать, как мотивировать ученика на изучение своего предмета и развитие личности. Всему этому можно обучить только в пространстве педагогического вуза.

Мария Наумова

Сетевой проект "Академпарк". Сети, которые освобождают>>>


Комментировать




Екатерина Шумкова: «Присоединение ВТБ24 к ВТБ позволит объединить лучшие практики двух банков»

...

Андрей Безруков: "Сейчас мы имеем дело с «больной империей»"

...

Олег Гринько: «Я меняюcь, и страна начинает меняться с меня»

...

Тамара Казанская: "Под запрет на продажу могут попасть около 70% земельных участков в Удмуртии"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"