Фонд развития предпринимательства
2017

Образование в Удмуртии: проблемы, цели, достижения

День учителя – один из самых уважаемых профессиональных праздников в России, поскольку качественное образование по-прежнему является одной из основ государства. От него зависит формирование благополучного социума: морали, культуры, ценностных устремлений и, как следствие, создание благоприятных условий для дальнейшего социально-экономического развития. В этом году педагогам Удмуртии есть чем гордиться – республика заняла третье место по итогам всероссийской олимпиады школьников и вошла в десятку сильнейших регионов страны по индексу внедрения инноваций. Тем не менее в республиканской сфере образования по-прежнему есть ряд проблем, требующих безотлагательного решения.

В ногу с XXI веком

По данным экспертов Высшей школы экономики, Удмуртия занимает восьмую строчку в рейтинге, учитывающем соответствие условий образования современным требованиям, обогнав Санкт-Петербург. Три года подряд, согласно итогам всероссийских олимпиад школьников, Удмуртия прочно удерживает почетное третье место по числу полученных наград и дипломов на 100 тысяч населения. Учащиеся одной только Можги в 2016 году завоевали 1053 призовых места в республиканских, всероссийских и международных конкурсах.

567 выпускников школ стали медалистами в 2017 году. На 27% возросло число обучающихся, получивших 100 баллов по итогам Единого государственного экзамена. Уникальную медаль «За отличное освоение профессии и специальности», учрежденную в Удмуртской Республике за особые успехи в учебе, получили в этом году 556 выпускников профессиональных образовательных организаций.

Успешным проектом федерального уровня признан образовательный центр для одаренных ребят «Сириус» в Сочи. В течение двух лет по индивидуальным приглашениям в нем побывали 167 детей из нашей республики. Инициатива полностью себя оправдала, показав необходимость создания целой сети из нескольких подобных площадок в Удмуртии. И первые шаги в этом направлении уже сделаны: на базе ижевского республиканского лицея-интерната с сентября этого года будут работать 18 современных, отлично оснащенных лабораторий по биологии, физике, химии и робототехнике. Планируется, что данная площадка превратится в республиканский центр по выявлению и поддержке одаренных детей, став визитной карточкой образования в Удмуртии. Выстраивать единое пространство призвано также создание Модельного центра дополнительного образования, основной целью которого станет осуществление организационной и методической поддержки, а также обеспечение эффективного взаимодействия всех участников в данной сфере. Для этого в районах и городах республики будет создано 30 опорных точек, оснащенных системой видеоконференцсвязи.

Подключение школ к Интернету началось в 2006 году в рамках приоритетного национального проекта. В настоящее время все школы имеют доступ к глобальной сети. Появились новые перспективы для дальнейшего развития образования: дистанционное обучение, реализация проектов «Электронная школа», «Электронный детский сад» и других, но, самое главное, теперь каждый учащийся Удмуртии имеет доступ ко всем возможностям, которые открывает перед учащимися Интернет. Это закономерный результат усилий, потраченных на развитие потенциала, которым обладает система образования в Удмуртии, насчитывающая в своих рядах уже порядка 400 тысяч человек: дошкольников, школьников, студенческой молодежи, педагогов и управленцев.

Педагогическое мастерство

За последние три года в Удмуртии 339 человек получили гранты приоритетного национального проекта, более 18 тысяч педагогических работников награждены правительственными и ведомственными наградами, среди них Валентина Харитонова – единственный в республике педагог, имеющий звание «Народный учитель России» и включенный в число лучших учителей, внесших наибольший вклад в национальное образование.

В 2017 году по итогам заключительного этапа Всероссийского мастер-класса учителей родных языков Ольга Фролова, учитель удмуртского и русского языков и литературы Ляльшурской школы, заняла 2-е место в номинации «Сельский учитель», а Расиля Габдрахманова, учитель татарского языка и литературы Гимназии № 6 имени Габдуллы Тукая, была признана «Лучшим учителем татарского языка» в России.

Не менее значимы успехи начинающих педагогов Удмуртии. В этом году семь молодых ижевских преподавателей стали лауреатами всероссийского конкурса «Педагогический дебют – 2017». По количеству допущенных участников республика заняла 4-е место среди 64 регионов России, что наглядно свидетельствует о высоком профессиональном уровне подготовки нашей молодежи.

Продолжается работа по привлечению и закреплению квалифицированных кадров. На региональном уровне сохраняются все меры поддержки, в том числе мероприятия «дорожной карты» в части увеличения заработной платы. Начиная с 2015 года, выплачиваются единовременные денежные выплаты выпускникам со средним и высшим педагогическим образованием, поступившим на работу в сельские образовательные организации. За три года произведено 560 денежных выплат на сумму более 25 млн рублей.

По итогам 2016 года средняя заработная плата учителей в Удмуртии была на 2,5% выше среднемесячного дохода по региону в целом. На 2017 год запланирован дополнительный рост еще на 1,5%. Совместно с органами местного самоуправления решаются жилищные вопросы педагогических работников. В прошлом году педагогам было выделено 14 квартир и домов.

Более 4 млн рублей выплачено молодым специалистам в качестве «подъемных», ежемесячных доплат, премий и компенсации оплаты за жилье.

Большое внимание уделяется в республике вопросам совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения уровня профессионализма педагогических и руководящих работников. Институтом развития образования продвигается обучение по индивидуальным образовательным программам, в том числе с использованием тьюторского сопровождения. Данный формат является уникальной практикой профессионального развития педагогов и используется только в трех регионах России: Удмуртии, Томской и Архангельской областях.

Дополнительное и профобразование

Задачи, которые ставит перед дополнительным образованием современное общество, обширны и разноплановы. Учитывая слабую материально-техническую базу, охват детей по этому направлению в Удмуртской Республике сейчас чуть ниже среднероссийского значения.

Для исправления сложившегося перекоса был разработан приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей». В рамках этого проекта открыт детский технопарк «Кванториум – Технотроника». На его создание и оснащение выделено 57 млн рублей из федерального бюджета и еще 24 млн рублей – из бюджета Удмуртской Республики. Ежегодно более 1200 детей будут обучаться здесь за счет республиканских средств, и еще около 3 тысяч детей будут привлекаться для бесплатного участия в мероприятиях детского технопарка.

В части совершенствования профессионального образования большие надежды связываются с движением WorldSkills. Активное включение Удмуртии в это международное движение позволило увидеть потенциал нашего среднего профессионального образования и определить направления модернизации его программ и инфраструктуры. Для развития профессионального образования и привлечения молодых профессионалов в колледжи и техникумы разработан приоритетный проект «Рабочие кадры для передовых технологий». Основным инструментом проекта стало движение WorldSkills. Прошедший в этом году в Ижевске II Региональный чемпионат «Молодые профессионалы – 2017», в котором приняли участие 74 организации и предприятия, по мнению национальных экспертов WorldSkillsRussia, был проведен на очень высоком уровне. Во многом благодаря опыту организации этого масштабного мероприятия Ижевский промышленно-экономический колледж (региональный координационный центр WorldSkills в Удмуртии) одержал победу в конкурсе на предоставление субсидий из федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы развития образования по направлению «1.2».

В целом по республике показатель доступности среднего профессионального образования выполняется: 50% выпускников школ обучаются на бюджетной основе. 100% организаций среднего профессионального образования имеют договоры о сотрудничестве с работодателями по организации практического обучения студентов с дальнейшим трудоустройством.

Наряду с этим имеется ряд существенных проблем, которые замедляют развитие профессионального образования. Мониторинг, проведенный Министерством образования РФ, показал, что 19 образовательных организаций, то есть 28,8% от всех организаций среднего профессионального образования Удмуртской Республики, в течение последних 5 лет вообще не обновляли свое лабораторное и учебно-производственное оборудование.

Высшая проба

Высшая школа Удмуртии имеет свою историю, традиции и достижения, которыми заслуженно может гордиться. Так, Ижевский государственный технический университет в 2017 году вошел в рейтинг «100 лучших вузов России», а показатели трудоустройства выпускников вузов Удмуртии стали самыми высокими в Приволжском федеральном округе. Вместе с тем за последние пять лет на 14% сократилась численность преподавателей вузов. Средний возраст сотрудников составляет 47 лет. За два года образовательные организации потеряли 67 кандидатов и докторов наук.

Два интегральных показателя из трех –вклад в экономическое развитие и вклад в развитие человеческого потенциала – имеют значения ниже средних. Это говорит о том, что в системе высшего образования необходимы изменения. Основой реформирования может стать создание опорного регионального университета, статус которого предполагает, что его деятельность будет ориентирована на развитие региона. Для Удмуртии, которая сильна своими научно-исследовательскими организациями и интеллектуальными ресурсами, взаимодействие вузовской науки с промышленными предприятиями особенно важно. В 2017 году два вуза Удмуртии – Удмуртский государственный университет и Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова – подавали заявки на участие в конкурсном отборе, но не вошли в число победителей. В связи с этим конкурс продлен до 2020 года.

Достаточно успешным механизмом кооперации стала государственная поддержка в рамках программы «Развитие науки и технологий». Начиная с 2010 года, по этой программе от республики было подано семь заявок, из которых три получили одобрение, в том числе две заявки от ИжГТУ: по разработке конденсаторов нового поколения совместно с ОАО «Элеконд» и по созданию унифицированной машины технологического электротранспорта в сотрудничестве с ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод». В рамках этих проектов в Удмуртию из федерального бюджета было привлечено свыше 182 млн рублей и создано более 100 высокотехнологичных рабочих мест.

Для того чтобы таких проектов было больше и научный потенциал республики работал на развитие Удмуртии, Министерством образования УР инициирован приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций», в рамках которого будут созданы университетские центры инновационного, технологического и социального развития региона.

Требуют решения

Наряду с высоким научным потенциалом в республиканской системе образования все еще имеются слабые стороны. Среди наиболее острых вопросов специалисты отмечают проблему со 100-процентной доступностью дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет. В настоящее время новые дошкольные места вводятся только за счет регионального бюджета. Если в 2013 году, к примеру, при финансировании из федерального бюджета в рамках модернизации было введено 30 детских садов и создано более 7,5 тысячи мест, то на протяжении двух последних лет не построено ни одного нового. К концу 2017 года планируется введение лишь 80 дополнительных мест и проведение капитального ремонта под размещение групп еще на 350 детей. В текущем году эти мероприятия, по мнению экспертов, позволят решить задачу с обеспеченностью дошкольными местами для всех детей младше 7 лет, тем не менее уже сегодня надо думать и работать на перспективу.

Вызывают серьезные опасения вопросы условий воспитания и безопасности дошкольников. В 2016 году доля муниципальных дошкольных организаций, чьи помещения находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, составила 9,1%. Наиболее сложная ситуация отмечена в Ярском районе, где таких зданий насчитывается 85,7%.

Остаются актуальными вопросы увеличения количества частных детских садов и развития государственно-частного парт-нерства. С целью поддержки и развития этого направления Правительством Удмуртской Республики внесены изменения в порядок предоставления субсидий на получение дошкольного образования. Если ранее их могли получать только негосударственные детские сады, то в настоящее время такое право получили также индивидуальные предприниматели. Основное условие – наличие лицензии на ведение образовательной деятельности.
Серьезное внимание уделяется в республике созданию условий для интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью – это более 11 тысяч человек. Обучение таких детей организовано на базе общеобразовательных организаций и в специальных коррекционных школах. 97 детей обучаются с использованием дистанционных технологий.

Безбарьерная среда создана в 93 школах и 4 детских садах Удмуртии. Еще для 6 образовательных организаций за счет средств из федерального и республиканского бюджетов в этом году будут выполнены работы по созданию архитектурной доступности и приобретено специализированное оборудование. В 2018 году решение вопросов создания доступной среды в школах будет продолжено – соответствующая заявка на участие в федеральной государственной программе Министерством образования и науки УР уже направлена.

Совместные усилия

Около 20% общеобразовательных учреждений все еще не соответствуют современным требованиям. Худшие показатели по этому пункту демонстрирует Алнашский район, лучшие – Можга и Глазов. Всего на конец 2016 года капитальный ремонт требуется 106 зданиям школ республики. Решить такие задачи на местах только за счет собственных ресурсов крайне трудно, поэтому ряд муниципалитетов не может сегодня выполнить требования, которые новый федеральный государственный стандарт предъявляет к условиям обучения. У местных властей просто не хватает денег на развитие образования. В связи с этим Министерство образования и науки РФ планирует передачу управления школами на региональный уровень и запускает новый проект по передаче полномочий органов местного самоуправления по предоставлению общего образования органам государственной власти субъектов. Реформа позволит эффективнее использовать выделенные на образование средства – положительный опыт уже имеется в Москве, Тамбовской, Псковской и Самарской областях.

Актуальной для Удмуртии остается задача ликвидации двухсменного обучения школьников – доля учащихся, занимающихся во вторую смену, увеличивается с каждым годом. Федеральная программа «Содействие созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях» призвана решить данную проблему. В 2017 году в рамках этой программы республика получит из федерального бюджета 392,7 млн рублей – при условии софинансирования из бюджета республики на сумму 98,2 млн рублей. Это позволит открыть более 2 тысяч учебных мест, в том числе 825 в Можге.

Удмуртия активно привлекает дополнительные финансовые средства и инвестиции. За четыре года в сельской местности отремонтировано 192 спортивных зала на общую сумму 136 млн рублей. В 46 школах организованы спортивные клубы. Благодаря проведенным мероприятиям 18,5 тысячи школьников, проживающих в деревнях и селах Удмуртии, получили возможность заниматься физической культурой и спортом во внеурочное время. Только за один 2016 год Министерством образования и образовательными организациями всех уровней было привлечено более 1 млрд рублей. В 2017 году из консолидированного бюджета на ремонт 25 спортивных залов будет направлен еще 21 млн рублей.

Также в этом году Удмуртия приняла участие в целом списке конкурсных мероприятий по трем государственным программам. По пяти конкурсам результаты уже признаны соответствующими предъявленным требованиям, и в итоге Удмуртия дополнительно получит порядка 40 млн рублей.

Проекты и перспективы

В республике активно внедряется проектное управление, которое должно не только синхронизировать действия различных структур, но и повысить эффективность бюджетной поддержки. На сегодня сформировано пять приоритетных проектов, касающихся создания современных условий обучения для школьников, цифровой образовательной среды, доступного дополнительного образования, центров инноваций в вузах и подготовки кадров для внедрения передовых технологий. Проекты рассчитаны на период до 2025 года, прошли согласование и одобрены Координационным комитетом по вопросам стратегического развития и реализации приоритетных проектов при Главе УР.

Большое внимание уделяется вопросам транспортного обеспечения и организации бесплатной перевозки до сельских образовательных организаций 10 тысяч обучающихся по 653 маршрутам. Их состояние Министерство образования держит на постоянном контроле. В 2017 году планируется обновить 42 автобуса. Уже решены вопросы отслеживания маршрутов и движения школьных автобусов через систему ГЛОНАСС.

Тем не менее устаревшая материальная база, по мнению 38% работников системы образования УР, по-прежнему является острейшей проблемой. Еще одна беда республиканской системы образования – обеспечение учебниками и учебными пособиями. Для решения этих задач необходимо выстроить скоординированную работу не только между органами власти, но и на уровне муниципалитетов и самих коллективов образовательных учреждений. Работать над развитием базовой инфраструктуры, обеспечением безопасности и сохранности здоровья, а главное, дальнейшим повышением образовательного уровня учащихся можно только совместно и комплексно.

Владислав Артемьев

Светлана Петрова: школы Ижевска подготовлены к новому учебному году на «пять»>>>


Комментировать




Татьяна Чуракова: "Будущее Игринского района связано с развитием традиционных отраслей"

...

Владимир Шевяков: "Мы готовы воплощать самые сложные с архитектурно-инженерной точки зрения проекты"

...

Антон Кузнецов: "ИОМЗ – уникальный пример преданности производству"

...

Игорь Зарипов: "Продукция ООО «Увадрев-Холдинг» пользуется отличным спросом"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Камский институт
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"