МРФ до 15 сентября
2017

Третья беда России?

Объемы отходов производства постоянно растут. На сегодня в России их скопилось более 5 млрд тонн, или примерно 400 кг на душу населения. За год в стране вырабатывается около 40 млн тонн только твердых коммунальных отходов. В Удмуртии ежегодно образуется 1,5 млн тонн отходов, две трети этого объема составляет бытовой мусор – на одного жителя приходится 320 кг ТКО. В нашей республике, как и в целом по России, более 90 процентов твердых коммунальных отходов захоранивается на свалках и полигонах и лишь 7-8 процентов подвергается утилизации или направляется на вторичное использование, что практически на порядок превышает показатели стран Евросоюза, где вторичному использованию подлежит в среднем 60 процентов отходов. Более того, по состоянию на 1 января 2017 года в Удмуртской Республике зафиксировано 568 несанкционированных свалок общей площадью 591 гектар. Все вместе это создает острую, трудно решаемую проблему.

Законодательный поворот

На ситуацию, складывающуюся в сфере оборота, захоронения и утилизации отходов, существенное влияние оказало принятие закона № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», который вступил в силу 9 января 2015 года. Что дают эти изменения в федеральное законодательство? Во-первых, что немаловажно, с местного на региональный уровень передана ответственность за организацию системы сбора и утилизации отходов. Сегодня средства федерального бюджета могут расходоваться на организацию переработки отходов только в рамках софинансирования региональных программ или же при создании межрегиональных объектов по утилизации отходов.

Во-вторых, введены понятия «региональный оператор по обращению с коммунальными отходами» и «экологический сбор». Также внесены изменения в Жилищный кодекс в части платы за вывоз мусора, которая теперь возлагается не только на жителей многоквартирных домов, но и на всех домовладельцев. Помимо этого, с 1 января 2017 года запрещается складировать на полигонах отходы, которые могут вернуться во вторичный оборот – бумагу, пластик, стекло, то есть теперь нужно обеспечить сортировку и переработку отходов. Вводится запрет на захоронение отходов, не утративших потребительские свойства, на закладку горных выработок и карьеров отходами и тому подобное.

К 1 июля 2016 года все организации, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, в том числе сбор и транспортировку, должны были оформить лицензии на эти виды деятельности. Прежде лицензирование распространялось только на размещение отходов, то есть на эксплуатацию полигонов. Также предусмотрено полное восстановление системы лицензирования деятельности по транспортировке отходов, что по задумке должно решить проблему нелегальных свалок.

Документ предусматривает переход на программный метод осуществления функций по организации сбора, сортировки, переработки и размещения отходов. Устанавливаются требования к разработке региональных схем по обращению с отходами. В дальнейшем эти программы и схемы должны лечь в основу документов стратегического планирования в сфере обращения с отходами производства и потребления федерального уровня.

Изменения в федеральное законодательство, по мнению многих экспертов, позволят решить накопленные за долгие годы проблемы отрасли, создать полноценную индустрию по переработке отходов. Если, конечно, нововведения будут реализованы в полном объеме.

Что сделано?

За переходный период, сроком окончания которого было установлено 1 января 2017 года, регионам предписывалось разработать новую систему управления отходами, сформировать нормативную базу, подготовить территориальную схему обращения с мусором, провести процедуру выбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Затем этот срок был перенесен на два года – до 1 января 2019 года. Но в Удмуртии работу решили не затягивать. В начале 2017 года региональным оператором было определено Министерство энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов УР. Свои функции региональный оператор начнет осуществлять не позднее 1 мая 2018 года. Он будет организовывать всю работу, связанную с деятельностью по сбору, перевозке, захоронению и утилизации мусора на территории республики, то есть диктовать всю политику и тарифы. Территориальная схема обращения с отходами в Удмуртской Республике также утверждена.

Большинство специализированных организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами в Удмуртии, оформили лицензии на этот вид деятельности.

На сегодня ижевские площадки для сбора бытовых отходов практически полностью оборудованы сетчатыми контейнерами для пластиковой и алюминиевой тары. Такая же система внедряется в Глазове и Завьяловском районе.

С целью создания емкостей для захоронения ТКО за последние годы построено несколько современных кустовых полигонов в Можгинском, Якшур-Бодьинском районах. Недавно запущен полигон в Увинском районе. Продолжается строительство объекта в Камбарском районе.
С 1 января 2019 года 4 старых переполненных полигона в Удмуртии выведут из эксплуатации и рекультивируют. Отличие современного полигона от свалки в том, что в его основании имеется защитный экран, геомембрана, из толстой полиэтиленовой пленки, уложенной на слой уплотненного суглинка и песка. Геомебрана исключает попадание ядовитого свалочного фильтрата в почву и грунтовые воды.

Перспективы

Основная задача для Удмуртии – создать по настоящему комплексную систему сбора, вывоза и утилизации отходов, которая включает не только крупные населенные пункты, районные центры, но и отдаленные села и деревни. Для этого необходима слаженная работа органов государственной власти, местного самоуправления и общественности. Требуется также оказывать всяческую поддержку региональному оператору в создании необходимой инфраструктуры, выделении земельных участков под строительство необходимых объектов, таких как мусоросортировочные комплексы, перегрузочные пункты, места накопления отходов, контейнерные площадки. Полагаясь только на свои силы, региональному оператору эту задачу не решить. Нужна и активная разъяснительная работа с населением о необходимости заключения договоров на вывоз мусора.

Для того чтобы выполнить требования законодательства в части вторичного оборота, нужно максимально вычленить вторсырье из скапливающегося мусора. С этой целью в республике запланировано строительство двух мусоросортировочных комплексов, через которые будут пропускаться все образующиеся твердые коммунальные отходы. Один из них на 100 тысяч кубических метров расположится в Глазовском районе. Второй, мощностью 250 тысяч кубометров, – в Завьяловском. Примерная стоимость объектов – 500 млн и 1,2 млрд рублей соответственно. Инвесторы у обоих проектов есть, как и проблемы. В случае с ижевским комплексом возникли проблемы с расположением. По словам и.о. министра природных ресурсов и охраны окружающей среды УР Александра Нестерова, изначально строительство планировалось рядом с Удмуртским хладокомбинатом, где можно с оптимальными затратами подвести электроэнергию и организовать логистику. Однако предварительно нужно произвести подготовку этой заболоченной территории, что потребует крупных вложений. Также планируется строительство мусоросортировочной станции в Индустриальном районе Ижевска, реконструкция и строительство Ижевского мусороперерабатывающего завода, строительство сортировочных станций на полигонах.

В Глазовском районе также возникла проблема с расположением нового полигона и мусоросортировочного комплекса. Их планировалось построить вблизи деревни Карасево, неподалеку от Сянинского водозабора, питающего систему водоснабжения Глазова. Усилиями общественности это решение удалось отменить. Мусоросортировочный комплекс будет построен на территории действующего полигона свалки по Юкаменскому тракту, что, по мнению местных властей, является наиболее рациональным выходом с точки зрения логистики и экологии.

К 2022 году республика намерена довести долю вторсырья, добываемого из ТБО, до 45 процентов. Напомним, что сейчас этот показатель составляет всего 7-8 процентов. До Европы, конечно, еще далеко, да и вопрос на самом деле гораздо масштабнее строительства новых полигонов и сортировочных комплексов. И на его решение нужны очень большие деньги, которых, как всегда, нет. Главная же наша проблема, пожалуй, в том, что нам до сих пор комфортнее (или привычнее – чтоб никого не обидеть) жить в грязи, чем убирать за собой. И законом этого не изменить.

Павел Ветров

Андрей Петухов: «Я денег не прошу – помогите выстроить систему»>>>


Комментировать




Армия-2017
Светлана Петрова: "В современных условиях образование должно стать инвестиционно привлекательным"

...

Александр Курбатов: «Я счастливый человек, потому что строил нужное людям»

...

Анатолий Наумов: «Люди – это главный фактор развития»

...

Николай Ермаков: «Работать с ВТБ станет еще комфортнее»

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Камский институт
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"