2017

ИПОПАТ. Автобус в будущее

Современный город начинается с регулярных форм жизнедеятельности, связанных с организованным перемещением больших масс людей из точки А в точку Б. Если коротко – с создания сети общественного транспорта. В этом смысле Ижевск начал превращаться в настоящий город 85 лет назад: 8 июня 1932 года на его улицах появились первые пассажирские автобусы. О том, с чем встретило свой юбилей старейшее в республике Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта, рассказывает генеральный директор ОАО «ИПОПАТ» Дмитрий Пивош.

«ДК»: Когда появилось телевидение, многие считали, что оно убьет театр и кино. Потом – что Интернет покончит с телевидением. А когда началась стремительная автомобилизация страны, заговорили о закате общественного транспорта. Дмитрий Николаевич, этот прогноз оправдается или нет?

Д.П.: Скорее, нет. Общественный транспорт, и прежде всего автобусное сообщение как его наиболее мобильный и легко перестраивающийся вид, – это будущее крупных городов. Ижевск здесь не исключение.

«ДК»: Давайте начнем с настоящего и недавнего прошлого. Был же момент, когда на системе общественного транспорта едва не поставили крест.

Д.П.: Было такое. 1990-е годы стали роковыми для городского общественного транспорта. Он выжил только в городах-миллионниках. И мы должны благодарить тогдашнее руководство Ижевска и республики, которое помогло спасти ИПОПАТ. Как и всех, кто тогда трудился на предприятии. В самый острый период износ парка у нас достигал 80%. Это критическая черта, переступив которую, предприятие просто перестало бы существовать. А что такое Ижевск без регулярного автобусного сообщения? Это закрытые маршруты, разрушенные логистические связи. Словом, транспортный коллапс, на котором, как правило, греет руки стихийный частный извоз.

К счастью, этого не произошло. В условиях тотального безденежья и дефицита мы упорно занимались капитальным ремонтом двигателей, создали мощный кузовной цех, где восстанавливали внешнюю обшивку автобусов и начинку салонов. И старались сохранить костяк коллектива, потому что люди неизмеримо важнее железа.
Так и выстояли, спасли предприятие, систему пассажирских перевозок и доверие всех, кто пользуется нашими автобусами.

«ДК»: Доверие – это очень важно. Но его нужно постоянно подтверждать и укреплять.

Д.П.: Верно. Именно поэтому в 2008-2009 годах совет директоров нашего предприятия принял долгосрочную программу обновления подвижного состава.

Строго говоря, те 100 с лишним старых машин, которые мы списали в первую очередь, еще могли какое-то время оставаться на линии. Но уже в ущерб комфорту пассажиров и имиджу предприятия.

Следуя принятой программе, мы ежегодно закупали по 50 новых автобусов, и к 2015 году износ автопарка составил всего 14 процентов. Из 450 автобусов 400 были не старше 5 лет. Притом что «продолжительность жизни» большого автобуса на городском маршруте – 7-10 лет. В 2015-2016 годах программу из-за кризиса приостановили. А в бизнес-плане на нынешний год (за что отдельное спасибо Виктору Геннадьевичу Хорошавцеву) вновь заложены серьезные средства на обновления, благодаря чему на днях выпустили в город 25 новых машин на современном газомоторном топливе.

«ДК»: Комфорт и имидж – дорогие удовольствия. Стоит ли на них тратиться?

Д.П.:
Конечно, мы считаем деньги и не разбрасываемся ими попусту. Но с тем, что на комфорте пассажиров и имидже предприятия можно экономить, я категорически не согласен. Они обеспечивают нам стабильный приток пассажиров и позволяют успешно конкурировать на рынке пассажирских перевозок. Но мы постоянно помним и о другой стороне нашей деятельности – социальной. Сегодня город вплотную столкнулся с последствиями взрывного роста количества личных автомобилей. Его последствия известны всем: пробки, замедление трафика, рост количества ДТП, дефицит парковок, ухудшение экологической обстановки и т.д.

«ДК»: И где выход?

Д.П.:
Единственный выход (и других человечество еще не придумало) – максимально освободить от личного транспорта центр Ижевска и по возможности разгрузить периферию. Если мы хотим жить в городе без толкотни на дорогах и гари из выхлопных труб, нужно добиться того, чтобы максимальное число внутригородских переездов совершалось на общественном транспорте. А на личном – за город.

«ДК»: Люди привыкли к собственным автомобилям. Как их убедить пересесть на автобус?

Д.П.: Нужно стараться делать так, чтобы перемещаться по городу на общественном транспорте было удобнее и выгоднее. Именно поэтому мы добиваемся того, чтобы наши автобусы ходили с точностью швейцарских часов, были максимально комфортными и безопасными.

«ДК»: А можно об этом более детально?

Д.П.: Начну с главного – с безопасности. Мы последовательно переходим с дизельного топлива на газовое, за что спасибо Правительству РФ. В 2013 году было принято постановление, согласно которому парк общественного автомобильного транспорта на 50 процентов должен состоять из автобусов на метане. Помимо того, что километр пробега на нем в три раза дешевле, чем на дизельном топливе, двигатель на метане в плане экологической безопасности приближает нас к электротранспорту.

Сегодня к сфере пассажирских перевозок требования очень высокие, ужесточился контроль. И я считаю, что это правильно. Важно только, чтобы требования не исполнялись формально, а действительно приносили пользу. Например, когда нас обязали поставить датчики ГЛОНАСС, мы нашли им еще одно применение: создали систему слежения за каждым автобусом, контролируем работу водителя, оперативно реагируем на возникающие на линии проблемы. Многие бизнес-процессы у нас автоматизированы и завязаны на данных навигационной системы. Мы пошли еще дальше – разработали специальный сервис для пассажиров, и сегодня каждый может в режиме реального времени увидеть, где находится нужный ему автобус, когда он будет на остановке, и какой он – обыкновенный или низкопольный. Проект мы реализуем совместно с нашими партнерами, что показательно – местными, ижевскими разработчиками.

«ДК»: Низкопольный или обычный автобус – это так важно?

Д.П.: Низкопольные автобусы оснащены специальными пандусами для людей с ограниченными физическими возможностями. Сегодня ими оборудованы все новые автобусы, которые мы закупаем. А протестировать их нам помогли представители общественных организаций инвалидов. Причем трудности в перемещении испытывают не только они – это могут быть пассажиры с маленькими детьми или просто пожилые люди, которым сложно подниматься в салон по ступенькам.

«ДК»: Комфорт – это еще и удобство оплаты проезда. Крупные города, где развит общественный транспорт, полностью переходят на электронные карты.

Д.П.:
Мы постоянно совершенствуем систему оплаты. Сегодня уже стали обыденностью и электронный проездной, и электронный кошелек, который можно пополнять через терминал, а в скором времени станет доступным и пополнение баланса с помощью онлайн-ресурса. Оплачивать проезд теперь можно и бесконтактной банковской картой либо через смартфон с помощью Apple Pay – все, как в обычном магазине.

«ДК»: Можно много инвестировать в новую технику и технологии, но в глазах общественности все эти усилия могут быть нивелированы такими моментами, как, например, недофинансирование льготников, необорудованная остановка или дорожная яма, за которые вы не отвечаете.

Д.П.: Безусловно, нам одним не по силам снять напряжение, которое испытывает дорожно-транспортная система города. Это общая задача транспортников, ГИБДД, администрации города и правительства республики. И лучшее ее решение – совместное.

Мы находимся в постоянном взаимодействии с Госавтоинспекцией, которая осуществляет контроль за состоянием дорожной инфраструктуры, и выходим с предложениями в адрес муниципалитета о том, каким улицам нужно уделять внимание в первую очередь. Эта работа не видна со стороны, но она приносит свои результаты.

С правительством республики хотя и с трудом, не без споров, но решаем болезненный для обеих сторон вопрос о финансировании льготных проездных – от нашего совместного решения зависит около 90 тысяч льготников, среди которых ветераны труда, инвалиды и многие другие социально незащищенные категории пассажиров. Понимая свою ответственность перед горожанами, мы обслуживаем и убыточные маршруты, как городские, так и пригородные.

Город растет и меняется, поэтому совместно с администрацией города определяем, где необходимо открывать новые маршруты, какие нужно продлять. В рамках действующих муниципальных программ мы предлагаем свои новые сервисы и возможности. В 2011 году таким новым направлением была электронная транспортная карта пенсионера Ижевска, до сих пор востребованная большинством пожилых ижевчан. А сегодня город активно занимается обновлением остановочных павильонов, и мы со своей стороны считаем, что новая остановка должна нести и новые функции. Поэтому в числе последних проектов – «умные» остановки, которым принадлежит будущее. Пока информационные модули работают в тестовом режиме у зданий администрации Ижевска и правительства республики, следующей будет остановка у Южной автостанции. Они оснащены табло с информацией о прибытии ближайших автобусов, в перспективе – подключение Wi-Fi-модулей и устройств для подзарядки телефонов и планшетов.

«ДК»: Похоже, что совершенству нет предела.

Д.П.: Так и есть. Главное – идти в ногу со временем и по возможности опережать его. Для этого у нас есть все условия, а самое важное – мотивация. Комфортный, выгодный и безопасный общественный транспорт – это будущее любого города, который не останавливается в своем развитии. В том, что Ижевск именно такой город, думаю, никто не сомневается.

Владимир Воробьев

Третья беда России?>>>


Комментировать




Андрей Безруков: "Сейчас мы имеем дело с «больной империей»"

...

Олег Гринько: «Я меняюcь, и страна начинает меняться с меня»

...

Тамара Казанская: "Под запрет на продажу могут попасть около 70% земельных участков в Удмуртии"

...

Виктор Уланов: «Начинать надо с возврата доверия граждан»

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"