Фонд развития предпринимательства
2017

Медицина: ставка на ГЧП

О внедрении механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении заговорили несколько лет назад, когда стало очевидно системное недофинансирование отрасли. Власть приняла принципиальное решение – помочь ей развиваться с помощью внебюджетного финансирования. Однако на тот момент (2014 год) законодательно отрегулированных механизмов привлечения инвестиций в медицину не существовало ни на федеральном, ни на региональном уровне.

С минимальными рисками

Закон о концессиях в социальной сфере был принят 10 лет назад, но сферу медицины и здравоохранения он не учитывал. Что, может быть, и к лучшему – нормативная база все это время совершенствовалась, в общей сложности в закон было внесено около 20 поправок. И ко времени принятия закона о ГЧП в медицине (2016 год) «опыт, сын ошибок трудных» в этой области был накоплен немалый.

Этот опыт позволил избежать больших ошибок и дал возможность механизму ГЧП удачно влиться в уже выстроенную систему здравоохранения. Концессия в сфере медицины хоть и не без проблем, но все же стала основным механизмом государственно-частного парт-нерства. Что не удивительно, учитывая обоюдную выгоду партнеров: концессионер берет на себя обязательства по использованию ресурсов, а доход получают и концессионер, и государство. Риски минимальны, по крайней мере, в сравнении с другими форматами взаимодействия.

И тут надо отдать должное российскому Минздраву. Откладывать дело в долгий ящик не стали. Сразу после принятия закона о ГЧП в здравоохранении в короткие сроки было принято несколько подзаконных актов, давших возможность привлекать инвестиции в отрасль. До этого федеральные учреждения не имели права предоставлять свои мощности для концессионных соглашений, а теперь они их получили – объекты здравоохранения были добавлены в перечень доступных для заключения договоров жизненного цикла. Инвесторам разрешили получать землю без проведения конкурсных процедур; был введен в практику механизм инвестиционного договора. Минздрав России получил возможность рассматривать концессионные инициативы в отношении недвижимого имущества сферы здравоохранения.

Миллиардные инвестиции

Все это позволило механизму государственно-частного партнерства стать привлекательным как для медицинских учреждений, так и для инвесторов. И если еще несколько лет назад удачные примеры взаимодействия бюджетных ресурсов и частного капитала были наперечет, то уже в конце 2016 года в здравоохранении реализовывалось более 70 процентов всех социальных проектов в стране, общий объем инвестиций составил 61 млрд рублей – такие цифры весной 2017 года озвучил замминистра здравоохранения России Сергей Краевой. По данным Ассоциации участников государственно-частного партнерства, в сфере медицины уже реализуется 72 проекта в рамках ГЧП, из них на стадии строительства и эксплуатации находится 61 объект.

Большая часть этих проектов реализована в форме концессии. Однако, несмотря на свою привлекательность, она имеет проблемные стороны. Концессия выгодна, когда речь идет, например, о производстве товаров и изделий медицинского профиля, спрос на которые обеспечивается государством.

Что же касается проектов, связанных с предоставлением медицинской помощи, то эта модель не гарантирует инвестору возврат средств в полном объеме. И так во всем мире: страны с развитой системой ГЧП в медицине проблему окупаемости решают с помощью «availability payment concession» – «платы концедента», предполагающей выплаты частному инвестору из бюджета за эксплуатационную готовность на протяжении всего срока проекта с учетом минимально требуемой доходности. В России эта модель была узаконена только весной 2015 года и еще не успела войти в широкую практику.

Шаг вперед

Несмотря на очевидные трудности – а эксперты признают, что изменения в законодательстве о ГЧП в медицине не успевают за развитием отрасли – уже сделан огромный шаг вперед. Особую роль сыграли регионы, которые не стали ждать российских законодателей и начали внедрять собственные механизмы привлечения инвестиций.

В Калужской области, например, несколько лет назад был создан фармацевтический кластер. Потенциальным инвесторам было предложено не только выгодное географическое положение региона, но также земли и необходимая инфраструктура. Опыт оказался успешным, и руководство региона задумалось над созданием инвестиционной среды вокруг Обнинска – одного из крупнейших научных центров, работающих, в том числе, в сфере медицины. Столкнувшись с нехваткой квалифицированных кадров, регион начал их подготовку в вузах. Как итог Калужский фармацевтический кластер входит сегодня в топ-8 наиболее инвестиционно-привлекательных кластеров в мире.

Концессиями в здравоохранении в Калужской области занимается специально созданный Центр государственно-частного партнерства, выкладывающий в открытый доступ всю информацию о том, какие инвестиционные проекты регион готов поддержать и на каких условиях.

По словам директора Агентства регионального развития Калужской области Анны Лукиной, существует несколько препятствий, мешающих развитию ГЧП в медицине и здравоохранении. Во-первых, региональный ОМС не предусматривает средств на строительство и приобретение нового медицинского оборудования. Эти деньги должны возвращаться прямыми субсидиями государства, но такого механизма пока не предусмотрено. Во-вторых, ГЧП не сводится к закупке оборудования, строительству или реконструкции объектов: «Все должно соответствовать единой цели – предоставлению качественной услуги. И именно на это стоит обратить внимание при проведении конкурсных процедур», – заявила она на VIII Форуме регионов России.

ГЧП – это не платная медицина

Развитие механизма государственно-частного партнерства не является переходом к платной медицине, считают в российском Минздраве: «Наша основная задача – обеспечить граждан РФ своевременной и медицинской помощью в соответствии с программой госгарантий. Перевод государственной медицины в частную – это не переход в платную медицину, а другой механизм предоставления услуги», – отмечает Сергей Краевой.

Медицинскую помощь, по его словам, можно оказывать как в государственных медицинских учреждениях, так и в частных. И не факт, что в первом случае это обойдется дешевле. Так или иначе, все мы платим за медицинские услуги, но одно дело, когда в их стоимость закладывается содержание здания, оплата работы персонала и т.д., и другое – когда, государство, покупая для пациента медицинскую услугу у частника, платит только за нее. При этом в любом случае пациент из своего кармана ничего не платит.

В Самарской области возможности для экономии средств ОМС оценили еще в 2012 году. В стратегии развития региона до 2030 года должное внимание уделено привлечению инвестиций в здравоохранение. С того времени в начале каждого года руководство области публикует перечень объектов медицинской сферы, которые оно готово отдать в концессию. Предоставленные проекты оценивает специально созданная рабочая группа, в компетенции которой входит запуск конкурсных механизмов.

На сегодняшний день в формате ГЧП в Самарской области реализуется 21 проект: 13 уже работают, 8 находятся в стадии рассмотрения. Накопленный объем инвестиций составил 21 млрд рублей. По этому показателю область в 2016 году делила 2-е и 3-е места с Подмосковьем, занимая лишь 25-ю строчку в инвестиционном рейтинге регионов.

«Мы понимаем, что создать единый шаблон для всех проектов нельзя. Каждый из них эксклюзивен, имеет свою специфику, и ее всегда необходимо учитывать», – считает замминистра экономического развития Самарской области Олег Майоров.

Гибкий подход позволил региону реализовать проекты по централизации производства лечебного питания, стерилизации, восстановительному послеоперационному лечению. Региональная концессия по гемодиализу признана лучшей в России. В области построена сеть медицинских центров, гостиница, в которой определенное количество номеров всегда зарезервировано за пациентами онкологического центра.

Удмуртия догоняет

В регионах, где над привлечением инвестиций в здравоохранение задумались раньше, закон о государственно-частном партнерстве лег на благодатную и хорошо подготовленную почву. Что касается Удмуртии, проекты ГЧП в республике начали обсуждаться еще в 2015 году.

Возглавлявший тогда регион Александр Соловьев на заседании инвестиционного совета говорил о таких проектах, как создание на базе 6-й городской клинической больницы отделения нефрологии и гемодиализа. Аналогичное отделение планировалось создать в рамках ГЧП и в Сарапульской городской больнице № 1. Вторым направлением должно было стать строительство завода по утилизации медицинских отходов, третьим – сдача в аренду государственными медицинскими учреждениями части своих площадей.

С тех пор прошло почти два года. Но на сайте республиканского Минздрава в разделе «Государственно-частное партнерство» можно найти информацию о единственном реализуемом проекте – реконструкции, оснащении и эксплуатации объекта здравоохранения по адресу: г. Ижевск, ул. Труда, 1, общей площадью 540 кв. м.

Собственно, это и есть проект строительства отделения нефрологии и гемодиализа при 6-й ГКБ. Он предполагает создание 15 дополнительных диализных мест, что позволит обеспечить услугами диализа всех нуждающихся жителей Ижевска. Услуги будут оказываться бесплатно, за счет средств регионального фонда ОМС. Предполагается, что инвестиции в проект составят порядка 90 млн рублей.

По другому проекту – строительству аналогичного отделения в Сарапульской городской больнице – дело сдвинулось с мертвой точки совсем недавно. 9 июня было подписано соглашение сроком на 15 лет между руководством Сарапульской городской больницы и ООО «Лаборатория гемодиализа», которое вложит в проект 115 млн рублей. Сказалось и то, что сроки согласования инвестиционного договора были сокращены с 8 месяцев до 8 недель.

«Старое заброшенное здание будет отремонтировано. Деньги идут в республику. Больные получат более качественные услуги на современном оборудовании. В сфере медицины формат ГЧП очень перспективный. Мы очень сильно здесь отстаем, здесь огромные возможности. У нас очень много заявок на ГЧП в сфере медицины, надеюсь, что дело теперь пойдет», – заявил врио Главы Удмуртии Александр Бречалов.

Ставка на ГЧП?

Судя по всему, новое руководство Удмуртии по достоинству оценило возможности реализации механизма государственно-частного партнерства в сфере медицины и здравоохранения. Что не удивительно: система ГЧП особенно выгодна регионам, не имеющим достаточного количества финансовых ресурсов на строительство или масштабную реконструкцию медицинских учреждений. Им дешевле покупать медицинские услуги у частника через систему ОМС, нежели строить и содержать государственные больницы.

Но и на этом пути есть подводные камни, о которых говорят эксперты. Во-первых, средняя сумма инвестиции в рамках ГЧП в России на сегодня составляет 200-300 млн рублей, и, соответственно, о реализации масштабных проектов говорить пока не приходится. А во-вторых, в регионах уже сложились собственные системы оказания бесплатной и платной медицинской помощи, и подавляющая часть медицинских услуг (до 98 процентов) оказывается государственными учреждениями, которым, разумеется, появление конкурентов в виде ГЧП на рынке невыгодно.

Несмотря на это, у системы здравоохранения пока нет другого выхода, кроме привлечения инвестиций и вложения денег в подготовку кадров (это одна из основных проблем медицинской сферы), покупку оборудования и создание современных медицинских центров, работающих по программе ОМС. И здесь многое зависит от позиции региональных властей: делая ставку на развитие ГЧП, они могут существенно экономить бюджетные средства, параллельно развивая целую отрасль, от работы которой во многом зависит экономическое благополучие регионов.

ИПОПАТ. Автобус в будущее>>>


Комментировать




Татьяна Чуракова: "Будущее Игринского района связано с развитием традиционных отраслей"

...

Владимир Шевяков: "Мы готовы воплощать самые сложные с архитектурно-инженерной точки зрения проекты"

...

Антон Кузнецов: "ИОМЗ – уникальный пример преданности производству"

...

Игорь Зарипов: "Продукция ООО «Увадрев-Холдинг» пользуется отличным спросом"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Камский институт
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"