Национальная премия бизнес-коммуникаций
2017

Единство и борьба противоположностей: космическое соперничество и сотрудничество США и СССР/России

Человек – существо настолько противоречивое, что даже высшие его достижения зачастую связаны с темными сторонами его природы. Не является исключением и история освоения человечеством космоса – история, которая разворачивалась на фоне другой – гораздо менее симпатичной истории – Холодной войны. К началу 50-х годов Соединенные Штаты Америки всерьез вознамерились стереть с лица Земли своего недавнего союзника по войне с фашизмом – СССР. Для этого у Америки были все возможности – сверхмощное ядерное оружие и средства его доставки за тридевять земель. СССР на тот момент не располагал возможностями для адекватного ответа. Их еще только предстояло создать. И упор был сделан на межконтинентальные баллистические ракеты, способные обеспечить гарантированное сдерживание агрессора. А демонстрацию этой возможности должна была обеспечить советская космическая программа – если русским удастся запустить ракету в космос, то тем паче получится запустить ее на Техас.

Для Советского Союза выход в космос был делом жизни и смерти. Но помимо решения чисто утилитарно-военных задач, космическая программа СССР должна была стать мощным пропагандистским фактором – демонстрацией превосходства бесклассового общества над «тлетворным духом капиталистической наживы». Этого США допустить не могли и брошенную им перчатку приняли. Так началась космическая гонка, приведшая человечество к одним из величайших его достижений.

Научно-техническую компоненту «битвы за космос» возглавили в СССР Сергей Павлович Королев, в США Вернер фон Браун – «сумрачный гений» Третьего рейха, создатель немецких баллистических ракет «Фау-2», вывезенный в Штаты в качестве репараций. С этими именами связаны первые и во многом главные достижения обеих «космических держав».

Первый этап «космической гонки» с большим отрывом выиграл СССР. 04.10.1957 Советский Союз запустил первый ИСЗ – «Спутник-1». 19.08.1960 состоялся первый орбитальный полет животных – собак Белка и Стрелка – с успешным возвращением на Землю (на «Спутнике-5»).

16.06.1963 на корабле «Восток-6» в космос полетела первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. 19.06.1963 космический аппарат «Марс-1» впервые пролетел близ Марса. 12.10.1964 был запущен первый многоместный корабль «Восход-1» с экипажем из трех человек. 18.03.1965 Алексей Леонов, член экипажа корабля «Восход-2», впервые в мире совершил выход в открытый космос. 1.03.1966 – космический аппарат «Венера-3» достиг поверхности Венеры. Были и другие достижения с приставкой «впервые в мире». Но важнейшим в этой длинной череде событий стал, конечно же, полет Юрия Гагарина 12.04.1961 года – первый пилотируемый орбитальный полет.

Космические успехи СССР вызвали у американского истеблишмента состояние, близкое к панике. Уже не надеясь выиграть космическую гонку Дж. Ф. Кеннеди начал «переговоры о мире» – 20.01.1961 он предложил Советскому Союзу совместную работу в космосе: «Будем вместе исследовать звезды… В качестве первого шага США и СССР могли бы выбрать высадку с научными целями небольшой группы (около трех человек) на Луну…». Космическая гонка могла закончиться, практически не начавшись, – победой «по очкам» Советского Союза. Но Н.С. Хрущев не стал заключать с американцами «космический мир» – или боялся обмана, или стремился к полной победе коммунизма в космосе.

В СССР в тот момент царило состояние, прямо противоположное американскому. Лучше всего его можно было бы назвать «головокружением от успехов». Полет к Луне вообще не вдохновлял в тот момент ни партийное руководство, ни главного конструктора. С.П. Королев приступил к эскизной проработке ТМК – тяжелого межпланетного корабля. В качестве ближайших целей были названы Марс и Венера. Если учесть, что пилотируемый полет к этим планетам не состоялся и полвека спустя, и неизвестно, когда состоится, то можно понять, что советская конструкторская мысль вновь вернулась от грубой реальности к возвышенным мечтам. Вместе с конструкторами мечтало и руководство страны – 23 июня 1960 года ЦК КПСС назначил день старта экспедиции к Марсу на 8 июня 1971 года.

Аутсайдеры гонки, американцы, справедливо рассудили, что и полет к Луне станет мощным фактором пропаганды «западного образа жизни». К подготовке «лунной программы» США подошли масштабно и, что еще более важно, – системно. Сначала были проанализированы причины отставания от СССР. На прямой вопрос – «Почему русские первыми достигли космоса, ведь у нас больше денег?» – фон Браун меланхолично ответил: «А у Королева больше хороших конструкторов». ЦРУ разъяснило: хорошие конструкторы появились у Королева не случайно, а благодаря советской системе образования: с 1931 года Советский Союз первым в мире ввел для своих граждан всеобщее классическое образование. Американцы выучили урок – в США был принят National Defense Education Act (Закон об образовании для нужд национальной обороны), согласно которому в системе образования уделялось повышенное внимание фундаментальным наукам – физике и математике.

Но итогов образовательной реформы нужно было ждать еще долгие годы, а догнать русских в космосе хотелось уже сейчас. И США вынужденно пошли по кратчайшему пути – пути увеличения финансирования. Никогда, ни до, ни после, NASA не получало столько денег, как в период подготовки «штурма Луны». Для реализации программы была разработана самая тяжелая в истории освоения космоса ракета-носитель «Сатурн-5», способная вывести на околоземную орбиту 147 тонн груза. Принцип «кладите больше заварки» в этот раз сработал: 21.12.1968 американцы успешно осуществили первый пилотируемый облет Луны, а 16.07.1969 экипаж «Апполона-11» совершил первый полет к Луне с посадкой на лунную поверхность, за которым последовало еще пять таких же успешных экспедиций. «Лунная гонка» завершилась убедительной победой США, чуть ли не уравнявшей достижения сторон в продолжавшейся «космической гонке».

Советская лунная программа стартовала в 1964 году – с опозданием в три года от американской. На ее реализацию было выделено в пять раз меньше средств. Но не только эти факторы обусловили «лунное отставание» СССР. Едва ли не важнейшей причиной было то, что в СССР уже начались процессы, которые позже приведут к его развалу – ведомственная и местническая конкуренция. При недостатке средств запустили сразу две лунные программы, поручив подготовку к ним конкурирующим структурам – КБ Королева и КБ Челомея. В результате, вместо того, чтобы конкурировать с американцами, русские конструкторы конкурировали друг с другом – в первую очередь, за выделение финансирования. Немаловажную роль сыграла и длинная цепочка трагических событий – скоропостижная смерть С.П. Королева, гибель Владимира Комарова в «Союзе-1» – прототипе того корабля, который планировали отправить к Луне, взрыв ракеты-носителя «Протон» при запуске к Луне в беспилотном режиме корабля «Зонд-7» и, наконец, четыре подряд неудачных старта тяжелой ракеты-носителя Н-1 – аналога американского «Сатурна-5». В результате советская лунная программа была закрыта – после прилунения американцев тратить время и ресурсы на исключительно престижный проект стало бессмысленно. «Утешительным призом» для СССР стало осуществление первой мягкой посадки на Луну (3.02.1966, аппарат «Луна-9») и вывод на ее орбиту первого искусственного спутника (3.04.1966, «Луна-10»).

После того как обе страны добились впечатляющих успехов и достигли всех возможных на тот момент космических вершин, наступил период краткого умиротворения. Американцы вновь выступили с инициативой космического сотрудничества, и на этот раз их предложение было принято. В начале 1970 года директор NASA Томас Пейн в ходе переписки с президентом Академии наук СССР Мстиславом Келдышем высказал идею проведения совместного полета американского и советского пилотируемых космических кораблей со стыковкой на орбите. В октябре 1970 года в Москве состоялась первая встреча советских и американских специалистов по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей. 24.05.1972 Председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин и президент США Ричард Никсон подписали «Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях».
Статья 3 Соглашения предусматривала проведение экспериментального полета кораблей двух стран со стыковкой и взаимным переходом космонавтов в 1975 году. Советские и американские экипажи прошли совместные тренировки на тренажерах космических кораблей в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (СССР) и в Космическом центре им. Л. Джонсона (США). 15.07.1975 с космодрома «Байконур» был запущен советский космический корабль «Союз-19» с Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту, а с космодрома на мысе Канаверал – американский «Аполлон» с экипажем в составе Томаса Стаффорда, Вэнса Бранда и Дональда Слейтона. Через два дня корабли состыковались, и состоялось знаменитое символическое рукопожатие командиров советского и американского кораблей. Этот день традиционно считается датой окончания «Космической гонки».

«Космическая гонка» сверхдержав, будучи частью холодной войны, вернула к жизни, казалось бы, навсегда утраченные понятия рыцарской чести. Хотя обе страны были на тот момент врагами, в космосе они вели себя с удивительным для жестокого ХХ века благородством. Когда американцы высадились на Луне – они вместе с собственным флагом привезли туда и флаг СССР, который затем был вручен советской стороне. В ходе одного из прилунений на лунной поверхности была установлена памятная табличка с именами 8 американских астронавтов и 6 советских космонавтов, не доживших до того дня, – битва за космос была одновременно битвой с космосом, и в этой битве были свои павшие герои. Со своей стороны, советские конструкторы с санкции руководства страны информировали американских конструкторов о выявленных причинах тех или иных трагических инцидентов в космосе, что позволяло американцам избежать подобных ошибок в ходе реализации своей космической программы.

Стыковка «Союза» и «Аполлона» установила в космосе мир. Увы, он оказался недолгим. Уже спустя 8 лет – в 1983 году – американцы объявили о начале реализации Стратегической оборонной инициативы – программы милитаризации космоса. Ее главной целью объявлялось обеспечение неуязвимости США в ядерной войне посредством завоевания господства в космосе – путем развертывания нескольких эшелонов ударных космических вооружений, способных уничтожать в полете баллистические ядерные ракеты и их боеголовки. СОИ, или как ее назвали в СССР – программа «Звездных войн», предполагала вывод в космос носителей противоракет и лазеров, «пучкового» оружия и рельсотронов, а также запуск нескольких тысяч кинетических спутников-перехватчиков. В числе запланированного к созданию космического оружия не хватало разве что бластеров, все остальные наработки тогдашней научной фантастики были использованы в полной мере. Программа «Звездных войн» ознаменовала собой новый виток космической гонки – уже в военном варианте, который в Советском Союзе всерьез не рассматривался. О том, до какой степени СССР был не готов к милитаризации космоса, свидетельствует тот факт, что советские военные космические станции «Алмаз» планировалось вооружить… авиационной пушкой НР-23, созданной еще в первые послевоенные годы. При реализации американцами программы СОИ у Советского Союза не оставалось шансов в грядущей «космической битве».

Но ни один из заявленных американцами новых видов космического оружия так и не был создан. Планы по реализации программы «звездных войн» далеко выходили за рамки тогдашних, да и сегодняшних возможностей как американской науки, так и американской промышленности. Почему же программа «Звездных войн» вообще появилась, если ее невозможно было реализовать? Чтобы понять это, достаточно вспомнить, что любимая игра американской элиты – покер, важнейшей составляющей успеха в котором является умение блефовать – выдавать желаемое за действительное, попросту – обманывать. Стратегическая оборонная инициатива была блефом. Но блефом удачным, в который советское руководство поверило. А поверив в СОИ, оно поверило и в технологическое отставание СССР – отставание, которого не было. Эта новая вера советского и партийного руководства – вера в превосходство США – стала мощным стимулом «ускорения», «перестройки», и в конечном итоге – развала Советского Союза.

После окончания холодной войны работа в космосе приобрела преимущественно коммерческую направленность. И сегодняшнее состояние исследования космоса иначе как упадочным не назовешь. За полвека ни кардинально новые двигатели, ни аккумуляторы энергии, ни системы защиты от космического излучения так и не вышли из стадии проектирования. Международной космической станции уже 18 лет, она постепенно ветшает, но планов ни по замене, ни по реконструкции МКС не существует. Проекты возвращаемых космических аппаратов «Буран» и Space Shuttle благополучно (вернее – неблагополучно) закрыты.

Почему были свернуты перспективные программы в СССР – понятно. Но почему американцы охладели к космосу? Ведь за 25 лет, прошедших со времени официального окончания холодной войны и ее важнейшей компоненты – космической гонки, в США так и не появилось сколь-нибудь значимых новых космических технологий. Ведь нельзя же на полном серьезе считать прорывом появление возвращаемых ракет «Фалькон» – жалкой пародии на Space Shuttle.

Складывается впечатление, что именно противоборство между США и СССР позволило человечеству выйти в космос. И как только это противоборство закончилось, люди начали постепенно возвращаться на землю. Но точнее было бы сказать, что освоение космоса стало ответом на серьезный вызов, которым на тот момент была холодная война. И при появлении нового вызова человечество снова начнет искать ответ на него в космосе. Таким вызовом вполне может стать продолжающийся экономический кризис, и не случайно именно с началом кризиса в США вновь пошли разговоры о полете на Марс, а в России возобновилось проектирование ядерного космического двигателя, который должен сделать этот полет реальным. И кто знает, возможно, сотрудничество и неотделимое от него соперничество великих космических держав уже в ближайшее время выйдут на новый уровень.

Андрей Солдаткин

Вклад Удмуртии оценен на высшем уровне>>>


Комментировать




Армия-2017
Светлана Петрова: "В современных условиях образование должно стать инвестиционно привлекательным"

...

Александр Курбатов: «Я счастливый человек, потому что строил нужное людям»

...

Анатолий Наумов: «Люди – это главный фактор развития»

...

Николай Ермаков: «Работать с ВТБ станет еще комфортнее»

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Камский институт
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"