Турзавод
2015

Непрощальный гудок

Автомобиль – существо живое, это вам подтвердит любой, хоть раз посидевший на месте водителя. Бесконечная вереница «кисок», «птичек», «мышек», «ласточек» колесит по нашим дорогам. Про них писали книги, снимали фильмы, им посвящали свои творения большие поэты вроде Высоцкого и проходные музыкальные группы. Все эти бесконечные «Вишневые девятки» и «Черные бумеры» до сих пор звучат из колонок уже МР-3 проигрывателей в салонах современных авто.

Транспортный поток

И все-таки думается, когда Алексей Глызин давным-давно спел про то, что «автомобили все вдруг вокруг заполонили», это было воспринято с изрядной долей юмора, а не как предостерегающее пророчество. В годы нашего детства и юности автомобиль был не только средством передвижения, но и приметой определенного уровня жизни. Достичь его было не так просто даже при наличии средств – на покупку автомобиля существовала очередь.

Разве забудешь тот дивный автомобильный запах, когда сосед дядя Федя на своей «Победе» прокатил нас с братом по нашей деревянной улице! Недавно встретил на ижевской улице легендарную «Победу» – и сердце дрогнуло. Сразу вспомнились строки из стихотворения Сергея Гулина про двор его детства на улице Пастухова:

Мы китайские свои износим кеды,
Мы ударим по мячу в последний раз.
И уедут с нашей улицы «Победы»,
Не подав гудка прощального для нас.

Мало кто помнит и трехколесные «инвалидки» или первые, похожие на жуков, «Запорожцы». А как мы гордились тем, что именно в нашем городе выпускают «Москвичи»!

С удивлением вспоминаю, как в начале 1970-х годов, отправляясь к бабушке в гости, частенько шел прямо посередине проезжей части ижевской улицы Карла Либкнехта: если и появлялась одинокая машина, то видно ее было за полкилометра. Я бы и сам не поверил, если бы однажды, работая в фондах Национального музея, не встретил фотоснимок Ф. А. Жемелёва, запечатлевший перекресток улиц Карла Либкнехта и Революционной, и именно в 1972 году.

К слову, именно здесь сегодня находится редакция «Делового квадрата», а пересечь сплошной транспортный поток в этом месте решится лишь явный самоубийца – нормальный человек пройдет до светофора на соседнем перекрестке с улицей Коммунаров, где риска немного поменьше.

Первая встреча…

Прошел век, прежде чем автомобили и вправду заполонили улицы наших городов. А ведь всего-то лишь в 1913 году наши предки увидели первую машину. В 1913 году, по свидетельству уездной прессы, купец П. Н. Симаков обратился к вятскому губернатору с просьбой разрешить открыть транспортное сообщение: «в летнее время между Ижевским заводом и пристанью «Галёво» (40 вер.) и в зимнее время между тем же заводом и ст. «Чепца» (140 вер.). С этой целью Симаков хочет приобрести 4-6 местный автомобиль». Но тракт на север, видимо, не всегда был проходим для чудо-техники, да и до Галёво набиралось много больше, нежели 40 верст, так что пришлось переориентироваться на ближайшую камскую пристань.

«Автомобиль в Ижевске» – именно так сарапульская газета «Кама» назвала в 1913 году заметку об этом, не побоюсь сказать, выдающемся событии в нашей истории:

«Г. Симаков, ходатайствовавший перед г. губернатором о разрешении открыть автомобильное сообщение между Ижевским заводом и с. Гольянами получил разрешение. На днях ижевцы впервые увидели у себя автомобиль».

Нет, конечно, предки не чуждались технического прогресса. И велосипедом было никого уже не удивить, а в 1911 году аптекарь Александр Буйлов проехался по центральным улицам Ижевского завода на своем новеньком мотоциклете, распугав не только лошадей и собак, но и добропорядочных обывателей. Но испытания техникой еще только начинались. В фонде краеведа О. В. Севрюкова в ЦГА УР хранится любопытная открытка, написанная ижевской гимназисткой своему родственнику, находящемуся на военной службе: «А еще, дорогой дядя, на улицах Ижевского завода появился самокат, который бегает и пугает земцев».

Бог ведает, осуществил ли свой автомобильный бизнес-проект купец Петр Николаевич Симаков, но вот наш краевед Е. Ф. Шумилов писал, что «в августе 1917 года какой-то делец устраивал катания на автомобиле от Общественного сада до деревни Карлутки за рубль с персоны в один конец».

Если уж среди прогрессивных и технически подкованных ижевцев мотоцикл и автомобиль вызвали такой ажиотаж, то что говорить о глубинке! Это также отметили уездные газетчики, назвав свою заметку «Дер. Шевырялово. Автомобиль увидели». Неподалеку от этой деревни должна была пройти линия железной дороги, ну, а большая стройка – большие перемены:

«16 сентября вечером в нашу деревню приехали на автомобиле инженеры-строители жел.-дор. линии. Шевыряловцы, увидевшие в первый раз автомобиль, выбегали на улицу смотреть на невиданную машину и называли это чудо кто как мог выговорить: – «Вишь ты и без оглобель, и без веревок, а как ловко прет-то» – слышалось среди мужиков.

Меряли оставшийся след и сравнивали, что автомобиль идёт своей дорогой и в колеи после телеги не входит.
Некоторые говорили, что «вот как начнут ездить каждый день на автомобилях. То и дивиться будет нечему».
Кстати сказать, очень большое оживление намечается возле нашей деревни: куда не посмотришь, всюду народ...»

Турист на авто

Чувства изумления и жгучего любопытства перед чудесами техники долго не оставляли наших предков. Ах, автомобиль – шик, сказка, мечта, к сожалению, для большинства неосуществимая. Но хоть постоять рядом хочется, и в фотосалоне «Люкс» на ижевской Троицкой улице, улавливая запросы снимающейся публики, владелец устанавливает бутафорское авто. Сам А. Г. Коромыслов, владелец ижевского цирка, сфотографировался в нем, что уж говорить о других! И пел с граммофонной пластинки Александр Вертинский: «В последний раз я видел Вас так близко. В пролеты улиц Вас умчал авто». А на экранах электротеатров Сарапула и Ижевска зрители смотрели комедию под названием «Сойди же, наконец, с автомобиля».

Боюсь вот только, сойти с автомобиля было весьма проблематично, учитывая состояние наших дорог. Удивительно, но ведь именно в это время начинает зарождаться автотуризм, особенно активно пропагандировало его созданное в 1903 году Императорское российское автомобильное общество.

На моей книжной полке стоит старый справочник «Урал». Вышел он в петроградском издательстве Суворина еще в 1917 году. В книге этой приведены целых девять автомобильных маршрутов для туристов, причем некоторые из них проходили по территории современной Удмуртии. Любителям острых ощущений предлагается проехать 772 версты по маршруту Казань – Пермь. И если вы думаете, что на трассе будет сплошной асфальт, то глубоко заблуждаетесь, хотя под категорией дороги справочник и указывает – шоссе. Вспомним, что раньше так называли не только дорогу с твердым покрытием, но и обычную гужевую.

Даже при сегодняшнем качестве дорог, наличии переправ через реки и все-таки более высоком в сравнении с началом ХХ века уровне дорожного сервиса вам понадобится не менее полусуток, чтобы проехать на машине по маршруту Казань – Арск – Мамадыш – Елабуга – Сарапул – Воткинский завод – Оса – Оханск – Пермь. А теперь прикиньте скорость тогдашних автомобилей, бездорожье и неоднократные переправы через Вятку и Каму, где автомобильных мостов пока еще не построено. И бензин вам придется захватить с собой, поскольку ни одной АЗС на маршруте не встретится.

Не случайно тот же справочник «Урал» в другом разделе предупреждает, что «по трактовым дорогам путешествие приходится совершать на лошадях, так как автомобильного сообщения на Урале еще нет». На лошадях-то оно дешевле выходило – прогоны стоили всего от 5 до 8 копеечек с версты.

Даже в начале нашего столетия, когда под руководством члена Британской королевской семьи, принца Майкла Кентского состоялся по России автопробег ретро-машин Екатеринбург – Санкт-Петербург, посвященный 300-летию северной столицы, изумлению жителей наших городов и сел не было предела – рисковые ребята! Сам видел, прохожие на улицах Ижевска так и льнули к старинным автомобилям, завораживающим благородством форм. Это вам точно не «Антилопа Гну» пана Козлевича, и вправду, чудо техники, пусть и былого времени!

Новый поворот

Конечно, знакомство с техническим прогрессом свершалось не так быстро, как хотелось бы, зато неумолимо. Курьезов при этом происходило немало. Уже в начале 1970-х годов Ф. И. Городилов, уроженец дебесской деревни Наговицыно, между прочим, генерал-майор и лауреат Государственной премии СССР, вспоминал о годах своего детства:

«Между 1927 и 1930 годами на шоссейной дороге Зура-Дебёсы изредка стали появляться грузовые машины. Крестьяне рассказывали об этом событии так, как теперь рассказывают о полетах в космос. Лошади, завидев машину, немедленно пускались вскачь и в сторону от дороги, а заглядевшийся на автомобиль «водитель лошади» вываливался из перевернувшейся телеги. Из рассказов очевидцев этого чуда следовало, что тогдашние автомашины «мчались, как черти». Слушателей у героев-очевидцев всегда было много».

Это время вообще поворотное в мото- и автомобилестроении. Тем приятнее сознавать, что Ижевск не остался в стороне от этого. Именно на Иже в 1920-1930-х годах в опытной мотомастерской, а затем на опытном мотоциклетном заводе под руководством П. В. Можарова были собраны одни из первых российских мотоциклов. В деле автомобилизации СССР столица Удмуртии тоже сказала свое веское слово, произведя еще в 1933 году десяток автомобилей: «Иж-НАТИ-2». Пройдет еще 32 года, и в Ижевске появится свой автозавод.

14 апреля 1936 года газета «Ижевская правда» рассказала о любопытном эксперименте. Автор заметки с названием «Двадцать минут на перекрестке» встал на углу улиц Советской и Коммунальной (сегодняшняя улица Горького) и попытался в обеденное время посчитать количество транспорта:

«В течение этих 20 минут в разных направлениях прошло 17 грузовых машин, 5 легковых, 16 груженых и порожних подвод, 10 извозчиков. Среди грузов – строительные материалы, промышленные товары, переправляемые с вокзала в магазин, хлеб, одна подвода с декоративными деревьями.

Уже эти цифры показывают довольно напряженное движение на улицах Советской и Коммунальной. При этом обращает на себя внимание следующая черта: на двадцать минут приходится 22 автомашины, т. е. в течение каждой минуты проходит более чем по одной машине. Легко вспомнить, что еще каких-нибудь три года тому назад автомашины в городе встречались не так уже часто.

Совершенно не поддается учету количество пешеходов, движущихся сплошными потоками по обеим улицам. Среди пешеходов, насколько можно судить, преобладают служащие, много рабочих, идут студенты, военные, прошли трое летчиков, один краснофлотец, группа колхозников».

Неоднозначное время

Это время, как, впрочем, и любое другое в нашей истории, воспринимается неоднозначно, уж слишком много оно вместило в себя – от индустриализации до арестов. Примечательна в этом плане судьба одного из представителей славной заводской династии Харьковых. Александр Максимович Харьков, несмотря на то, что принимал участие в антибольшевистском восстании 1918 года, тем не менее поступил на рабфак, а затем и закончил Петроградский-Ленинградский политехнический институт. Немало А. М. Харьков сделал для модернизации мосинской винтовки-трехлинейки 1930 года. Вместе с прославленным оружейником С. Г. Симоновым Александр Максимович получил в подарок от наркома Г. К. Орджоникидзе легковой автомобиль. Вот только с подарком наркомовским Харькову вскоре пришлось распрощаться – власть не простила ему контрреволюционного прошлого, лишь после 10-летнего заключения вернется он в Ижевск.

Не всем так повезло. Григорий Сергеевич Федоров, выросший на Береговой улице Ижевска, в 123-м доме, дошел до Харбина. Да не вынес жизни хоть и на русской когда-то, но чужбине. Представьте себе, каково жилось «возвращенцу» на родине, если у него в кармане такой документ, выданный в марте 1927 года:

«Харбинская Городская Управа. Г. Харбин, Китай. Диплом Дан сей Г. Федорову Григорию Сергеевичу в том, что он подвергался при Автомобильной Комиссии Х.Г.У. теоретическим и практическим (езде) испытаниям по автомобильному делу, выдержал их вполне удовлетворительно и может быть допущен к управлению автоматическими экипажами в качестве шоффера».

И то же самое по-английски. Арестовали и расстреляли Григория Федорова в 1937-м.

Но ведь и другое в это время тоже было! Та же «Удмуртская правда» писала в этом году в большой статье про село Якшур-Бодью: «Якшур-
Бодьинская МТС имеет комбайн, 37 тракторов, льнотеребилки и т. д. О таких машинах, какие сейчас имеет МТС, крестьяне и мечтать не могли...».

А это уже из воспоминаний Ф. Дудырева, направленного в 1930-е годы на работу в Юкаменский район: «Теперь что, придет машина в колхоз, никто и не знает об этом – обычное дело. А в то время?! Подъезжал к райцентру, уже предчувствовал, как будут радоваться жители. И не ошибся. В Жужытшуре собралось тогда много народу... Организовалось что-то вроде митинга стихийного. Радости колхозников не было предела. Много машин, тракторов прошло потом через мои руки. Но эту, грузовую, первую колхозную я не забуду никогда».

Вдобавок именно тогда начал развиваться и общественный транспорт. «Коммунальный трест ставит в известность население города о том, что с 8 июня с. г. открывается автобусное сообщение», – сообщала «Ижевская правда» летом 1932 года. Вскоре открылся и 2-й маршрут, а уже спустя три года их количество достигло пяти.

Совсем недавно довелось мне у ижевского коллекционера Дмитрия Тетерина ознакомиться с телефонным справочником Ижевска за 1939 год. Поневоле при этом обращал внимание на такие организации, как «Автогужтрест» (Горького, 22), автомотоклуб (Красная, 153), автоинспекция (Красноармейская, 123), гараж Совнаркома (Горького, 74), дорожное управление НКВД (Горького, 104)… А через два года снова была война.

Война моторов

Великую Отечественную войну не случайно называли еще войной моторов. Но ведь по сути весь ХХ век был таким – и армия, и флот, и авиация активно использовали все новые технические наработки.

Так что стоит ли удивляться тому, что дебесский паренек-сирота Александр Белянин еще в 1911 году оказался на военной службе в автомобильном отряде. Там он получил права шофера и мотоциклиста. А уж подвигов в первую мировую войну наш земляк совершил столько, что домой вернулся полным Георгиевским кавалером. О фронтовой и мирной судьбе этого удивительного человека в своей книге «Золотой ларец» рассказал заслуженный учитель Удмуртии, Почетный гражданин Ижевска, краевед А. В. Новиков.

Описана в этой книге и судьба другого уникального человека, уроженца каракулинской деревни Пенязь Иосифа Шадрина. Молодой солдат после окончания подмосковной автошколы стал водителем командира полка, а тот, уйдя на повышение, не захотел расставаться с шофером. Однажды машина командира дивизии проезжала вдоль линии фронта. И вдруг среди автомобилей у штаба полка генерал и его водитель увидели машину царя. Шальная пуля пробила ее двигатель. Пока ездили искать механика, Иосиф Шадрин подручными средствами смог починить автомобиль. «Когда царю доложили, что его машина в порядке, а механика и водителя до сих пор нет, он подошел к Иосифу Ефимовичу, поблагодарил за службу и пожал руку».

Любопытен из приведенных А. В. Новиковым и такой факт. Однажды, когда шофер Шадрин с адъютантом и пятью казаками верхом ездили в одну из частей, то по дороге взяли в плен машину с командованием немецкого полка. Казакам и адъютанту вручили медали, а Иосифу Шадрину аж автомобиль «Форд», редчайший по тем временам подарок. С этой машиной он и вернулся в Ижевск. Надо ли говорить, что всю свою недолгую жизнь Иосиф Шадрин не расставался с автомобилями и мотоциклами, став одним из ближайших сподвижников знаменитого Можарова.

Быть водителем – это вам не в пехоте служить! Не случайно в 1914 году, передавая через газету «Кама» привет родным и друзьям, некто Борис Постников с гордостью присовокупил: «Назначен в автомобильную роту при действующей армии».

В рубрике этой газеты «Письма из армии» также встречаются шоферские послания вроде вот этого: «Служу я в передовом летучем отряде имени В. Н. Реннекампф, и обязанность моя заключается в уборке раненых с позиций, так что часто приходится быть под огнем. Езжу на грузовом автомобиле, который делает 120 верст в час. Приходилось мне иметь дело и с немцами, но, откровенно сказать, народ несносный, потому что охают, стонут и кричат, а русский солдат героически вынослив и раненый способен шутить (с раздробленными конечностями). Носимся мы из одного места в другое, как на крыльях, и письмо это я пишу, сидя в автомобиле. Сегодня здесь, завтра там. Мчусь с товарищами на позиции, где было и еще не совсем окончилось горячее дело».

Да и во время антибольшевистского восстания 1918 года и гражданской войны без техники не обходилась ни одна из противоборствующих сторон. Попробуйте представить себе крупного красного или белого военного чина без персонального авто – не получится! Тот же «красный Лев революции Троцкий» в своем персональном поезде возил и персональный автомобиль.

Нехватка, конечно, постоянно сказывалась, не зря же в сарапульской газете восставших «Прикамье» за 5 сентября 1918 года можно прочесть объявление: «Сарапульский Автомобильный-Самокатный отряд, крайне нуждаясь в велосипедах, мотоциклах, автомобилях и принадлежностях к ним просит владельцев оных представить для временного пользования Народной Армии».

Тем удивительнее, что уже в то жестокое время в армии адмирала Колчака начинается жесткая регламентация автомобильного движения: водительские удостоверения, непременно освещенные ночью номера на машинах, ограничение скорости по городу до 12 верст в час, а по чугунному мосту и вовсе до 6 верст.

В Великую Отечественную войну армия также не могла обойтись без техники. Что только не перевозили фронтовые водители: от раненых бойцов до воткинских пушек, от минометов «катюша» до продовольствия. В те военные годы колхозы и совхозы Удмуртии расстались с огромным количеством и лошадей, и автомобилей. К примеру, только за 1942 год МТС республики передали для фронта 19 гусеничных тракторов и 76 автомашин.

Фронтовым шофером был народный поэт Удмуртии Степан Широбоков. Другой народный поэт Олег Поскребышев записал слова своего старшего товарища-фронтовика на одном из общих выступлений:

– Эх, – вздохнул он, – жалко, зажигание барахлить начало, да и мотор работает все трудней, с перебоями. Где раньше бы на четвертой скорости поднялся в гору, теперь еле-еле тянешь на первой да на второй. А ведь в гору надо, в гору…

Сергей Жилин

Водителям здесь не место>>>


Комментировать




Армия-2017
Александр Мурашов: "Удмуртии нужно отбросить ложную скромность и больше рассказывать о своих возможностях"

...

Сергей Коновалов: "Чистая прибыль Удмуртского отделения Сбербанка по итогам 2016 года составила 5,34 млрд рублей"

...

Яков Крымский: "Защита экономических интересов государства и законных прав граждан – приоритетная задача Удмуртского ЦСМ"

...

Фанил Зиятдинов: "За последние три года на техническое перевооружение ИЭМЗ «Купол» уже направлено 3,5 миллиарда рублей"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Камский институт
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"