2015

Языковой барьер большого бизнеса

Процесс глобализации охватывает все сферы взаимодействия людей, в том числе и бизнес. Развитие информационных и компьютерных технологий, транспортной системы и логистики позволяют сегодня наладить торговлю в любой точке мира, где есть выход в Интернет и мобильная связь. Но если трудности в виде расстояния, транспортировки оборудования, все сложности с документацией успешно решены, то языковой барьер так никто и не отменил…

В XIII веке германский король Фридрих II провел эксперимент. Он поместил 6 младенцев в ясли и велел кормилицам ухаживать за ними, купать их, кормить, баюкать, но никогда не разговаривать с ними. Фридрих II Штауфен ожидал, что без внешнего влияния дети заговорят на «естественном» для человечества языке, греческом или латыни, по его мнению. Но, вопреки прогнозам императора, младенцы не только не заговорили ни на одном из языков, но, более того, погибли, несмотря на то, что получали необходимый уход. Ценой шести маленьких жизней германский император понял одну истину: общение – такой же необходимый для жизни элемент, как питание или сон, но язык как инструмент общения не рождается сам по себе и не включен в природу человека как инстинкт.

На языке метрополий


О власти языка как средства общения говорят современному человечеству и исторические реалии. Спустя несколько столетий после эксперимента Фридриха II Штауфена, язык становится инструментом влияния, торговли и власти. То было время колониальной политики, когда несколько крупнейших держав вроде Испании, Франции, Англии поделили мир на сферы влияния. Языковая экспансия стала одним из инструментов, с помощью которого имперские стандарты метрополий становятся общемировыми. Ярким примером влияния языковой среды в становлении бизнеса и последующем самоопределении колониальных стран являются взаимоотношения Англии и Индии. Создав к началу XVII века Английскую Ост-Индскую компанию и сконцентрировав практически все торговые, дипломатические и военные операции Индии в своих руках, Англия фактически совершила языковой «переворот»: знание английского языка стало необходимым, чтобы подняться по карьерной лестнице или начать собственное дело в Индии. Господство Англии в Азии продолжалось достаточно долго, чтобы успели вырасти несколько поколений людей, для которых английский язык стал вторым родным языком. И сегодня в Индии два государственных языка – хинди и английский. Похожая ситуация в Пакистане – там язык британских колонистов является вторым государственным. Получить высшее образование в этих странах без знания английского невозможно.

Взглянув на исторические реалии сегодня с точки зрения развития языка как инструмента бизнеса, можно заметить, что колониальный режим оказал миру услугу в сфере развития коммуникаций, обеспечив страны мира возможностью взаимодействовать между собой. Именно тогда, несколько столетий назад, зарождается понятие международного языка, еще до конца не осознанное, но уже имеющее практическое воплощение.

Сегодня термин «международный язык» не имеет четкого определения. Современные словари определяют международный язык, как язык, который может быть использован для коммуникации значительным количеством людей по всему миру. На сегодня ученые выделяют от 7 до 10 международных языков. В лидерах среди языков германской ветки по количеству говорящих на нем человек – английский язык.

Распространение его на территории современных США, Канады, Австралии, Южной Африки во время реализации колониальной политики страны и дальнейшее экономическое развитие стран-носителей дало английскому языку почти 1,5 миллиарда носителей. Сегодня английский – официальный язык Великобритании, 31 штата США, Австралии, Новой Зеландии, один из двух официальных языков Ирландии, Канады и Мальты, он используется в качестве официального в некоторых государствах Азии (Индия, Пакистан и др.) и Африки.

Однако звание международного языка нестойко: год от года число носителей языка увеличивается или уменьшается, поддаваясь влиянию социальных, экономических и политических факторов. Ученые выдвигают множество теорий касательно того, какой из мировых языков займет место главного инструмента международных коммуникаций. Недавние исследования, проведенные инвестиционным банком Natixis, показали, что в обозримом будущем на звание международного языка может претендовать французский.

Французский язык, в отличие от английского, упрочился в положении международного языка благодаря главенству в духовной сфере, которым Франция обладала уже к XII столетию. Влияние французского было настолько сильно, что король Англии Эдуард III не знал ни одного английского слова, монарх изъяснялся исключительно на французском. С потерей колониальных земель и влияния на умы Европы Франция теряет и значимость своего языка на международной арене, 80% образованных европейцев, говоривших по-французски в XIX столетии, превращаются в скромные 10% в XX-XXI веках. Однако, по мнению ученых, возвращение французского языка на престол еще возможно.

Согласно исследованию Natixis, результаты которого были опубликованы в журнале Forbes в 2014 году, к 2050 году число франкофонов достигнет 750 миллионов человек, вознеся французский язык на пьедестал мирового лидерства наряду с мандаринским диалектом китайского языка. Причины в распространении исследователи Natixis видят в развитии стран, для которых французский является родным или вторым языком. Особую роль, по мнению ученых, должны сыграть страны Африки, находящиеся к югу от Сахары, население которых быстро растет и представляет собой площадку для нового «экономического чуда».

Вторым наиболее явным претендентом на звание мирового языка будущего становится китайский. По самым скромным подсчетам, сегодня на китайском говорят около 1,3 миллиарда человек на Земле. Но господство его до сих пор спорно.

– Есть мнение, что китайский скоро сменит английский, но пока темпы изучения китайского языка иностранцами этого подтвердить не могут. С другой стороны, англоязычный мир, в котором английский является первым официальным языком, составляет 400 миллионов человек. Однако в одной только Индии английским языком владеют 400 миллионов человек, а всего в мире английский знают или изучают около 2 миллиардов человек. Мы не можем сейчас утверждать, что именно произойдет с английским и кто будет задавать тон в его развитии, – заявил на англо-российском симпозиуме «Отражение меняющейся картины мира в русском и английском языках», прошедшем в РГГУ в 2014 году, главный создатель кембриджских учебников, популяризатор изучения английского, автор более 120 научных работ по проблемам развития англистики Дэвид Кристалл.

Удмуртский прорыв и личная капитализация

Реалии современности обязывают сегодня владеть как минимум одним иностранным языком. Ведение бизнеса за рубежом, повышение собственной ценности как профессионала, такие личностные бонусы, как возможность чтения зарубежных СМИ и общение с жителями других стран, – это лишь небольшая толика возможностей, которые открываются сегодня перед человеком, владеющим международным языком общения.

Развитие информационных технологий вкупе со знанием языка открывает дорогу для развития бизнеса в любой точке планеты. По данным Удмуртстата, с 2000 по 2012 год объем внешнеторгового импорта вырос в 1,5 раза.

Только в 2014 году, по данным ведомства, предприятия Удмуртии импортировали услуг и продукции на 3640,1 тысячи долларов США, львиная доля которых была продана в страны дальнего зарубежья. Среди товаров, успешно экспортируемых из Удмуртии, деловые услуги (инженерные услуги, услуги по аренде оборудования, техническое обслуживание и ремонт оборудования и другие), транспортные услуги, услуги в области образования, в области туризма и путешествий, в области здравоохранения и социального обеспечения. Каждая из этих областей требует владения узкоспециализированной терминологией иностранного языка, наличия в штате компании-экспортера такого сотрудника или привлечения аутсорсинговых компаний для перевода технической и тендерной документации на международный язык или, что сложнее, язык страны-импортера.

В этой связи особую ценность имеют профессионалы, владеющие международным языком общения. Даже беглый анализ популярных сегодня интернет-компаний, занимающихся подбором персонала, вроде SuperJob и Head Hunter, может дать представление, какие возможности в плане карьерного роста и материальных благ может предложить рынок специалисту, уверенно владеющему языком.

Львиная доля вакансий, требующая знания иностранного языка, подразумевает английский язык. Около 10% работодателей просят от потенциальных работников владения французским языком. С уверенным знанием английского на уровне Intermediate и Upper Intermediate ищут сотрудников региональные представительства мировых брендов, таких как Bosch, Hoff!, EPAM Systems, Magna International Inc., а также несколько общероссийских и региональных компаний, которые предлагают соискателям работу за рубежом или с иностранными клиентами.

Естественно, что знание иностранного языка гарантирует прибавку к заработной плате. Средняя зарплата по республике, согласно данным Удмуртстата, составила на январь 2015 года 23 260,2 тысячи рублей. При анализе 99 вакансий для жителей Ижевска, которые подразумевают владение иностранным языком, в 32 из них работодатель обещает заработную плату свыше 30 тысяч рублей, в 22 – свыше 45 тысяч рублей, в 17 – свыше 60 тысяч рублей. В условиях глобализации и развития международных партнерских отношений владение международным языком становится инструментом личной капитализации, определяющей стоимость специалиста и предприятия на международном уровне.
Галина Чичкина, директор МБОУ «СОШ № 90»
Галина Чичкина, директор МБОУ «СОШ № 90»
Школа № 90 – для тех, кто смотрит в будущее


МБОУ «СОШ № 90 с углубленным изучением отдельных предметов» было открыто в Ижевске 1 сентября 1993 года. За более чем 20-летнюю работу коллектив школы подготовил 75 медалистов, ряд лауреатов всероссийских научно-практических конференций, победителей и призеров олимпиад и международных образовательных программ. Сегодня в школе обучаются 400 учеников. Особое внимание в образовательном учреждении уделяется работе с одаренными детьми и обучению иностранному языку: средние баллы ЕГЭ по русскому и английскому языкам выпускников школы № 90 уже несколько лет значительно превышают средние показатели по г. Ижевску, Удмуртии и России.

Использование современных образовательных программ, инновационных методов обучения, а также высокий квалификационный уровень педагогов позволяют успешно готовить учеников к обучению в ведущих высших учебных заведениях России и зарубежья. Выпускники школы работают в международных организациях таких стран, как Чехия, Португалия, Германия, преподают в ведущих образовательных организациях России, США, Словакии.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 90 с углубленным изучением отдельных предметов»
426063 Удмуртия, г. Ижевск, ул. Ленина, 82, тел. 68-18-33
«Учат в школе, учат в школе,  учат в школе»…

Владение иностранным языком, которое еще десятилетие назад было приятным бонусом, теперь фактически оформилось в необходимость. Несмотря на это, уровень владения наиболее распространенным английским языком в России остается низким. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные компанией EF (Education First). Специалисты компании подсчитали рейтинг уровня владения языком (EPI – English Proficiency Index) для 63 стран мира, разделив полученные результаты на пять уровней: очень высокий, высокий, средний, низкий, очень низкий. Россия заняла 36-е место, попав в категорию стран с низким уровнем владения английским.

Удмуртия в этом отношении далеко не ушла от своей страны. Несмотря на изучение иностранных языков в удмуртских школах и высших учебных заведениях, едва ли первый же встречный на улице Ижевска ответит на простые вопросы иностранца. А между тем на территории родникового края находятся такие значимые для России и мира объекты, как Концерн «Калашников», ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг», АО «Чепецкий механический завод» и другие крупные промышленные предприятия, сотрудничающие с зарубежными компаниями. По данным Удмуртстата, только за период с января по август 2015 года в Удмуртию прибыл 861 иностранец, из которых 188 человек приехали в родниковый край из стран дальнего зарубежья.

Сегодня рынок учреждений дополнительного образования Удмуртии предлагает множество программ по изучению иностранных языков, рассчитанных на любой возраст и потребности.

Практически каждая компания, предлагающая услуги по обучению иностранным языкам, имеет в своем активе возможности по обучению детей школьного возраста, а также подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ и ГИА. Такими возможностями обладают, например, компании «Твой английский», «Orange English», курсы общего разговорного английского языка English Way. Обучение детей и подростков проводится в соответствии с возрастом обучаемых, уровнем их начальной подготовки и конечной цели. Так, например, специалисты компании «Твой английский» обещают подготовить школьников к сдаче ЕГЭ, а студентов – к международным экзаменам TOEFL, IELTS, FCE, CAE. Для студентов же реализованы программы, которые помогут подготовиться к программе Work and Travel и успешно пройти собеседование в посольстве.

Учебно-методическое объединение «Santa Lingua» использует особый подход к подготовке школьников, организуя летний языковой лагерь. Помимо отдыха и развлечений, дети по несколько часов в день учат английский, практикуя навыки в группах.

Особым спросом сегодня пользуются относительно новые направления – обучение взрослых, корпоративное обучение и курсы бизнес-английского. Появление таких возможностей обучения продиктовано вызовом времени и осознанием роли владения иностранным языком в процессе личной капитализации. Подобные услуги сегодня предлагают компании Go! – English, Центр обучения «ПрофАкадемия», компания Clever Up. Программы курсов бизнес-английского и корпоративного обучения английскому языку направлены на обучение сотрудников компаний «деловому минимуму»: ведению переговоров, деловой переписки, проведению презентаций и свободному общению в деловых поездках.

Программы курсов английского для взрослых направлены на обучение навыкам общения в обыденных ситуациях, например, заказа такси или покупки билета в другой стране, бронированию номера в гостинице. В зависимости от начального уровня подготовки обучаемого программа может быть дополнена механизмами решения более сложных языковых задач.

Наиболее ярким и действенным способом обучения является методика погружения в языковую среду. Желающим владеть английским языком, как родным, сегодня доступна и такая форма обучения. Центр международного образования «Персона Трэвел», учебно-методическое объединение «Santa Lingua», образовательный центр «Лингва Сити» и другие компании готовы предоставить возможность взрослым и детям отправиться на обучение в страну носителей изучаемого языка. Поездки на Мальту, в Канаду, США, Англию теперь превратились в возможность не только познакомиться с культурой изучаемой страны, но и погрузиться в языковую среду, пройти стажировку или устроиться на работу, открыть для себя новый мир возможностей благодаря знанию языка.

Евгения Иванова

Марина Рудольская: владение английским языком – требование времени>>>


Комментировать




Александр Лапшин: "Пассажир может быть любым, а работник железнодорожного транспорта должен быть образцовым"

...

Игорь Бобылев: "Мы стремимся к развитию, совершенствованию и новаторству"

...

Владимир Красильников: "Господдержка должна быть на конкретный результат"

...

Михаил Мирошкин: "Мы непрерывно совершенствуем свою работу и предлагаем комплексные решения"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"