Селдон
2015

В лучах надежды: выход из экономического кризиса

По оценке Минэкономразвития РФ страна может выйти на позитивные темпы экономического роста в 2-2,5% уже к 2016 году, а с 2018-го достигнуть и среднемировых показателей по увеличению ВВП в 3-5%. Об этом заявил министр экономического развития Алексей Улюкаев на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей 19 марта 2015 года. При этом в текущем году эксперты ведомства предполагают снижение российского ВВП на 3% и рост инфляции в годовом выражении на уровне 17%. Что в складывающейся ситуации будет предпринято руководством страны для достижения намеченных целей? Вопрос отнюдь не праздный и волнует все предпринимательское сообщество.

Готовность номер один

Ряд мер, с помощью которых государство намерено вывести из пике реальный сектор экономики, были озвучены на съезде РСПП Президентом РФ Владимиром Путиным. Как отметил российский лидер, преодолеть неблагоприятную экономическую конъюнктуру и выйти на устойчивую траекторию роста можно только через партнерство государства и бизнеса, и здесь не обойтись без общего понимания стратегических задач и учета взаимных интересов. Для этого в рамках федерального бюджета создан специальный Антикризисный фонд, объем которого на текущий год составит почти 234 млрд рублей.

Средства фонда предполагается направить на поддержку системообразующих предприятий, реализацию дополнительных мер по стимулированию отраслей экономики, малого и среднего предпринимательства и рынка труда. Правительство должно наладить практическую работу по принятию решений и доведению соответствующих средств до предприятий.

В качестве ключевой президент обозначил задачу по расширению свободы для бизнеса и созданию максимально благоприятных условий для всех, кто готов инвестировать в отечественную экономику и промышленность, в разработку технологий, в современные рабочие места. Среди стимуляторов инвестиционного развития было названо вступление в силу закона о контролируемых иностранных компаниях, действие положения которого о сроках раскрытия собственниками информации о своих зарубежных активах (до 1 апреля), очевидно, будет продлено. И процесс этот, как сказал Путин, необходимо синхронизировать с принятием и вступлением в силу закона об амнистии капиталов. В то же время он заверил, что будет сделано все, чтобы правоохранительные органы не трактовали закон в выгодную для себя сторону, а возврат денег был максимально необременительным с экономической точки зрения.

Также президент обратил внимание на важность участия региональных властей и предпринимательских объединений в разработке механизмов повышения эффективности экономики и раскрытие инвестиционного потенциала субъектов РФ. Для примера Владимир Путин привел проект по формированию на Дальнем Востоке территорий опережающего развития, где инвесторы получат особые льготы по налогам, по подключению к инфраструктуре и т.д.

В Удмуртии тоже есть планы по созданию на территории республики особой экономической зоны регионального типа, но пока этот вопрос остается открытым. Более реальные очертания имеет другой масштабный проект – по созданию и развитию Удмуртского машиностроительного кластера, в состав которого войдут порядка 25 предприятий, причастных к производству стрелкового оружия. Проект уже получил предварительное одобрение на федеральном уровне.



РСПП предлагает

По мнению Президента РСПП Александра Шохина, принятый правительством в начале года антикризисный план, а также пакет системных антикризисных мер слишком общие, без конкретных решений и сроков; их надо дополнять «дорожной картой» по корректировке структуры экономики и выходу на высокие темпы роста. РСПП подготовил собственную версию антикризисного плана. Он содержит тактические и системные антикризисные меры, сформированные с учетом мнения членов РСПП по ключевым проблемам для бизнеса в 2014 году.

Как отметил Александр Шохин, нынешний кризис оказался глубже, чем предыдущий. Первые признаки торможения экономики были зафиксированы еще в 2012 году. В 2014-м инфляция (11,4%) стала самой высокой с 2008 года. Выросли тарифы естественных монополий, издержки. Увеличилась стоимость кредитов – 30% годовых производители не могут не перекладывать на потребителей. Растет себестоимость компаний, использующих импортные сырье и комплектующие, – от девальвации выигрывают далеко не все компании. Так что, подчеркнул президент РСПП, причины кризиса, прежде всего, внутренние, структурные, а внешние вызовы лишь усугубили ситуацию.

Чтобы нивелировать ситуацию, нужны не простые решения – заморозить тарифы или ограничить рост цен внутри страны, а поиск баланса между производителями и потребителями. Нужно повысить доступность заемных средств, снизить административные барьеры и избыточный контроль за добросовестными компаниями, ослабить фискальную нагрузку и решить, наконец, вопрос кадрового обеспечения промышленных производств квалифицированными рабочими и специалистами. Для изменения структуры экономики и повышения производительности труда необходимо гибкое трудовое законодательство, новая система независимой оценки квалификаций и профессионально-общественной аккредитации программ профессионального образования на соответствие профстандартам, а также расширение специальных программ поддержки занятости.

– В части финансово-банковского рынка уже есть позитивные сигналы – снижена ключевая ставка, и Банк России сделал первые шаги по учету таргетируемой инфляции при определении ставок по долгосрочным заимствованиям, – сказал в своем докладе Александр Шохин. – Если исходить из оценок Банка России, уже в близкой перспективе возможен возврат к однозначной инфляции на уровне 9%, такой же должна быть динамика ключевой ставки. Пока этого не произошло, надо расширять масштабы поддержки бизнеса через специальные механизмы, включая проектное финансирование, одновременно снижая избыточную зарегулированность получения такой поддержки. Чем быстрее снизится ключевая ставка, тем быстрее снизится необходимость в данной бюджетной поддержке.


Альтернатива для инвесторов

Пока в ЦБ думают, снижать или не снижать ключевую ставку, правительство создало свой Фонд развития промышленности (ФРП), который будет предоставлять целевые займы на период от 5 до 7 лет на сумму от 50 до 500 млн рублей по ставке 5% годовых. До 50% займа может быть использовано на приобретение технологического оборудования. Под обеспечение фонд может принимать собственные средства предприятий, предварительные договора поставки, поручительства, банковские гарантии и др. Погашение возможно равными ежеквартальными платежами в течение последних двух лет срока реализации проекта с оплатой процентов ежеквартальными платежами, начиная с I квартала после даты выдачи займа. Начисление процентов осуществляется с даты фактического перечисления суммы займа на счет заемщика. Заемщик имеет право досрочно погасить заем.

Критерии отбора проектов следующие: высокий потенциал импортозамещения; деловая репутация компании-заявителя и известность на рынке высокотехнологичной продукции; рыночная перспективность продукта; обеспечение максимально быстрого выпуска; научно-техническая перспективность продукта и проекта с подтверждением прав компании-заявителя на технологию; производственная обоснованность проекта и стратегическая заинтересованность компании в его реализации; финансово-экономическая эффективность и устойчивость заемщика и проекта; юридическая состоятельность заемщика и основных участников схемы реализации проекта; наличие поддержки и гарантий со стороны правительства региона.

Важно отметить, что затея с фондом не на один год. Первые несколько лет он будет пополняться из федерального бюджета, затем, по задумке Минпрома РФ и одновременно куратора фонда, к финансированию фонда должны подключиться Внешэкономбанк (ВЭБ) и другие финансовые институты и кредитные организации.

Недавно по результатам открытого конкурсного отбора Минпромторга и Агентства стратегических инициатив генеральным директором Фонда развития промышленности назначен Алексей Комиссаров, ранее занимавший пост министра в Правительстве Москвы.

Комментируя итоги конкурса, первый заместитель министра промышленности и торговли Глеб Никитин отметил, что генеральному директору фонда предстоит титаническая работа, особенно в первый год: «С одной стороны, задача фонда – выдавать займы. А с другой – нам нужно избежать всех пороков банковской системы. Например, эксперты фонда будут проводить комплексную, технологическую, юридическую и финансово-экономическую экспертизу научно-технических проектов. Банкам трудно самостоятельно осуществлять такого рода деятельность, в итоге они необоснованно завышают премии за риски. Фонд сведет риски научно-производственного проекта до стандартного уровня бизнес-рисков и откроет более широкие возможности для банковского и инвестиционного финансирования».

Не фондом единым


Отбор проектов фондом уже начался. Приоритетные направления – производство оборудования для топливно-энергетического комплекса, создание новых материалов для жилищного строительства, авиа- и судостроения, разработка передовой машинотехнической продукции и автокомпонентов. Фонд не уполномочен финансировать строительство и приобретение зданий, сооружений, покупку земель, заниматься пополнением оборотных средств. Претендовать на получение льготных займов могут компании среднего бизнеса, которым по силам проекты от 150 млн до 2 млрд рублей, выпускающие импортозамещающую продукцию и внедряющие современные технологии.

В рамках сотрудничества с ФРП могут быть реализованы и специальные инвестиционные контракты – это принципиально новый уровень делового партнерства между государством и бизнесом, рассчитанные на срок до 10 лет. Инвестор, российский или зарубежный, берет на себя обязательства по созданию на территории нашей страны современных высокотехнологичных производств промышленной продукции, так называемых greenfield-проектов – новых комплексных проектов. Правительство в ответ гарантирует инвестору стабильность ведения бизнеса и отраслевые преференции. Модель специального инвестиционного контракта в России хорошо обкатана на режиме промсборки в автомобильной отрасли.

Для greenfield-проектов предусмотрены налоговые преференции. Во-первых, долгосрочные, как минимум до 2025 года, что, с одной стороны, гарантирует долгосрочность преференций, а с другой – побуждает компании подключаться к программе на ранних стадиях, чтобы успеть получить максимальный эффект от инвестиций. Порядок применения льгот будет закреплен в Налоговом кодексе. Предполагается освободить компании от федеральной составляющей ставки налога на прибыль. Это 2%. А также дать регионам право снижать региональную составляющую ставки налога на прибыль с 18 до 5%. Не исключено, что компании будут освобождены от налога на имущество.

В 2015 году правительство выделит Фонду развития промышленности минимум 16 млрд рублей. До конца 2018 года объем средств может достичь 70 млрд. Учредитель фонда, правительство будут контролировать соблюдение условий предоставления субсидий и, таким образом, стимулировать крупные промышленные компании инвестировать в проекты по импортозамещению, выводить на рынок новые промышленные товары. Частные инвестиции, вложенные в один проект, должны превышать государственные в три-пять раз.

Создавать фонды промышленного развития могут и региональные власти, в том числе совместно с региональными институтами развития, чтобы на местах поддерживать компании займами, грантами, взносами в уставный капитал, финансовой арендой (лизингом).



Встречное движение

Удмуртия оказалась в числе первых пяти регионов, заключивших соглашение о сотрудничестве с Российским фондом технологического развития (на базе которого создан Фонд развития промышленности). Свои подписи под документом поставили председатель правительства республики Виктор Савельев и заместитель директора фонда по развитию и взаимодействию с регионами Семен Мушер.

По словам представителя фонда, на реализацию уставных целей новый финансовый институт уже получил 20 млрд рублей. В месяц фонд планирует выдавать примерно 5-10 займов. Попадут ли предприятия Удмуртии в число счастливчиков, зависит от них самих, предлагаемые для финансирования проекты должны в полной мере соответствовать критериям отбора – в этом гарантия получения займа. Но луч надежды г-н Мушер все-таки оставил, подчеркнув, что «не случайно подписание соглашения двигалось с обеих сторон».

– Мы считаем, что региональные администрации являются нашими естественными партнерами и соратниками, а поддержка и гарантия со стороны правительства региона – это половина успеха начатого предприятия, – отметил по итогам визита заместитель директора ФРП. – Принимая решение, мы обязательно будем запрашивать нашего партнера – правительство региона, министерство промышленности, и с учетом полученного мнения определять, заслуживает ли конкретная заявка поддержки и в каком объеме.

Очевидно, что для реализации стратегии социально-экономического развития республики в 2015 году, которая предусматривает и рост производства, и рост инвестиций, и увеличение доли организаций, осуществляющих технологические инновации, поддержка фонда была бы не просто уместной, но и незаменимой. И большую роль здесь будет играть позиция региональных властей как гаранта перед кредитором. Тем более что по опросу предприятий обрабатывающей отрасли, проведенному Ассоциацией промышленных предприятий, более 83% респондентов отмечают недостаток финансовых ресурсов при ведении бизнеса, а 70% отметили ухудшение условий предоставления банковских кредитов.

По словам министра промышленности и торговли УР Олега Радионова, в ближайшее время ожидается принятие Правительством РФ постановления о включении Удмуртии в перечень субъектов, бюджетам которых будет предоставлена поддержка на развитие пилотных инновационных территориальных кластеров и индустриальных парков. В связи с этим республика рассчитывает на получение порядка 150-200 млн рублей.

Большие перспективы имеют проекты по импортозамещению. Уже сегодня предложения по 98 проектам направлены на рассмотрение в Минпромторг РФ. Для предприятий республики это возможность создать новые производства, обеспечить себя заказами, получить инвестиции, в том числе через Фонд развития промышленности. Кроме этого, в существующих макроэкономических условиях региональный Минпромторг считает необходимым не только обеспечить федеральное софинансирование республиканской программы по развитию промышленности, но также предлагает расширить меры господдержки промышленности на местном уровне, в том числе рассмотреть возможность создания в 2016 году Фонда развития промышленности УР по подобию федерального фонда.

Ольга Яковлева

Сбербанк. Правила наставника Кирилла Алтухова>>>


Комментировать




Андрей Фефилов: "Для наших клиентов мы намного больше, чем просто поставщик питания"

...

Бахруз Гумбатов: "Я хочу сделать округ «Союзный» лучшим в городе"

...

Евгений Сибиряков: "Все достижения ООО "УАТ" – это заслуга исключительно всего коллектива"

...

Михаил Черемных: "Не зубрить, а мыслить – по такому принципу строится образовательный процесс в Гуманитарном лицее "

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"