Селдон
2014

Свадебные осенины

Осень на Руси всегда считалась временем свадеб. Связано это было, прежде всего, с окончанием сельскохозяйственных работ. Да и народные поверья способствовали популярности именно осенних свадеб. Так, сватовство 14 сентября, в день Симеона Столпника, сулило счастье молодым. Рождество Богородицы, которое приходилось на 21 сентября, день осеннего равноденствия, и вовсе совпадало с праздником урожая, а осенние символы плодородия издревле считались спутниками счастливой семейной жизни. 14 октября в день Покрова Пресвятой Богородицы девушки молились Божией Матери, чтобы найти своего суженого: «Пресвятая Богородица, покрой землю снежком, а меня – платком», поэтому сам праздник считался на Руси свадебным днем.

Свадьба – древнее славянское «свиятьба», «связывание», обряд связывания женщины с мужчиной из другого рода. С течением времени свадьба обрастала множеством ритуалов. В средние века свадебные русские обряды представляли собой смесь языческих ритуалов и христианских традиций. На Руси свадьба была игровым, почти театрализованным действом («свадьбу играют» – так говорят и сейчас), поэтому в разных областях этот обряд проводился по-своему, но основной сценарий всегда был одинаков.

Невест на Руси выбирали родители. Самому жениху такой выбор не доверяли, потому что боялись, что он выберет невесту необдуманно, руководствуясь страстями. Зачастую молодые не видели друг друга до самой свадьбы. Поэтому слово «невеста» произошло от выражения «не весть кто», то есть неизвестная, неведомая. А «суженый» – от «судьбы», «суда Божия», потому что жениха, по молитвам девушки и ее родителей, посылает сам Бог. Выходя замуж по воле родителей, девушка отдавала себя на «суд Божий»: что ожидало ее в замужестве, ведал только Бог.

Сватовство было делом очень ответственным и почетным. Сват должен был хорошо разбираться в людях, уметь вести разговор, знать обычаи и быть уважаемым человеком, потому что он соединял судьбы людей по Божией воле. «Не выбирай невесту, а выбирай сваху», – говаривали в старину.

Войдя в дом, сваты начинали иносказательный разговор: «Мы сватами к вашей милости. У вас есть стог годовалый, а у нас жеребенок неезжалый. Нельзя ль у вас стог купить да жеребенка накормить?». Сватов усаживали за стол и, независимо от того, собирались ли отдавать дочь замуж или нет, сытно кормили и оказывали радушие. Этого требовал непреложный закон гостеприимства. Сваты приходили тоже не с пустыми руками. Они приносили с собой хлеб (традиционный каравай) и вино. Иногда шкатулку или берестяной короб с подарками для невесты («девичьими безделицами»). Отказывали тоже не прямо, опасаясь обидеть хороших людей, а посылали их «коряки лупать», «арбуз испечь» или «чайник навесить». Иногда в знак отказа давали тыкву. Согласия невесты на брак обычно не спрашивали, последнее слово всегда оставалось за отцом. Если сваты и родители невесты договаривались, то «били по рукам», то есть пожимали друг другу руки в знак закрепления договора о браке. Этот обряд назывался «рукобитьем» или «сговором».

После того как девушка была просватана, отправлялись «смотреть углы» – хозяйство жениха. Особенно ценилось обилие хлеба и скота, затем – посуда и одежда. Также осматривали приданое невесты. В него обычно входили постельные принадлежности: перина, одеяла, подушки, полный наряд невесты и украшения (особенно ценились янтарные бусы, нитки жемчуга и серебряные цепочки), а также подарки жениху и свекру (рубаха и кальсоны), свекрови (нижние рубашки, ткань на сарафан, платки) и всем родственникам – полотенца собственного рукоделия. За приданым в дом невесты на второй день свадьбы приезжали свашки жениха и выкупали его у младшего брата или сестры, которые сидели на сундуке с добром и «продавали приданое».




После смотрин наступало время подготовки к свадьбе. На русском Севере существовал очень интересный обычай «закрыванья невесты». После совместной молитвы перед иконами зажигали свечу, и отец накидывал на голову дочери-невесты платок («фату», «фатку»), натягивал на лицо и после этого говорил: «Просватали!». Невеста пыталась задуть свечу, убегала, пыталась скрыться от отца, избежать закрыванья, но подружки ее догоняли и возвращали. Невесте полагалось причитать до самой свадьбы. Жених приносил невесте подарки, а она долго отказывалась от них, мучая его, но, в конце концов, принимала. И после этого жених получал право поцеловать невесту.

Несколько дней от сватовства до венчания (на севере – не более одной недели, на юге – до целого месяца) занимали «посиделки». Девушки-подружки каждый день сходились в доме невесты, помогая ей шить и вышивать приданое и подарки для жениха и новой родни. Иногда устраивались «вечеринки» – гулянья с играми, песнями и плясками, причем на них мог присутствовать жених и его друзья.

Наконец, наступал главный день – день венчания. На севере для невесты этот день начинался с бани. В южнорусских губерниях невеста вставала раньше всех и с подружками бежала в дом жениха, чтобы застать его в постели и надеть на него свадебную рубаху.

Венчальная одежда была особенной. На юге – это платье белого, розового или голубого цвета, на севере – красный сарафан. Невеста снимала свой девичий головной убор (обычно ленту) и отдавала младшей сестре. На голову ей надевали венок – символ чистоты и целомудрия, поэтому если женщина вторично выходила замуж, венок уже не надевала. Фата или покрывало – непременная часть свадебного наряда, символ замужества и подчиненности женщины мужчине. Снаряженную к венцу невесту благословляли родители. Жених также получал родительское благословение. Затем жених со своими друзьями на празднично украшенных телегах (летом) или санях (зимой) – это был «свадебный поезд» – отправлялся за невестой, которую ему еще предстояло выкупить. У ворот дома невесты стояли ее родня и подружки, не давая жениху и его свите прохода, пока он не заплатит выкуп. Войдя в дом, жених видел невесту сидящей под образами, а около нее – младших братьев и сестер, которые «продавали ее косу». Выкупив косу, жених занимал место рядом с невестой. Родители благословляли молодых, которые кланялись на все четыре стороны и отправлялись на венчание.

На венчание родители жениха и невесты не ездили, молодых сопровождали крестные, родственники и друзья. Чаще всего держали венцы именно крестные либо лучшие друзья. Под ноги молодым постилали то самое вышитое венчальное полотенце, которое было получено от невесты на сватовстве. Венчальные свечи, большие и украшенные лентами и цветами, по благочестивому обычаю, зажигались от богоявленской (крещенской) свечи. Кольца перед началом таинства освящались священником в алтаре. Причем, по исконному обычаю, кольцо жениха было золотым, а невесты – серебряным.

После возвращения из церкви у дома жениха молодых встречали родители молодого супруга: отец – с иконой, мать – с караваем. Солонка с солью, венчавшая каравай, символизировала будущее благосостояние супругов. На Руси соль была редким и потому дорогим продуктом. Молодых осыпали хмелем, деньгами, орехами и хлебными зернами. Хлебные зерна символизировали плодородие, поэтому осыпать пшеницей жену и мужа означало желать им многочадия.

Затем в доме жениха начинался свадебный пир. В центре стола ставили большой, круглый свадебный каравай (курник), украшенный веточками «девьей красоты», а также «птичками» и «шишками» из теста. Каравай всегда разрезала сама невеста и раздавала гостям, его нужно было съесть полностью.

Главными действующими лицами свадебного пира, как, впрочем, и всей свадьбы, кроме жениха и невесты, были дружко («шафер») и сваха («свашка», «сватка»). Дружко – главный распорядитель свадебной церемонии, должен впервые состоять в браке. Помогала дружке свашка – тоже замужняя женщина, бойкая и острая на язык. Дружко и свашка исполняли обязанности, как бы теперь сказали, тамады. Они вели свадьбу «по обычаю», занимали и развлекали гостей, следили за порядком. Молодожены почти ничего не ели на свадьбе, перед ними стоял один прибор, и муж кормил молодую жену.

Непременно на столе стоял бочонок (или чашка) с медом, символизирующим сладкую супружескую жизнь. Объем бочонка доходил до нескольких литров, весь мед молодые должны были съесть после свадьбы. Отсюда и пошло название – «медовый месяц». Спиртного молодожены не пили совсем, хотя перед ними на столе стояли бутылки вина, перевязанные красной лентой. Красный цвет – традиционный свадебный цвет, на Руси он считался праздничным.



В южнорусских краях у казаков соблюдался красивый и мудрый обычай «повивания невесты». В укромной комнате или прямо за свадебным столом две свашки (со стороны жениха и невесты) снимали с нее венок (или это делал молодой муж), заплетали волосы в две косы, укладывали их вокруг головы, повязывая сверху белым платком. Девушки носили только одну косу – символ непорочности и одиночества, замужние женщины – две косы – знак того, что теперь она не одна, что она нашла свою вторую половинку.

Молодые раньше всех покидали свадебный пир. На свадебное ложе молодых с иконой провожали сваты, родители, гости. Устраивали его «не в избе и не на улице» – в сенях, в амбаре, в холодной горнице, в бане. Постель стелила свекровь или специальная постельная сваха, подкладывая символы плодородия – овес, хмель, рожь. От дурного глаза под постель ставили ухват, кочергу, сковородку. После брачной ночи устраивалась ритуальная баня для молодых.

Заканчивалась свадьба отводинами или гостьбой, когда молодые приходили в гости ко всем, кто их приглашал, а сопровождалось все это взаимным угощением и подарками.

Свадьба была незабываемым событием для супругов не только потому, что случалась только раз в жизни, но и потому, что в этот день стирались все сословные и имущественные различия. Жениха и невесту величали «князем» и «княгиней», потому что вступление в брак имело подобие с возведением древних князей в достоинство их власти. Наши предки считали, что в браке, освященном Божиим и родительским благословением, человек обретал полноту своего существования. Недаром говорили, что «не женат – не человек» или «холостой – полчеловека».


Взгляд на мир человека изнутри>>>


Комментировать




Владимир Музлов: "У нас работают лучшие в Удмуртии специалисты в области офтальмологии"

...

Тамара Казанская: "С начала года к специалистам кадастровой палаты за помощью обратились уже 427 человек"

...

Вячеслав Максимов: "Про нас даже говорят, что в Удмуртии работают настоящие кудесники"

...

Елена Садовникова: "Наши услуги очень востребованы в Глазове и в районах северного куста"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"