Селдон
2014

Душа, воспетая в металле

В этом году родоначальнику ижевской школы гравировки Леонарду Васеву исполнилось бы 87 лет. Вклад, который внес этот человек в развитие граверного искусства, трудно переоценить. Многие шедевры, созданные его руками, до сих пор остаются непревзойденными и являются эталоном для новых поколений граверов.

Родился Леонард Михайлович Васев 18 октября 1927 года. Художественные способности стали проявляться у него еще в детском возрасте, а в 14 лет его приняли в мастерскую штампов завода № 74 (ныне Ижевский машиностроительный завод). А с открытием в 1944 году производства охотничьих ружей Леонарда Васева перевели на оружейное производство, где он занялся изготовлением штучных ружей. Одной из первых его выдающихся работ стало охотничье ружье ИЖБ-36, которое автор посвятил победе в Великой Отечественной войне.

Вот как описывает тот период жизни знаменитого гравера Евгений Шумилов в своей книге «Город на Иже»: «Понятное дело, что в военном производстве мало уделяли внимания красоте орудия. Главное – бесперебойная работа. Но все же находились мастера-граверы. Один из них был 14-летний Леся Васев. Поначалу он был простым учеником, правда, выпадало вырезать нехитрые гравюры на портсигарах, да такие, что тульские мастера диву давались. При получении паспорта оказалось, что полное имя юного гравера – Леонард. Тут-то все сомнения по поводу таланта мальчика пропали. Доверили ему граверную работу по двустволке за номером А-00-16. Ответственность большая – партия могла пойти в Кремль. Энтузиазм мальчонки не задремал, вместо простых завитков, изображал на металле танки, крушащие окопы, самолеты, сбрасывающие десант, торпедные катера, вздымающие крутую волну. А в центре – чеканные формы Спасской башни, над которой повис салют. Не зря вкладывал Леонард в свою работу волю к Победе – партия добралась до Москвы. Мало того, оказалась на смотринах в день Великой Победы.

«Командировать гравера Леонарда Михайловича Васева в Москву для получения дальнейших указаний» – телеграмму с такими словами после этого получил гравер. А осенью уже отправился в побежденную Германию, в город Зуль, чтобы стажироваться».

Именно эта командировка стала переломным моментом в дальнейшей судьбе Леонарда Васева. Зульские мастера и по сей день высоко ценятся как знатоками оружия, так и простыми охотниками за великолепные ружья, которыми славен этот город, а в то время Зуль являлся центром оружейного производства Германии. Обучение граверному делу русских оружейников было поручено потомственному граверу Паулю Грейфцу, работавшему в фирме «Братья Меркель». Знакомство молодого ижевского гравера с традициями граверной школы центральной Европы, уходящими своими корнями в эпоху Ренессанса, стало своего рода отправной точкой как для дальнейшего развития Васевым традиционных методик, так и для поиска новых оригинальных приемов. По итогам обучения фирмой «Братья Меркель» 18-летнему граверу Васеву было выдано свидетельство, в котором особо отмечалась способность молодого мастера к гравировке и рисованию.

В 1956 году при Ижевском механическом заводе начала свою работу школа ружейного мастерства, в которой Леонард Михайлович Васев стал инструктором группы граверов. Именно это время и можно назвать началом формирования Ижевской школы гравировки.

Под руководством опытного наставника молодые мастера осваивали традиционную технику гравировки центрально-европейской школы и опыт тульских мастеров. Он возродил почти забытую к тому времени технику всечки драгоценных металлов в канавки в форме «ласточкин хвост», а через несколько лет на основе этого метода предложил принципиальный метод многоцветной инкрустации. Техника, в которой работал мастер, отличалась грамотным подбором всех, даже самых мельчайших элементов и лиричностью художественного замысла. В 1957 году Васевым был разработан один из самых красивых декоративных методов украшения металла – знаменитая техника «мороз» – на полированную коробку ружья наносится узор инея, как на оконном стекле.

Ярким примером творческого метода Васева является легендарное «монреальское» ружье ИЖ-54 «Спорт» (1965-1967 г.), изготовленное к Всемирной выставке ЭКСПО-67 в Монреале. В художественном оформлении ружья отражена тема 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции.

Новаторский подход Леонарда Васева выразился в использованных технологических приемах и в художественном решении темы, а также дизайнерском решении видовых поверхностей. Впервые в искусстве художественного оформления оружия так широко и выразительно была применена разработанная Васевым техника многоцветной «живописи на металле» сплавами драгоценных металлов. Эта техника позволила передать и пламя костра, освещающего лицо В.И. Ленина, и краски заката, и золото осеннего леса. При многократном увеличении лица Ленина, которое по размеру меньше спичечной головки, поражает живость изображения и портретная схожесть. В современном граверном искусстве подобных эффектов позволяет достичь только точечная техника «булино».

Еще одна знаменитая работа Васева – ружье Иж-54, «литературное ружье» (1961-1971 гг.). Оно было выполнено к 150-летним юбилеям И.С. Тургенева и Н.А. Некрасова. Оформление ружья посвящено классикам, часто писавшим об охоте. На личинке ружья сплавами драгоценных металлов выполнена миниатюрная копия знаменитого полотна Василия Перова «Охотники на привале».

Несмотря на малые размеры композиции, мы видим живые эмоции на лицах героев и мельчайшие подробности их костюмов и окружения. На боках же этого замечательного оружия уместились композиции «Бежин луг» и сцена, посвященная деду Мазаю.

Вот как сам 36-летний Леонард Васев в преддверии расцвета своего таланта художника-гравера определил смысл и значение художественной отделки охотничьего оружия: «Одной из разновидностей прикладного искусства, или, как еще говорят, декоративного, является искусство гравирования по металлу. Искусство граверов-оружейников уходит корнями в далекое прошлое. Лучшие образцы старинных мастеров можно видеть во многих музеях страны. Украшать личное оружие – традиция. Но традиции не есть нечто непреходящее, данное раз и навсегда. Это процесс развития и обогащения, качественных изменений, соответствующих нашей эпохе. Гравер, любовно наносящий узоры и охотничьи сюжеты на металлические детали ружья, выявляет свой замысел, основную цель, ради которой создает предмет. Он облагораживает его, воздействует на эстетические вкусы, формирует художественное восприятие человека. Охотник не враг природы! Враг природы – не охотник! Природа – самое красивое из прекрасного.

Гравер-художник, создавая орнамент, берет его у природы. Это не нечто абстрактное. Это сама природа, увековеченная в металле. Металл начинает жить, говорить. Он говорит человеку: «Бережнее обращайся с природой!». И человек, имея в руках красивое, художественно оформленное ружье, по-новому взглянет на окружающий мир, сам будет красивее и чище. Металл под резцом гравера проходит многообразную и сложную обработку, прежде чем на нем появится определенная художественная форма. Учитывается калибр ружья, его назначение, а еще пожелание заказчика, фауна, условия охоты. Задумывая композицию оформления ружья, гравер должен хорошо разбираться в различных видах и сроках охоты в различных уголках нашей Родины. Создавая для охотника сюжеты, граверу-художнику нужно самому быть наблюдательным охотником. Это во многом предопределяет художественную ценность граверной работы».

Талант мастера проявлялся во многих других направлениях изобразительного искусства. Леонард Васев, помимо ружей, делал сувенирную продукцию и медали, а также занимался скульптурой, живописью, в том числе графикой. Некоторое время даже работал художником в Удмуртском книжном издательстве, но вскоре вернулся к своему основному занятию – работе в Школе ружейного мастерства механического завода.

Будучи необычайно талантливым художником-самоучкой, свободной творческой натурой, Леонард Васев всю жизнь страдал от непонимания и самодурства начальников и чиновников и, как большинство талантливых русских людей, нередко искал разрядки и утешения в водке. Погиб он от этой пагубной привычки в самом расцвете творческих сил, пожив всего 45 лет. За год до смерти 17 августа 1971 года Леонарду Михайловичу Васеву указом Президиума Верховного Совета УАССР было присвоено почетное звание Народного художника УАССР. А в 1997 году, в ознаменование 70-летия со дня рождения великого гравера, его имя было присвоено Школе ружейного мастерства Ижевского механического завода.

Заканчивая повествование о трагической судьбе разносторонне талантливого, необычайно трудолюбивого человека Леонарда Васева, нельзя не сказать о его творческом наследии. В первую очередь, это его ученики, продолжающие и совершенствующие заложенные им основные творческие принципы ижевской школы граверного искусства на металле. Ученик немецкого мастера Пауля Грейфца Леонард Васев воспитал целую плеяду выдающихся мастеров: В.М. Белобородов, Г.Н. Макаров, Л.П. Куршин, Ю.А. Кропачев, Н.А. Ермолаев, Ю.С. Блинов, А.А. Передвигин. Многие из них сегодня щедро передают свой опыт и мастерство молодым граверам.


Юлия Стерхова

Госзаказ с гарантиями>>>


Комментировать




Ольга Гильметдинова: "Нам удалось создать образовательную среду, соединяющую две культуры: школьную и семейную"

...

Альфира Салаватуллина: "Наши педагоги – это наша гордость, сплоченный коллектив, единая команда"

...

Любовь Чуричкова: «Ответственность в школьном питании очень высока»

...

Ольга Неганова: "Главная задача ГКБ № 9 – оказывать качественную медицинскую помощь"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"