Селдон
2014

Критические точки инфраструктуры

Безопасность объектов критической инфраструктуры стала одной из ключевых тем Международного форума «Технологии в машиностроении – 2014». Модератор круглого стола, посвященного этой теме, руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Алексей Алешин напомнил, что нарушение или прекращение функционирования подобных объектов приводит к потере управления, разрушению инфраструктуры, необратимому негативному изменению или разрушению экономики страны, субъекта или административно-территориальной единицы, существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения на длительный период. Сегодня с учетом как вектора развития международных событий, так и процессов модернизации, охватывающих отрасли промышленности в целом, эта тема приобрела особую актуальность. Участники круглого стола считают, что для решения основных вопросов необходимо реализовать ряд законодательных инициатив, а также активно использовать положительный опыт, наработанный рядом отраслей.

Маркировка – инструмент Ростехнадзора

В настоящее время в Правительство РФ вносится на рассмотрение новая редакция проекта закона об обороте отдельных видов критических изделий и материалов. В ней учтены замечания всех ведомств, связанных с реальным сектором экономики, которые в целом уже дали свое положительное заключение. Закон разрабатывается по инициативе первого заместителя председателя Комитета по машиностроению Государственной думы РФ Владимира Гутенева. Концепция закона исходит из того, что контроль нужно выстраивать в зависимости от уровня рисков. В соответствии с этим новым подходом закон предусматривает создание федерального перечня критичных изделий и материалов и баз данных о соответствующих изделиях, которые дадут реальный инструмент для контроля со стороны Ростехнадзора. Контроль будет осуществляться с помощью дистанционных методов и надзора с применением автоматизированных систем, для чего изделия необходимо оснастить машиночитаемой и увязанной с системой управления производством маркировкой.

– Сегодня актуальность этого закона еще больше возросла, – отмечает Иосиф Дискин, член Общественной палаты РФ. – Президент РФ поставил масштабные задачи по импортозамещению в оборонных секторах, и это целиком и полностью относится к проблемам объектов критической инфраструктуры. На заседании Совета безопасности, которое было посвящено вопросам территориальной целостности страны, этой теме было придано существенное значение.

Каковы новые риски, появившиеся в связи с санкциями? Понятно, что в ходе импортозамещения основная жертва санкций – это электроника. Ясно, что система комплектации по всем объектам критической инфраструктуры и всему оборонно-промышленному комплексу будет меняться кардинально и достаточно быстро. В таких условиях существует специальный механизм обхода санкций. Когда такие механизмы начнут работать, в комплектацию объектов критической инфраструктуры и ОПК будут попадать ранее неизвестные изделия и элементы. Резко возрастет вероятность появления контрафакта, некачественных элементов и, соответственно, увеличится угроза техногенных рисков и катастроф. Сегодня необходимо использовать способы планирования новых растущих рисков. Частично это реализуется.

В настоящее время на многих предприятиях восстанавливается входной контроль – это дорого, трудно, но необходимо. Мы провели анализ, который показывает, что, например, в РЖД постоянно растет число аварий и катастроф, и есть ощущение, что причина – контрафактная продукция, которая участвует в обороте. Наш опыт работы с Рос-атомом показывает, что там тоже есть поле для действия. Из положительных примеров – сегодня разворачивается сеть на базе Госавиатехприемки, на которую возложена функция контроля качества внутри Ростеха.

Одновременно с восстановлением входного контроля нужно создавать систему обратной связи, которая позволит обеспечить сквозную прослеживаемость продукции, прежде всего ОПК: какие недостатки, по какой причине они возникли, где необходимо повышать качество, а где – требования. Конечно, ключевая роль здесь принадлежит Ростехнадзору. И закон, который мы разрабатываем, – это инструмент, которым мы хотим вооружить Ростехнадзор.

На самом деле мы здесь совсем не первые. Сегодня не очень политкорректно говорить об опыте США, но все-таки дорогу здесь проложили американцы, которые хорошо знают, как обеспечивать контроль в критически важных отраслях. В 1972 году в США был принят закон об обязательной маркировке продукции, которую сегодня проходят все изделия и элементы готовых изделий, закупаемые Министерством обороны, а также Министерством энергетики США, к ведению которого относится все, что касается ракетно-ядерного вооружения. Обосновывая данный закон, они заявили, что потери от технологических рисков заведомо превышают все те затраты, которые будут произведены в рамках маркировки.

 

К объектам критической инфраструктуры относятся ядерные и радиационно опасные, химически опасные, геологически опасные, техногенно опасные объекты, объекты государственного управления, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры.


Софт и электроника – невидимая угроза

Составной частью задачи по совершенствованию законодательства в области безопасности объектов критической инфраструктуры является необходимость разработки регламента, жестко ограничивающего период использования импортных программных средств и оборудования объектов управления критической инфраструктуры, считает Андрей Зверев, генеральный директор ОАО «Российская электроника», председатель Общественного совета при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации.

– «Росэлектроника» – это 50% всей производимой в России электроники и 90% СВЧ-аппаратуры, – отмечает Андрей Зверев. – Естественно, мы являемся одной из основных жертв так называемого левого импорта, который используется директорами многих предприятий-оффшоров, и это очень большая проблема. Она стала настолько серьезной, что пора уже взяться за нее вплотную. «Левый» оборот в радиоэлектронной промышленности и смежных отраслях – это сотни миллионов долларов США. Контрафактные комплектующие идут из Китая, Тайваня, а также Польши и других совершенно не электронных государств. Мы очень серьезно поддерживаем проект закона об обороте отдельных видов критических изделий и материалов. При жестком соблюдении он позволит подавить все это дело на 90%.

Сегодня наши «партнеры» имеют возможность полностью отключить управление всех объектов критической инфраструктуры, за исключением ракетно-ядерного щита. Это произошло потому, что с 1990-х годов идет целенаправленное «затапливание» отечественных производителей автоматической и телекоммуникационной аппаратуры. Рынок полностью занят американскими и французскими компаниями. При этом все изготовленное ими оборудование полностью базируется на западном программном обеспечении при абсолютно нулевом доступе к его исходным кодам.

Все бы ничего, но ситуация складывается таким образом, что мы выпадаем из круга наших «друзей-партнеров». Не по своей вине, так скажем, но к этому давно шло. Если мы в ближайшие год-два не поставим жесткий заслон на пути неконтролируемого импорта систем управления, не прошедших проверку компетентными органами, либо не заменим программное обеспечение систем управления на отечественные разработки, то с нами можно будет даже не воевать: просто отключить свет в крупных городах-миллионниках, и все – дальше легко бери Россию в темноте.

Я говорю не о том, что ситуация печальная, а о том, что отечественные системы, которые созданы для управления объектами критической инфраструктуры, сегодня используются в основном в оборонно-промышленном цикле. В течение одного-трех лет их можно перенести и в гражданскую сферу. Производители к этому готовы, осталось запустить процесс, а для этого необходима уже политическая воля.

Атомная приемка

Элементом системы госрегулирования оборота изделий для объектов критической инфраструктуры должен стать механизм технической приемки оборудования, важного для безопасности технических объектов, считает заместитель директора ФБУ «НТЦ «Ядерная и радиационная безопасность» Евгений Капралов. Опыт использования техприемки в области атомной энергии позволяет утверждать, что это достаточно серьезный и мощный механизм, который позволяет существенно снизить техногенные риски за счет повышения уверенности в качестве и надежности оборудования.

– Механизм технической приемки состоит из четырех основных этапов, – рассказывает Евгений Капралов. – Первая стадия – оценка готовности предприятия-изготовителя к производству оборудования, предназначенного для объектов критической инфраструктуры. На этом этапе собирается и анализируется максимально полная информация о состоянии предприятия-изготовителя – все, что касается его технологической оснащенности, квалификации персонала, вопросов метрологии, наличия соответствующего оборудования. Важнейшие элементы – это аудит и анализ того, как предприятие работает со своими поставщиками и подрядчиками, откуда, каким образом и какие комплектующие и оборудование это предприятие получает, каким образом осуществляется входной контроль. Все это позволяет регулировать и контролировать вопросы, связанные с фальсификацией и контрабандой.

Второй этап – анализ рабочей конструкторской документации на оборудование и те изделия, которые будут поставляться на объекты критической инфраструктуры. Это очень важный этап, на котором проверяется соответствие документации проекту и обязательным требованиям по безопасности, установленным в нормативно-правовых актах. В случае если выявляются несоответствия, которые могут повлиять на надежность и качество оборудования, документация подлежит доработке.

Третья стадия – осуществление надзора за качеством изготовления в соответствии с планом качества, который позволяет проводить операционный контроль за изготовлением оборудования. Он представляет собой перечень технологических операций с указанием контрольных точек. В зависимости от значимости операции это либо точки наблюдения по документам, либо точки остановки. Пока точка остановки не закрыта, дальнейший ход изготовления оборудования не допускается.

И четвертый блок – это контроль испытаний, приемка, завершение изготовления и отгрузка оборудования получателю. Использование такого механизма позволяет существенно снизить техногенные риски за счет повышения качества и надежности оборудования.

На опережение

К сожалению, многое из того, что сегодня делается для повышения безопасности объектов критической инфраструктуры, больше относится к процессу «затыкания дыр». Особенно это касается гражданских объектов. Как выяснилось, выстраивание их защиты по «глобальным» лекалам чревато серьезными последствиями. У иностранцев можно брать стандарты, а «железо» и «софт» нужно создавать самим. Поэтому самое время возвращаться к хорошо забытому старому и переходить на отечественные элементную базу и программное обеспечение. Это будет сложно и трудно, но инициированный на самом верху процесс импортозамещения нам в помощь. Политическая воля на самом-то деле есть. Осталась еще одна важная вещь – создать практику форсайтов, то есть научиться работать на опережение. И это должно быть учтено и заложено еще на этапе формирования законодательной базы.


Сергей Савинов

Спецоценка условий труда: выигрыш очевиден>>>
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Реклама

В цепочке пищевого производства важный процесс - маркировка. При покупке товара потребитель обращает внимание на нее, получает всю необходимую информацию. К вашим услугам маркировка от squidink. Использование современного оборудования позволяет точно наносить маркировку.  


Комментировать




Владимир Музлов: "У нас работают лучшие в Удмуртии специалисты в области офтальмологии"

...

Тамара Казанская: "С начала года к специалистам кадастровой палаты за помощью обратились уже 427 человек"

...

Вячеслав Максимов: "Про нас даже говорят, что в Удмуртии работают настоящие кудесники"

...

Елена Садовникова: "Наши услуги очень востребованы в Глазове и в районах северного куста"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"