Селдон
2013

В плену внешних факторов

Наличие сертифицированной системы менеджмента качества (СМК) – одно из необходимых условий для получения крупных контрактов. Это правило действует в системе госзакупок, при работе с госкорпорациями, при взаимодействии с международными компаниями и в целом довольно глубоко проникло в сознание представителей крупного бизнеса – как говорят специалисты по качеству, в приличном обществе появляться без сертификата уже неприлично. Сертификат стандарта ГОСТ ISO 9001-2011 – своеобразный индикатор, который показывает, что компания работает над повышением своей эффективности, стремится улучшать качество продукции и, соответственно, заслуживает доверия. Внедрение СМК действительно может увеличить конкурентоспособность товаров и услуг, усилить инвестиционную привлекательность компании и улучшить ее имидж. Но это справедливо только в том случае, если в работе системы заинтересовано руководство компании. Потому что одна из главных функций СМК – сделать систему управления прозрачной. А вот к этому готовы далеко не все.
Шейва Балтянская, руководитель Органа по сертификации СМК ФБУ «Удмуртский ЦСМ»
Шейва Балтянская, руководитель Органа по сертификации СМК ФБУ «Удмуртский ЦСМ»

Навести порядок

Роль СМК исчерпывающе описана в самом стандарте: она необходима в тех случаях, когда организация «нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующую обязательным требованиям». Ее наличие говорит о том, что компания гарантирует производство продукции или предоставление услуги в соответствии с заявленными ею самой параметрами. И в любой момент может это доказать, поскольку все процессы упорядочены и зафиксированы в документации.

– Современные версии системы предлагают оптимальные и проверенные мировым опытом способы управления производством, финансами, персоналом, оборудованием, метрологией – всеми процессами, имеющими отношение к деятельности компании, – говорит Шейва Балтянская, руководитель Органа по сертификации СМК ФБУ «Удмуртский ЦСМ». 

– Документы системы управления качеством требуют установить соответствие между ответственностью и полномочиями. Несоответствие между полномочиями и ответственностью – характерная особенность сложившихся систем управления на многих наших предприятиях, где все возлагается на плечи руководителей. Когда за грязь в цехе отвечает начальник, чистоты в нем не будет. Потому что за чистоту отвечает уборщица. Если уборщице нечем мыть пол, то она должна получить все необходимое для этого у завхоза либо иметь полномочия купить то, что ей не хватает, и потом отчитаться в бухгалтерии, а не говорить, что пол грязный, потому что у нее нет тряпки. СМК говорит, что эти проблемы должны решаться в комплексе. Задача одна, а пути ее достижения – разные. СМК наводит порядок в этих процессах, устанавливает понятные и прозрачные процедуры.

Общие корни

Существует достаточно распространенное мнение, что системы управления качеством навязаны России условиями вступления в ВТО и слабо связаны с российскими реалиями. Это так и... не так. Первая версия стандартов серии 9000 была подготовлена Международной организацией по стандартизации (ISO) еще в 1987 году. СССР, как активный член этой организации, стандарты принял как руководство к действию, и в 1989 году появилась их первая отечественная версия. Другой вопрос, что внутри страны они не внедрялись. Во-первых, потому что в СССР действовала своя система качества КС УКП (Комплексная система управления качеством продукции), в той или иной мере охватывавшая все отрасли экономики и работавшая, по крайней мере, в высокотехнологичных областях производства. Во-вторых, как водится в международной практике, стандарты носили не обязательный, а рекомендательный характер и немедленного приведения национальной системы в соответствие с общепринятой не требовали.

Следующую версию, выпущенную в 1994 году, Россия по большому счету тоже пропустила, поскольку в то время вопросы управления качеством стояли далеко не на первом месте. Тогда необходимость внедрения СМК на основе международных стандартов была актуальна только для предприятий, взаимодействовавших с иностранными партнерами или имевших потенциал для выхода на внешние рынки – за рубежом единые стандарты распространились достаточно быстро, и появляться там без сертификата уже не имело смысла.

Массовое знакомство российских компаний со стандартами ISO началось с третьей версии, разработанной в 2000 году путем пересмотра предыдущей. Причина, по которой начался этот процесс, была внешней – Россия готовилась к вступлению в ВТО. А поскольку в странах, входящих в эту организацию, наличие сертификата является одним из главных условий для сотрудничества между компаниями, независимо от сферы их деятельности и национальной принадлежности, ожидалось, что требование работать в соответствии с международными стандартами неизбежно распространится и на внутренний российский рынок.


Михаил Сабуров, генеральный директор ООО «Региональный центр сертификации и мониторинга «РЕГИОН-СТАНДАРТ»
Михаил Сабуров, генеральный директор ООО «Региональный центр сертификации и мониторинга «РЕГИОН-СТАНДАРТ»

– В странах – членах ВТО вопрос необходимости внедрения и последующей сертификации СМК не стоит, – говорит Михаил Сабуров, генеральный директор ООО «Региональный центр сертификации и мониторинга «РЕГИОН-СТАНДАРТ». – Они понимают этот вопрос так: если международная организация по стандартизации – ISO – разрабатывает стандарты качества, значит, они нужны и обязательны для выполнения. Если есть положительные примеры внедрения стандартов ISO, то надо ориентироваться на них.

Через силу

Поскольку СМК до сих пор дело добровольное, во многих случаях работать над системой заставляет только наличие внешнего фактора.

– Российские предприятия в период с 2002-го по 2008 год довольно активно занимались внедрением и сертификацией систем менеджмента качества, – отмечает Михаил Сабуров. – В практике нашего сертифицирующего органа есть исключительно положительные примеры внедрения системы. Работа над СМК позволила некоторым предприятиям республики успешно выйти на зарубежные рынки, занять лидирующие позиции в своем секторе, увеличить рыночный сегмент, получить крупные заказы от госкорпораций. А затем эта деятельность пошла на спад. Сегодня сертифицируются не очень охотно. У многих руководителей взгляд один – это излишние затраты, которые предприятию не нужны. Обычно говорят: когда прижмет, тогда и будем заниматься. То есть тогда, когда потребитель или заказчик заявит, что качество работы исполнителя должно быть подтверждено сертифицированной системой качества.

При этом сама сертификация – дело не быстрое. Получить сертификат исключительно под перспективный заказ и сразу после обращения в сертифицирующие органы физически невозможно.

– Процесс подготовки документации при минимальном объеме документов, оговоренном стандартом, занимает не меньше четырех-шести месяцев, – говорит Михаил Сабуров. – Плюс еще документируются процессы, не оговоренные в ГОСТе, без которых предприятие не может эффективно функционировать, например, метрологическое обеспечение. Лучше, если разработкой СМК будет заниматься сама компания. В этом случае ее персонал сможет глубоко изучить все процедуры системы и осознать принципы ее действия. Но, как правило, у специалистов предприятий нет времени на разработку и внедрение СМК.



Эффект руководителя

Получение сертификата становится тем переломным моментом, который определяет дальнейшую судьбу СМК. Если в процессе разработки и сертификации системы у руководства предприятия возник внутренний запрос на ее внедрение и поддержание в полном объеме, она будет функционировать. А если сертификация была обусловлена исключительно внешними факторами, система в любой момент может оказаться жертвой обстоятельств.

– Действие внешнего фактора не является постоянным, – говорит Шейва Балтянская. – На мой взгляд, внутреннее побуждение, потребность в СМК до сих пор сформировались не у всех руководителей. При этом выполнение обязательств по разработке, внедрению и поддержанию в рабочем состоянии СМК должно обеспечивать высшее руководство. Без его знания, желания, усилий ни одна система функционировать не будет. Высшее руководство – это директор, председатель совета директоров или крупные акционеры – те люди, которые располагают как управленческими, так и финансовыми ресурсами, поскольку система непременно требует финансовой поддержки. Без денег ничего не делается, и так во всем мире.

В силу различных причин – инертности мышления, нежелания менять сложившуюся систему управления, иной расстановки приоритетов – внедрение систем управления качеством во многих компаниях сталкивается с преградами, которые очень трудно преодолеть. Молодые предприятия, кстати, в этом отношении более прогрессивны – их система управления находится в процессе становления, и они стараются выстроить ее с оглядкой на СМК.

В то же время есть и отрицательная практика – когда директор понимает, что ему нужна система и этим необходимо заниматься, он назначает ответственного – авторитетного, грамотного, умного, работоспособного специалиста – и поручает ему всю работу, но не всегда наделяет его финансовыми ресурсами. Мировой опыт говорит, что СМК это не идет на пользу. Это не значит, что директор должен сам разрабатывать документацию, у него для этого есть специалисты, но спрашивать за функционирование системы директор должен сам. Если директор будет отслеживать эти вопросы, система будет работать. Если нет, она будет действовать со значительно меньшим эффектом.

Эффективность функционирования СМК на предприятии в немалой степени зависит от политики сертифицирующего органа, который в течение трех лет – срока действия сертификата – проводит ежегодный аудит системы.

– Если орган по сертификации изначально показал свою коммерческую сущность, то его мониторинг и рекомендации по совершенствованию СМК будут чисто формальными, – говорит Михаил Сабуров. – И предприятие ничего положительного от такого парт-нерства не получит. Если орган по сертификации «заражен» идеей СМК, а коммерческий интерес у него вторичен, то между органом по сертификации и предприятием строятся хорошие партнерские отношения, основанные на высоком качестве услуг органа по сертификации и уважении партнера. Такие отношения есть путь к успеху.




В поисках поддержки

Один из камней преткновения, который мешает дальнейшему развитию сертификации, – низкая оценка эффективности действия СМК со стороны руководства компаний.

– Руководители в целом ряде отраслей привыкли работать своими методами и считают, что никакие стандарты управления качеством им не нужны, – говорит Михаил Сабуров. – При этом есть сферы деятельности, где для нашей работы – непаханое поле. И в то же время его невозможно вспахать, потому что руководители категорически против. В свое время мы провели большой объем работы по сертификации дорожных предприятий. Но как только у них появилась управляющая компания, затраты на поддержание СМК были вычеркнуты из бюджета. В Удмуртии рынок довольно узкий, несмотря на то, что зарегистрировано достаточно большое количество субъектов экономики. Сейчас СМК занимаются только те предприятия, с которыми заказчики в договоре о сотрудничестве сразу закладывают обязательный пункт о наличии системы. Мотивация у них одна – потребитель, другого стимула у предприятий для внедрения систем пока нет.

В настоящее время в Удмуртии действуют четыре органа по сертификации. По мнению экспертов, этого более чем достаточно. Дальнейшей работе по внедрению и сертификации систем менеджмента качества, расширению этого рынка, остро не хватает новых внешних факторов. Одним из них, причем самым существенным, может стать заинтересованность органов государственной власти. Для этого нужно, чтобы политика в области качества снова вошла в число наиболее приоритетных, как уже было несколько лет назад.

В свое время республика стала одним из первых регионов, где было издано распоряжение президента республики № 230РП от 20 декабря 2005 года «О первоочередных мерах по повышению конкурентоспособности экономики Удмуртской Республики», где содействие ускоренному внедрению СМК было определено приоритетной задачей государственной политики; разработан проект РЦП «Качество и конкурентоспособность продукции, работ и услуг в Удмуртской Республике» и учреждена премия в области качества, которая в 2013 году была вручена уже в девятый раз. Но при этом Удмуртия – один из регионов, где до сих пор не сертифицирована ни одна муниципальная или государственная структура.


Сергей Савинов

Портрет зубов в 3D >>>


Комментировать




Андрей Фефилов: "Для наших клиентов мы намного больше, чем просто поставщик питания"

...

Бахруз Гумбатов: "Я хочу сделать округ «Союзный» лучшим в городе"

...

Евгений Сибиряков: "Все достижения ООО "УАТ" – это заслуга исключительно всего коллектива"

...

Михаил Черемных: "Не зубрить, а мыслить – по такому принципу строится образовательный процесс в Гуманитарном лицее "

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"