2013

Стратегия адресной подготовки

Завершившийся учебный год был отмечен целым рядом событий в российской высшей школе, направленных на модернизацию вузовского образования, повышение его качества и доступности. На этом, казалось бы, благоприятном фоне открыто декларируемой государством заинтересованности в развитии высшего профессионального образования в самой высшей школе зрело и укреплялось понимание того, что для решения накопившихся проблем необходимы комплексные меры, а не разовые акции вроде мониторинга эффективности российских вузов образца октября 2012 года, вызвавшего скандалы в научном сообществе. Особенно остро недостатки системы высшего образования ощущаются в регионах. О проблемах и путях их решения мы беседовали с директором Института экономики и управления ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Анатолием Аношиным.


«ДК»: Анатолий Васильевич, несколько дет назад российская высшая школа перешла на уровневую систему образования. Как это отразилось на организации образовательного процесса и качестве подготовки специалистов?

А.А.: Для системы нашего высшего образования переход на двух-уровневую систему – это серьезное испытание. Прежде всего были существенно изменены учебные планы, сокращены сроки обучения, появились магистратура и бакалавриат. Многим работодателям было это непонятно, более того, сложился стереотип, что бакалавр имеет недостаточный уровень подготовки. Чтобы переломить ситуацию, наш институт пошел по пути адресной подготовки бакалавров на основе уже имеющегося опыта.

Сегодня у нас есть успешная практика реализации проекта по сотрудничеству с Управлением федеральной налоговой службы по УР. Между работодателем и институтом выстроена достаточно интересная система взаимосвязи. Традиционно заведующим кафедрой налогов и налого-обложения является руководитель ведомства, лучшие специалисты управления преподают дисциплины, руководят практикой, но самое главное – они непосредственно участвуют в формировании учебного плана, способствуют адаптации молодых специалистов.

К четвертому курсу наши студенты уже знают свое рабочее место, свой функционал и коллектив, в котором им предстоит работать. Участвуя в учебном процессе, налоговая служба использует свою инфраструктуру, свою правовую базу, что имеет большую образовательную ценность. По сути, это единственный в республике пример адресной подготовки специалистов, и мы этим гордимся. Сейчас вектор наших усилий и усилий всего университета скорректирован на применение данной практики.

«ДК»: Как вы оцениваете перспективы этой деятельности?

А.А.:
В целом позитивно, потому что хочется верить, что работодатель заинтересован в приобретении грамотного и хорошо подготовленного сотрудника, а сделать это можно только в тандеме с высшей школой. А для этого в первую очередь в процессе обучения студенты должны проходить реальную практику, а работодатели должны иметь возможность заказывать и подстраивать программы подготовки под себя.

В настоящее время мы ведем переговоры об участии в проектах адресной подготовки с руководством удмуртского отделения Сбербанка. Нашим визави идея понравилась, и мы надеемся, что она воплотится в реальность. Достаточно интенсивно взаимодействуем и с другими работодателями республики. Сегодня с нами сотрудничают более 100 предприятий и организаций республики как в плане организации практик для студентов, так и их дальнейшего трудоустройства. Кроме того, для участия в учебном процессе приглашаем представителей бизнеса, органов государственной и муниципальной власти.

Наша основная цель – органично вписать систему адресной подготовки в учебный процесс, в том числе на уровне школьного образования. Да, это сложно, и пока мы не можем в полном объеме со своими программами и идеями влиться в систему общего среднего образования, но школа меняется, становится более открытой. И если сегодня мы говорим о качестве образования, то следует понимать, что подготовка по-настоящему хорошего специалиста возможна только при условии объединения усилий высшей школы, работодателей, региональной и местной власти.

«ДК»: В чем, на ваш взгляд, должна выражаться поддержка со стороны государства и муниципалитетов?

А.А.: Рынок образовательных услуг – процветающий рынок, и не удивительно, что в последнее десятилетие по всей стране появилось множество филиалов и представительств различных вузов. Был период, когда в Удмуртии насчитывалось порядка 60 образовательных учреждений различного статуса и величины.

Работать в таких условиях региональным государственным вузам непросто, поскольку они во многом зависят от лимитов набора и стоимости услуг, которые определяет федеральное Министерство образования. Власти Татарстана заняли более жесткую позицию, ограничив открытие на территории региона филиалов и представительств многих сторонних вузов.

В нашей республике в этом вопросе наблюдаются полная лояльность и содействие. На мой взгляд, это не совсем правильно и политически, и стратегически. Республиканские и местные органы власти должны поддерживать и защищать свои вузы – это в наших общих интересах.

«ДК»: Анатолий Васильевич, как вы оцениваете потенциал Института экономики и управления УдГУ в решении проблем подготовки специалистов?

А.А.: В прошлом году наш институт отметил 40-летие со дня основания. Институт экономики и управления сегодня – это 8 кафедр, 3 учебные лаборатории, 3 научных образовательных центра, 98 преподавателей (среди которых 12 докторов, 61 кандидат наук) и более 1000 выпускников ежегодно. В институте наряду с высшим экономическим образованием существует возможность получения среднего профессионального образования, а также второго высшего или параллельного образования. С 1998 года наш институт является единственным в Удмуртии участником Федеральной программы переподготовки управленческих кадров, в рамках которой прошли обучение более 400 руководителей среднего и высшего звена предприятий и органов власти республики.

Достижениями в научной деятельности коллектива института являются многочисленные гранты, широкое участие преподавателей и студентов в конференциях различного уровня, ежегодные конференции, проводимые собственными силами, регулярный выпуск научных региональных журналов. Все кафедры и подразделения института оснащены вычислительной и множительной техникой, локальная сеть с выходом в Интернет охватывает все кафедры и службы института. У нас находится филиал университетской библиотеки, есть своя мини-типография для обеспечения учебного процесса необходимыми методическими пособиями.

Институт имеет и обширные международные связи. Наши преподаватели и студенты ежегодно проходят стажировки в страховой компании «АМВ GENERALI» Holding AG в г. Аахен (Германия), а также обучаются в Университете г. Гранада (Испания). Слушатели и выпускники Федеральной программы по переподготовке управленческих кадров народного хозяйства РФ, успешно прошедшие собеседование с деловыми партнерами зарубежных фирм, ежегодно проходят многомесячную практику на предприятиях Германии, Швеции, Италии, Франции, Японии.

«ДК»: Год от года конкурс в Институт экономики и управления остается стабильно высоким. В то же время сейчас много говорят об избытке юристов и экономистов. Как вы к этому относитесь?

А.А.: Действительно, сейчас везде можно услышать, что рынок перенасыщен юристами и экономистами. Сегодня каждый профильный и непрофильный вуз, как государственный, так и частный, нашел свою нишу в данной сфере. И зачастую у нас в стране качество подобного образования вызывает большие сомнения. Кроме того, экономические и юридические знания для современного человека это скорее не высшее образование, а дополнительный вектор развития, осознанная необходимость. И конечно, интерес к экономическому образованию остается по-прежнему достаточно высоким. Однако в последние годы ведущее место в рейтинге самых востребованных специальностей традиционно занимает «Государственное и муниципальное управление» (ГМУ).

Хотя для наиболее продвинутых и подготовленных ребят существуют иные возможности, позволяющие наиболее полно реализовать их потенциал. Например, это специальности «Мировая экономика» и «Математические методы в экономике». Это очень перспективное направление в условиях ВТО. К сожалению, государство с каждым годом уменьшает количество бюджетных мест по направлению «Экономика», а вот по ГМУ увеличивает. А вы говорите – экономистов много. Да хороших экономистов везде не хватает!

«ДК»: Сейчас формируется новая система обоснования бюджетных мест для вузов. Готова ли к этому наша республика?

А.А.: В республике началась работа по прогнозированию потребностей отраслей экономики региона в специалистах, но, простите, как можно это прогнозировать, если ни на уровне России, ни в Удмуртии нет национальной стратегии экономического развития. По большому счету, должен быть определен вектор, на котором базируется экономическая специализация территории, и вся политика, вся инфраструктура должны быть подстроены под эту специализацию. Вот тогда будет понятно, кого, для каких отраслей и по какому профилю готовить. Поэтому сегодня очень важно консолидировать усилия всех заинтересованных сторон при обосновании потребностей в специалистах в области экономики и управления. Инфраструктура нашего института позволяет решать данные стратегические задачи.


Ольга Яковлева

Неделя инвестиционной привлекательности >>>


Комментировать




Анатолий Наумов: Среди главных принципов работы предприятия – обеспечение стабильного качества продукции

...

Сергей Мусинов: Планомерный переход оборонных заводов на мирные рельсы не стал для СЭГЗ неожиданностью

...

Сергей Коновалов: Нами используются новейшие технологии защиты, сертифицируемые международными платежными системами

...

Евгений Иванов: В Удмуртии более 90% населенных пунктов находятся в зоне действия сети «МегаФон»

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"