Селдон
2013

Стимулы и барьеры гособоронзаказа

В последний день 2012 года Президент России Владимир Путин подписал закон «О государственном оборонном заказе». О современном состоянии и перспективах развития российского ОПК в свете нового федерального закона в эксклюзивном интервью «ДК» рассказал первый вице-президент ОООР «СоюзМаш России», первый заместитель председателя Комитета по промышленности Госдумы РФ, президент НП «Ассоциация «Лига содействия оборонным предприятиям» Владимир Гутенев.

«ДК»: Владимир Владимирович, долгие годы российский ОПК оставался «на задворках» экономического развития в силу более выгодной конъюнктуры сырьевых отраслей. Многое за это время было потеряно. Соответствует ли современное состояние российского ОПК задачам в области исполнения ГОЗ?

В.Г.: Системность кризиса российской оборонки заключается в том, что он затрагивает не одно направление, а уже охватил весь спектр деятельности отрасли. Если 10 лет назад основной проблемой было отсутствие необходимого финансирования, то в настоящее время к этому добавились кадровый голод, кризис системы планирования и управления разработкой вооружения, недостаточный уровень инновационности предприятий ОПК, их зависимость от поставок иностранных комплектующих, низкая финансовая устойчивость. По последнему пункту достаточно сказать, что в настоящее время средняя рентабельность в ОПК составляет только 6-7%, тогда как по промышленности в целом – 15,6%, а, например, в химическом производстве – почти 25%.

 
Если к этому добавить, что три предыдущие Государственные программы вооружения (ГПВ) не были выполнены в полном объеме, то вопрос о реальности системного кризиса ОПК становится достаточно очевидным. Все предыдущие ГПВ не в полной мере были ориентированы на конечный результат, имели недостаточную целеопределенность и не были в полной мере обеспечены финансовыми ресурсами. Также сказался недостаточный уровень государственного планирования и управления.
 

Ранее ОПК представлял собой единый комплекс, работающий на одну цель. Сегодня это экономически самостоятельные предприятия, которые должны сами о себе заботиться, искать свои экономические ниши. Они работают в условиях рынка с небольшим временным горизонтом планирования. А заказчик не в состоянии ориентировать их на достижение долгосрочных целей, со своей стороны гарантируя им экономически приемлемые и надежно прогнозируемые условия.
 

Современная парадигма развития российской оборонки должна базироваться на сочетании долгосрочных государственных интересов со среднесрочными собственными планами предприятий ОПК. Кроме решения основных проблем – финансовой, кадровой, инновационной – это предполагает создание эффективной системы стратегического государственного планирования, а также реализацию государственно-частного партнерства в сфере ОПК. Нужно привлечь малый бизнес к созданию новых оборонных технологий, создав для этого необходимые условия и систему стимулов, например, в структуре технопарков или наукоградов.



«ДК»: Какие отрасли ОПК являются приоритетными?

В.Г.: Не открою особого секрета, если скажу, что с точки зрения обеспечения национальной безопасности нашей страны и в соответствии с Государственной программой вооружения приоритетными являются отрасли российского ОПК, связанные с разработкой баллистических ракет наземного и морского базирования, ПЛАРБ, перспективных комплексов ПВО (С-400, С-500), «Панцирь», космических и наземных систем предупреждения о ракетном нападении, радиолокационных систем, авиационных систем 5-го, а в перспективе и 6-го поколения, средств и систем управления войсками. В последнее время особую актуальность приобретают также проблемы обеспечения информационной безопасности, создания и применения кибероружия. Учитывая, что, кроме поставок внутри страны, российский ОПК обеспечивает также экспорт вооружений (в прошлом году объем экспорта составил около $15,16 млрд, значительная часть из которых прошла по линии «Рособоронэкспорта», входящего в госкорпорацию «Ростех»), к этому перечню можно добавить предприятия ОПК, выпускающие вертолеты, фрегаты, истребители.


«ДК»: В настоящее время большинство предприятий ОПК функционируют в форме ОАО, то есть формально являются экономически самостоятельными. Управлять ими сложнее, чем полностью государственными организациями, да и их экономическое состояние разнится. Как в таких условиях добиться эффективности ОПК?


В.Г.: В этих условиях особую актуальность приобретает выбор рациональных форм государственно-частного партнерства, предназначенного для рационального сочетания долгосрочных государственных интересов с интересами отдельных предприятий ОПК. Как известно, в конце 2012 года принят новый закон о Государственном оборонном заказе (ГОЗ). Хотя он и снимает часть накопившихся проблем, но, по нашему мнению, полностью их не решает. Союз машиностроителей России и Ассоциация «Лига содействия оборонным предприятиям» предложили 11 поправок в обсуждаемый законопроект. Они были призваны поставить заказчиков и исполнителей ГОЗ в равное положение, уравновесив между ними не только права, но и обязанности.

Иначе получается перекос: большинство прав у заказчиков, а большинство обязанностей у исполнителей. Наше мнение по этому законопроекту было четко и недвусмысленно: закон о ГОЗ целесообразно сделать не рамочным, а прямого действия; установить для предприятий ОПК нижний порог рентабельности в 15%, который позволит им устойчиво развиваться; жестко установить размеры и сроки выдачи авансов и оплаты выполненных работ; ввести положение о том, что затраты по обслуживанию кредита относятся на себестоимость продукции. Короче говоря, создать комплекс необходимых условий для обеспечения финансовой устойчивости предприятий ОПК и возможности их инновационного развития. Без этого невозможно создание и функционирование эффективных Вооруженных сил. По моему мнению, реализация этих предложений позволила бы сформировать понятные «правила игры» и для заказчиков, и для исполнителей.


Однако следует признать, что наши достаточно понятные и всесторонне проработанные предложения не в полной мере реализованы в Комитете по обороне – профильном комитете Госдумы по этому законопроекту. В условиях дефицита времени было решено внести некоторые поправки в предложенный правительством далеко не бесспорный законопроект, устанавливающие правила формирования ГОЗ в новых условиях и принять закон практически в предложенном правительством варианте. Но мы не опускаем руки, предполагая в дальнейшем работать по внесению наших поправок в закон, а также действовать в различных других направлениях в интересах совершенствования обороноспособности страны.

В стратегических ядерных силах, в системах стратегического управления войсками следует максимально воздерживаться от использования зарубежной элементной базы.


«ДК»: В последнее время особую остроту приобретают запущенные кадровые проблемы – средний возраст работающих на предприятиях ОПК составляет 46 лет, в отрасли фактически отсутствует среднее звено специалистов, которое является самым продуктивным. Что делать?

В.Г.: Для выхода из этой непростой ситуации в начале прошлого года Союзмаш обобщил и сформировал развернутые предложения по решению кадровых проблем в ОПК, представив их в аппарат вице-премьера Дмитрия Олеговича Рогозина. На наш взгляд, в системе обучения, воспитания, закрепления и переподготовки кадров для ОПК необходимо провести серьезные изменения. Причем эта деятельность должна носить системный, а не фрагментарный характер. То же самое можно сказать о состоянии отраслевой науки. В настоящее время финансирование НИОКР ОПК составляет около 10%, а инновационной активностью охвачена лишь небольшая часть предприятий. Напомню, что в 1970-е годы советская наука давала 25% мировых научных результатов, что позволяло стране быть в числе мировых держав с высоким уровнем научно-технического прогресса.

Она была одной из самых эффективных в мире по классическому экономическому показателю – объему научной продукции на $1 затрат, по этому показателю превосходила практически на порядок ведущие страны мира. Современные российские затраты на науку находятся в пределах 1% ВВП, в то время как мировые инновационные лидеры – Япония и США – тратят на науку и разработки в 2,5-3 раза больше. Поэтому ситуацию в сфере ОПК необходимо не то что изменять, а переломить, причем в самое ближайшее время. Обстановка в мире достаточно напряженная, ресурсы легкой нефти в ближайшие годы могут закончиться, что неминуемо приведет к переделу мирового рынка, вызовет усиление военной опасности и возрастание военных угроз для России. Если наша страна окажется не готовой к их отражению, последствия могут оказаться очень серьезными. Поэтому нужно постараться сделать все от нас зависящее для повышения уровня обороноспособности страны.


«ДК»: В начале 2012 года вице-премьер Дмитрий Рогозин объявил о разработке специальной программы по формированию отечественной элементной базы. Предполагается после 2015 года сократить долю импорта элементной базы до 50-60%. Он считает, что в условиях, когда в американских войсках уже сформированы команды для ведения кибервойн, зависимость России от иностранной элементной базы недопустима. Что могут предложить наши разработчики?


В.Г.: В стратегических ядерных силах, в системах стратегического управления войсками следует максимально воздерживаться от использования зарубежной элементной базы. Но ее можно использовать на этапе разработки ВВТ в расчете на появление отечественных аналогов к моменту начала серийного производства. Поэтому параллельно обязательно должна быть реализована программа импортозамещения и «вдогонку» сделан отечественный аналог для серийного производства. Почти без ограничений применять зарубежную элементную базу можно в образцах ВВТ, предназначенных для экспорта в рамках ВТС с зарубежными странами, а также при создании многих типов стрелкового оружия. Поэтому использовать зарубежную элементную базу при создании ВВТ возможно, но к этому вопросу нужно подходить с осторожностью и с учетом особенностей различных ВВТ.


«ДК»: Может, правильнее урегулировать все эти вопросы законодательно...


В.Г.: Для того чтобы начинать что-то регулировать, нужно понять существо проблемы и выявить эффективные пути ее решения. И всегда помнить о принципе «не навреди». С применением иностранных систем автоматизированного проектирования (САПР) не все так просто, как кажется на первый взгляд. Действительно, многие из них представляются полезными. Но они рассчитаны на иностранные технологии, на иностранную элементную базу, на иностранные материалы. Предположим, что с помощью таких САПР мы создадим некий технический проект. Но где гарантия, что его удастся повторить в наших условиях? Известно, как иногда трудно копировать зарубежную технику и технологии. Например, немцы не смогли скопировать наши Т-34 и бесствольную систему полевой реактивной артиллерии («Катюша»), а у нас были большие сложности в копировании немецких ФАУ и американских бомбардировщиков. Поэтому можно сказать, что САПР, в известном смысле, должны быть суверенными, учитывающими особенности производства и эксплуатации внутри страны. Такие системы могут быть созданы в России, все необходимые условия для этого существуют. Другими словами, я за то, чтобы ориентироваться на отечественные САПР, совершенствовать существующие и разрабатывать новые. Если мы пойдем по магистральному пути использования иностранных систем проектирования, мы будем всегда позади, отставание будет запрограммировано.


«ДК»: В настоящее время в Госдуме готовится ко второму чтению фундаментальный законопроект «О государственном стратегическом планировании». Как вы оцениваете этот документ?


В.Г.: Принятие закона позволит создать действенные инструменты развития в тех отраслях, где краткосрочные рыночные механизмы оказываются неэффективными или вообще несостоятельными. Союзмаш России и Ассоциация «Лига содействия оборонным предприятиям» внимательно рассмотрели предложенный к первому чтению вариант законопроекта, обнаружив в нем некоторые недостатки и несоответствия. Но при этом мы поняли, что большинство из них не являются критическими и могут быть устранены. В связи с этим мы предлагаем внести поправки, которые, надеюсь, будут внимательно рассмотрены, проанализированы и по возможности учтены. В случае принятия этих поправок уже в первой половине 2013 года появляется реальная возможность по примеру многих стран сформировать действительно важный закон, который может существенно повысить эффективность системы государственного управления, в том числе и предприятиями ОПК.

Ольга Иртегова

Надежные кадры для оборонки - образовательные приоритеты ИжГТУ >>>


Комментировать




Сусанна Арутюнян: "ЛОР-отделение 1-й РКБ действительно лучшее и самое сильное в республике"

...

Алексей Шкляев: "Для нас юбилей – это возможность еще раз проанализировать тот путь, который мы прошли за 85 лет"

...

Лариса Руденко: "Мы готовы помочь каждой семье нашей республики"

...

Михаил Черемных: Когда город начинает движение, он становится интересен стране

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"