2012

Валерий Богатырев: "Я не реформатор, просто стараюсь не отставать от жизни"

Менее чем через месяц вновь избранный состав удмуртского парламента приступит к рассмотрению проекта основного финансового документа республики – республиканского бюджета на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов. Это третий по счету трехлетний бюджет, разработанный Минфином УР, и то, что формирование и исполнение бюджета по новой схеме совпало с назначением в 2010 году на должность министра финансов Валерия Богатырева, вполне символично. Нынешний глава финансового ведомства известен в республике, как сторонник всего нового и прогрессивного, и, видимо, именно поэтому ему выпало заниматься реализацией тех изменений, которые произошли в России в сфере государственной бюджетной политики. Сегодняшнее интервью заместитель Председателя Правительства УР – министр финансов республики Валерий Богатырев дал обозревателю «ДК» после внесения проекта бюджета в Государственный Совет. 


«ДК»: Валерий Валентинович, в чем отличие нынешнего проекта республиканского бюджета от бюджетов предыдущих лет?

В.Б.: Принципиальных отличий нет. Бюджетные ассигнования на ближайшие три года  рассчитываются, исходя из условий реальной экономической ситуации и требований по выполнению расходных обязательств по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы с учетом планируемого повышения, обеспечения гарантированных государством мер социальной поддержки населения, предоставления бюджетными учреждениями качественных государственных услуг, господдержке отдельных отраслей экономики, малого предпринимательства, а также обеспечения сбалансированности бюджета Удмуртской Республики и бюджетов муниципальных образований.

В плане формирования расходов трехлетний бюджет позволяет видеть более далекую перспективу. Что касается доходов, то они жестко регламентированы действующим бюджетным законодательством, и, к сожалению, не в пользу регионов. Так, три года тому назад в федерацию полностью ушел налог на добычу полезных ископаемых, который оценивается ежегодно в 2 млрд. рублей. При этом полномочия «наверх» не забрали. Понятно, что обеспечивать сбалансированный бюджет в таких условиях непросто, но, должен сказать, что последние 10 лет республике это удается, и в том числе - увеличивать финансирование отдельных отраслей. Например, за три года существенно выросли бюджетные расходы на физкультуру и спорт - со 128 млн. до 1 млрд. рублей. Мы стали строить спортивные сооружения, поддерживать развитие массового спорта в республике.

Серьезные средства были направлены на решение проблемы увеличения мест в детских дошкольных учреждениях, и эта работа продолжается. Вместе с тем наша главная задача - обеспечить планомерное повышение заработной платы бюджетников в соответствии с Указами Президента Российской Федерации. На это потребуются серьезные финансовые ресурсы. Только в 2013 году, по предварительным расчетам, дополнительная потребность средств по этой статье расходов, которую мы предусмотрели в проекте бюджета, составляет 2,6 млрд. рублей. Аналогичные расчеты по этой статье проведены нами и на плановый период. Вот это самые главные изменения, которые произойдут в бюджетах 2013, 2014, 2015 года.
 

«ДК»: Понятно, что рост расходов может быть обеспечен только ростом доходов. В каких объемах планируется увеличение?  

В.Б.: К большому сожалению, никаких «революций» по резкому росту доходов не будет. В текущем году объем налоговых и неналоговых поступлений в республиканский бюджет составит 32,5 млрд. рублей, в следующем прогнозируем 36 миллиардов. По сравнению с предыдущими периодами прирост значительный - 10%, и мы планируем сохранять его в дальнейшем. При этом наши основные налоги – это налог на прибыль и налог на доходы физических лиц. Для того, чтобы стимулировать рост доходов, мы оказываем господдержку развитию предприятий промышленности, малого и среднего бизнеса.

В результате, в прошлом году на территории республики было собрано в общей сложности 94 млрд. рублей налоговых и неналоговых платежей, в этом году – будет более 105 миллиардов. Удмуртия занимает третье место в ПФО по объему перечисляемых в федерацию средств в расчете на одного жителя, но по действующему бюджетному законодательству нам остается только треть собранных на территории республики доходов. Эта серьезная проблема, которая активно обсуждается, но об изменениях пока речи не идет, хотя все прекрасно понимают, что высокий процент забираемых федерацией налоговых доходов снижает возможности регионов к развитию.
 

«ДК»: Очевидно, что в подобной ситуации особую актуальность приобретает повышение эффективности бюджетных расходов? 

В.Б.: Отчасти вы правы, поскольку задачи в данной сфере деятельности гораздо шире. Они прописаны в республиканской целевой программе «Повышение эффективности расходов бюджета Удмуртской Республики (на 2011 - 2013 годы)». Предусмотренная реорганизация бюджетной сети и внедрение новых форм оказания государственных и муниципальных услуг должно привести, прежде всего, к повышению их качества и эффективности. Во главу угла деятельности бюджетных учреждений поставлен результат, удовлетворяющий потребителя, то есть конкретного гражданина.

Каждый из участников Программы несет ответственность за принятые на себя обязательства и должен доказать, что расходуемые бюджетные средства приносят результат. Причем он должен подтверждаться определенными цифровыми значениями по конкретным направлениям реализации программы. В конечном итоге, распределение бюджетных средств будет зависеть исключительно от достижения министерствами и подведомственными им учреждениями конкретных результатов. В настоящее время активно ведется работа по подготовке к переходу на «программный бюджет», то есть бюджет, основанный на государственных программах с чётко обозначенными целями, показателями результативности и возможностями общественного мониторинга за их исполнением.
 

«ДК»: Будучи министром экономики республики, Вы первым начали вводить программно-целевые методы планирования. Этот опыт помогает Вам сейчас? 


В.Б.:
Напомню, что именно программно-целевые методы в свое время вывели Советский Союз на передовые позиции в мире. И мы ведь тоже неслучайно стали разрабатывать РЦП, ВЦП, а для того, чтобы понимать, чего хотим достичь и за какие средства. Это, безусловно, полезный и даже уникальный опыт. Сегодня страна переходит на госпрограммы, в России будет принята сорок одна госпрограмма, у нас будет порядка 27 госпрограмм вместо 73 целевых ведомственных и республиканских программ сейчас. Пока подготовлено шесть, в работе еще четырнадцать.

Госпрограмма – это масштабный стратегический документ, определяющий функционирование и развитие целой отрасли экономики. В нем все четко и конкретно прописано, до рубля, до запятой. Такой фразы, как «финансирование уточняется с учетом возможностей бюджета», там не будет в принципе. Самое главное в госпрограмме – это финиш, оценка результатов, которую должно дать население. Думаю, что уже в 2014 году у нас 90 % бюджетных расходов будут формироваться на основе госпрограмм.


«ДК»: Валерий Валентинович, что вы ждете от нового состава парламента при рассмотрении проекта бюджета на будущий год? 

В.Б.: Конструктивного сотрудничества. При подготовке проекта республиканского бюджета правительство постаралось сбалансировать доходы и расходы. Депутаты должны внимательно изучить предложенный вариант и сказать, что мы можем подправить, чтобы сделать бюджетные расходы более эффективными. Я, например, убежден, что очень многие вопросы, связанные с их оптимизацией, можно решить внутри отрасли или внутри учреждения самими руководителями.

«ДК»: Изменилась ли в проекте республиканского бюджета система межбюджетных отношений?

В.Б.: Каждый год мы формируем в рамках республиканского бюджета Фонды финансовой поддержки территорий, средства из которых предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, обеспечение сбалансированности их бюджетов,  а также предусматриваем расходы на выполнение переданных муниципальным образованиям полномочий республики. Расчеты межбюджетных трансфертов местным бюджетам проводятся по методикам, которые приняты законодательно в республике. Существенные изменения были внесены в методику выравнивания бюджетной обеспеченности в прошлом году.

Эти изменения позволяют более полно прогнозировать налоговый потенциал муниципалитетов, точнее оценивать расходные обязательства муниципальных образований с учетом их особенностей и специфики. В итоге это приводит к  более объективному распределению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности местных бюджетов, и направлено на повышение их сбалансированности. В проекте бюджета на 2013 год межбюджетные трансферты муниципалитетам предусмотрены в сумме 18,4 млрд. рублей, или 36 % бюджетных расходов. Эти цифры с каждым годом увеличиваются.
 

«ДК»: Часто ли вам приходится говорить «нет»?

В.Б.: Министр финансов - это «Господин Нет», и я не исключение. Мы для того и принимаем ежегодно закон о бюджете, чтобы все точно рассчитать и четко исполнять. Поэтому я обязан финансировать только то, что предусмотрено в бюджете. И если кому-то вдруг не хватило средств, давайте будем разбираться. Например, когда ко мне приходят и говорят, что району не хватает денег на «коммуналку», я понимаю это так: администрация муниципального образования не смогла обеспечить на должном уровне сбор коммунальных платежей с населения, поскольку точно знаю, что бюджетники - муниципальные учреждения рассчитываются за коммунальные услуги своевременно.

Значит, администрации надо перестраивать свою работу с населением. Или когда мне приносят платежку на приобретение автомобиля за миллион рублей для руководителя, а в учреждении не оплачены первоочередные расходы, с этим я тоже согласиться не могу. Конечно, тяжело отказывать, когда вопрос касается конкретного человека. Сегодня, например, в сфере соцзащиты самая низкая зарплата, при этом все мы хотим, чтобы за стариками ухаживали добрые, отзывчивые, заботливые люди. И ведь многие именно такие, но их труд считается низкоквалифицированным, поэтому и зарплата у социального работника не может быть такой же, как у учителя в школе. Хотя социальный работник делает не менее благородное дело.
 

«ДК»: Как человек, занимающий одну из ключевых должностей в правительстве, вы можете многое себе позволить. А что не позволите никогда?


В.Б.: Должность министра финансов в любой стране или регионе является ключевой, и, по-видимому, искусство любого руководителя региона, найти такого министра, которому он доверяет. Да, сегодня у меня есть право пойти к президенту и сказать, что вот с этими расходами я не согласен, и привести аргументы. И я периодически говорю об этом. Но я никогда не позволю себе принимать единоличные решения по расходованию средств бюджета, если они не согласованы с Президентом республики. А в человеческом плане категорически не приемлю хамства и грубости, хотя сам бываю иногда достаточно резок. Человек должен уметь отстаивать свою позицию без крика и стука по столу, а спокойно и сдержанно - поверьте, это выглядит гораздо убедительнее.


«ДК»: Валерий Валентинович, вы консерватор или реформатор? 

В.Б.: Не реформатор – 100 процентов, но и не консерватор, потому что мне интересно получать новые знания, опыт, узнавать новых людей. 20 лет работы в плановых органах позволили мне накопить солидный багаж знаний в различных сферах экономики, что очень помогает при формировании доходов. По расходам были «белые пятна», потому что во время работы в Министерстве экономики я этими вопросами занимался, но не в той степени, в которой приходится заниматься сейчас. Это для меня новое, и я с удовольствием изучаю эту область знаний. Вообще, считаю, что человек должен постоянно учиться. Мне нравятся образованные люди. Когда-то прочитал, что долго живет тот человек, который постоянно занимается умственным трудом. Не знаю, насколько это правильно, но, наверное, доля истины в этом есть.

Но образованным надо быть, а не казаться, а это огромный труд. Есть такая шутка: уставший отец приходит с работы, сын спрашивает: «Ну, как, папа, работается директором?». «Работается, сын, хорошо, еще бы стать директором!» Вот, это, видимо, и есть самое главное для руководителя. Мои профессиональные знания, которые я коплю с 1977 года, позволяют мне «не делать революций», но при  этом не отставать от того нового, что предлагает жизнь. 15 лет назад я встал на горные лыжи, 8 лет как сел на спортивный велосипед. Мне просто это интересно.
 


Ольга Иртегова


ВТБ: традиции надежности в новом формате >>>
 



Комментировать




Александр Лапшин: "Пассажир может быть любым, а работник железнодорожного транспорта должен быть образцовым"

...

Игорь Бобылев: "Мы стремимся к развитию, совершенствованию и новаторству"

...

Владимир Красильников: "Господдержка должна быть на конкретный результат"

...

Михаил Мирошкин: "Мы непрерывно совершенствуем свою работу и предлагаем комплексные решения"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"