2012

ТехноЛОГИКА машиностроения

Машиностроительный комплекс для Удмуртии почти то же, что нефть для Кувейта, – основа экономики и залог стабильного социально-экономического развития региона. На долю машиностроения и металлообработки приходится порядка 25% в структуре промышленного производства, в отрасли занято более 50% работающего населения республики. Поэтому День машиностроителя для Удмуртии праздник особый, можно сказать, всенародный. В этом году он будет отмечаться накануне пятилетия создания корпорации «Ростехнологии», объединившей под своим началом ведущие отраслевые холдинги. Обозреватель журнала «Деловой квадрат» направил в адрес главы корпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова вопросы о текущей ситуации и перспективах развития отечественного и регионального машиностроения. Ответы мы получили при содействии пресс-службы холдинга.


Будущее за инновациями

– Корпорация «Ростехнологии» существует пять лет. Какие изменения произошли за это время в машиностроительном комплексе России и оправдались ли те цели и задачи, которые ставились на этапе создания корпорации?

– Нынешнее состояние отечественного машиностроения, конечно, пока не может вызывать полного удовлетворения. Особенно с точки зрения задач инновационного развития, тогда как в настоящее время в ведущих экономиках мира не менее ¾ прироста ВВП обеспечивается за счет новейших технологий. В общем объеме промышленного производства доля машиностроения составляет около 20%, уступая по меньшей мере в 2 раза показателям промышленно развитых стран. При изношенности основных фондов, достигающей 70%, только около 15% применяемых технологий соответствуют мировому уровню. Соответственно, и доля высокотехнологичной инновационной продукции в общем объеме выпуска – это всего 1,4%. Скромно выглядят российские компании и на мировых рынках. 
 
Вместе с тем ситуация в машиностроении при всей ее сложности и противоречивости дает определенные основания для оптимистичного взгляда на перспективы развития. Рост производства в машиностроительном комплексе в 2011 году по сравнению с 2010 годом составил 15,6% – лучший результат среди всех отраслей промышленности. И главное, есть твердое решение руководства страны о реализации курса на инновационное развитие, ускоренную модернизацию ОПК как генератора такого развития. Определены конкретные индикаторы развития. В частности, доля инновационной продукции в общем объеме производства должна вырасти до 25-35%.
 
Консолидированы активы российской промышленности путем создания госкорпораций. Сформировано Агентство стратегических инициатив, создается Фонд перспективных оборонных исследований. Утверждены 29 технологических платформ. Создан пул национальных исследовательских университетов России. Вносятся необходимые коррективы в реформу образования. Совершенствуется федеральное законодательство. Так что, основания для оптимизма у нас есть. Можно не сомневаться, что стратегическая задача приоритетного развития высокотехнологичной промышленности с высокой добавочной стоимостью будет решена, что принципиально важно для будущего России, поскольку только такая промышленность может быть глобально конкурентоспособной. Именно она будет формировать каркас социально-политической стабильности страны. В первую очередь, за счет создания высокооплачиваемых рабочих мест.
 
– В силу ряда объективных причин машиностроительный комплекс России имеет достаточно низкую инновационную восприимчивость. Как добиться повышения инновационной активности?


– Прежде всего, необходимо совершенствовать законодательство в инновационной сфере, усиливая налоговые стимулы и убирая излишние административные барьеры, особенно во внешнеэкономической деятельности. Надо продолжить совершенствование инновационной инфраструктуры путем создания технопарков, бизнес-инкубаторов, технологических платформ и т.п., кардинально улучшить систему защиты результатов интеллектуальной деятельности, усилить государственную поддержку отечественного производителя высокотехнологичной продукции в свете вступления России в ВТО.
 


– Есть ли яркие примеры инновационных прорывов, на которые можно и нужно равняться другим?


– Лучший пример – деятельность корпорации «Ростехнологии», которая в настоящее время реализует Программу инновационного развития на период 2011-2020 годов. Запланированные мероприятия направлены, в первую очередь, на проведение технологической модернизации и создание современной инновационной инфраструктуры, включая активизацию прикладных научных исследований и разработок, ускорение создания продуктов с новыми потребительскими свойствами, повышение энергоэффективности и экологичности производственных процессов.
 

В Программу включено более 1000 проектов инновационной направленности с намеченным бюджетом почти 1 трлн рублей. В результате к 2020 году доля инновационной продукции, работ и услуг предприятий, входящих в состав «Ростехнологий», вырастет с нынешних 5% до 30%. Это обеспечит завоевание корпорацией передовых позиций в мире по ряду технологических направлений (авиакомпоненты и вертолетная техника, промышленные энергетические установки, электроника, композиционные материалы, биотехнологии, различные виды вооружения, военной и специальной техники и других), а также позволит существенно увеличить объемы реализации высокотехнологичной продукции на внутреннем и мировом рынках.
 

В России есть и другие инновационные проекты, способные стать локомотивом развития. Один из них – строительство космодрома «Восточный». Если это системное решение будет правильно реализовано, оно может дать толчок развитию целой отрасли. Также в более широких масштабах разворачиваются работы по освоению альтернативных источников энергии, в первую очередь – возобновляемых, и рационализации использования старых. Первоочередными проектами может стать использование биотоплива и природного газа в качестве моторного топлива на всех видах автомобильного транспорта и создание гибридных автотранспортных средств, работающих как от ДВС, так и от накопителей электроэнергии – аккумуляторов, суперконденсаторов.
 

Если говорить о судостроении, то наша страна всегда была пионером в развитии судов на воздушной подушке. Продолжение серии этих проектов, по которым имеются серьезные наработки, – экранопланы, способные существенно изменить облик будущего флота во всем мире. Кроме этого, Россия занимает одно из ведущих мест по постройке судов для арктического флота.
 

Интересен проект по созданию авиационного базового двигателя ПД-14 пятого поколения для перспективного семейства авиационных двигателей и промышленных газотурбинных установок. В настоящее время изготовлен, собран и испытан первый газогенератор-демонстратор, получены положительные результаты. Двигатели ПД-14 планируются для установки на магистральный самолет МС-21, с которым связывается будущее авиации России. Срок ввода самолета МС-21 в эксплуатацию – 2016 год.
 

В космической сфере в ближайшее десятилетие будут приоритетны глобальная система телекоммуникаций и экомониторинга, космические навигационные системы, космическая биотехнология, производство новых материалов в условиях невесомости, создание коммуникационных систем по международным транспортным коридорам.
 

Потенциально российское машиностроение может достаточно быстро развить и другие прорывные технологии. Но не все следует начинать с нуля. Целесообразно обеспечить максимально быстрое освоение импортируемых технологий.
 



Реанимация «Ижмаша»


– Одним из ключевых направлений «Рос-технологий» было перепрофилирование ряда оборонных предприятий. Возьмем завод «Молот» или – что ближе нам – «Ижмаш». Три года назад ситуация на обоих была близка к критической. Как удалось ее удержать и спасти предприятия от развала? Какими вы видите перспективы развития «Ижмаша»?

– Если говорить про Ижмаш, то после анализа деятельности группы предприятий был подготовлен альтернативный вариант финансового оздоровления, который заключался в реструктуризации через банкротство и объединение. Главная задача, которую поставила корпорация, – это сохранение научно-производственного и кадрового потенциала промышленного предприятия, сохранение известного бренда и вывод Ижмаша в мировые лидеры по производству стрелкового оружия. В результате за 2011 год удалось на 50% увеличить объем отгрузок на рынок США, составляющий 65% общемирового рынка спортивно-охотничьего оружия. Выручка только от этого направления составила рекордные 444,2 млн рублей ($14,8 млн). Сегодня продукция завода «Ижмаш» поставляется в 27 стран мира, включая США, Канаду, Австралию, Германию, Великобританию, Норвегию, Казахстан, Таиланд и ЮАР. Всего в результате усилий по расширению рынков сбыта удалось увеличить выручку на 40% по сравнению с показателями 2010 года.
 

По предварительным оценкам, в случае выполнения всех запланированных на 2012 год мероприятий обновленному НПО «Ижмаш» удастся увеличить выручку на 15% по сравнению с показателями 2011 года и поднять выработку на одного сотрудника до 1200 тыс. рублей, что позволит увеличить средний уровень зарплаты до 16 тыс. рублей в месяц.
 


Надежды авиапрома


– Один из лидеров промышленности Удмуртии – ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод» – входит в состав Концерна «Авиационное оборудование». В связи с этим вопрос о перспективах российской авиационной промышленности. Какими вы их видите? Справляются ли предприятия отрасли с поставленными задачами?

– Одной из основных задач, стоящих перед холдингом, является развитие компетенций интегратора с целью стать поставщиком не отдельных агрегатов и компонентов, а целых, законченных систем и повышение конкурентоспособности на мировом рынке. Сарапульский электрогенераторный завод относится к ключевым предприятиям Холдинга «Авиационное оборудование» в области электротехники и светосигнального оборудования и является важным звеном в построении интеграции в системе электроснабжения, доля которой в перспективе будет расти в связи с переводом бортового оборудования от гидравлических и пневматических энергосистем на электрические источники энергии. Но для реализации поставленных задач необходимо обеспечить международный уровень качества продукции и конкурентоспособные цены путем модернизации предприятий, создания центров производственных компетенций, специализирующихся на определенных технологических процессах (литье, штамповка, мехобработка и т.д.), внедрения программ бережливого производства и повышения производительности труда за счет автоматизации.
 

Холдинговая компания уже начала активную работу с рядом иностранных партнеров для совместного участия в новейших инновационных проектах SSJ и MC-21 (на данный момент речь идет о локализации производства отдельных компонентов и агрегатов).
 

– Надежда российского авиапрома самолет Superjet, как оказалось, более чем наполовину состоит из импортных комплектующих. Похожая тенденция наблюдается и в случае с другой ожидаемой новинкой российских авиастроителей – перспективным лайнером МС-21. Почему? Есть ли планы по восстановлению позиций отечественных производителей авиакомплектующих? И могут ли российские производители обеспечить международный уровень качества продукции и конкурентоспособные цены?
 

– Да, действительно, самолет Superjet укомплектован в основном иностранным бортовым оборудованием. Из российских разработок на борту используются дистанционный концентратор данных и система госопознавания, выпускаемые предприятиями корпорации «Ростехнологии». Доля российского оборудования в этом самолете не превышает 5% (по стоимости).
 

Однако необходимо обратить внимание, что этот факт не отражает уровень развития отечественного приборостроения. Разрабатываемые в тот же период отечественные самолеты Ан-148, Ан-158 укомплектованы в основном российскими приборами и системами, которые в составе этих самолетов прошли сертификацию в европейском сертификационном органе EASA. В текущем году завершается сертификация нашего бортового оборудования в составе самолета Ту-204СМ.
 

Крайне важным для развития отечественного авиаприборостроения стало формирование в 2009 году в составе корпорации «Рос-технологии» специализированного холдинга – Концерна «Авиаприборостроение», консолидировавшего основные предприятия разработчиков и изготовителей.
 

Концерн «Авиаприборостроение» в 2011 году победил в конкурсе Минпромторга России на создание бортового комплекса авионики нового поколения. Создаваемый задел уже реализуется в проекте самолета МС-21. Доля нашего оборудования составит более 40% по аппаратной части и более 80% по программному обеспечению. Таким образом, Концерн «Авиаприборостроение» становится основным поставщиком бортового оборудования перспективного российского самолета.
 

Этот уровень отечественной комплектации российских самолетов для нас не является предельным. Оптимальным считаем уровень 70-80% оборудования (по аппаратной части и программному обеспечению). Задел для выхода на этот уровень развиваем. Надеемся реализовать его через программы импортозамещения не позднее 2018-2020 годов.
 

Эти результаты свидетельствуют о том, что мы уже сегодня обеспечиваем международный уровень качества нашей продукции. Для обеспечения конкурентоспособных цен реализуем программу технического переоснащения предприятий, углубляем межзаводскую кооперацию.




Кадры решают все


– Весьма актуален на сегодня вопрос формирования кадрового потенциала машиностроения, способного обеспечить его инновационное развитие. Какие варианты его решения наиболее оптимальны, на ваш взгляд?

– На сегодняшний день уже запущена программа по привлечению молодежи на промышленные предприятия России, которая способна значительно ускорить процесс модернизации и развития машиностроительной отрасли. По всей стране предприятия объединяются с образовательными учреждениями – профессиональными училищами, колледжами и т.д., помогают им и в финансовом плане, и в стратегическом (например, формируют заказ на обучение студентов по определенной профессии), обеспечивают выпускникам рабочие места. К рабочей профессии постепенно возвращается и престиж, и интерес молодежи, но пока этот процесс, к сожалению, происходит только в более или менее крупных городах.
 

– Решение кадровой проблемы является одним из приоритетов деятельности Союза машиностроителей России. Как оценивают ситуацию участники данного общественного объединения?


– Все понимают ее остроту и актуальность. Сегодня средний возраст инженерно-технического состава в промышленности зашкаливает за 50 лет. К тому же специалисты этого поколения, как правило, работают с уходящими технологиями. А инженерно-техническая подготовка молодых специалистов далеко не всегда соответствуют требованиям производства. По оценкам экспертов, в выпускниках лишь около 40 высших учебных заведений страны производственники могут быть уверены. При этом дефицит квалифицированных кадров на промышленных предприятиях составляет от 40 до 60%. При таком состоянии кадрового ресурса рассчитывать на успешность масштабного инновационного развития весьма проблематично.
 

Принципиальная позиция Союза машиностроителей России состоит в том, что проблему формирования кадрового потенциала для модернизации и инновационного развития экономики надо решать в рамках сквозной системы подготовки высококвалифицированных специалистов: «школа – институт – производство – повышение квалификации – переподготовка». А качество системы технического образования должно оцениваться по простому критерию – специалист по уровню своей квалификации должен быть востребован в реальном секторе отечественной экономики. В этом смысле главной тенденцией формирования условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений должно явиться укрепление взаимодействия между производством и вузами. 


– Что имеется в виду?


– Необходимо, чтобы работодатель мог влиять на состав образовательной программы и заказывать эксклюзивных специалистов, ориентированных на конкретное предприятие, а вуз – иметь полигон, на котором в процессе обучения сможет «опробовать» качество и степень подготовки своих студентов. Положительный опыт целевой подготовки кадров в рамках такого взаимодействия уже имеется в корпорациях «Ростехнологии» и «Росатом». Финансовую сторону обучения корпорации берут на себя, а студенты подписывают контракт, по которому они в течение пяти лет обязаны отработать на предприятиях корпорации.
 

Мы считаем, что подготовка квалифицированных кадров, способных осваивать новые технологии, более эффективна в условиях кластеров. Речь идет о таких кластерах, в состав которых входят базовые предприятия, НИИ, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров, учебные заведения. Думаю, что это одно из тех направлений, которое необходимо всемерно развивать.
 


Стимул для развития


– «Ростехнологии» выступили инициатором проведения Первого открытого конкурса гражданских инновационных проектов организаций оборонно-промышленного комплекса России. Каковы его цели, и какие перспективы открывает для участников победа в конкурсе?

– Цель конкурса – вовлечение организаций ОПК в развитие инновационной экономики на основе формирования нового направления диверсификации их деятельности, ориентированного на разработку, производство и продвижение на рынки конкурентоспособной на мировом уровне высокотехнологичной гражданской продукции. Это попытка вывести на рынок разработки и инновационные продукты, которые созданы в оборонной промышленности России.

Конкурс откроет инвесторам коммуникационную площадку для отбора перспективных проектов и партнеров для их реализации. По итогам конкурса будут определены более 40 лучших проектов по четырем номинациям: «Лучшая разработка (НИОКР) инновационного продукта мирового уровня», «Лучший инновационный продукт», «Лучший инновационный бизнес», «Лучшая команда менеджеров инновационного проекта». Все победители и лауреаты будут награждены премиями, ценными призами и иными наградами, а также специальными дипломами.

Ольга Иртегова


Во имя будущих традиций >>>

 



Комментировать




Александр Лапшин: "Пассажир может быть любым, а работник железнодорожного транспорта должен быть образцовым"

...

Игорь Бобылев: "Мы стремимся к развитию, совершенствованию и новаторству"

...

Владимир Красильников: "Господдержка должна быть на конкретный результат"

...

Михаил Мирошкин: "Мы непрерывно совершенствуем свою работу и предлагаем комплексные решения"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"