2009

Из тайнописи старого Ижевска

По мнению известного русского ученого Вячеслава Иванова, древние ушедшие культуры не исчезают невозвратно, они продолжают общаться с нами на «языке намека и внушения». Иначе говоря – на языке символов. Подобные символы пока еще можно обнаружить и в Ижевске. Большинство из них «живут» на старых зданиях, многие из которых ветшают и уходят.
Когда-то эти культурные символы значили очень многое для тех, кто их оставил. Смысл этих знаков был непростым и многослойным. Сегодня же они воспринимаются в лучшем случае как элемент декора, в худшем – как нелепые бессмысленные завитушки, от которых вполне можно избавиться. Но через них, через эти знаки и символы, говорят с нами поколения ижевцев, живших здесь до нас и создававших город. И не только они, но и те древние культуры, которые эти знаки создали.
Кордегардия ижевского арсенала
Кордегардия ижевского арсенала

Солнца над Арсеналом

Во всех символических системах одним из самых главных знаков был знак Солнца или солярный знак. Этот знак можно увидеть с обеих сторон арки-входа бывшей караульной-кордегардии, некогда главного входа в главную кладовую Ижевского оружейного завода – Арсенал. Она находится с южной стороны Национального музея Удмуртии. Это «привет» потомкам от первых строителей Ижевского оружейного завода. Причем привет, похоже, не простой, а масонский. Возможно, это прощальный привет от самого Семена Дудина, главного зодчего в истории Ижевска. Именно им этот проект был разработан еще в Италии и претворен в жизнь в Ижевске в 1823-1825 годах.

Во всех культурах и многих религиях солнце является одним из главных символов власти. Помимо того, оно – основной символ созидательной энергии, божественная воля и водительство. Наконец, кроме того солнце – местопребывание архангела Михаила. Имя этого архангела носила масонская ложа, к которой, как утверждают, принадлежал сам Дудин.

Над арсенальской аркой изображения солнца – всего их получается четыре, расположены как с фронтальной, так и с тыльной стороны. Причем, если с фронтальной солнце представлено в виде исходящих от арки лучей, то с тыльной, помимо повторения этой темы вырезаны еще два. Такое количество солнц, очевидно, не случайно.
 
В древнееврейской каббалистической культурной традиции, из которой масоны многое заимствовали, четыре – это знак памяти и благодеяния, это четыре мира, четыре направления в пространстве. Небесный град Иерусалим, а Ижевск замышлялся как идеальный град солнца – завод, то есть своего рода Иерусалим земной, также представлялся числом четыре, четырехугольником. Стоит обратить внимание и на то, что на этой части караульни-кордегардии оба солнца по сторонам от арки вырезаны как круг с большой центральной точкой.

По масонской символике это символы завершения «Великой Работы». Этим завершением, «Великой Работой» для Дудина и стал Арсенал, его лебединая песня. Именно здесь, пройдя через «солнечную арку», в октябре 1824 года первый высочайший гость Ижевска император Александр Первый под сводами северного зала вручил уже угасающему от чахотки Дудину орден Святого Владимира.

Здесь же, очевидно, был награжден и тогдашний хозяин Ижевска и Воткинска генерал-майор Грен, проходивший по делу об «отбирании подписей у чинов Ижевского завода о неучастии в масонских и иных ложах» в 1823 году, то есть в тот год, когда начинал строиться Арсенал. С «солнечной арки» Арсенала масонские солнца «раскатились» по Ижевску. Их можно увидеть на старых фотографиях над окнами Введенской приходской школы, продолжает оно до сих пор сиять и над окнами некоторых старых ижевских деревянных домов.

Причем обычно вырезалось оно парно: над самим окном восходящим – в виде полукруга, так называемое «солнце живых»; под окном же вырезался другой полукруг – «солнце мертвых», древний оберег. Но самое удивительное – изображение катящихся солнц-оберегов ряда ижевских домов буквально до штриха совпадает с их изображением в египетских пирамидах, в частности на священном ларце, в котором хранились сосуды с сердцем и внутренностями Тутанхамона.

Узел из Лерна
Узел из Лерна


Узлы вечности

Другой ижевский символ - узел вечности, один из самых древних культурных символов. Это знак объединения, стягивания, а поскольку соединенное всегда может быть разорвано, это и символы разъединения, отчужденности, распускания. Помимо того узел олицетворяет судьбу, неизбежность, а череда переплетенных узлов, какую мы видим над старыми ижевскими окнами - непрерывность и непроникновение зла за пределы окна.

Как символ оберегающий узел встречается уже в III тысячелетии до нашей эры. Так при раскопках «дома с черепицей» эпохи ранней бронзы в Лерне (бассейн Эгейского моря) обнаружены «магические узлы» – обереги, похожие на ижевские. В дальнейшем подобные узлы-обереги получили распространение в других самых разных стран и народностей. По русским средневековым поверьям узлы способны отвести беду. Потому пояса-обереги не снимали даже в бане. У ряда славянских народов по свадебному обряду связывались одежды жениха и невесты. Такой же обычай был и у ацтеков. Этот же смысл они позднее получили и у рыцарей Мальтийского Ордена. Его главой до своей смерти был российский император Павел Первый, сыгравший значительную роль в развитии Ижевска.

Нигерийский якорный крест
Нигерийский якорный крест


Ижевские якоря

Наличники многих старых ижевских домов украшают перекрещенные в виде Андреевского креста якоря. Иногда это приводит к предположениям, что в них когда-то жили моряки. Однако ижевцы до Первой мировой войны редко служили в армии и тем более во флоте, так как завод работал на оборону. Была когда-то при графе Шувалове почти 250 лет назад задумка ковать якоря на заводе, но идея оказалась малоперспективной, потому что до ближайшего речного порта приходилось их тащить более 60 верст. Нельзя не обратить внимание на то, что якорь расположен и на личной печати, в главном верхнем правом ее углу многолетнего командира Ижевских заводов, инспектора Ижевско-Камских заводов Ермолая Грена. А был он человеком сугубо сухопутным. Потому более обоснованно предположить, что у этого символа значительно более глубокий смысл. Якорь – христианский символ надежды, который имеет отношение как к мертвым, так и к живым.

Согласно исследованиям известнейшего дореволюционного специалиста по христианской символике Н.В. Покровского, якорь – один из наиболее распространенных древнехристианских символов. Указание на него мы находим, прежде всего, в библейском Послании к Евреям, где апостол уподобляет христианскую надежду безопасному и крепкому якорю, а потом у Климента Александрийского, рекомендовавшего изображать этот символ на своих перстнях. Почему якорю присвоено в христианстве такое значение, понятно само собою: стоит лишь вспомнить о его естественном назначении во время бури. Иногда якорь на памятниках помещается рядом с другими христианскими символами, например, с голубем. Голубь в виде резьбы – также довольно частый гость наличников старых ижевских домов.

Добавлю, что якорь к тому же – один из символов масонов, тамплиеров и других тайных организаций прошлого и настоящего. Он имеет сообразы даже в, казалось бы, совершенно далекой от нас культуре стран Африки, в частности Нигерии…

Балкон генеральского дома
Балкон генеральского дома


Проклятие Генеральского дома

Есть в Ижевске дом, который долгое время был центром не только его административной, но и культурной жизни. Это так называемый Генеральский дом, названный так потому, что до Октябрьского переворота в нем жили все руководители Ижевских заводов. Этот один из ценнейших памятников ижевской старины был построен по проекту знаменитого ижевского архитектора Ивана Коковихина и вписан в ансамбль Генеральского, сегодня Летнего сада. Особенно этот ансамбль впечатлял при взгляде на него со стороны заводской плотины или пруда. Причем, похоже, что символика, выбранная при отливке его главного элемента – решетки длинного балкона, изначально предопределила его трагическую судьбу. Доминирующим узором этой решетки являются знаки «инь» и «ян». Это древнейшие символические знаки народов Дальнего Востока и Центральной Азии, олицетворение двух извечных мировых начал. Мужское начало «ян» – светлое, небесное, активное, а женское «инь» – темное, земное, пассивное. Но они не противостоят друг другу, а напротив – содержатся одно в другом. Достигнув пика развития, «ян» превращается в «инь», и наоборот. Главное в духовной практике – поддержание равновесия между «инь» и «ян».

Если присмотреться, на декоративной решетке Генеральского дома символы «инь»-«ян» помещены в ромбы – сознательно или несознательно. Но в восточной культурной символике ромб – это знак смерти, тем более, если он повторяется четно, как это происходит на боковых сторонах указанного балкона. Потому, видимо, не случайно побывавшие в Ижевске несколько лет назад индусы были немало удивлены смыслами символики Генеральского дома. Они же и подтвердили, что подобная символика вполне может предопределить или, по меньшей мере, повлиять на судьбу объекта или субъекта, связанной с нею как случайно, а тем более и осознанно.

Так, весьма трагической оказалась история одного ижевского генерала и его молодой жены, которую восстановили наши краеведы. Этот ижевский командир, а звали его Яков Козьмич Попов, возглавил наш оружейный завод в 1894 году. До этого он служил в комиссии по перевооружению армии, в Артиллерийском комитете Главного артиллерийского управления. С его именем связано массовое производство знаменитой трехлинейной винтовки на Ижевском оружейном заводе. С самого своего появления этот командир удивил ижевцев своими йогическими практиками, которые он проводил на природе около знаменитого дома. Еще больше их удивила приехавшая вместе с ним его молодая супруга Вера Богдановская, которая была моложе его на 23 года. Выпускница знаменитых Высших женских курсов, она организовала в Генеральском доме роскошную лабораторию, где проводила свои досуги за научными химическими опытами – докторскую диссертацию по химии Богдановская защищала в Швейцарии. Но всего полгода прожила в Ижевске эта женщина. 25 апреля 1896 года она погибла в своей лаборатории в Генеральском доме, после взрыва одного из приборов и отравления освободившимися в результате взрыва химическими соединениями.

В начале ХХ века в Генеральский дом несколько раз бросали бомбы местные террористы, недалеко от него 25 апреля 1909 года на плотине был беспричинно зарублен топором другой ижевский генерал, начальник оружейного производства С.В. Васильев. Ну а кульминация череды трагедий пришлась на ноябрь 1918 года, когда после подавления Ижевского восстания в этом здании расположилась ЧК 2-й армии красных. Чекистами в бывшем теперь уже генеральском доме и около него были расстреляны десятки участников восстания и простых ижевцев, отношения к нему не имевших. После окончания гражданской войны здесь располагались многие руководящие учреждения Советской власти. Так вот, по сообщениям ижевских старожилов, работники этих учреждений неоднократно рассказывали о том, что по ночам им мешают работать призраки – души безвинно погибших и замученных людей.


Вместо послесловия

Современные лингвисты сделали многое для восстановления праязыка, общего для ряда основных языковых групп. Однако думается, что нужно идти дальше и пытаться восстановить общий праязык всей человеческой культуры – язык символов и знаков, которые пока еще сохраняются в Ижевске, других городах Удмуртии и России. Конечно, можно утверждать, что все они дань неким «красивостям». Однако в культуре, особенно древней, ничего случайного не было. И одна из задач сегодня – научиться читать эти письмена наших предков.

Евгений Ренев


Комментировать




Дмитрий Варачев: "Основа нашей стратегии - концепция производства быстрого реагирования"

...

Олег Бекмеметьев: "Положительные перемены стали отличительной чертой жизни Глазова"

...

Светлана Колесова: "Наши выпускники входят в элиту российской нефтяной промышленности"

...

Александр Петров: "В «Artes» обращаются люди, ценящие здоровье свое и своих близких"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"