2009

Энергосбережение - инвестиции в будущее России

Повышение эффективности использования энергии снимает необходимость дополнительных инвестиций в энергетику.


В последний день сентября Президент России на четвертом заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики поручил должностным лицам заняться внедрением проектов по энергосбережению. Существующую ныне ситуацию Дмитрий Медведев определил как удручающую: «…энергоемкость ВВП в России в разы превышает показатели развитых стран, а потери в системе теплоснабжения – более 50 процентов». Президент напомнил – одним из своих первых указов он поручил повысить энергоэффективность и снизить энергоемкость на 40 процентов и попросил ответственных лиц доложить о ходе рассмотрения в Госдуме законопроекта об энергосбережении и о разработке подзаконных актов к нему, которые должны быть подготовлены к 1 декабря текущего года. Энергетическая тема стала одной из основных и в Послании Президента Федеральному Собранию 12 ноября.

«…Мы обязаны думать, какие природные богатства сможем сохранить и передать будущим поколениям. Вот почему я считаю, что повышение энергоэффективности, переход к рациональной модели потребления ресурсов является еще одним приоритетом в модернизации нашей экономики. Задачу эту можно решить только в том случае, если каждый из нас задумается, насколько ответственно он подходит к энергосбережению – так, как, кстати, это делают во всем мире. Там об этом думают абсолютно все», – заявил Дмитрий Медведев.


Теория и практика

Историческим поводом для осмысления значимости энергосбережения в России в конце двадцатого века послужило развитие международного сотрудничества в первую очередь с такими зарубежными странами, как Великобритания, Дания, Франция, Германия, Норвегия. Эти государства с периода энергетического кризиса 70-х годов прошлого века накопили достаточно богатый опыт в области энергосбережения и выразили готовность поделиться им. Появились первые международные программы и пилотные проекты, в частности, программа TASIS.

Возросшая активность в вопросах энергосбережения потребовала развития нормативно-правовой базы. Начало процесса формирования принципов и механизмов государственной политики в области энергосбережения в России было положено выходом в 1992-м Постановления Правительства России «О неотложных мерах по энергосбережению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов» и одобрением в этом же году Правительством РФ Концепции энергетической политики России.

Подписанный 7 мая 1995 года Указ Президента Российской Федерации №472 «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса РФ на период до 2010 года» поставил во главу угла энергетической политики государства проблему повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. Осенью того же года Постановлением Правительства РФ №1006 были одобрены «Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2010 года».

В конце девяностых годов в нашей стране были также приняты две федеральные целевые программы, в дальнейшем не реализованные в полном объеме. В 2003 году Распоряжением Правительства Российской Федерации №1234-р от 28 августа 2003 г. была утверждена «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года». Одна из приоритетных задач Энергетической стратегии – повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития.

Несмотря на вышеперечисленные меры, в России до сих пор фактически отсутствует комплексная государственная политика в области энергосбережения, хотя отдельные ее элементы развиваются весьма успешно. Улучшение удельных показателей энергоэффективности в последние годы обусловлено в основном общим экономическим ростом в стране.

Например, значительный эффект дало ужесточение требований при строительстве жилых и общественных зданий. Также стимулируют процесс энергосбережения следующие факторы:

- рост стоимости энергоресурсов;

- либерализация рынка электроэнергетики;

- введение платы за подключение к централизованным системам энергоснабжения, пропорциональной подключаемой мощности;

- увеличение среди потребителей доли частного бизнеса, заинтересованного в экономии;

- повышение качества и количества приборов учета энергоресурсов, автоматизация процессов энергопотребления;

- доступность передового зарубежного опыта, оборудования и технологий, повышение качества продукции российских производителей.

Тем не менее, Россия по-прежнему является одной из самых энергоемких стран мира, где потребляется порядка 6% мировой энергии. Это подтверждают, в частности, исследования Международной финансовой корпорации группы Всемирного банка. А по данным Международного энергетического агентства, энергоемкость ВВП России в 11 раз выше, чем в Германии; в 6 раз выше, чем в Канаде; в 4 раза больше, чем в Польше.

Сценарии и стратегии

В 2006 году Международное энергетическое агентство разработало специальный доклад «Перспективы энергетических технологий. Сценарии и стратегии развития до 2050 года». В нем отмечено, что повышение эффективности использования энергии является самым дешевым, быстрым и экологичным способом решения проблем, связанных с нехваткой энергии.

Повышение эффективности использования энергии снимает необходимость дополнительных инвестиций в энергетику. Многие меры, направленные на повышение эффективности использования энергии, приводят к сокращению издержек, связанных с покупкой энергии. По мнению экспертов Международного энергетического агентства, государство должно помочь бизнесу и потребителям принять новые технологии и создать соответствующий спрос. Это позволит добиться не меньшего или даже большего уровня качества при меньшей стоимости.

Относительно ситуации в России компания INFOLine провела исследование «Электроэнергетика России 2006-2010 гг.». В нем отмечается, что потребление электроэнергии в России, после спада 1990-1998 гг., в 1999-2005 гг. неуклонно росло и в 2005 г. достигло уровня 1993г. При этом пиковая нагрузка в единой энергетической системе России зимой 2006 года превысила показатели 1993 г. и составила 153,1 ГВт.

В соответствии с основными параметрами Прогнозного баланса электроэнергетики на 2006-2010 гг., энергопотребление в России к 2010 году вырастет до 1045 млрд кВтч по сравнению с показателем 2005 г. – 939 млрд. кВтч. Соответственно, ежегодные темпы роста электропотребления прогнозируются на уровне 2,2%. Среднегодовые темпы увеличения зимнего максимума нагрузки прогнозируются на уровне 2,5%. В результате к 2010 г. этот показатель может вырасти на 18 ГВт – со 143,5 ГВт в 2005 году до 160 ГВт в 2010 году. Таким образом, общая потребность в установленной мощности электростанций в России к 2010 г. возрастет на 24,9 ГВт до 221,2 ГВт. При этом увеличение потребности в резерве мощности в период с 2005 до 2010 г. составит 3 ГВт, а потребность в мощности электростанций для обеспечения экспортных поставок в 2010 г. вырастет на 3,4 ГВт – до 5,6 ГВт.

Специалисты отмечают, что современная электроэнергетика не способна обеспечить потребности экономики России. Доказательством этого, по их мнению, является значительный объем неудовлетворенных заявок на техническое присоединение к электрическим сетям, который оценивается в 10 ГВт. Доля удовлетворенных заявок на техническое присоединение к сетям постоянно снижается: 32% – в 2004 г., 21% – в 2005 г., 16% (по оценкам Минпромэнерго) – в 2006 г.

Угроза нехватки генерирующих мощностей для обеспечения потребностей экономики России и высокий уровень изношенности основных производственных фондов обусловливает необходимость ускорения процесса реформирования электроэнергетики. В первую очередь – либерализации рынка электроэнергии и приватизации генерирующих мощностей, которая позволит привлечь в отрасль квалифицированных стратегических инвесторов и частные средства, необходимые для эффективной реализации крупных капиталоемких проектов.

Уменьшение существующего разрыва означает не только прямую экономию для предприятий, но и повышение конкурентоспособности российских производителей. Ведь по статистике российские промышленные предприятия тратят в несколько раз больше энергетических ресурсов для производства продукции, чем аналогичные предприятия в других странах. В связи с предстоящим вступлением России в ВТО этот аспект становится особенно актуальным.

Совершить технологический рывок

Из доклада Международной финансовой корпорации следует, что около 90% российских компаний, принимавших участие в исследовании, прилагают усилия по повышению энергоэффективности. Первые шаги, которые уже делают около половины предприятий, является установка приборов учета – малозатратная мера, направленная на повышение прозрачности использования энергии.

Стоит отметить, что в настоящее время уже разработана энергетическая стратегия России на период до 2020 года, концепция федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика» на 2007-2010 гг. и на перспективу до 2015 года, цель которой достичь доли возобновляемых источников энергии в топливно-энергетическом балансе страны до 0,3% к 2010 году. Кстати сказать, в европейских странах планируется, что аналогичные показатели составят 12%.

Очевидно, что краеугольным камнем для работы по энергосбережению, является наличие финансовых средств. Исследование МФК показало, что в настоящее время затраты опрошенных предприятий на программы энергосбережения составляют около
3,5-4 млрд руб. Руководители при этом ожидают роста этого показателя на 15-20% в ближайшие 2-3 года. Также было отмечено, что более 60% предприятий считают недостаток свободных собственных средств основным препятствием в реализации энергоэффективных проектов.

Что касается развития малой энергетики в России, то показательным примером успешной работы по этому направлению можно считать Самарскую область, где действует целевая программа развития малой энергетики на 2006-2015 гг. Руководство области считает, что именно топливно-энергетический сектор экономики определяет показатели и возможности устойчивого социально-экономического развития. Основная цель программы – обеспечить удвоение валового регионального продукта Самарской области к 2010 году без увеличения финансовых затрат на топливно-энергетические ресурсы.

Программу планируется реализовывать в четыре этапа. Первый был осуществлен в 2006 году и заключался во внедрении пилотных проектов. Вторым этапом (2007-2009 гг.) намечена реконструкция энергетических объектов, использующих дорогостоящие и экологически вредные виды топлива. В ходе третьего этапа (2010-2012 гг.) будет осуществлена реконструкция предприятий, имеющих в своем составе оборудование с критическим сроком эксплуатации и высоким удельным расходом топлива. И, наконец, четвертый этап (2013-2015 гг.) предполагает 100-процентный перевод объектов малой энергетики на когенерационную технологию производства энергии.

Опыт зарубежных стран показал, что ряд конкретных мер, направленных на экономию энергии, дает значительные результаты на всех уровнях. На государственном и отраслевом – это выражается в существенной перестройке топливно-энергетического комплекса и снижении энергоемкости в производстве и быту. На уровне фирм и потребителей это выражается в повышении эффективности использования энергии, обновлении оборудования, создании и применении в промышленности, электроэнергетике, транспорте, ЖКХ и других отраслях ресурсосберегающих технологий и оборудования. Как показывает мировая практика, при эффективной политике энергосбережения вопрос о том, куда направлять капиталовложения – на производство электроэнергии или на ее сбережение – чаще всего решается в пользу второго варианта.

Любое реформирование, любая «перестройка» требует изменения мировоззрения, выработку нового мышления. Долгие века наш менталитет формировался в условиях огромной территории страны и обладания богатейшими ресурсами. Став частью мировой экономической системы, российская экономика сегодня просто вынуждена совершить технологический рывок. В противном случае нашу страну ждет поражение с далеко идущими историческими последствиями. «Энергосбережение» – это слово должно стать поистине ключевым в новой экономической политике России.

Константин Цыгвинцев
 
Денис Модзелевский


Комментировать




Сергей Кривошеев: "НПЦ «Пружина» – один из самых привлекательных работодателей республики"

...

Иван Фокин: "Мы стали одними из лучших в Удмуртии по показателям цифровизации в сфере здравоохранения"

...

Павел Митрошин: "Наша цель - переход на пациентоориентированную модель развития отрасли"

...

Аркадий Гаврилов: "Мы оказываем медицинские услуги, не имеющие аналогов в Удмуртии"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"