Селдон
2012

Фитнес где-то рядом - Здоровое общество

Фитнес-индустрия переживает бум во всем мире. По оценке экспертов, по темпам развития она занимает второе место после высоких технологий. Инвестиции в здоровье и красоту являются одними из самых эффективных. Наиболее увлеченные спортсмены – американцы, канадцы и норвежцы. В России, несмотря на тотальную пропаганду здорового образа жизни, уровень спортивной активности среди населения довольно низок. Удмуртия – не исключение. Красноречивый факт. Известная сеть спортивных клубов «Планета Фитнес» несколько лет назад хотела открыть филиал в Ижевске, но, изучив фитнес-потенциал столицы республики, отказалась. Между тем в соседней Казани три «Планеты», строится четвертая. В Набережных Челнах эта сеть тоже присутствует, и там занимается почти столько же человек, сколько у нас во всех клубах вместе взятых, – 4,5 тысячи человек в месяц. Для сравнения: в одной из казанских «Планет» занимается девять тысяч клиентов!


Тенденции развития

Несмотря на относительно небольшое число россиян, пользующихся фитнес-услугами, темпы роста отечественного рынка достаточно высоки. Основные факторы – рост платежеспособности населения и увеличение числа приверженцев здорового образа жизни. Этот рынок развивается благодаря улучшению качества технического оснащения фитнес-центра, индивидуализации отношения к клиенту, введению новых эксклюзивных или популярных массовых тренировочных программ. Основными стратегиями операторов на рынке фитнес-услуг являются выбор удобного местоположения клуба, поддержание высокого уровня качества, своевременное обновление оборудования, проведение гибкой ценовой политики.
 

Интересно, что лет десять назад на территории России функционировали, по разным оценкам, от 1200 до 1500 фитнес-клубов, из которых примерно треть – в Москве. В них занималось около 0,8% населения, то есть более 1 миллиона человек. Разброс в оценках вызван тем, что в некоторых случаях при подсчете учитывались спортивные клубы, тогда как фитнес – лишь сегмент индустрии здоровья. По оценкам специалистов, ежегодно рынок фитнес-услуг прирастал на 20-25%, и к 2010 году количество фитнес-клубов в стране достигло уже 2,5 тысячи, другими словами, их стало в два раза больше, чем в начале 2000-х.
 

В Ижевске первые частные клубы появились 18 лет назад. Сегодня, по мнению участников рынка, рынок сформирован, открывать новые клубы бессмысленно. Для тех, кто понимает значимость фитнеса для своего здоровья, существующих клубов более чем достаточно. «Ни один из существующих у нас центров не работает на свою полную проектную мощность, – говорит один из наших экспертов, – они имеют большую пропускную возможность, однако какие-то загружены лишь на 50%, какие-то на 90%, но на сто – ни один. У нас положение фитнеса сейчас такое, какое было характерно для Казани или Перми семь лет назад».
 

– Фитнес мало интересен для серьезного бизнеса, – объясняет сложившуюся ситуацию Константин Быков, управляющий центром красоты и здоровья «Кармэль», – если только помещение не в собственности (практически всем участникам рынка приходится арендовать помещения. – Прим. автора). Арендная плата убивает бизнес на корню. А продавать фитнес-услуги очень сложно. Это не является интересом первой необходимости, более того, далеко не каждый понимает ценность фитнеса. Наконец, занятия любым видом фитнеса физически тяжелы. Для получения результата нагрузка должна постоянно увеличиваться. Это надо понять и принять.
 

В других городах Удмуртии фитнес совсем не представлен. «В Воткинске, Можге, Игре работают маленькие клубы в подвальных помещениях, – рассказывает Денис Тихонов, владелец спорт-клуба «Чемпион», – в Сарапуле полтора года назад открылся фитнес-центр «Классный». Он единственный в городе. В Глазове дела обстоят лучше всего. Там наметилась позитивная тенденция – начали появляться новые приличные центры. Планируется открытие современного клуба с бассейном и со всеми необходимыми фитнес-услугами».
 


Фитнес в аренде

Географическая фитнес-карта столицы Удмуртии имеет следующий вид. В центре Ижевска сконцентрировано две трети клубов, в которых занимается примерно 4 тысячи человек, то есть 70% от общего числа занимающихся горожан. Это «Beautiful people», «Пушкинский», «Чемпион», «Динамо», «Аксион», спортивный корпус университета, «Дельта», «Апельсин», «Пирамида», «Alteos», «4 friends». В спальных районах можно найти только маленькие клубы, которые представляют собой, грубо говоря, самодеятельные «качалки». Полтора года назад на Воткинском шоссе появился полноценный клуб «Спорт Парк Семья», где представлены все виды фитнес-услуг. В конце года после реконструкции откроется спорткомплекс «Динамо», где с учетом современных требований будет представлена полная линейка услуг: фитнес-программы, тренажерный зал, большой и малый бассейны, SPA-салон, массажные и косметические кабинеты.
 

Вместе с тем в Ижевске нет ни одного клуба, который изначально строился бы специально под фитнес, потому что это нерентабельно, исключение – «Спорт Парк Семья». «Строительство фитнес-клуба хорошего уровня подразумевает помещение площадью не менее 2 тысяч квадратных метров и покупку оборудования на сумму примерно в 100 млн рублей, – рассказывает владелец одного из клубов. – Даже если в нем будут заниматься по меркам нашего города 1500 человек в месяц за 2500 рублей (это предельная сумма для ижевского рынка), он будет собирать максимум по 3 млн рублей ежемесячно. Из этой суммы и «чистого» миллиона не останется для возвращения инвестиций. Найдите мне такого инвестора в нашем городе, который бы согласился дать эту сумму, зная, что срок окупаемости его проекта 10 лет. Никто на это не пойдет! При этом надо понимать, что посещаемость 1500 человек – это чудо, это значит, что половина клиентов других клубов должны перебежать сюда и платить указанную сумму. Имея 100 млн рублей, выгоднее вложить их в открытие 10 хороших ресторанов, и получать денег в 30 раз больше, чем с фитнес-клуба».
 

Что же такое фитнес-центр хорошего уровня? Ответом на этот вопрос служат стандарты: раздевалки не меньше 70-100 квадратных метров, с удобными шкафчиками, три-четыре зала для групповых занятий, один из которых 120-140 кв. м, тренажерный зал не менее 400 кв. м с достаточным набором и количеством кардио- и силового оборудования, наличие свободных весов. И все это должно быть расположено компактно. Обязательна вентиляция и качественное напольное покрытие. И список этим не ограничивается.
 



Каждому свое

Сегментация рынка фитнес-услуг в крупных городах и в регионах различна. Например, в Москве присутствуют фитнес-клубы трех сегментов: «премиум», где за месяц посещений клиент платит более $400 долларов, «бизнес» – $150-300, «эконом» – $60-150. Получается, что ижевский фитнес достаточно экономичен, к тому же местный рынок пока не прошел период сегментирования по ценовым категориям и по социальной ориентации клубов.
 

Это подтверждают наши эксперты: «В Москве, Санкт-Петербурге годовые клубные карты стоят по $5-10 тысяч. Кроме этого, клиент доплачивает за персональные тренировки, каждая по 2500$, ну и получается, что человек, занимающийся фитнесом в столице, в дорогом сегменте, тратит полмиллиона рублей в год, не считая дополнительных услуг в виде массажа, спортивного питания и т.д. И это норма. У нас даже люди, зарабатывающие неплохие деньги, которые могли бы сформировать потребность в премиум-сегменте, не готовы тратиться на фитнес».
 

Личный фитнес-интерес

Согласно статистике, сегодня в крупных административных центрах фитнесом занимается от 1,5 до 2% населения – это хороший процент. Ижевск отстает ненамного – 1%. По мнению участников рынка, сюда входят и те, кто играет в волейбол и в мини-футбол, занимается плаванием.
 

Самой активной группой посетителей (70%) являются женщины до 35 лет. Мужчины интересуются фитнес-услугами в основном тоже в возрасте до 35 лет (30%). После 40 спортивная активность населения заметно снижается.
 

Крупные клубы города отличаются от клубов шаговой доступности временем посещаемости и клиентурой. В центре пик посещаемости отмечается в обеденное время – народ из офисов идет размяться – и после 17.00, по окончании рабочего дня. Заполненность в маленьких клубах приходится на 16.00, когда школьники и студенты возвращаются с учебы.
 

Основным мотивом посещения фитнес-клуба для большинства посетителей является стремление поддерживать хорошую форму и снизить вес. В то же время, кроме оздоровительной, фитнес выполняет еще и социальную функцию, так как это место общения людей, которые много работают и у которых мало личного времени. Немаловажным фактором является релаксация – снятие напряжения или стресса после тяжелого дня.
 


В борьбе за клиента

Конкуренция на ижевском фитнес-рынке имеет место, поэтому клубы предлагают разные варианты услуг. А в преддверии летнего сезона, самого сложного для этого вида бизнеса (все-таки он сезонный), клубы, как правило, пересматривают свои прайсы и предлагают услуги по более привлекательной цене. Главная задача – сохранить посещаемость летом.
 

Практически во всех клубах есть залы с силовыми и кардиотренажерами, для занятий боксом, восточными единоборствами, для проведения групповых программ, душ, сауна, баня, хамам, салон красоты, SPA-центр, фитнес-бар. Бассейнов в большинстве центров нет, альтернативой служит душ. Плавательными чашами могут похвастать разве что дворцы спорта и ФОКи, построенные еще в советские времена на народные деньги. Сегодня они сдаются в аренду для проведения некоторых видов аэробики.
 

Крупные клубы Ижевска и других городов региона предлагают услуги персонального тренера. Это дороже, чем занятия в группе, в два и более раза. Но оно того стоит: тренер разрабатывает индивидуальную программу тренировок с учетом физиологических возможностей клиента и его пожеланий, подбирает для него необходимую нагрузку, контролирует технику выполнения упражнений. Кроме того, клиент получает консультации по питанию и методам релаксации.
 

В последнее время набирает обороты детское направление фитнеса. Местные клубы предлагают юным спортсменам художественную гимнастику, айкидо, ушу и йогу. Кстати, в уважающих себя и своих клиентов фитнес-центрах имеется хорошо оборудованная детская игровая комната. Пока квалифицированные педагоги проводят с детьми специальные развивающие занятия, родители спокойно занимаются спортом.
 

Клубы не оставляют без внимания и людей солидного возраста. Для них разрабатываются программы и тренинги, например, «50+», «Здоровое сердце», «Суставная гимнастика», «Умный позвоночник». В этом случае работает гибкая система скидок. Однако пожилые отдают предпочтение «агрофитнесу».
 

Стоимость удовольствия

Крупные фитнес-центры обязательно предлагают клубные карты на длительное (полгода, год) членство в клубе. Карта подразумевает заранее оговоренный набор включенных в стоимость услуг, перечень которых зависит от уровня клуба. Приобретая карту, клиент может пользоваться всеми услугами клуба, доплачивая только за дополнительные – фитнес-бар, массаж, солярий. Иногда предлагается рассрочка оплаты и скидки. Как разновидности могут предлагаться: дневная клубная карта – она стоит дешевле и призвана обеспечить загрузку клуба в то время, когда большинство аудитории находится на своем рабочем месте; карта выходного дня; семейная, позволяющая экономить на покупке нескольких индивидуальных карт.
 

В некоторых клубах существуют абонементы, например, на месяц или на квартал. В такой абонемент включено определенное количество занятий, которые можно посещать до истечения оплаченного лимита, согласно расписанию. Обычно такой вариант оплаты предлагают недорогие клубы шаговой доступности. Наличие абонемента в принципе исключает идею клубной системы. Многие клубы в России переходят на форму более длительных отношений с клиентом, формируя, таким образом, свою внутриклубную атмосферу, взаимоотношения сотрудников и клиентов.
 

Также предлагается и оплата за каждое посещение. Для небольшого клуба это плата за одно часовое занятие, для крупного фитнес-центра под разовым посещением подразумевается пользование всеми услугами клуба в течение всего дня. Разница в цене будет соответствующей: за стоимость разового посещения фитнес-центра запросто можно приобрести месячный абонемент на 8 занятий в небольшой танцевальной студии.
 

Вместо заключения

Очевидно, что интерес населения к здоровому образу жизни есть. Но, по мнению наших экспертов, в России до сих пор не сформирована четкая государственная политика по привлечению населения к здоровому образу жизни. В 1970-х годах прошлого века в США, когда тесты физического состояния различных групп населения выявили массу проблем со здоровьем многих американцев и они увеличивались пропорционально улучшению качества жизни, был создан специальный Совет по фитнесу, состоящий из политиков и профессиональных спортсменов, главной задачей которого стала популяризация здорового образа жизни. Сегодня можно сказать, что программа эта имела успех: более 10 миллионов жителей Америки регулярно посещают фитнес-клубы. Россия только идет по этому пути, но очень медленно. А потому качественный фитнес в регионах существует не благодаря, а вопреки.
 


Надежда Филинова

Клуб хорошего настроения - Здоровое общество >>>


Комментировать




Сусанна Арутюнян: "ЛОР-отделение 1-й РКБ действительно лучшее и самое сильное в республике"

...

Алексей Шкляев: "Для нас юбилей – это возможность еще раз проанализировать тот путь, который мы прошли за 85 лет"

...

Лариса Руденко: "Мы готовы помочь каждой семье нашей республики"

...

Михаил Черемных: Когда город начинает движение, он становится интересен стране

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"