Селдон
2012

Полное поле рисков

В России сельское хозяйство государство поддерживало всегда. Насколько эффективно – другой вопрос, однако наметившаяся в течение последних нескольких лет активность органов власти всех уровней в вопросах правовой и финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей заставляет думать, что отечественный АПК де-факто становится приоритетом государственной экономической политики. Одним из таких многообещающих шагов можно считать начавшуюся реформу сельскохозяйственного страхования. Необходимость в этом, несмотря на сравнительно низкую развитость данной сферы услуг, объективно назрела, о чем говорят и страховщики, и сельхозтоваропроизводители.


В 2011 году общие тенденции рынка сельхозстрахования не изменились: несмотря на то, что государство готово помогать селянам рублем, они по-прежнему достаточно осторожно относятся к страхованию рисков; страховщики, в свою очередь, крайне дотошно оценивают причины ущерба и не спешат с выплатой возмещений. Ничего удивительного, когда на кону миллиарды. Тем не менее справедливости ради отметим, что по Удмуртии процент выплат от объема страховых взносов в 2010 году в сравнении с 2009 годом вырос, составив 73% против 63% (в 2011 году – 33%). Количество организаций, застраховавшихся в 2011 году, возросло с 53 до 71), что, по сути, отражает реальный уровень возникших потерь, а значит, страховых случаев.

С другой стороны, анализ ситуации в целом по России по итогам 2010 года, проведенный тем же ЗАО «Эксперт РА», показал, что в структуре возмещения потерь сельхозпроизводителей на выплаты страховщиков приходилось лишь 15%, остальное – субсидии из федеральных и региональных бюджетов. Именно огромные незапланированные потери бюджета (35 млрд рублей) форсировали решение вопроса о пересмотре условий по сельхозстрахованию, в том числе с господдержкой.
 

В выплате отказано


В развитых странах показатель защищенности посевных площадей страхованием колеблется от 70 до 90%. В России, по официальным данным, застраховано не более 20% сельхозугодий. Наиболее продвинутые в этом отношении – Сибирский, Приволжский и Южный федеральные округа. Что касается Удмуртии, то в нашей республике страхование сельскохозяйственных культур, по словам руководителя секретариата заместителя Председателя Правительства УР по вопросам АПК Ольги Абрамовой, мало развито.
 

– Одним из целевых индикаторов выполнения программы социально-экономического развития республики является доля застрахованных площадей сельскохозяйственных культур в общей площади посевов, – поясняет наш эксперт. – По итогам прошлого года он планировался на уровне 13%, по факту получилось 9,4%.
 

– Практика показала, что предприятия АПК не устраивает уровень выплат страховых возмещений, – продолжает Ольга Абрамова. – Кроме того, страховые компании выдвигают достаточно жесткие условия по агротехнике, а при наступлении страхового события требуют абсолютного подтверждения факта гибели урожая с оформлением огромного количества документов. К сожалению, далеко не каждая сельхозорганизация может юридически грамотно отстоять свои права. Анализ ситуации показывает, что отказ от страховых выплат происходит потому, что сельхозтоваропроизводитель не соблюдал правила агротехники, вовремя не составил акт обследования гибели или повреждения культур и даже не обращался к страховщику с заявлением о возникновении страхового случая. В 2010 году 8 из 53 получивших гос-поддержку сельхозорганизаций не смогли доказать, что страховой случай имел место. Хотя все, и страховщики в том числе, знают, какой тяжелый был год. Суды по истребованию страховых возмещений продолжаются до сих пор.
 

Не оправдывает позицию страховых компаний исполнительный директор Некоммерческого партнерства крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и личных подворий УР Петр Бобров: «Два-три года назад фермерские хозяйства страховали свои посевы, но страхового возмещения большинство так и не получили, несмотря на понесенный ущерб. Страховые компании обманули от 60 до 70% фермеров. Дело в том, что многочисленные пункты договора проконтролировать невозможно, не имея юридического образования, а народ у нас доверчивый, верит на слово и думает, что все будет в порядке. На этом и играют страховщики. В результате доверие фермеров к страховым компаниям было потеряно. Поэтому, пока не будет разумной государственной поддержки при страховании, фермеры страховаться не пойдут. Мое мнение – страхование урожая надо взять под полный государственный контроль, так как это вопрос продовольственной безопасности и независимости страны. Особенно накануне вступления в ВТО».
 

Эксперт рубрики Ольга Абрамова, руководитель секретариата, заместитель Председателя Правительства УР по вопросам АПК:

«Законом внесены принципиальные изменения условий взаимодействия субъектов на рынке сельскохозяйственного страхования»


Новый закон – новые правила


Реформа сельхозстрахования стартовала в июле 2011 года с принятием ФЗ № 260 «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в ФЗ «О развитии сельского хозяйства», который вступил в силу 1 января 2012 года. Документ внес серьезные коррективы в действующую систему координат. Теперь осуществлять страхование имеют право только страховые организации, входящие в объединения агростраховщиков. В России таких зарегистрировано две – Некоммерческая организация «Национальный союз агростраховщиков» (НСА) и Ассоциация агропромышленных страховщиков «Агропромстрах». Эти организации гарантируют платежеспособность всей системы, для чего с 2014 года будет формироваться фонд компенсационных выплат. По данным на 1 февраля 2012 года, НСА объединяет 25 компаний, «Агропромстрах» – 17.
 

– Новый закон предполагает обязательное страхование с 1 января 2012 года сельхозкультур, а с 1 января 2013 года – сельскохозяйственных животных, – комментирует Ольга Абрамова. – Законом внесены принципиальные изменения условий взаимодействия субъектов на рынке сельскохозяйственного страхования: 1) страхование только по риску утраты (гибели) урожая, под которым понимается снижение фактического урожая сельскохозяйственной культуры по сравнению с запланированным более чем на 30%, или потеря многолетними насаждениями жизнеспособности более чем на 40% площади земельных участков; 2) предоставление поддержки путем перечисления в адрес страховщика 50% от начисленной страховой премии; 3) создание профессионального объединения страховщиков, формирование компенсационного фонда, установление стандартов деятельности; 4) применение плана сельскохозяйственного страхования для определения перечня страхуемых культур и ставок для расчета субсидий; 5) установление четких правил аккредитации экспертов и проведения экспертизы убытков; 6) установление предельного размера расходов страховщика на ведение дел (на уровне 20% от страховой премии; 6) распространение поддержки на страхование сельскохозяйственных животных.
 

Еще в начале года Минсельхозом УР был составлен план сельскохозяйственного страхования на 2012 и 2013 годы. В нем, исходя из итогов 2011 года и требований действующего законодательства, предусмотрено, что страхованием будут охвачены все посевные площади по видам сельскохозяйственных культур. На основании этого установлена средневзвешенная ставка для расчета страховых премий – 13%. Документ был направлен в МСХ РФ. 1 февраля текущего года ведомство утвердило федеральный План сельхозстрахования (приказ МСХ РФ № 97), который определяет предельные размеры ставок для расчета размера субсидий по всем субъектам РФ и по всем культурам. Кроме того, 14.02.12 принято распоряжение Правительства РФ № 179, определяющее размер субсидий территориям.
 

Эксперт рубрики Наталья Бук, заместитель директора по продажам Удмуртского филиала СГ «Уралсиб»:

«Страховым событием является утрата 30 и более процентов урожая сельскохозяйственных культур или 40 и более процентов посадок многолетних насаждений. Эти новшества позволят снизить страховые тарифы для аграриев»



Постановлением Правительства УР от 16.04.12 определены условия предоставления субсидий из республиканского бюджета на компенсацию части затрат на уплату страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхования. Установлено, что субсидия предоставляется в размере 16,5% затрат от 50% страховой премии. Оставшаяся часть будет компенсироваться за счет федерального бюджета. На эти цели Удмуртии выделено более 30 млн рублей. Однако по состоянию на 21 мая заявок от селян на получение субсидий в минсельхоз не поступало. Впрочем, время у них есть – заявку можно подать до 1 ноября 2012 года. Другой вопрос: стоит ли ждать, если насущный финансовый вопрос можно решить уже сегодня?..
 

Теперь слово за страховыми компаниями. Они должны определить собственные ставки для расчета страховых премий. Что касается условий, то 260-м ФЗ с целью упрощения процедур заключения договоров и выплаты страхового возмещения вводятся единые стандарты страхования, в том числе правила страхования, формы договоров, перечень документов, а также единые стандарты оценки ущерба.


Готовность страховщиков


Сегодня в большинстве своем хозяйства занимаются страхованием по необходимости. Банки, выдавая кредиты под залог имущества (в его качестве могут выступать и сельскохозяйственные животные, и посевы, и недвижимость, и специальная техника), требуют от производителей обязательного страхования залогового имущества, и зачастую в тех компаниях, на которые сами же указывают. Условия, прописанные в договорах, обычно малопривлекательные, франшизы высокие, выгодоприобретатель – банк. Поэтому предприятие, заплатив страховую премию, денег в качестве возмещения не увидит. А если что случится, страховщик обязан будет заплатить банку. Какое может быть отношение у сельхозпроизводителя к такому страхованию, когда из кредита, полученного потом и кровью, после предоставления огромной кипы бумаг и долгих переговоров, он должен еще и заплатить премию по договорам страхования в пользу банка?..
 

По сути, начавшаяся реформа сельхозстрахования должна сделать рынок более цивилизованным, повысить интерес всех его участников к предложенным правительством мерам снижения рисков. Но получится ли достичь поставленной цели, когда на одной чаше весов – недоверие со стороны селян, на другой – частичное ухудшение условий финансирования для страховщиков. По старым правилам, страхователь обязан был заплатить страховой компании 100% суммы страховой премии, по новым – только половину; оставшаяся часть будет перечисляться позже. По опыту предыдущих лет, и это подтверждают сами сельхозтоваропроизводители, субсидии от государства они получали только спустя 2-3 месяца, а то и полгода, с момента оплаты страхового полиса. Это, несомненно, ставило под удар финансовую устойчивость сельскохозяйственных предприятий. С 2012 года такую схему расчетов предложено примерить страховым компаниям.
 

– Закон вносит в систему сельхозстрахования несколько инноваций, – отмечает заместитель директора по продажам Удмуртского филиала СГ «Уралсиб» Наталья Бук. – Первая – новая система субсидирования. Она предусматривает оплату аграриями 50% взноса, а остальные 50% государство перечисляет напрямую страховщику. Эти изменения могут повысить страховую активность сельхозпроизводителей, которые весной всегда испытывают дефицит средств из-за подготовки посевной. Сельхозстрахование для страховщика – вид очень интересный, имеющий высокий потенциал для развития. Вместе с тем сложность расчета страхового тарифа, недостаток достоверной информации о деятельности страхователя, отсутствие единых стандартов, недоработки законодательства в этом секторе делают его непростым и трудоемким. Будем надеяться, что принятый закон позволит изменить ситуацию.
 

– Еще один важный плюс нового закона, – продолжает наш эксперт, – в том, что условия страхования теперь будут едиными во всех страховых компаниях. Закон предусматривает осуществление страхования только по риску утраты (гибели) урожая. При этом страховым событием является утрата 30 и более процентов урожая сельскохозяйственных культур или 40 и более процентов посадок многолетних насаждений. Эти новшества позволят снизить страховые тарифы для аграриев. Безусловный интерес вызывает зарождающийся институт независимой агроэкспертизы, который также предусмотрен законом. Независимая экспертиза будет работать не только при наступлении страхового случая, но, что еще более важно, при возникновении разногласий между страховщиком и производителем. Независимый эксперт должен подтвердить факт страхового случая, дать взвешенное и объективное заключение.
 

Аттестацией специалистов будет заниматься Минсельхоз России. Претендент должен иметь высшее образование по специальности «агрономия», стаж работы по специальности не менее 5 лет, знать законодательство в сфере страхового дела и сельского хозяйства, обладать другими специальными знаниями и навыками. Появление независимой экспертизы, несомненно, снимет многие острые вопросы.
 


Вопросы времени


Повысится ли с принятием нового закона страховая культура в сфере АПК, покажет время. Как отмечают наши эксперты, несмотря на трудности и противоречия текущего периода, отрасль неминуемо придет к незаменимости страховых услуг – это всего лишь вопрос времени. Более того, законодатель значительно расширил перечень сельскохозяйственных рисков, при страховании которых осуществляется оказание государственной поддержки. Она оказывается в результате следующих событий:
 

– воздействие опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (атмосферная, почвенная засуха, суховей, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльная буря, ледяная корка, половодье, переувлажнение почвы, сильный ветер, ураганный ветер, землетрясение, лавина, сель, природный пожар);
 

– проникновение или распространение вредных организмов, если такие события носят эпифитотический характер;
 

– нарушение снабжения электрической, тепловой энергией, водой в результате стихийных бедствий при страховании сельскохозяйственных культур, выращиваемых в защищенном грунте или на мелиорируемых землях.
 

Многое из вышеперечисленного прежде не подпадало под меры господдержки. Теперь сельхозтоваропроизводители имеют больше вариаций для рисковых, в буквальном смысле слова, маневров. Да и посевная не за горами. Остается задать простой вопрос: страховаться будем?..


 


Ольга Иртегова
 

Здравоохранение Удмуртии выходит на новый уровень - Здоровое общество >>>


Комментировать




Ольга Гильметдинова: "Нам удалось создать образовательную среду, соединяющую две культуры: школьную и семейную"

...

Альфира Салаватуллина: "Наши педагоги – это наша гордость, сплоченный коллектив, единая команда"

...

Любовь Чуричкова: «Ответственность в школьном питании очень высока»

...

Ольга Неганова: "Главная задача ГКБ № 9 – оказывать качественную медицинскую помощь"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"