2012

Мебельный экстаз

Новые требования россиян к качеству жизни предопределили бурное развитие не только сферы потребления, но и целых отраслей экономики. В числе первых на растущие запросы общества отозвался отечественный рынок мебели, в короткое время наполнившийся разнообразием предложений в различных сегментах продуктовой линейки. Мебель для офиса, мебель для дома – корпусная, мягкая, детская, молодежная, кухонная, ротанговая, наконец. Мебель для ванной. Мебель для дачи и сада. От обилия предложений рябит в глазах и становится неловко уже потому, что сделать правильный выбор не так-то просто. Даже в том случае, когда две ключевые составляющие, цена и качество, вроде бы, сошлись в экстазе конкурентоспособности.


Призрак ВТО

По оценкам Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, отечественный рынок мебели составляет около 1% общемирового объема. На данный момент наша страна значительно уступает таким странам, как Китай, США, Италия, являющимся мировыми лидерами. Приблизиться к ним практически нереально даже при условии вступления России в ВТО, что дает некоторые плюсы, как, например, то, что через 6 лет процентная ставка на большинство комплектующих к мебели снизится в среднем на 40%. К тому же надо учесть, что вхождение российского государства в ВТО увеличит потоки мебельного импорта, который и без того год от года прирастает. Так, если в 2010 году доля импортной продукции на внутреннем рынке России составляла менее 18%, то в 2011 году этот показатель увеличился до 19,2%.
 

На фоне продолжающейся импортной интервенции в 2011 году наблюдался рост производства мебели в России более чем на 5%. Российские производители расширяют и модифицируют свое производство, укрепляя тем самым свои позиции на внутреннем рынке, и постепенно начинают работать на рынок внешний. Все это, по оценкам аналитиков, приведет к росту рынка мебели в России более чем на 12% в 2012 году, а на протяжении 2013-2015 годов – на 10% ежегодно.
 

Наибольший объем производства мебели приходится на Центральный федеральный округ – 39%, затем идут Приволжский (26%) и Северо-Западный (11%). Удмуртия в «серебряной» компании приволжских мебельщиков занимает достойное место. По данным Минпрома УР, региональный рынок производства мебели характеризуется положительной динамикой развития. В течение последних трех лет здесь наблюдается устойчивый рост объемов производства.
 


Традиции и современность

Основные производители мебели в республике работают более 70 лет. Это ОАО «Глазовская мебельная фабрика», ЗАОр МДНП «Красная звезда», ООО ПО «Ижмебель», ОАО «Можгинский лесокомбинат», ООО «Сарапульская мебельная фабрика», «Найди». В последние годы появился ряд новых крупных предприятий, нашедших свою нишу в производстве мебели: ООО «Фабрика Мирлачева», ООО «МСТ мебель», фабрика мебели «ПрестИж» и другие.
 

Доля выпускаемой крупными предприятиями продукции в общем объеме производства превышает 80%, остальная часть рынка приходится на малый бизнес – ООО «Север», ООО «Нылгинская мебельная фабрика» – и частных предпринимателей.
 

Только в Ижевске, по некоторым подсчетам, работает порядка 100 предприятий, занимающихся производством и продажей мебели, мебельной фурнитуры и комплектующих. В городах Удмуртии – около 30, с явным преобладанием субъектов мебельного бизнеса в Глазове и Сарапуле. Кроме того, в республике большое количество торговых предприятий, предлагающих потребителям продукцию крупных российских производителей – «Шатура», «Электро-горскмебель», «Дятьково», «Миасс-Мебель» и т.п. Словом, рынок изобилует, и конкуренция достаточно высока.
 

По оценкам Минпрома УР, в общем объеме производства мебели корпусная занимает около 60%, мягкая – 20%, офисная – 10%, детская – 5%, специальная – 5%. В последние годы мебельные предприятия ушли от специализации и выпускают мебель в зависимости от спроса на рынке. Так, ОАО «Можгинский лесокомбинат» и ООО ПО «Ижмебель» производят кухонную, гостиную, детскую, молодежную, офисную, мягкую мебель из натуральной древесины. Особенностью ОАО «Глазовская мебельная фабрика» является производство модульной мебели как наиболее мобильной и комбинаторной.
 



Сырье и материалы

За годы рыночных преобразований мебельная отрасль в республике качественно изменилась за счет реструктуризации и технического переоснащения производств с внедрением импортного оборудования известных фирм Италии, Германии, а также российских производителей. Сегодня мебельщики Удмуртии готовы выполнить практически любые заказы потребителей. Подтверждением тому служит продукция ООО «Мебельсон», которая в 2011 году была удостоена звания лауреата VI Национальной премии в области промышленного дизайна мебели «Российская кабриоль» с вручением серебряной медали.
 

Большое внимание уделяется материалам. Самый распространенный в производстве средне-ценовой мебели – ДСП (древесно-стружечная плита). По сравнению с натуральным деревом он имеет равную с ним механическую прочность, но в условиях переменной влажности лучше сохраняет свою форму. Выгодной ценой отличается также ДВП (древесноволокнистая плита), что служит основной причиной использования данного материала в производстве мебели «эконом-класса».
 

Мебель из натурального материала по стоимости заметно превышает аналогичные изделия из других материалов. Наиболее часто в сегменте «премиум» используются дуб, береза, бук, хвойный брус, реже – клен, липа, махагон африканский, махагон гондурасский, орех, падук, палисандр, розовое дерево (чаще всего как декоративный шпон), сапели. Один из популярных эксклюзивных материалов для мебели и предметов интерьера – шпон венге.
 

Из материалов нового поколения мебельщики облюбовали МДФ (древесноволокнистая плита средней плотности), ПВХ (поливинилхлорид) – материал, относящийся к группе термопластов, пластмассы и ламинат (многослойное покрытие, состоящее из декоративного слоя бумаги), использующийся для облицовки плит МДФ. Главные преимущества этих модных материалов – долговечность, высокая износостойкость, возможность колеровки, декоративность.
 

Крупнейшие мебельщики Удмуртии в 90% случаев используют сырье местного производства – ламинированную древесно-стружечную плиту компании «Увадрев», натуральную древесину (ООО «Увадрев-массив», ЗАОр МДНП Красная звезда», ООО «Лескоммебель»). При изготовлении мягкой мебели используются привозные ткани как российского, так и зарубежного производства.
 


Спрос диктуют… реальные доходы населения

Успешная работа мебельных компаний во многом зависит от сбалансированности внутреннего рынка и, естественно, – потребительского спроса. Если учесть, что для современного россиянина, в большинстве своем привыкшего к уюту и комфорту, мебель – это все-таки предмет первой необходимости, то можно смело утверждать, что спрос на шкафы, кровати и стулья будет всегда, хотя назвать его стабильным вряд ли можно. Так, после кризиса 2008 года мебельные аппетиты наших сограждан заметно снизились, и в первую очередь, – в среднем ценовом сегменте.
 

По данным Удмуртстата, в 2009 году розничные продажи бытовой мебели в республике упали на 27% по сравнению с 2008 годом, и падение продолжалось вплоть до текущего года. С января 2012 года мебельный сегмент потребительского рынка Удмуртии демонстрирует положительную динамику. По сравнению с январем 2011 года объем розничных продаж бытовой мебели крупными и средними организациями составил 4 млн 755 тыс. рублей против 2 млн 784 тыс. в том же периоде 2011 года. Рост – 57%. В январе-марте 2012 года, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, продажи увеличились на 42%.
 

Какого бренда надо

Помимо объективных экономических факторов динамика мебельного рынка зависит от субъективных моментов. При покупке мебели потребители, помимо используемых в производстве материалов, все чаще ориентируются на бренд производителя, тенденции моды, дизайн и эргономичность. Сервисные услуги продавца или производителя (индивидуальная консультация, доставка, сборка) также могут стать решающим фактором при выборе мебели. Поэтому крупные компании-производители и продавцы мебели стараются совместить все аспекты, чтобы привлечь клиентов.
 

Сегодня в республике всего несколько предприятий идут по пути создания фирменной торговой сети. Пожалуй, самые яркие примеры – ООО ПО «Ижмебель» (7 торговых точек) и ООО «Фабрика Мирлачева» (5).
 

Еще один немаловажный фактор конкурентоспособности на рынке – экологичность и безопасность мебели. Под экологичностью потребитель понимает отсутствие (или сведение к минимуму) вредных факторов, подспудно и незаметно воздействующих на организм, под безопасностью – защищенность от случайных травм даже в непредвиденных ситуациях. Соблюдение всех перечисленных требований позволяет компаниям-производителям чувствовать себя уверенней.
 

Почва под ногами

Обретению твердой почвы под ногами способствуют меры государственной поддержки. В рамках РЦП «Развитие лесопромышленного комплекса УР на 2010-2013 годы» мебельщики, наряду с лесозаготовительными и деревообрабатывающими предприятиями, получают субсидии на возмещение процентной ставки по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов, а также части затрат по уплате лизинговых платежей. Кроме того, мебельщики получают льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество в соответствии с законодательством республики. За последние два года господдержкой воспользовались ООО «Найди», ОАО «Глазовская мебельная фабрика», ООО «Воткинская промышленная компания». Впрочем, даже несмотря на меры господдержки, было бы наивно полагать, что мебельная промышленность застрахована от трудностей.
 

В Минпроме УР называют несколько причин, сдерживающих более интенсивное развитие отрасли: отсутствие системы обеспечения качества продукции на малых предприятиях; однообразие выпускаемого ассортимента бытовой мебели; высокий уровень применения импортных материалов, фурнитуры и комплектующих в производстве мебели; большой объем мебели из других регионов России и зарубежья; низкий уровень квалификации рабочих и специалистов.
 

Наряду с этим российские эксперты опасаются последствий вступления России в ВТО. Ведь на рынок придут зарубежные компании, которые более подготовлены к конкуренции на международных рынках и более продвинуты в технологиях и дизайне. Хотя, с другой стороны, наши тоже научились выпускать продукцию, по качеству и эргономике не уступающую зарубежной, и именно поэтому сами мебельщики сохраняют спокойствие. Несмотря на ужесточение конкуренции, при вступлении в ВТО есть вероятность того, что с рынка мебели уйдут недобросовестные производители. Что, естественно, не может не радовать потребителей, которые отдадут свое предпочтение компаниям, делающим качественный продукт. Вопрос лишь в том: будет ли соответствовать уровень покупательской способности населения предложениям рынка (все же объемы продаж бытовой мебели сильно зависят от уровня жизни потребителей).
 

В заключение приведем результаты мониторинга, который регулярно проводит Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России. Несмотря на многочисленные проблемы российских мебельщиков, практически половина участников исследования (49%) «положительно» оценивает перспективы развития мебельного рынка. «Скорее положительно» видят будущее мебельной отрасли 26% респондентов. Негативно настроены только 7% опрошенных, 10% не предвидят особых изменений. Основные надежды на позитивные изменения в мебельной отрасли связываются с «повышением качества выпускаемого продукта» (19%), «повышением экономического благосостояния страны в целом» (17%), совершенствованием собственных технологических процессов (12%). С государственной целенаправленной политикой по поддержке мебельной отрасли, льготным кредитованием и льготным налогообложением для предприятий мебельной промышленности, а также с выходом на новые географические рынки сбыта связывают свои надежды 7-8% от всех опрошенных. Тем самым пациент скорее жив, и жить будет!
 


Эксперт рубрики Дамир Касимов, управляющий директор ОАО «Глазовская мебельная фабрика»:

– Региональные рынки производства мебели растут по всей стране вместе с ростом благосостояния населения и строительством новых жилых домов, квартир. За 2011 год, по данным Ассоциации предприятий мебельной и деревоперерабатывающей промышленности России, выпуск мебели в РФ вырос на 22,2%.
 
В условиях роста конкуренции производители мебели вынуждены заниматься техперевооружением, внедрять новые технологии, работать над дизайном продукции, формировать собственный стиль, проводить гибкую ценовую политику. Наше предприятие не является исключением, поскольку перед нами стоит задача увеличения производительности. Для этого мы, в том числе, работаем над оптимизацией производственных процессов, постоянно обновляем парк оборудования.
 

Сегодня ОАО «Глазовмебель» предлагает потребителям широкую линейку продукции. Значительную долю в общем объеме продаж – около 60% – занимает мебель эконом-класса. Это обусловлено современными потребительскими приоритетами: мебель не является «статусным» продуктом, наши граждане предпочитают, например, покупать дорогие и очень дорогие автомобили в кредит, увеличивая доходы банков и сокращая свои, а статья расходов «Мебель» финансируется ими по остаточному принципу.
 

Как изменится структура рынка после вступления России в ВТО, пока сказать трудно. Однако совершенно точно можно говорить о том, что опасаться российским мебельщикам не стоит. Стоит готовиться! Необходимо увеличивать производительность и снижать издержки, а через это – снижать цену, чтобы конкурировать с добросовестными поставщиками из Восточной Европы. Конкурировать с тем же Китаем в его нише опасной для здоровья и очень дешевой мебели будет, наверное, невозможно. Но это, по большому счету, не проблема отечественных производителей, это проблема государства в плане обеспечения безопасности его граждан. Вопрос безопасности потребления находится в компетенции государства – повлиять на его решение мы не можем.
 


Олег Марков

Власть муниципалитетов > > >



Комментировать




Александр Лапшин: "Пассажир может быть любым, а работник железнодорожного транспорта должен быть образцовым"

...

Игорь Бобылев: "Мы стремимся к развитию, совершенствованию и новаторству"

...

Владимир Красильников: "Господдержка должна быть на конкретный результат"

...

Михаил Мирошкин: "Мы непрерывно совершенствуем свою работу и предлагаем комплексные решения"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"