2012

ВТО стереотипы и действительность

В ноябре 2011 года рабочая группа по присоединению РФ к Всемирной торговой организации (ВТО) официально объявила о согласовании условий членства России. Последним шагом на пути вступления России в ВТО станет процедура ратификации документов Государственной Думой, которая должна произойти до июля 2012 года. Совершенно очевидно, что членство в ВТО повлечет за собой как выгоды, так и издержки.


 

Большинство возникающих как в российских деловых кругах, так и в органах государственной власти вопросов касается защиты интересов и поддержки отраслей, которые больше всего могут пострадать от вступления России во Всемирную торговую организацию.
 

Несмотря на постоянные заверения уполномоченных лиц из правительства, что само по себе присоединение к ВТО не приведет к радикальным экономическим изменениям, а в перспективе окажет и положительное влияние на социально-экономическое развитие страны, определенное недоверие продолжает иметь место в обществе, прессе, в среде политиков и профессионалов-экономистов.
 

Для адекватной оценки происходящего следует понять, насколько аргументированы устоявшиеся стереотипы, касающиеся вступления в ВТО, и выделить реально стоящие за ними проблемы.

Стереотип 1. «Вступление в ВТО ведет за собой снижение таможенных тарифов, которые в настоящее время защищают нас от иностранной конкуренции. Приток дешевого импорта погубит российскую промышленность». 
 

Действительно, согласно достигнутым договоренностям средневзвешенная ставка импортных пошлин в России снизится с 10,3% до 7,1%. При этом ставки по товарным группам будут уменьшаться постепенно: переходный период составит в среднем 2-3 года, а по наиболее чувствительным товарам – 5-7 лет.
 

Однако даже текущий уровень ставок не является, по международной практике, высоким, а, следовательно, импортный тариф не представляет собой основной барьер доступа на рынок. Изменение курса рубля к мировым валютам способно оказать куда более существенный эффект в составе мер стимулирования экспорта или импорта.
 

В случае если импорт каких-либо товаров возрастет настолько, что значительно сократит долю отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке, Россия имеет право использовать селективные меры защиты в рамках определенной процедуры, предусмотренной ВТО.

Кроме того, государство располагает и другими способами повлиять на ситуацию. Например, после вступления России в ВТО импортные пошлины на автомобили должны быть снижены с 30% до 25%, а затем в течение семи лет – до 15%. Это способно привести к росту ввоза прежде всего дешевых подержанных иномарок и сократить сбыт производимых на территории страны машин. Поэтому Минпромторг РФ уже подготовил поправки в законодательство о введении утилизационного сбора, который позволит компенсировать снижение ввозных пошлин.
 

 

Правила ВТО не предусматривают отмены субсидирования сельского хозяйства, а лишь требуют введения максимального порога для государственных субсидий.

Следует признать, что соблазн протекционизма имеет глубокие социальные корни. Любой ученый и политик согласится, что если отрасль почти конкурентоспособна в глобальной экономике, то ее стоит защитить (тарифами или квотами) на некоторое время, пока она не достигнет уровня конкурентоспособности, и лишь затем открывать рынок.
 

Но на практике, в подавляющем большинстве случаев, желание объявить себя почти конкурентоспособной и потребовать защиты возникает у каждой отрасли. Если защищать всех, то положительный результат от закрытия всех рынков будет маловероятен и, скорее всего, обернется снижением уровня жизни населения. Кроме того, очень трудно удержаться от продления периода защиты – отраслевым лоббистам, как правило, удается превратить временную защиту в перманентную.
 

НО: любой стереотип не обязательно полностью ложное суждение. Вступление в ВТО действительно может привести к спаду в отдельных отраслях и регионах, отрицательно сказываясь как на объемах выпуска продукции, так и на уровне занятости. Наиболее вероятно отрицательное влияние импорта на объемы производства в пищевой промышленности и большинстве отраслей машиностроения, прежде всего – в производстве средств транспорта, электрооборудования и металлоконструкций.
 

Стереотип 2. «Вступление в ВТО откроет рынки дешевым импортным продуктам питания, с ценами на которые наше сельское хозяйство конкурировать не сможет. Это приведет к снижению уровня жизни в сельской местности и зависимости страны от импортного продовольствия».
 

Сельское хозяйство во всех странах является отраслью с высоким уровнем государственной защиты, многие из которых реализуют специальные программы поддержки экспорта аграрной продукции.
 

Поэтому правила ВТО не предусматривают отмены субсидирования сельского хозяйства, а лишь требуют введения максимального порога для государственных субсидий. Принятые Россией обязательства заключаются в снижении субсидий сельхозпроизводителям с 9 млрд долларов в 2012 году до 4,4 млрд долларов в 2018 году. Но поскольку в настоящее время субсидии составляют около 4,5 млрд долларов, то у правительства имеется возможность их удвоить и далее снижать постепенно.
 

Кроме того, производство многих сельскохозяйственных продуктов защищено расстояниями: транспортные издержки увеличивают цену на десятки процентов на большинстве российских рынков.

Конечно, открытость экономики неизбежно предполагает специализацию в производстве тех товаров, по которым у страны есть сравнительные преимущества. И поэтому, несмотря на трудности, у России есть перспективы увеличения экспорта сельхозпродукции. Многое будет зависеть от качества государственного управления и предпринимательской инициативы.
 

Стереотип 3. «С открытием внутреннего рынка, в условиях неблагоприятного инвестиционного климата в России, станет выгоднее производить товары за границей и ввозить на территорию страны в готовом виде. Следовательно, произойдет снижение притока иностранных инвестиций». 
 

Международный опыт говорит об обратном. Не только страны – члены ВТО получают больше прямых иностранных инвестиций, но и само вступление в ВТО обычно сопровождается их ростом, особенно в развивающиеся экономики. Страны – члены ВТО привлекают в среднем на 4 млрд долларов больше, чем страны, не состоящие в ВТО. И этому есть ряд логичных объяснений.
 

Во-первых, вступление в ВТО даст возможность российским производителям открыть новые экспортные рынки, поэтому улучшится инвестиционная привлекательность экспортирующих предприятий.
 

Некоторые страны, используя рычаги ВТО, могут попытаться затормозить развитие Единого экономического пространства, движение к Евразийскому экономическому союзу.


Во-вторых, членство подразумевает практическое применение законов, защищающих права инвесторов и авторские права, а также обеспечивающих действие международных технических норм и стандартов, что предоставляет иностранным инвесторам дополнительные гарантии.
 

НО: вступление в ВТО – это шанс привлечь иностранный капитал, которым следует воспользоваться, а можно и упустить. Неоднократно декларируемые государством намерения по улучшению инвестиционного климата никто не объявлял излишними. Уникальные возможности возникнут у тех предприятий, которым удастся решить проблемы развития и корпоративного управления.
 

Стереотип 4. «Вступление в ВТО обеспечит значительный приток иностранных инвестиций». 
 

Действительно, Россия вправе рассчитывать на увеличение участия иностранного капитала в экономике. Однако предположение о грандиозном росте капиталовложений или росте российского фондового рынка после присоединения представляется спорным. Свежий пример: Украина вступила в организацию в 2008 году, но с тех пор значительного притока инвестиций не наблюдается.
 

Кроме того, следует признать, что снижение тарифных барьеров может отрицательно повлиять на инвестиции, направленные на удовлетворение внутреннего спроса принимающей страны.

В любом случае, вне зависимости от вступления в ВТО необходимым условием долгосрочного экономического роста (а рост и инвестиции – понятия взаимообусловленные) является улучшение инвестиционного климата.
 

Стереотип 5. «Присоединение к системе многосторонних соглашений ВТО значительно снизит возможности неконтролируемого бюрократического давления на экономику и выведет качество российского государственного управления на новый уровень». 
 

Безусловно, гармонизация законодательства Российской Федерации и норм ВТО, а также имплементация торговых правил ГАТТ являются неотъемлемым следствием членства в данной международной организации.
 

Но дело в том, что ВТО оговаривает механизм разрешения конфликтов национальных органов власти с иностранными производителями. Следовательно, чтобы отстаивать интересы российских предприятий в институтах ВТО, необходимы очень квалифицированные российские государственные служащие.
 

Поэтому вступление в ВТО не отменяет необходимости реформы государственного аппарата. Более того, без этих реформ выгоды от вступления в ВТО будут существенно ниже. 

Стереотип 6. Вступив в ВТО, Россия потеряет преимущества Таможенного союза (Единого экономического пространства) со странами СНГ. При этом РФ не позволят встроиться в региональные торговые ассоциации (американская, европейская и азиатская), которые и определяют основные инструменты международной торговли».
 


Действительно, перспективы встраивания России в набирающие силу региональные блоки трудно назвать очевидными. Впрочем, вступление в ВТО хотя бы предоставляет инструменты для преодоления этих границ.
 

Что касается существующих на территории бывшего СССР региональных экономических организаций, то часть их политических функций, безусловно, придется реализовывать другими средствами. Далее, потребуется конкретизация экономических компонентов, что в целом, в сочетании с развитием отношений с третьими странами, приведет к рационализации регионального сотрудничества.
 

Тем не менее и на настоящий момент у ряда иностранных государств остаются сомнения, насколько механизм Таможенного союза и единого экономического пространства учитывает правила ВТО. Не исключено, что некоторые страны, используя рычаги ВТО, могут попытаться затормозить развитие Единого экономического пространства, движение к Евразийскому экономическому союзу. Воспрепятствовать такому сценарию развития событий – задача Правительства РФ.
 

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что основные тенденции развития экономики и ее отдельных отраслей будут определяться множеством факторов, немалая часть которых не связана непосредственно с фактом присоединения к ВТО. При этом важнейшей предпосылкой благоприятных результатов членства во Всемирной торговой организации является сохранение и поддержание тенденции экономического роста.
 

Присоединение к ВТО будет способствовать возникновению ряда структурных, политических и иных качественных факторов и изменений, которые в целом могут благоприятствовать созданию условий для повышения конкурентоспособности российских предприятий.
 

Однако при этом степень эффективного взаимодействия государства и бизнеса должна многократно возрасти. Пока что предложены лишь организационные решения данной задачи: все отраслевые министерства и ведомства создадут группы специалистов, которые будут отдельно заниматься вопросами ВТО и отстаиванием интересов производителей из своих отраслей. Координировать работу будет Минэкономразвития. Возможно, специальный уполномоченный орган по ВТО будет создан и при Совете Федерации.
 

В заключение необходимо отметить, что главной гарантией отсутствия серьезных негативных последствий либерализации доступа на внутренний рынок и принятия иных обязательств станет сбалансированная экономическая политика, устранение неоправданных ограничений в отношении деятельности российских предприятий и создание здоровой конкурентной среды. Все это не только позволит компенсировать потенциальные проблемы и сложности, связанные с присоединением, но и даст возможность воспользоваться преимуществами членства в ВТО.
 


Андрей Барышников
 

Предыдущий номер журнала "Деловой квадрат" №5 (80), 2012 >>>

Лизинг с индивидуальным подходом > > >


Комментировать




Александр Макаров. Подразделение высшей степени надежности

...

Екатерина Шумкова: «Присоединение ВТБ24 к ВТБ позволит объединить лучшие практики двух банков»

...

Андрей Безруков: "Сейчас мы имеем дело с «больной империей»"

...

Олег Гринько: «Я меняюcь, и страна начинает меняться с меня»

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"