2012

Масштабы газификации: региональный аспект

Россия имеет самую протяжённую и мощную систему магистральных газопроводов – более 165 тыс. км магистральных газопроводов и отводов – и обладает значительной долей (порядка 18%) мировых запасов природного газа. Для эффективного использования имеющегося потенциала в стране под эгидой «Газпрома» создана Единая система газоснабжения, проводится работа по формированию и реализации ежегодных Программ газоснабжения и газификации субъектов РФ. Что сделано в рамках этих программ и какие задачи стоят на перспективу – об этом сегодняшнее интервью, которое обозревателю «ДК» дал заместитель генерального директора по капитальному строительству и инвестициям ООО «Газпром межрегионгаз» Анатолий Мариничев.

«ДК»: Анатолий Юрьевич, как вы оцениваете результаты программ газификации регионов в материальном и социальном аспектах?

А.М.: Работа ОАО «Газпром» по формированию и утверждению ежегодных программ газификации в разрезе субъектов Российской Федерации на основе системного подхода к выбору объектов для строительства впервые была организована в 2001 году.

Начиная с 2005 года, руководством компании было принято решение о значительном увеличении объёмов инвестиций для ускорения темпов газификации. Функции инвестора, организатора и координатора по реализации Программ газификации российских регионов были возложены на ООО «Газпром межрегионгаз» (100-процентное дочернее общество ОАО «Газпром»).

Если за 11 лет (с 2001 года) на эти цели было выделено всего 156 млрд рублей, то за период с 2005-го по 2011 год – более 146 млрд рублей, и это без учёта денежных средств, направленных на проектирование и строительство газопроводов-отводов и ГРС, являющихся неотъемлемой частью газификации регионов. При этом географический охват работы расширяется с каждым годом и, что крайне важно, в последние годы к ней подключились дальневосточные регионы.

Вложенные с 2005-го по 2011 год средства позволили обеспечить строительство в 71 российском регионе 1 292 газопроводов общей протяжённостью порядка 18,5 тыс. км. Газифицировано 2 524 населенных пункта, 3 150 котельных.
 
В результате перевода мазутных и угольных котельных на газ их КПД увеличивается на 25-40 и более процентов! Таким образом, на примере котельных видны многие преимущества газа: рост экономической эффективности использования топлива, сокращение эксплуатационных издержек, повышение надёжности теплоснабжения потребителей, улучшение состояния окружающей среды. И это не говоря о том, что диверсификация источников топлива предоставляет потребителям дополнительные гарантии бесперебойности энерго- и теплоснабжения, особенно в отопительный период.

Газификация даёт мощный стимул для развития как сфере коммунально-бытовых услуг, так и сельскому хозяйству, промышленности в целом. Но главное – «голубое топливо» делает жизнь огромного количества жителей намного комфортней и цивилизованней.

В результате проделанной работы по сравнению с показателями на начало 2005 года, с учётом исполнения администрациями субъектов РФ своих обязательств по подготовке потребителей к приёму газа, прогнозируется увеличение среднего уровня газификации в целом по стране в текущем году на 9 процентов и составит 63,2% (в том числе в городах – 70%, в сельской местности – 46,8%).
 

Газификация даёт мощный стимул для развития как сфере коммунально-бытовых услуг, так и сельскому хозяйству, промышленности в целом.  Но главное – «голубое топливо» делает жизнь огромного количества жителей намного комфортней и цивилизованней.



«ДК»: Удаётся ли ОАО «Газпром межрегионгаз» справляться с плановыми нормативами, и каковы главные трудности при достижении поставленных целей?

А.М.: Особо подчеркну, что обязательства со стороны Группы «Газпром» по программам газификации все эти годы выполняются в полном объёме.

С учётом изложенного могу констатировать, что ООО «Газпром межрегионгаз» на 100 процентов справляется с поставленной задачей.

Что касается трудностей, конечно, при реализации проектов по газификации, как и в любом другом масштабном строительстве, трудностей хватает, но они преодолеваются совместными усилиями всех организаций, вовлечённых в реализацию этих проектов, что и позволяет ООО «Газпром межрегионгаз» добиваться столь серьёзных показателей по реализации Программ газификации регионов.

Но всё же отмечу одну из проблем, с которой сталкивается «Газпром» при реализации своих проектов, – это земельные вопросы. Для определения схемы прохождения газопровода на этапе проектирования в администрациях муниципальных образований утверждается акт выбора трассы газопровода. Однако при проведении строительно-монтажных работ нередко появляются «новые» собственники земельных участков, с которыми не всегда удаётся договориться, и мы вынуждены менять трассу газопровода, что зачастую ведет к изменению проектной документации и, как следствие, увеличению сроков реализации проектов и их удорожанию.
 

«ДК»: Как «Газпром межрегионгаз» контролирует целевое расходование средств, выделяемых на финансирование проектов в регионах, и выполнение обязательств непосредственно субъектами РФ? Какие меры воздействия предусмотрены при невыполнении условий соглашений, и как часто они применяются?

А.М.: Наши взаимоотношения с регионами основываются на принципах партнёрства и неукоснительного выполнения обязательств обеими сторонами. Мы поддерживаем субъекты РФ в их стремлении добиться положительных результатов и, благодаря газификации, ускорить социально-экономическое развитие. Безусловно, успех приходит тогда, когда все стороны строго придерживаются договорённостей.
 

Программа газификации регионов РФ формируется на основании предложений администраций регионов с учётом представленных данных по потребителям (домовладениям, котельным и т.д.). Газпром финансирует строительство межпоселковых газопроводов, то есть доведение газа до населённых пунктов, а региональные и местные власти отвечают за строительство уличных распределительных сетей и подготовку потребителей к приёму газа в соответствии с ежегодно утверждаемыми председателем Правления ОАО «Газпром» А.Б. Миллером и главами администраций субъектов РФ планами-графиками синхронизации выполнения программ газификации.
 

В этих документах по каждому насёленному пункту, к которому подводится межпоселковый трубопровод, указывается количество потребителей, в том числе домовладений и котельных, которые подлежат газификации, с чёткими сроками завершения работ. Таким образом, обеспечивается синхронизация строительства распределительных сетей и подготовки потребителей к приёму газа. Итоги выполнения обязательств по планам-графикам синхронизации подводятся ежегодно.
 

Так, по итогам выполнения программы в 2011 году не выполнены обязательства по подготовке потребителей к приёму газа 12 регионами РФ, в том числе и Удмуртской Республикой, где по состоянию на начало марта из 1790 домовладений было подготовлено к приёму газа 493, а из 16 котельных переведено на газ только 5.
 

Поэтому особо отмечу, что ежегодное распределение объёмов инвестиций по Программе газификации регионов РФ напрямую зависит от выполнения администрациями субъектов своих обязательств по подготовке потребителей к приёму газа и отсутствия в регионе задолженности за поставленный газ.

При невыполнении администрациями субъектов своих обязательств по подготовке потребителей к приёму газа и/или наличии в регионе большой задолженности за поставленный газ инвестиции на последующий год выделяются в минимальном объёме, в лучшем случае, только для строительства уже начатых в прошлом периоде объектов газификации. В связи с чем объём инвестиций со стороны «Газпрома» в газификацию Удмуртии с 350 млн рублей, выделенных в 2011 году, был сокращён в 2012 году до 151 млн рублей. Тем самым для загрузки уже построенных мощностей правительству республики необходимо обратить особое внимание на подготовку потребителей к приёму газа и оплату за поставленный газ.
 

Построенные нами газопроводы должны служить людям и подавать им газ, а не простаивать без дела. Мы не можем себе позволить возникновение ситуаций, когда деньги оказываются, почти в прямом смысле этого слова, зарытыми в землю.
 


«ДК»: Почему уровень газификации сельских территорий отстаёт от городов, тогда как газификация сёл значительно повысила бы привлекательность сельского образа жизни и уменьшила отток молодёжи из деревни? Что объективно мешает газификации российского села? Будут ли разрабатываться механизмы стимулирования (например, дотирования, льготного кредитования местных администраций и населения)?

А.М: Невысокий уровень газификации сельских населённых пунктов, в первую очередь, конечно же, связан с обширной территорией нашей страны.
 

Программа газификации в настоящее время направлена на достижение максимального, экономически оправданного уровня газификации территорий, улучшение бытовых условий жизни населения, как раз преимущественно в сельской местности. Повторюсь, ОАО «Газпром» за счёт собственных средств, не являющихся бюджетными, осуществляет строительство межпоселковых газопроводов в субъектах РФ.

В границах населённых пунктов строительство уличных (внутрипоселковых) распределительных газовых сетей осуществляется за счёт привлечения администрациями субъектов РФ средств бюджетов всех уровней и других источников финансирования. Приобретение и установка в жилых помещениях газового оборудования осуществляется за счёт средств населения. При этом администрации регионов Российской Федерации или органы местного самоуправления, исходя из возможностей бюджетов, могут оказывать финансовую помощь на газификацию жилья отдельным, социально не защищённым категориям граждан.
 

Полномочия по решению вопросов местного значения поселений, в том числе и газоснабжения населения во многом определяются действующим законодательством, в том числе федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и, по имеющейся у нас информации, в ряде регионов органы местного самоуправления демонстрируют высокую эффективность в их решении.
 

«ДК»: Анатолий Юрьевич, газификация регионов РФ осуществляется с учётом наличия и развития в регионах запасов природного газа, а также с использованием альтернативных энергоносителей, включая сжиженный и компримированный природный газ, сжиженный углеводородный газ. Какие регионы в этом направлении наиболее «продвинуты», и как оценивается потенциал Удмуртии?

А.М.: Регионы значительно различаются между собой по уровню газификации, и в связи с этим участие ОАО «Газпром» в их газификации осуществляется дифференцированно – с учётом наличия и развития собственной ресурсной базы для газификации сетевым природным газом и за счёт альтернативных энергоносителей, включая СУГ, СПГи КПГ, о которых вы говорите.

В случаях, когда подача сетевого газа экономически или технически неэффективна, осуществляется либо комплексная, либо автономная газификация. Так, в настоящее время разрабатываются обоснования инвестиций по автономной газификации потребителей республик Бурятия, Тыва, Хакасия и Алтай, начата реализация проектов в Пермском крае. В Хабаровском крае приступили к реализации проекта по строительству завода по сжижению природного газа в городе Николаевск-на-Амуре.

Удмуртская республика с учётом наличия источников газоснабжения газифицируется сетевым природным газом. С 2002-го по 2011 год общий объём инвестиций, выделенных ОАО «Газпром» в рамках Программ газификации регионов РФ для Удмуртии, составил более 3,1 млрд рублей, в том числе с 2005-го по 2011 год объём инвестиций составил 2,95 млрд рублей.

В результате завершено строительством 25 объектов газификации общей протяжённостью 794,43 км. Прогнозный уровень газификации природным газом в регионе на 1 января 2012 года составил 65,7% (в среднем по России – 63,2%), в том числе в городах и посёлках городского типа – 79,1% (70,0%), в сельской местности – 35,3% (46,8%).
 

«ДК»: Каковы приоритеты в вопросах газификации российских регионов? Какие территории будут осваиваться более интенсивно с учётом их стратегической значимости?

А.М.: В число приоритетов деятельности ОАО «Газпром» в области газификации регионов входит ряд направлений. Во-первых, это дальнейшее масштабное развитие газификации регионов России.

Во-вторых, газификация и газоснабжение регионов Дальнего Востока и южных частей России, в том числе в рамках исполнения федеральных программ в части строительства объектов газификации, необходимых для обеспечения проведения в 2012 году саммита «Азиатско-Тихо-океанского экономического сотрудничества» (АТЭС) и Зимней Олимпиады 2014 года в Сочи.

Третье важное направление – дальнейшее совершенствование совместной работы ОАО «Газпром» и администраций субъектов РФ, направленной на синхронное создание комплекса «газопровод – потребитель» и загрузку построенных мощностей с момента начала эксплуатации. Масштабная работа по газификации не только продолжается, но и её объёмы значительно возрастают. Если в 2011 году объём инвестиций «Газпрома» составил 29 млрд 70 млн рублей, то на текущий год он увеличен до рекордного, почти на 30%, уровня – до 37 млрд 660 млн рублей.
 

«ДК»: Спасибо вам за интервью!


Ольга Иртегова
 

Километры газовых магистралей >>>


Комментировать




Александр Лапшин: "Пассажир может быть любым, а работник железнодорожного транспорта должен быть образцовым"

...

Игорь Бобылев: "Мы стремимся к развитию, совершенствованию и новаторству"

...

Владимир Красильников: "Господдержка должна быть на конкретный результат"

...

Михаил Мирошкин: "Мы непрерывно совершенствуем свою работу и предлагаем комплексные решения"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"