Селдон
2012

Фонд капитальных возможностей

Президент РФ Дмитрий Медведев инициировал продление сроков работы Фонда ЖКХ до конца 2015 года. До сих пор жилищно-коммунальная госкорпорация работала с регионами по двум направлениям: по программе капитального ремонта многоквартирных домов и по программе расселения аварийного жилья. Что сделано за это время? Этот и другие вопросы на тему «Выполнение региональных адресных программ капитального ремонта многоквартирных домов и переселения из аварийного жилья в субъектах ПФО» были адресованы ведущими СМИ Приволжского федерального округа руководителю ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Константину Цицину. Единственным СМИ, представлявшим Удмуртию, был журнал «Деловой квадрат». При подготовке вопросов мы учли интересы деловых партнёров издания – управляющих организаций города Ижевска и Глазова. Сегодня мы публикуем эксклюзивные материалы Фонда, которые не будут публиковаться в открытом доступе и выкладываться на сайт Фонда.

Константин Цицин, руководитель ГК "Фонд содействия реформированию ЖКХ"
Константин Цицин, руководитель ГК "Фонд содействия реформированию ЖКХ"

Тотальный контроль

Вопрос: Реализация региональных адресных программ капитального ремонта многоквартирных домов продолжается почти пять лет. Часто ли фиксируются нарушения в данной сфере? Какое наказание понесли виновные?

Ответ:
Только в течение 2011 года Фондом проведено 50 плановых и 24 внеплановые проверки выполнения условий Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В результате каждой проверки были выявлены нарушения.

К основным следует отнести несоблюдение строительных норм и правил при проведении капитального ремонта, осуществление капитального ремонта при отсутствии рабочих чертежей, исполнительных схем по выполненным работам, несоответствие фактически выполненных объёмов работ утверждённой сметной документации, несоблюдение сроков реализации региональных адресных программ. В недостаточной мере на местах выполняются требования по энергосбережению. Материалы о выявленных нарушениях мы передаём в Генеральную прокуратуру РФ.

Задача Фонда не наказывать, а принимать меры для исправления выявленных недостатков.

Вопрос: В 2012 году федеральный бюджет потратит на ЖКХ в три раза больше, чем в прошлом. Как вы считаете, возрастёт ли число нарушений и что необходимо сделать для соблюдения законности?

Ответ:
При значительном увеличении объёмов финансирования абсолютное количество нарушений может возрасти, но процентное соотношение нарушений к объёму выполненных работ в будущем, по мере деятельности Фонда, будет сокращаться.

Для сведения к минимуму перечисленных недостатков необходимо повышать ответственность органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, органов местного самоуправления, надзорных органов, управляющих компаний, подрядных организаций, а также самих граждан при осуществлении контроля за проведением капитального ремонта многоквартирных домов. Необходимо, чтобы жители домов знали законы и свои права, активней включались в процесс управления домами.

Вопрос: Если у собственников жилых помещений после проведения капитального ремонта дома всё же появились претензии к качеству выполненных работ, куда им обращаться, как отстаивать свои права?

Ответ: Качество работ следует контролировать до того, как подписаны акты приёмки работ, которые согласовываются с органами местного самоуправления. Если же недостатки выявлены после расчёта с подрядчиком, следует обратиться в управляющую компанию, обслуживающую дом, в жилищную инспекцию по месту проживания, орган местного самоуправления, правоохранительные органы. Есть возможность обратиться в Фонд по телефону «горячей линии», изложить свою проблему и получить квалифицированный ответ наших сотрудников. Также можно обратиться в Фонд письменно. Кроме того, граждане могут отстаивать свои права в суде.

Вопрос: Владимир Путин пообещал в этом году тотальную проверку всех управляющих компаний (ТСЖ). Как это отразится на распределении средств между регионами?

Ответ: Предоставление средств Фонда базируется на иных критериях, и проверка управляющих компаний и ТСЖ не отразится на объёмах финансирования субъектов РФ. Скорее, результаты упомянутых проверок могут сказаться на распределении средств между управляющими компаниями и ТСЖ, осуществляющими свою деятельность в муниципальных образованиях, входящих в состав субъекта РФ.
 

Статистика показывает: 5% – верхняя планка того, что люди готовы вынимать из кармана раз в год. В этом случае получается, что они только через 20 лет накопят на ремонт. А у нас в запасе 5-7 лет в лучшем случае.

Создание региональных фондов ЖКХ

Вопрос: Будут ли в России создаваться региональные фонды ЖКХ?

Ответ: Практика показала, что собственники не всегда исполняют возложенные на них обязанности по финансированию капремонта общего имущества МКД и не принимают своевременных решений об их проведении. Именно это и стало в своё время одной из предпосылок к принятию 185-ФЗ.

С другой стороны, жильцы и рады бы хоть частично поучаствовать в ремонте своего жилья, но они боятся отдать деньги: нет гарантий, что средства пойдут именно на капремонт, а не будут потрачены не по назначению. Фонду ЖКХ за четыре года удалось сделать многое, отремонтировано свыше 12% нуждающегося в ремонте фонда, но куда больше осталось.

Поэтому, если к окончанию деятельности Фонда ЖКХ не будут приняты решения по механизмам финансирования капремонта, то ЖКХ грозит откат к практически «нулевым» объёмам капремонта, как это было до 2007 года.

Рассчитывать на то, что собственники жилья «потянут» капремонт за счёт собственных средств, ещё менее реально. Статистика показывает: 5% – верхняя планка того, что люди готовы вынимать из кармана раз в год. В этом случае получается, что они только через 20 лет накопят на ремонт. А у нас в запасе 5-7 лет в лучшем случае. Вот и получается, что реальный выход для субъектов Российской Федерации пока только один – создание региональных фондов капремонта.

В настоящее время работа по созданию таких фондов ведётся. Они созданы, в том числе в рамках «пилотных» проектов, в Республике Татарстан, Удмуртской Республике, Республике Башкортостан, Республике Мордовия, Ярославской, Новосибирской, Ульяновской и Томской областях, а также в Приморском крае. Проводится подготовка нормативно-правовой базы функционирования РСФКР ещё в 23 субъектах Российской Федерации.

В Кировской области постановлением правительства области принята региональная программа реформирования ЖКХ. Финансирование осуществляется по принципу: 80% – региональный бюджет, 20% – местный, средства собственников – от 10% с уменьшением доли бюджета. Средства поступают напрямую в муниципальный бюджет. В Тюменской области существует региональный Фонд софинансирования расходов, т.е. самостоятельно, без федеральной помощи, осуществляют капремонт МКД.

Вопрос: На каком уровне должен находиться размер платежей в региональный фонд, и какие платежи производят граждане в уже созданных в России региональных фондах?

Ответ: В соответствии с концепцией законопроекта размер обязательной платы собственников на проведение капитального ремонта общего имущества МКД, по предварительным расчётам Фонда ЖКХ, на начальном этапе в среднем по России должен составлять не менее 5 руб./кв. м с квартиры в месяц, с повышением до 10 рублей к 2020 году.

В уже созданных субъектами Российской Федерации региональных фондах размер платы устанавливается в основном исходя из федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц.

В соответствии с Постановлением Правительства России от 21 декабря 2011 года «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2012-2014 годы» на 2012 год данный стандарт установлен в размере 6 руб./кв. м. Но нельзя забывать, что данная работа проводится пока в «пилотном» режиме. Например, в Республике Татарстан размер платежа составляет 5 руб./кв. м, в Ярославской области – не менее 2 руб./кв. м, в Республике Башкортостан (по Уфе) – 2,8 руб./кв. м.

Также используются другие механизмы. В Приморском крае в рамках реализации регионального проекта «Дом, в котором мы живём» предусмотрено долевое финансирование капремонта за счёт средств ТСЖ, ЖК, иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в МКД в размере не менее 20% от стоимости капитального ремонта в 2011 году, не менее 30% – в 2012 году и не менее 40% – в 2013-м и последующие годы. В Новосибирской области областной бюджет софинансирует – 85% от общей стоимости капремонта МКД, МО – 10%, собственники – 5%. 
 
 

Уровень цен на земельные участки, выделяемые администрацией города под индивидуальное жилищное строительство, можно оценить на официальном сайте города www.izh.ru.

Вопрос: Является ли создание регионального фонда ЖКХ обязательным условием финансирования программы капитального ремонта МКД?

Ответ: В соответствии с действующей редакцией 185-ФЗ создание региональных систем капитального ремонта в субъектах не является обязательным условием. Однако в целях стимулирования работы регионов по созданию на своих территориях региональных систем капитального ремонта мы предлагаем при подготовке предложений по продлению деятельности Фонда ЖКХ до 31 декабря 2015 года предусмотреть как обязательное условие предоставления финансовой поддержки за счёт средств Фонда – принятие в субъекте Российской Федерации нормативно-правовых актов, направленных на создание механизма аккумулирования средств бюджетов всех уровней и граждан (в разрезе МКД), предназначенных для проведения капитального ремонта.

Вопрос: Сможет ли региональный фонд заменить федеральный?

Ответ: Без участия государства субъектам Российской Федерации и собственникам помещений в МКД невозможно будет решить проблему проведения кап-ремонта своими силами (ни финансово, ни организационно). Поэтому не вызывает сомнений необходимость разработки долгосрочного механизма обеспечения финансирования капитального ремонта МКД в стране, который за счёт государственного участия, в том числе финансового, обеспечил бы решение проблемы финансового обеспечения проведения капремонта.

Вопрос: Какие задачи стоят перед Фондом на ближайшую перспективу?

Ответ: Обобщая итоги деятельности Фонда ЖКХ за четыре года, можно констатировать, что цели реформирования отрасли, определённые Федеральным законом № 185-ФЗ, к настоящему времени в общем уже достигнуты.

В дальнейшем, с учётом необходимости решения имеющихся в настоящее время значительных проблем в жилищно-коммунальном комплексе страны, необходимо продолжить активное использование зарекомендовавшего свою высокую эффективность механизма обусловленного финансирования. По мнению Фонда ЖКХ, переориентацию действующего механизма необходимо осуществлять с применением следующих принципов:

– переход на систему долгосрочного планирования;

– комплексный подход к развитию отрасли;

– привлечение инвестиций через развитие государственно-частного партнёрства.

Вопрос: Какова перспектива строительства в России многоэтажных энергоэффективных домов. На каких финансовых условиях осуществляется подобное строительство?

Ответ: Такие дома уже строятся. Например, трёхэтажный энергоэффективный дом в Уфе введён в эксплуатацию в ноябре 2010 года. Строительство этого дома осуществлялось на условиях софинансированиях за счёт средств Фонда, бюджета республики и местного бюджета. Его эксплуатация в течение года показала, что в зависимости от погодных условий экономия тепла составляет от 28 до 52% от норматива отпуска тепловой мощности. В целом экономия тепловой энергии за 2011 год составила 34,6%.

В декабре 2011 года жильцам дома была произведена корректировка платы услуги «отопление» за 2011 год по показаниям общедомового прибора учёта тепла. В результате сумма перерасчета по данным жилым помещениям превышает начисление по нормативам потребления за текущий месяц, и жители этого дома в декабре 2011 года не будут оплачивать услугу «отопление».

Не вызывает сомнений необходимость разработки долгосрочного механизма обеспечения финансирования капитального ремонта МКД в стране, который обеспечил бы решение проблемы.

Вопрос: Вы неоднократно говорили о том, что сфера ЖКХ должна быть прозрачной, информация по всем управляющим компаниям и ТСЖ, а также по всем домам с техническими характеристиками и сроками выполнения ремонтных работ должна быть в открытом доступе. Что уже сделано?

Ответ: Для оценки эффективности деятельности управляющих компаний Фондом на сайте www.ReformaGKH.ru предоставлена возможность всем заинтересованным лицам раскрывать детальные сведения о деятельности управляющих организаций, в том числе по доходам и расходам, объёму предоставленных услуг, а также о техническом состоянии домов, которые находятся под управлением. В апреле текущего года Фонд планирует составить рейтинг всех управляющих организаций России, раскрывших сведения на сайте www.ReformaGKH.ru.

Проблемы аварийности

Вопрос: Важным направлением деятельности Фонда является работа по финансированию мероприятий по переселению жителей ветхих и аварийных домов. И здесь есть целый ряд проблем. Жильцы нередко сталкиваются с тем, что дом, находящийся в плачевном состоянии, местными властями не признаётся аварийным. Будут ли меняться критерии оценки состояния жилых зданий, ужесточаться технические нормативы и требования, предъявляемые к жилью?

Ответ: Фонд направил предложения в Минрегионразвития России о необходимости уточнить критерии признания домов аварийными с целью уменьшения влияния субъективных факторов при оценке технического состояния жилищного фонда. В качестве одного из критериев предлагается установить степень физического износа основных несущих конструкций многоквартирного дома (фундамента, несущих стен, плит перекрытий). При этом допустимые значения по данному критерию необходимо устанавливать в зависимости от типа дома (каменные, кирпичные, панельные, блочные, монолитные, деревянные, прочие) и применять в рамках единой (унифицированной) процедуры признания дома аварийным.

Вопрос: Как будет решаться проблема обновления лифтового хозяйства? Какие средства предусмотрены на эти цели? Кабины, стоимостью в 1-1,5 миллиона рублей, далеко не всегда по силам собственникам жилья и управляющим компаниям, осуществляющим обслуживание оборудования.

Ответ: В рамках реализации программ, финансируемых с использованием средств Фонда, предусмотрена возможность ремонта или замены лифтового оборудования. Федеральным законом не предусмотрена возможность установления для данного вида работ отдельных (специальных) лимитов.

Размер средств, направляемых на указанные цели, устанавливается региональной адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на основании муниципальной программы. При этом муниципальная программа формируется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится утверждение сметы расходов на капитальный ремонт, в том числе видов работ и их стоимости.
 



Ольга Яковлева
Елена Попова
 

Сотрудничество продолжается > > >


Комментировать




Владимир Музлов: "У нас работают лучшие в Удмуртии специалисты в области офтальмологии"

...

Тамара Казанская: "С начала года к специалистам кадастровой палаты за помощью обратились уже 427 человек"

...

Вячеслав Максимов: "Про нас даже говорят, что в Удмуртии работают настоящие кудесники"

...

Елена Садовникова: "Наши услуги очень востребованы в Глазове и в районах северного куста"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"