2012

Михаил Зайцев: "Систему госзакупок нужно совершенствовать"

В России идёт работа по совершенствованию системы государственных и муниципальных закупок. О том, чем не устраивает участников процесса действующая система госзакупок и чего все ждут от нововведений, мы беседовали с министром экономики УР Михаилом Зайцевым, который принимал участие в совещании в Совете Федерации, где обсуждался новый законопроект.
Михаил Зайцев, министр экономики УР
Михаил Зайцев, министр экономики УР

«ДК»: Михаил Петрович, сложившаяся в России система размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд на конкурсной основе функционирует с 2006 года. Насколько действенен, на ваш взгляд, этот механизм?

М.З.: Действующий сейчас 94-ФЗ, безусловно, систематизировал и упорядочил механизм размещения государственных и муниципальных заказов. Он довольно успешно решает свои главные задачи – экономия бюджетных средств, прозрачность процедур размещения заказов и расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов.

Сегодня вся информация о закупках находится в открытом доступе в Интернете, ознакомиться с ней может любой желающий. С начала 2011 года она размещается на едином общероссийском сайте, тем самым у предпринимателей со всей России есть возможность предложить свои услуги заказчикам из любого российского региона.

«ДК»: Какая система госзакупок действует в Удмуртии? Что, на ваш взгляд, более эффективно – конкурс, аукцион или котировки?

М.З.: В нашей республике действует смешанная система госзакупок, как через уполномоченные органы, так и непосредственно заказчиком. Самостоятельно проводятся закупки у единственного источника в объёме до 100 тыс. рублей в квартал по одноимённым товарам, работам, услугам, а также закупки методом котировок в объёме до 500 тыс. рублей в квартал по тем же одноимённым товарам, работам, услугам.

Закупки методом проведения торгов, конкурсов и аукционов осуществляются через уполномоченные органы, к которым относятся министерство строительства, архитектуры и жилищной политики республики, министерство транспорта и дорожного хозяйства, министерство экономики.

Централизация функций по проведению торгов у уполномоченных органов способствует повышению качества проведения торгов, эффективности закупок за счёт повышения профессионализма закупщиков. Всего на республиканском уровне (без учёта муниципалитетов) действует 301 заказчик, в том числе 42 органа государственной власти, 201 бюджетное учреждение, 58 казённых учреждений.

Что касается вашего второго вопроса, то однозначного ответа, что эффективнее, дать нельзя, поскольку определяющее значение имеет предмет закупки. Например, для чего проводить конкурс, если необходимый товар представлен на рынке целым рядом схожих по потребительским, качественным и функциональным свойствам товаров, которые можно выбирать по цене. Для этого проводятся аукционы.

Существует определённый Правительством РФ перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется исключительно путём проведения аукционов. Все остальные товары и услуги можно закупать как конкурсом, так и аукционом.

Например, автомобили купить конкурсом нельзя, а медоборудование входит в перечень частично. Если заказ размещается на проведение, скажем, научно-исследовательских или проектных работ, то в данном случае выбирать исполнителя исключительно по цене неэффективно, да и просто неразумно.

В таких случаях следует проводить конкурс, в котором помимо цены критериями определения победителя могут являться квалификация участника конкурса, расходы на эксплуатацию и на техническое обслуживание товара или услуги, сроки поставки, наличие гарантий и т.д.

Котировки – наиболее упрощённый по сравнению с аукционами и конкурсами способ размещения заказа. Он эффективен, когда необходимо быстро закупить стандартную продукцию, например, канцтовары или расходные материалы.
 

Закон о размещении заказов регламентирует только часть закупочного процесса, а такие важные этапы обеспечения госнужд как планирование и контроль исполнения контрактов законодательно не урегулированы.

«ДК»: Каковы результаты госзакупок, которые проводит министерство экономики республики? Сколько бюджетных средств удалось при этом сэкономить?

М.З.: Всего за период 2006-2011 годов наше министерство провело 3848 торгов. Общая сумма размещённых заказов составляет более 14 млрд рублей. Условная экономия – свыше 900 млн рублей.

Наиболее продуктивным по количеству проведённых торгов был прошлый год – более 2000 торгов, в основном это приобретение оборудования и лекарственных средств для учреждений здравоохранения республики. При этом от начальной стоимости всех процедур нам удалось сэкономить 315,2 млн рублей, или 8,7%. Следующий год обещает быть не менее насыщенным. Мы планируем провести порядка 3,5 тысячи торгов.

«ДК»: Действие 94-ФЗ многими оценивается неоднозначно. Есть достаточно широкое представительство критиков закона, которые давно говорят о необходимости совершенствования действующего законодательства в сфере госзакупок. Что вы об этом думаете?


М.З.: Необходимость совершенствования системы госзакупок объективно существует. Ведь закон о размещении заказов регламентирует только часть закупочного процесса – собственно процедуру размещения заказа. А такие важные этапы обеспечения госнужд как планирование и контроль исполнения контрактов законодательно не урегулированы.

Кроме того, 94-ФЗ задумывался как закон антикоррупционный, он ориентирован на борьбу с коррупцией сильнее, чем на качество результата закупочной деятельности. Полномочия заказчиков крайне ограничены.

Заказчик практически не защищён от недобросовестного исполнителя услуг. В частности, невозможно быстро расторгнуть контракт с поставщиком, даже если очевидно, что он будет исполнен некачественно или не будет исполнен вообще.

Совсем недавно у нас был неприятный опыт с ООО «Компания «АПЕКС». С ним был заключён госконтракт на выполнение консультационных услуг для начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства по организации и ведению бизнеса. Когда фирма представила отчёт о проведении работ, у нас возникли определённые сомнения, поскольку были звонки от предпринимателей и, в частности, от Воткинского фонда поддержки.
 
Он не мог найти компанию, которая должна была оказывать консультации, и соответственно не мог информировать об этом предпринимателей. В рамках контроля за исполнением госконтракта министерство провело проверку и оказалось, что его условия ООО «Компания «АПЕКС» не выполнены.

Мы не стали подписывать акт приёмки работ и обратились в суд с исковым заявлением о расторжении госконтракта и взыскании суммы предоплаты и пени за неисполнение обязательств. Арбитражный суд УР и 17-й Арбитражный апелляционный суд признали нашу правоту и обязали компанию «АПЕКС» вернуть денежные средства. В настоящее время их взыскание производится в принудительном порядке службой судебных приставов. ООО «Компания «АПЕКС» внесено в Реестр недобросовестных поставщиков, размещённый на сайте ФАС.

Другая нередкая ситуация – когда из-за желания во что бы то ни стало победить в аукционе поставщик снижает цену ниже предельного уровня, что впоследствии, естественно, приводит к невозможности исполнения им условий контракта по выигранной цене. Нередки ситуации, когда участники размещения заказа предлагают товар, который соответствует требованиям заказчика только на бумаге, а проверить достоверность информации фактически невозможно. Это выясняется при поставке. Заказчики, конечно, отказываются принимать такой товар, направляют соответствующие претензии. Безусловно, такие ситуации очень осложняют работу.

Наконец, 94-ФЗ сложен в применении. Он часто не поддается однозначному толкованию, требует большого количества разъяснений, поэтому нарушения даже со стороны уполномоченных органов не исключены. Именно поэтому считаю, что действующий механизм размещения госзаказа нужно совершенствовать. И в этом смысле переход к федеральной контрактной системе обоснован и своевременен.  

В новом проекте закона очень важно соблюсти баланс интересов. Он должен быть одинаково удобен для работы добросовестных и также одинаково неудобен для работы недобросовестных и заказчиков, и поставщиков.

«ДК»: Известно, что Минэкономразвития России разработана редакция законопроекта о федеральной контрактной системе, которая предусматривает объединение в единый механизм всего цикла госзакупок – от планирования и размещения заказа до контроля за исполнением контракта и оценки эффективности расходов. Министр экономического развития Эльвира Набиуллина назвала главным его достоинством гибкость. Что вы скажете об этом документе?

М.З.: В целом мы поддерживаем этот законопроект. В нём есть ряд очень важных, на наш взгляд, новаций. Например, таких как возможность одностороннего расторжения контракта в случаях ненадлежащего его исполнения. Или возможность отклонения заявки с демпинговой ценой – когда предлагаемая цена контракта участника размещения заказа на 25% ниже его начальной цены.

В то же время в предлагаемом законопроекте сохранились нормы, препятствующие более эффективному размещению заказа. Также в нём используется много размытых, неоднозначных формулировок.

Нечётко отрегулированы меры ответственности участников торгов. Необходимо устранить все эти «узкие места», конкретизировать формулировки. Система размещения заказов должна быть не только гибкой, но и удобной, и понятной.

В новом проекте закона очень важно соблюсти баланс интересов. Он должен быть одинаково удобен для работы добросовестных и также одинаково неудобен для работы недобросовестных и заказчиков, и поставщиков.


Светлана Смагина
 

Государственное управление в режиме он-лайн > > >



Комментировать




Дмитрий Варачев: "Основа нашей стратегии - концепция производства быстрого реагирования"

...

Олег Бекмеметьев: "Положительные перемены стали отличительной чертой жизни Глазова"

...

Светлана Колесова: "Наши выпускники входят в элиту российской нефтяной промышленности"

...

Александр Петров: "В «Artes» обращаются люди, ценящие здоровье свое и своих близких"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"