Селдон
2011

Золотая рыбка из "голубого океана"

Три года назад в России появилась современная концепция развития бизнеса – «Стратегия голубого океана» – вместе с одноимённой книгой ученых У. Чан Кима и Рене Моборна. Простота и эффективность идеи авторов настолько овладела умами менеджеров и управленцев, что на поиски своей Шамбалы бросился практически каждый прочитавший книгу – ведь, как говорил Оноре Бальзак, тот, кто ищет миллион, редко его находит, кто не ищет, не находит никогда.
Кейс Ван Тоулинг, главный консультант  ORANGE BUSINESS IMPROVEMENT
Кейс Ван Тоулинг, главный консультант ORANGE BUSINESS IMPROVEMENT

Скажи конкуренту «Бай!»

В основе «Стратегии голубого океана» лежит по сути революционное предложение: прекратить конкурентную борьбу за снижающуюся прибыль и выйти из рамок традиционного рынка, или «красного океана», в водах которого в поисках клиентов плавает ещё много таких же фирм-пираний. Нужно найти СВОЙ уникальный «голубой океан», в котором много места, клиентов и денег, а конкурентов вовсе нет, и где покупатель будет в восторге от вашего предложения и даже не подумает торговаться.

 

В книге авторы дают практические рекомендации по поиску своего собственного «голубого океана», приводят примеры успешных и неожиданных решений в различных сферах бизнеса. Одним словом, учёные предлагают компаниям способ вырваться из «алого океана» конкуренции, создав незанятую рыночную нишу, где конкурентов можно не бояться. При этом нужно не оглядываться на конкурентов, а посвятить себя созданию принципиально новых стратегий, способствующих получению прибылей и росту в будущем.

 

Основываясь на данных, полученных от изучения 150 стратегических шагов, предпринятых в течение более чем сотни лет и более чем в тридцати отраслях, Ким и Моборн доказывают, что компании-лидеры завтрашнего дня добьются успеха не за счёт победы над конкурентами, а благодаря созданию готовых к росту «голубых океанов» рыночного пространства, где отсутствует конкуренция. Подобные стратегические шаги, названные «инновацией ценности», создадут серьёзные скачки в востребованности, как для компаний, так и для их клиентов, после чего конкуренция утратит актуальность и будет открыт новый спрос.

 

Неслучайно «Стратегия голубых океанов» предлагает систематический подход к тому, как сделать конкуренцию неактуальной. Рассматривая множество стратегических шагов в самых разнообразных отраслях, авторы выделяют шесть принципов, которыми любая компания может воспользоваться для успешного создания и реализации стратегий «голубого океана». Эти принципы указывают на то, как изменить границы рынка, сконцентрироваться на общей картине, выйти за пределы существующего спроса, правильно выполнить стратегическую последовательность и встроить реализацию стратегии в саму стратегию.

 



Голландский опыт «Делового квадрата»


Придумать бизнес-идею «голубого океана» – это полдела, гораздо труднее разработать план её реализации. В этом сотрудники редакции журнала «Деловой квадрат», а также наши представители предприятий-партнёров издания убедились на собственном опыте в рамках семинара «Стратегии голубого океана». Он прошёл в ноябре по инициативе издателя журнала Натальи Кондратьевой. Наш журнал поддерживает тесные деловые отношения с представителями голландской школы бизнеса, изучает и использует передовой европейский опыт бизнес-стратегий.
 

В семинаре, проходившем на площадке журнала «Деловой квадрат», приняли участие наши постоянные партнёры – ОАО «Чепецкий механический завод», ОАО «Сарапульский электрогенераторынй завод», завод «Буммаш» ОАО «АССО-Строй», ОАО «Ижевский полиграфкомбинат» и другие партнёры журнала. Провёл бизнес-тренинг «Стратегия голубых океанов» главный консультант ORANGE BUSINESS IMPROVEMENT Кейс Ван Тоулинг.
 

Теоретическая часть семинара основывалась на изучении винной промышленности США и особенностей потребительского рынка на примере продвижения австралийского бренда «Yellow Tail». По мнению господина Ван Тоулинга, маркетинговые шаги, предпринятые австралийскими виноделами по завоеванию рынка США, вполне можно применить в других сферах бизнеса. Это, прежде всего, нестандартность и простота решений, отказ от действующих стереотипов и поиск новых условий продаж. Собственно, в этом и состоит логика «голубого океана», основные тезисы которой следующие: отвлекись от существующих активов и возможностей, откажись от традиционных решений, начни заново. Ищи решения с точки зрения покупателя. Пойми, что ему нужно. Оцени полезность своего продукта и его необходимость. Старайся охватить ключевые общие ценности для покупателей. Ищи массового покупателя и легко отпускай некоторых имеющихся.
 

Механизмом реализации такого подхода является группирование стратегических инициатив по типу: добавить, упразднить, улучшить, ослабить. Но здесь важно учесть, что успех реализации «Стратегии голубого океана» будет зависеть от того, действительно ли компания нашла свободную нишу и создала новые условия для продвижения продукта или же просто диверсифицировала свой бизнес в океан «алой» конкурентной борьбы. Придумать бизнес-идею «голубого океана» нетрудно. Гораздо труднее разработать стратегию её реализации, поскольку как бы востребованы не были иные продукты, надо оценить: окажется ли их производство рентабельным и как долго компания сможет защищать маркетинговые ноу-хау от копирования конкурентами.
 

В практической части семинара «Делового квадрата» его участники, разделившись на группы, разрабатывали «стратегии голубого океана» для строительной компании, стоматологической клиники и предприятия по продаже периодики. Отказаться от стереотипов и выйти из зоны «алого океана» оказалось непросто, но ряд оригинальных решений, с точки зрения Кейса Ван Тоулинга, были предложены. Уверены, что многие из них найдут практическое применение.
 

Теория «квантового скачка»

После семинара мы попросили господина Кейса Ван Тоулинга ответить на несколько вопросов.
 

«ДК»: Каковы основные принципы «Стратегии голубого океана»?


К.В.Т.: Многие сферы деятельности на сегодняшний момент переполнены. Компании подвергаются жёсткой конкуренции и лишаются прибыли, то есть находятся в зоне «алого океана». Для того чтобы избежать снижения доходов и убыточного положения, владельцы или руководители организаций должны тщательно думать и работать над возможностями совершить «большой шаг» (квантовый скачок) в сторону новых идей. Именно этот прорыв позволит компаниям выйти в недосягаемость от конкурентов, влиться в мирные воды «голубого океана». Основания для вступления в зону «голубого океана» следующие: высокая прибыль при низких затратах; создание новых индустрий (направлений), которые ещё не существуют на данный момент. Для этого нужно обнаружить ещё никем не опознанный рыночный спрос, войти на неизведанную рыночную нишу. Будьте готовы к большому объёму опросов, исследований и подготовки, которые должны быть сделаны для успешного внедрения в ваше предприятие стратегии «голубого океана».
 

«ДК»: В каких сферах деятельности может быть применена «Стратегия голубого океана»?


К.В.Т.: Честно говоря, в любой сфере деятельности, независимо от типа организации. Тем не менее существуют и неоднозначные ситуации. Например, высоко регламентируемый сектор или государственная организация, в которых руководство неизбежно столкнётся с серьёзными барьерами и столь кардинальные изменения будут невозможны.


«ДК»: Каковы предпосылки применения стратегии? Когда предпринимателю, что называется, пора задуматься об этом? Что должно произойти?


К.В.Т.:
Настоящий предприниматель всегда держит руку на пульсе и работает над модифицированием своей долгосрочной стратегии. Необходимо понимать, что для наилучшего результата требуется время, начинать нужно тогда, когда ещё нет необходимости в срочном, экстренном, изменении стратегии компании. Толчком к действию может послужить чтение литературы, посещение семинаров на данную тему, а также приглашение внешних экспертов для содействия вхождения в зону «голубого океана».


«ДК»: Есть ли ограничения применения «Стратегии голубого океана»?


К.В.Т.: Как я отметил ранее, она может быть применена во многих сферах и ситуациях, но данную стратегию не стоит рассматривать как «лекарство от всех болезней».


«ДК»: Насколько успешно «Стратегия» может быть применена российскими компаниями на российском рынке?


К.В.Т.: Конечно, российская бизнес-среда имеет свои собственные отличия, но основные принципы сопоставимы с общими условиями мировых рынков. Я не вижу никаких серьёзных ограничений для российских компаний во внедрении технологий «голубого океана» в условиях российской действительности.
 

Мнения партнёров

Сергей Жуков, руководитель отдела маркетинга ОАО «Ижевский полиграфкомбинат»:

– «Стратегия голубого океана» – это новый взгляд и свежие мысли, в частности, о том, что решения нужно принимать с точки зрения покупателя. Надо разговаривать с людьми, чтобы выяснить, что они хотят. Это для меня ценно.

Наталья Шарафутдинова, директор компании «Пресс-тайм»:

– Моя фирма находится в таком состоянии, когда нужно сделать рывок вперёд. Поэтому «Стратегия голубого океана» очень пригодится. Надеюсь, что все уже сделанные нами разработки упорядочатся, встанут на свои места. По совету консультанта постараемся подняться над ситуацией и попробовать создать бизнес заново. Это очень хорошая идея.

Елена Шикалова, руководитель финансового отдела Группы компаний «АССО-строй»:

– Очень интересная стратегия, информация подаётся структурированно, с большим количеством примеров. Нестандартный подход к формированию бизнес-стратегии, в частности, предлагается выявить скрытые потребности клиента, что позволит выйти в бесконкурентную зону «голубого океана». Узнать то, что скрыто, – это основная идея, которую мы вынесем из семинара. Спасибо «Деловому квадрату», что пригласили.

Татьяна Шмелёва


Комментировать




Ольга Гильметдинова: "Нам удалось создать образовательную среду, соединяющую две культуры: школьную и семейную"

...

Альфира Салаватуллина: "Наши педагоги – это наша гордость, сплоченный коллектив, единая команда"

...

Любовь Чуричкова: «Ответственность в школьном питании очень высока»

...

Ольга Неганова: "Главная задача ГКБ № 9 – оказывать качественную медицинскую помощь"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"