Селдон
2011

ВТО и внутренний рынок России

Рабочая группа по присоединению РФ к Всемирной торговой организации (ВТО) официально объявила о согласовании условий членства России 10.11.11. Участие в ВТО обеспечит стране лучшие условия доступа национальной продукции на внешние рынки, защиту от дискриминационных мер и доступ к международному механизму разрешения споров. Однако ответная уступка состоит в открытии внутреннего рынка для иностранных компаний, что не может остаться без последствий для целых отраслей экономики.

Формально решение о членстве России будет принято на Восьмой министерской конференции ВТО 15-17 декабря 2011 года. Конференция должна утвердить документы, отражающие результаты двусторонних переговоров России с 57 членами ВТО по товарам и 30 членами ВТО по услугам, а также результаты многосторонних переговоров по системным обязательствам, обеспечивающим соответствие российского торгового режима нормам ВТО. Далее в течение 220 дней России необходимо ратифицировать соглашение о присоединении, что позволит стране полностью оформить статус полноправного члена максимум к лету 2012 года.
 

Основным предметом дискуссии о целесообразности присоединения был и остаётся вопрос влияния данного события на национальную экономику и её отдельные отрасли.
 

По оценкам экономистов Всемирного банка, 2-3 года пройдут без серьёзных изменений; с 2014-2015 гг. вступление России в ВТО, в зависимости от конъюнктуры, приведёт к росту экономики на 2-3% ежегодно, а в течение 10 лет – на 11%. «Ренессанс Капитал» прогнозирует рост на 1% в течение 5-10 лет без переходного периода. А многочисленные критики говорят о грядущем всплеске импорта, падении производства и ВВП.
 

Но если выводы исследователей и результаты макроэкономического анализа отличаются друг от друга, то исходные обязательства России определены достаточно чётко.
 

Как и другие страны-кандидаты до неё, Россия должна была договориться с участниками ВТО по большому количеству направлений, основными из которых являются согласование размера таможенных пошлин, условия доступа на рынок услуг, уровень государственной поддержки экспортёров и сельского хозяйства, а также приведение национального законодательства и практики регулирования ВЭД в соответствие с положениями ВТО.
 

Согласно достигнутым договоренностям средневзвешенная ставка импортных пошлин в России снизится с 10,3% до 7,1%, при этом ставки по товарным группам будут уменьшаться постепенно. Переходный период составит в среднем 2-3 года, а по наиболее чувствительным товарам – 5-7 лет.
 

В первую очередь, снижение затронет те категории продукции, пошлины на импорт которых выросли в кризис (продукция химической промышленности, металлы). Дольше всего сохранится высокая тарифная защита на мясо птицы и автомобили – восемь и семь лет соответственно.
 

Будут заметно снижены или отменены ставки пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование. В течение 3 лет после присоединения будут отменены пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу.
 

мирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 01.01.95. ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для проведения многосторонних торговых переговоров и решения проблем. Основная задача – либерализация мировой торговли путём её регулирования преимущественно тарифными методами (т.е. пошлинами) при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, устранении нетарифных барьеров (лицензирования, количественных ограничений и т.д.) и других препятствий в международном обмене. Принимаемые членами ВТО обязательства описываются в многосторонних соглашениях. Число членов – 153. Решение о сближении с предшественником ВТО – ГАТТ – было принято ещё Политбюро ЦК КПСС в 1979 году, однако присоединение СССР блокировалось США и странами Западной Европы. Россия подала заявку на присоединение в 1995 году. С вступлением России через ВТО будет проходить более 95% совершающихся в мире торговых сделок.

Российские переговорщики из Минэкономразвития считают, что Россия не зря торговалась о параметрах присоединения к ВТО в течение 18 лет и влияние изменения таможенных тарифов будет незначительным. В частности, предусмотрен длительный переходный период для большинства групп товаров, небольшое сокращение пошлин на продовольствие не открывает внутренний рынок полностью, а высокие пошлины на автомобили сохраняются до 2018 года (до окончания срока действия договоров о промышленной сборке с иностранными производителями).
 

Тем не менее следует признать, что оценить все возможные долгосрочные последствия для российской промышленности принятых в рамках вступления в ВТО обязательств можно лишь с определённой долей вероятности.
 

Прежде всего, более 50% внешней торговли России – крупного экспортёра нефти и газа – не подвергается торговым ограничениям за рубежом и, следовательно, не почувствует вступления в ВТО.
 

Среди явных бенефициаров – металлургия и химическая промышленность, которые могут выиграть от расширения доступа на внешний рынок. Именно их продукция чаще всего подвергается дискриминации, ущерб от которой оценивается в сумме до 4 млрд долларов в год. Например, после вступления РФ в ВТО будут сняты квоты, ограничивающие экспорт в Европу российского стального проката. Но при этом ЕС сохраняет право вводить другие торговые ограничения, включая антидемпинговые меры, и нет никаких сомнений, что такая практика будет иметь место.
 

Наиболее уязвимой представляется отрасль машиностроения. Не все отечественные предприятия-производители автомобилей, самолётов, станков, электротехнического и другого оборудования имели возможность модернизировать технологии и основные средства, и их конкурентоспособность вызывает особую озабоченность.
 

В результате снижения пошлин на компьютеры и их комплектующие, технологическое, строительное и научное оборудование, соответствующие российские производители будут вынуждены вести жёсткую борьбу за своё место на рынке.

Достаточно чувствительны к иностранной конкуренции предприятия лёгкой и пищевой промышленности, что делает вероятным снижение объёмов производства и занятости в данных отраслях.
 

Несмотря на довольно внушительную «зону риска» для отраслей промышленности, необходимо помнить, что правила ВТО позволяют государству применять инструменты селективной защиты в случае серьёзного ущерба от конкуренции – вплоть до выхода из «связывания» таможенных тарифов в критических случаях.
 

Принятые Россией обязательства в области сельского хозяйства заключаются в снижении субсидий сельхозпроизводителям с 9 млрд долларов в 2012 году до 4,4 млрд долларов в 2018 году. Но поскольку в настоящее время субсидии составляют около 4,5 млрд долларов, то у правительства имеется возможность их удвоить и далее снижать постепенно.
 

В целом, сохранение достигнутого уровня развития сельскохозяйственного сектора потребует применения всех возможных мер по защите рынка в рамках правил ВТО. В частности, Россия продолжит применение режима тарифного квотирования при импорте молочных сывороток, говядины, свинины и мяса птицы. Для продуктов, импортируемых в рамках квоты, таможенная пошлина будет составлять 15% для говядины (55% за пределами квоты), 0% для свинины (обнуление ставки – с 2020 года, сейчас – 15%; 65% за пределами квоты), 25% для птицы (80% за пределами квоты) и 10% для молочных сывороток (15% за пределами квоты).
 

Используемая в РФ практика ограничения импорта продуктов питания должна быть приведена в соответствие с Соглашением ВТО по техническим барьерам в торговле. Применяемые санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры должны быть основаны на международных стандартах, хотя при этом Россия сохранит право применять более жёсткие требования. Россельхознадзор обязуется, прежде чем принять меры по приостановке импорта, предоставить стране-экспортёру возможность осуществить корректирующие меры.
 

Вопрос о либерализации торговли услугами являлся одним из центральных моментов в переговорах России по вступлению в ВТО. По мнению Минэкономразвития РФ, в подавляющем большинстве случаев принятые обязательства не предусматривают каких-либо изменений в действующей системе регулирования.
 

Основным исключением из этого правила является сектор страхования, в котором повышается общая квота иностранного участия с 25 до 50%. Кроме того, через девять лет после вступления страны в ВТО иностранные страховые компании получат право работать через филиалы. В связи с тем, что российский рынок страхования имущества и жизни находится на начальном этапе развития с точки зрения капитала и технологий, имеющихся девять лет на подготовку явно недостаточно. Скорее всего, данный прибыльный сегмент будет полностью контролироваться иностранными компаниями. При этом за национальными страховщиками останется сегмент обязательных видов страхования.
 

По мнению аналитиков, вступление в ВТО – нейтральное событие для российских банков, так как сектор открыт для иностранных игроков, и те из них, кто заинтересован в ведении бизнеса в России, уже на рынке. Иностранные банки продолжат работать через дочерние структуры и не смогут открывать филиалы. Лимиты на иностранные инвестиции в банковские учреждения устанавливаться не будут, но общая сумма участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации будет ограничена 50%.
 

Вступление России в ВТО повлияет на процесс ценообразования в газовой отрасли. Правительство сможет регулировать внутренние цены при условии покрытия затрат и получения дохода российскими производителями и поставщиками природного газа. Данное требование не представляет проблемы для «Газпрома», который также не потеряет монополию и на экспортные поставки.
 

К 2015 году Россия также пообещала снять все ограничения на участие иностранного капитала в телекоммуникационном секторе. Сейчас эта отрасль считается стратегической и получение контроля над предприятиями нужно согласовывать с правительством.
 

В целом, по мнению аналитиков Всемирного банка, наибольшая выгода для России от вступления в ВТО проявится именно в увеличившихся инвестициях в российский рынок услуг. Это, в частности, касается рынка строительных работ, услуг туроператоров, автодорожного и морского транспорта, телекоммуникационных услуг, услуг в области рекламы, розничной торговли и т.д.
 

Расширение иностранного присутствия на российском транспортном рынке потребует развития соответствующей инфраструктуры, что должно вызвать приток дополнительных иностранных инвестиций. Присоединение России к ВТО также позволит расширить возможности выхода отечественных конкурентоспособных поставщиков транспортных услуг на зарубежные рынки и получить гарантированную защиту от применения другими странами дискриминационных мер.
 

Помимо вышеописанных обязательств, РФ обозначает намерение присоединиться к системе многосторонних соглашений ВТО, регулирующих международную торговлю и регламентирующих систему преференций развивающимся странам, транзит и таможенное оформление товаров, торговые аспекты интеллектуальной собственности, государственные закупки и т.д. Действующие запреты и ограничения, включая квоты, лицензионные и иные требования, которые не соответствуют правилам ВТО, будут упразднены.
 

Само по себе присоединение России к ВТО не приведёт к появлению радикальных экономических преимуществ, которые могут быть однозначно выражены в количественной форме.
 

Главными положительными последствиями должны стать либерализация экономики и улучшение бизнес-климата, а также гармонизации законодательств РФ и ВТО, имплементации торговых норм ГАТТ/ВТО, работы механизма разрешения споров и снятия инвестиционных ограничений как в РФ, так и за её пределами.
 

Статистика утверждает, что факт членства в ВТО положительно влияет на приток инвестиций в развивающиеся и переходные экономики. Страны – члены ВТО привлекают в среднем на 4 млрд долларов больше, чем страны, не входящие в ВТО. Однако предположение о грандиозном росте капиталовложений или росте российского фондового рынка после присоединения представляется спорным. Свежий пример: Украина вступила в организацию в 2008 году, но с тех пор значительного притока инвестиций не наблюдается. На рынке акций украинских компаний вступление в ВТО тоже не отразилось: основной рост котировок произошёл до вступления.
 

Совершенно очевидно, что членство в ВТО повлечёт за собой как выгоды, так и издержки. В случае структурных изменений в экономике перетекание рабочей силы из одних отраслей в другие – в условиях низкой мобильности российского рынка труда – может спровоцировать определённый спад производства. В этом случае правительству потребуется принять меры по защите населения от возможных потрясений.
 

Частично успокаивает одно – из 153 государств – членов ВТО (из 180 существующих в мире) ни одно пока не прекратило своего членства. Данный факт говорит о том, что ВТО в целом не препятствует реализации национальных интересов своих членов и предоставляет им возможности адаптации.
 

Андрей Барышников


Комментировать




Ольга Гильметдинова: "Нам удалось создать образовательную среду, соединяющую две культуры: школьную и семейную"

...

Альфира Салаватуллина: "Наши педагоги – это наша гордость, сплоченный коллектив, единая команда"

...

Любовь Чуричкова: «Ответственность в школьном питании очень высока»

...

Ольга Неганова: "Главная задача ГКБ № 9 – оказывать качественную медицинскую помощь"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"