Селдон
2011

Наши Алнаши

Это село – явно одно из самых известных и знаковых в Удмуртии. Казалось бы, оно расположено на границе республики с соседним Татарстаном, практически на самой трассе М-7, но непостижимым образом именно здесь сохранилась удмуртская самобытность.

Земляки


Алнаши в Удмуртии известны всем и каждому. Иронично-завистливо Алнашский район называют «удмуртским Израилем» – талантливых знаменитостей, связанных с этой землей, и вправду немало. Только навскидку, без заглядывания в справочники и энциклопедии, сразу вспоминаются имена Трофима Борисова, Геннадия Красильникова, Ашальчи Оки, Николая Байтерякова, Германа Ходырева, Анатолия Уварова, Кузьмы Куликова, Николая Кузнецова... Да места не хватит, чтобы всех перечислить! Память об этих и многих других земляках здесь чтят, о чем говорит наличие в Алнашах нескольких музеев. И что с того, что классик удмуртской литературы Геннадий Красильников местный, а Лина Григорьевна Векшина (Ашальчи Оки) родилась в соседнем Граховском районе – здесь прожила этот удивительный поэт и врач большую часть своей жизни.

Да и Трофим Кузьмич Борисов начинал не как политический деятель, а как врач и этнограф – не зря же еще век назад был студентом историко-филологического факультета Петербургского университета, но потом все-таки забросил гуманитарные науки и поступил на медицинский факультет Казанского университета. Какой интересной «тюрьмой народов» была Российская империя – удмурт из глубинной деревеньки Кизекгурт получал образование в двух престижных университетах!


Из глубины веков


Алнашам как селу исполнилось уже 260 лет. Еще в самой середине «осьмнадцатого столетия» решением Священного Синода был открыт здесь церковный приход, известна и точная дата подписания документа – 31 июня 1751 года.

Только историю нашу невозможно втиснуть в рамки официальных дат. Здешние места исторические, и это очевидно, хотя бы потому что совсем неподалеку расположены Пьяный (ныне – Красный) Бор и Ананьино – села, давшие названия целым архео-логическим культурам. Не зря же и на Алнашской земле немало древних памятников – возле Варзи-Ятчей, Кузебаево, Петропавлово... Выходит, люди в этих благодатных местах обитали и тысячу, и полторы тысячи лет назад!


Алнашские археологические памятники изучали видные ученые Г.Н. Потанин, П.В. Алабин, А.А. Спицын, А.П. Смирнов... Да и народ окрестный не лыком шит, про чудь белоглазую в алнашских деревнях вам непременно легенды расскажут, а то и покажут места, где она сама себя в землю зарыла. Ну, не знаю, как насчет подземных чудских тайн, а медную руду на алнашской земле добывали – Варзино-Алексеевский завод графа А.И. Тевкелева исправно переплавлял ее в металл. Жаль, рудные запасы оказались невелики и поверхностны. Да и пугачевщина прошлась разорением по здешним краям – до сих пор одну из речек в Алнашском районе прозывают Пугачкой.


К этому времени деревня Алнаши уже стала селом, так что «бессмысленный и беспощадный» бунт коснулся в первую очередь местного духовенства, активно занимающегося проповедничеством и обращением в христианство. Судите сами, в 1768 году алнашские священнослужители окрестили 125 мужских и 57 женских душ. Посеянные с таким трудом семена новой веры вырывались с корнем. Как пишет известный исследователь истории православия в Вятской губернии П.Н. Луппов: «...19 дек. 1773 г. бунтовщики взяли священника вотского с. Алнаш Василия Михайлова, отвезли от села вёрст за 5 и здесь в дуброве убили, предварительно подвергнув его жестокому мучению...». Да и два других алнашских священника через полгода были убиты пугачевцами.


Честно говоря, воюют-то ведь люди, а не идеи – в каждой из них при желании можно обнаружить рациональное зерно. Слишком много крови было пролито, прежде чем человечество только стало подходить к этой мысли. Сегодня в Алнашском районе наряду с православными храмами существует и языческая куала в Кузебаеве – для кого-то экзотика, а для других место поклонения богам, которым молились еще деды-прадеды.


Об особенностях местной веры писал еще Павел Николаевич Луппов в своей работе «Из наблюдений над бытом удмуртов Варзи-Ятчинского края, Вотской Автономной области». Ученый в начале 1920-х годов посетил несколько молитвенных шалашей и описал их. Но уже тогда наряду с мудором и воршудом отметил историк и висевший на стене медный крест. Да и моления в куале в то время устраивались все больше под христианские праздники, а скорее всего, каждая религия учитывала календарный цикл. И тем не менее не может не внушить уважения незатейливый и наивный ответ сопровождавшего Луппова удмурта:

– Сколько лет находится мудор в вашем шалаше?..

– Кто его знает, может, уж тысяч шесть», – отвечал мне старик.


Два столетия назад


Православным храмам на Алнашской земле, конечно, поменьше будет, но и из этого семечка здесь еще до революции выросли плоды. Не зря ведь на старых картах порой название села писали как Троицкое – по храму. Возник он, разумеется, не сам собой сразу же после открытия церковного прихода. «Вятские епархиальные ведомости» в декабре 1873 года сообщали о Троицкой церкви села Алнашского:

«Каменная, построена в 1836 г. на месте деревянной, построенной в 1763 г. В ней три престола: во имя Св. Троицы, Св. Ап. Петра и Павла и Трёх Святителей.

При ней состоят два священника, диакон и три дьячка. Дома имеют собственные. Церковною землёю не пользуются.

В приходе 30 селений, от 3 до 12 в. от церкви; прихожан 2806 м. п. и 2991 ж., в том числе Вотяков 2567 м. п. и 2681 ж. Раскольников в приходе 18 м. п. и 15 ж., язычников из Вотяков 104 м. п. и 124 ж., Татар, уклонившихся из православия в магометанство, 24 м. п. и 24 ж.

От г. Вятки в 350 в. Ближайшие сёла: Биляр в 15 в., Варзиатчи в 22 в. и Кураково в 23 в.».


Век назад приходы сел Алнаши и Варзи-Ятчи входили в 3-е благочиние с центром в селе Можга, а вот село Асаново – в 1-е с центром в уездном городе Елабуге. Однако так было не всегда, на обложке архивного документа четким почерком написано «Ведомость о состоянии церквей и их Священноцерковнослужителях за 1815-й год по благословению Благочинного Тихогорского иерея Андрея Качкинского». В его благочиние, помимо Тихих Гор, входят села Икское Устье, Кураково, Алнаши, Можга, Челны, Сарали, Качки и Мещеряково.


Указана в документе и дата церковного «заведения в 1761-м году по благословению Преосвященного Гавриила Епископа Казанского, освящена в 1763-м году» – лишь 10 лет спустя после открытия прихода в Алнашах начали строить храм. Как и многие сельские церкви, алнашская Троицкая не богата: «Утварию не достаточна. Наличных денег 180 р. 90 коп., воску 35 фунт. Приходских дворов 375. Мужеска пола 1675-ть, женска 1795-ть. Прихожане из вотяков новокрещены, а частию из русских. Село сие со всех сторон ближайших сёл не имеет».


Почти два столетия назад, в 1815 году, настоятелем Троицкого храма в Алнашах служил священник Василий Краснопёров. Ему уже 52 года, а в сан его рукоположил преосвященный Амвросий епископ в 1797 году. В Алнашском приходе отец Василий служит семь лет – с 1808 года, и вряд ли это назначение следует считать повышением. В семинарии батюшка неучён, зато «по вотски и черемиски знает». При священнике проживают три практически взрослые дочери, два же сына обучаются в Духовной семинарии в губернской столице Вятке и «содержатся коштом отца своего».


Батюшка, конечно, фигура своеобразная, судя по данной ему церковным начальством характеристике, – и штрафован не раз бывал, и в монастырь посылаем на исправление. Ну, да кто без греха!.. Зато алнашский дьякон Михаил Замятин «штрафован не бывал». И «по нравственности и по должности хорош. По вотски знает, а по черемиски отчасти».


И Краснопёровы, и Замятины в церковной истории Вятской губернии фамилии известные. В Алнашах у дьякона Михаила Замятина пономарем служил еще отец Петр Васильевич. Да и дьяконский брат Гавриил пономарем тут же в Троицком храме служит, и сынок Степан (по церковному Стефан) здесь же в Алнашах через какое-то время будет нести дьяконскую службу. А вот внук Илья Стефанович Замятин, что еще и не родился даже, станет в 1860-70-е годы дьяконом в соседнем селе Грахово.
 

Село – по удмуртски «черкагурт»


Разумеется, сельские батюшки в святые не метили, и священник – человек со своими грехами, страстями, искушениями! Но в начале ХХ века либеральная газета «Елабужские вести» то и дело обрушивалась с критикой то на асановского священника Павла Смирнова, то на алнашских священника Иоанна Васнецова и дьякона Владимира Лобовикова, то на варзи-ятчинского отца Евгения...


Почва была подготовлена, семена безверия брошены и вскоре проросли. Атеистические сорняки забили своими буйными побегами и язычество, и не всегда просто приживавшееся на удмуртской земле христианство, и мусульманство. Смотришь на архивные документы, все эти многочисленные ведомости и списки закрытых или закрываемых в 1930-40-е годы культовых зданий – и просто оторопь берет: как же большевики боялись любой религии! Вот, к примеру, список закрытых в 1940 году церквей. Алнашский район только в тот год лишился мечети в Татарском Тоймобаше – здесь разместилась школа, а также Троицкой церкви в райцентре – в храме открыли кинотеатр. В Варзи-Ятчах церковь закрыли еще в 1936-м, в Асанове – в 1937-м, в Ключёвке – в 1939-м... Алнашские батюшки Павел Круглев и Василий Богомолов сполна хлебнули лагерной жизни.


А ведь не случайно в удмуртском языке появилось слово «черкагурт» – село. И только та деревня (гурт) становилась в понимании народа селом, в которой построили церковь. После долгого перерыва Алнаши снова стали селом, потому так радостно мне было несколько лет назад рассматривать старые стены Троицкого храма в Алнашах, слушать рассказ отца Михаила о мироточащих иконах. И благословение батюшки на дорогу – как без этого! И что с того, что кто-то из нас был мусульманином, а кто-то атеистом, что с того! Ибо уважение к чужой вере – одна из основ мира.


Из века в век...


Сегодня село Алнаши является центром одноименного района. Неплохой путь прошла когда-то затерянная в лесах деревушка, ставшая селом во второй половине XVIII века, а спустя еще век – волостным центром... Кем бы ни был легендарный Анлаш, считающийся первопоселенцем здешних мест, он мог бы гордиться своими потомками.


В статистическом сборнике «Вятская губерния. Список населённых мест по сведениям 1859-1873 годов» на странице 194 даны сведения и об Алнашах. Основаны они были на итогах последней, десятой, ревизии. В казенном селе Алнаши (Троицком) при речке Алнашке в это время в 62 дворах проживают 187 жителей мужского и 238 женского пола. Имеются в селении и православная церковь, и торжок, и две мельницы. Кроме того, популярен был базар в Варзи-Ятчах, что в конце столетия дало для уездного земства повод отнести трактиры этого села (а также Грахово) к 1-му разряду по обложению сбором: «В сих сёлах существуют значительные еженедельные базары и стечение на них жителей из окрестных селений бывает многолюдное».


Уже в 1867 году в Алнашах было открыто земское начальное училище 2-го разряда. По данным Журнала Елабужского земства, в 1884 году в Алнашском училище обучалось 60 мальчиков и 8 девочек, практически все они относились к сельскому сословию. Удмуртов из них насчитывалось 40 мальчиков и 3 девочки. Однако число учащихся очень быстро росло: в 1895 году в Алнашском училище получали образование уже 110 учеников, в Асановском – 72, в Голюшурминском – 65. Всего же подобных учебных заведений на территории Елабужского уезда было 45.


В уездной прессе из Алнашей был опубликован прелюбопытный анекдотический случай, случившийся на экзамене в земском училище. Присутствовавший при этом земский начальник спросил ученика о том, что такое дьявол. Ученик, не задумываясь, ответил, что дьявол – тоже начальник. Уж не знаю, каков был тогдашний земский начальник, но, по крайней мере, библиотека в Алнашах уже была. И пользовались ею как ученики, так и взрослое население.


В Алнашском земском училище в это время преподает Александр Андреевич Спасский. Ему еще и тридцати лет не исполнилось. Родом учитель из села Великорецкого Орловского уезда Вятской губернии. Образование получил в духовной семинарии – позже он станет служить в Христорождественской церкви соседнего села Грахово и преподавать в тамошнем училище.


Земские учреждения Вятской губернии немалое значение придавали и профессиональному образованию. Одно из таких учебных заведений было основано в 1897 году в селе Асаново – это земская учебная сельскохозяйственная ферма. От нее отсчитывает свою историю известный далеко за пределами Алнашского района Асановский сов-хоз-техникум. Да и церковно-приходские школы исправно функционировали в каждом селе, а Елабужское отделение Вознесенского братства всерьез занималось миссионерскими школами в удмуртских, марийских и татарских деревнях и селах.


А вот по медицинской части село Алнаши обслуживал в основном Варзи-Ятчинский врачебный участок. И даже когда появилась на карте Елабужского уезда Алнашская волость, четыре ее селения лечили врач и фельдшеры из Грахово, а 32 селения наблюдались в тех же Варзи-Ятчах.


Варзи-Ятчи и Кузебаево уже и тогда славились своими лечебными грязями и водой, специалисты смело сравнивают воздействие их источников с Пятигорскими. В книге В.А. Весновского «Путеводитель по курортам Урала», изданной в 1902 году в Перми, Варзи-Ятчам уделено немало места:

«Воды устроил пот. почётн. Гражданин П.К. Ушков. В 1889 году владелец пожертвовал все возведённые постройки, стоимостью до 25 тыс. руб. Елабужскому уездному земству».


Нет, не прогадал елабужский купец Ушков, когда основал здесь лечебницу, – и не все в этой жизни деньгами измеряется. Думал, видимо, Петр Капитоныч и о такой ныне не самой популярной категории как память. Кстати, водами и грязевыми ваннами, помимо, в то время не таких уж многочисленных, приезжих, преимущественно лечились крестьяне Елабужского и соседних уездов. И ведь помогало! Так что в новый век Варзи-Ятчи вступали уже раскрученным брендом. Настолько раскрученным, что существует легенда или быль о том, что в 1912 году курс лечения здесь проходил сам царевич Алексей Николаевич. Подробно рассказывает об этом событии в своей книге «Золотой ларец» краевед А.В. Новиков.

Надо сказать, лечебница эта перед революцией изрядно избаловала варзи-ятчинцев: спрос на квартиры рождал предложение, в селе оживилась торговля, появилась работа, и не только в поле... Газета «Елабужские вести» отмечала в 1906 году:


«Лечебный сезон в Варзиятчах ныне нужно считать особенно удачным... Приезжих больных отовсюду очень много. Ежедневно отпускается больше 200 грязевых и др. ванн. Ощущается громадный недостаток в квартирах... Много больных разместилось по квартирам в селе».


В другой заметке под названием «Местные хулиганы» газетчики хлестко обличали некоторых варзи-ятчинцев, что вымогали деньги на водку у больных, возвращающихся с серных ванн. В общем, крестьянский мир-община не всегда мог устоять перед соблазном легких денег. Цивилизация со всеми ее пороками постепенно вторгалась и в удмуртскую глубинку.


Впрочем, в Алнашах из этих «прелестей» цивилизации был пока знаком разве что кабак. Жизнь здесь в основном протекала тихо. Большой мир был где-то далеко, даже Екатерининский тракт, связывающий когда-то Елабугу и Сарапул, в ХХ веке постепенно стал приходить в упадок. Да и ближайший телеграф находился в селе Можга, а прочими почтовыми отправлениями занималось волостное правление. Зато счастье-то какое – и призывной участок, и военно-конский участок расположились в новом волостном центре – Алнашах! Милости просим, как говорится! Ладно хоть судебный следователь с камерой обосновались в Пьяном Бору. Да и становая квартира 3-го стана осталась в Варзи-Ятчах, как было и прежде, когда Алнаши входили в Асановскую волость.
 

Алнаши – от войны до войны


ХХ век катком прошелся по Алнашам, как и по всей стране: русско-японская, германская, гражданская... В фонде военной цензуры то и дело встречаются письма, так и не дошедшие когда-то с германского фронта в алнашские деревни или дошедшие с заштрихованными цензорами кусками текста. Пользуясь случаем, пересылаю их потомкам.


Алнаши, Дьяконову от неизвестного. Сентябрь 1916 г. «...Рассказывают про русских солдат, в особенности про молодых, это прямо таки стальные, до чего храбрые, выносливые, а главное никогда не бывает подавленное настроение... Восхищаются все нашей артиллерией».


Алнашская волость, дер. Кучераново, Н.И. Петровой от Е.Д. Петрова. Сентябрь 1916 г. «Скоро наступят холода; нам выдали вместо сапог ботинки и вот поскорее вышлите мне тёплые носки и портянки, а в основном у нас никакой нужды нет. Пища хорошая. Чаю сахару выдают много, но одно горе – не могу забыть вас дорогие мои детки».


Алнашская волость, дер. Асаново, И.И. Панфилову от Василия Степанова с Кавказского фронта. «Мы находимся около Чёрного моря... воюем с болгарами. Наверно придётся здесь на этой земле умереть, т. к. воды нет, сам хочешь пить да и лошадей надо поить. Эх, война, скоро ли конец...».


Варзиятчинская волость, п. Рождествен. Е.К. Короваевой от Я. Короваева. «Австрийца сильно разбили под городом Луцком, тут нам всего очень много, спирта, пива и вина, даже в одном складе захватили 80 бочек и конечно попили наши солдатики основательно и бросились в атаку с таким геройством, что моментально выбили его из окопов и гонят без отдыха»


«Живём всё время под большим артиллерийским огнём, но Господь хранит, в нашей батарее пока ещё никого не убило. У нас командир очень хороший, тихий, мечтательный... он всегда ставит батарею на позицию тихо и обдуманно и в хорошее место».


Пройдет совсем немного времени и в Алнаши прибудет вернувшийся из германского плена офицер, звали его Викторин Михайлович Молчанов. Именно здесь в это время жил и служил мировым судьей его брат Александр Михайлович. Дальнейшие события описаны В.М. Молчановым, будущим командиром Ижевской дивизии в армии адмирала Колчака, «последним белым генералом», воевавшим с красными до самого конца российской земли, в его воспоминаниях. Сам он называет выступление алнашских крестьян против большевиков восстанием, хотя о термине, конечно, можно спорить. Но ясно одно – большевиков удмурты не любили, как бы ни пытались впоследствии официальные историки представить их поголовно сторонниками Советской власти, при этом почему-то непременно ставя знак равенства между Советами и коммунистами.


Об алнашских крестьянах генерал Молчанов писал: «Большинство жителей были против большевиков. Они хотели порядка. Я бы не сказал, что все они были монархистами. Но все они хотели порядка. Они говорили: «Нам не нужны никакие социалисты. Если Государя императора больше нет, тогда должен быть кто-то, кому мы можем доверить власть».


Около сотни пеших добровольцев и двадцать конных – столько было в алнашской дружине, командовать которой волостной сход попросил боевого офицера Молчанова. На войско это, разумеется, походило мало – все-то во-оружение поначалу составляла пара винтовок да несколько шашек. Однако и село Алнаши на просторах разрушенной империи было не единственным. Вскоре отряд Молчанова вырос в численности до 500 человек. Собственно, у алнашской дружины и было-то пара боев, впрочем, весьма успешных. А дальше пути боевого офицера и алнашцев разошлись. Будущий генерал прошел с ижевцами свой боевой путь до Дальнего Востока, затем была эмиграция. А куда от себя убежишь?!


Хлебнули горя в алнашских селах и деревнях в это смутное время: белые, красные – и всем не живется спокойно на родной земле!.. А порядка, которого так хочется крестьянину, все нет и нет – сплошные бои да расстрелы. Дрожь пробирает от количества отпетых в Троицкой церкви села Алнаши молодых мужчин и парней, расстрелянных только в апреле 1919 года. А вскоре и былое административное деление начало утрачивать смысл – Вятская губерния просуществует еще несколько лет, но Алнашская волость уже входит в Можгинский уезд Вотской автономной области. Пройдет еще немного времени, и на карте Удмуртии появится Алнашский район. Так началась советская эпоха села Алнаши. И честно признаемся, не все в ней было плохо. Но это уже другая история, совсем не для проекта «Губерния».

 


Сергей Жилин
 


28.06.2012 13:58
Katia

Mne ochen ponrawilsia tekst, intersno uznat o meste swoego rozhdenija. Hotia sejchas prozhiwaju zagranicoj, no chasto wozwrashajus myslami kak segodnia wygladit Udmurtia. Bolshoe spasibo

02.06.2015 23:24
Сергей Жилин

Катя, вам большое спасибо за добрые слова!

28.10.2017 13:02
что было на заре интернета

история доткомов http://www.youtube.com/watch?v=lI9xbfATK8s&t=70s

27.03.2018 20:32
Жилье без ипотеки

Альтернатива ипотеке, жильё в аренду с выкупом и рассрочку от собственника http://arenda-s-vykupom.info

.

02.06.2018 20:23
Самара автобусы аренда

Самара автобусы аренда

http://abba-trans.com/page/samara-avtobusi-arenda/

.

Комментировать




Сусанна Арутюнян: "ЛОР-отделение 1-й РКБ действительно лучшее и самое сильное в республике"

...

Алексей Шкляев: "Для нас юбилей – это возможность еще раз проанализировать тот путь, который мы прошли за 85 лет"

...

Олег Бекмеметьев: "Мы ожидаем от реализации проекта «Умный город» комплексного эффекта"

...

Михаил Черемных: Когда город начинает движение, он становится интересен стране

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"