Селдон
2011

Металлургия в 2011 году: итоги и прогнозы

На глобальном металлургическом рынке вновь царит неопределенность, которая может смениться как очередным спадом, так и ростом. Увеличение цен на металлургическую продукцию в начале года оказалось краткосрочным, а апрельская коррекция затронула практически всю номенклатуру изделий металлургической промышленности. Недостаточный спрос и избыточное предложение вынуждают ведущих производителей снижать цены и консолидировать активы.

В начале 2011 года мировой рынок металлургии продемонстрировал положительные тенденции. Впервые за весь период после кризиса спрос начал повышаться, что связано как с необходимостью пополнения запасов конечных потребителей, так и ростом фактического потребления продукции. При этом спрос превзошел объем предложения, что повлекло за собой повышение цен.
 

В первом квартале 2011 года мировой выпуск стали, на которую приходится до 70% всех продаж, превысил 374 млн тонн, что на 9% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Производство росло не только в Индии и Китае, где оно сбалансировано с ростом потребления, но и в странах, где металлургический сектор ориентирован преимущественно на экспорт продукции, – в странах ЕС (на 7,3%), на Украине (на 7,7%) и в России (на 11%).
 

Тем не менее следует отметить, что дальнейшая стагнация была вполне предсказуемой с учетом политической нестабильности на Ближнем Востоке и Северной Африке, а также землетрясением в Японии. Продолжение роста выпуска продукции неизбежно вело к возникновению проблемы перепроизводства.
 

В условиях, когда прогноз роста мирового ВВП в 2011 году составляет около 3,2% и имеет тенденцию к понижению, региональные рынки начали разделение на аутсайдеров и лидеров.
 

Показателей 2007 года продажи могут достичь в Германии, Бельгии и Нидерландах по причине, прежде всего, увеличения объемов производства в машиностроении и работ в строительстве.
 

Долгое время находились на нулевой отметке или стремительно сокращались поставки в странах Южной Европы и Северной Африке. Более того, к концу весны с серьезными сбытовыми проблемами на внутреннем рынке столкнулись китайские компании, притом что среднедневное производство металлургической продукции в стране вышло на рекордный в истории уровень. Неблагоприятная конъюнктура сделала китайских экспортеров уступчивыми, что фактически означает экспортные поставки по демпинговым ценам. Другие азиатские производители оказались в сложном положении, так как хотели бы добиться роста цен с целью компенсации подорожания сырья.
 

Потеря рынков сбыта резко обострила конкуренцию. Из крупных импортеров осталась только Индия, но и этот растущий рынок не может поглотить весь нынешний избыток продукции.
 

Таким образом, если в 2010 году, согласно данным Всемирной ассоциации производителей стали (World Steel Association, WSA), рост спроса на сталь составил 13,1%, то в 2011 году прогнозируется замедление до 5,3%.
 

На снижение цен и падение спроса металлургический сектор реагирует обычно сокращением издержек, модернизацией, консолидацией активов, выстраиванием вертикальных структур, переориентацией производства на выпуск высокотехнологичной продукции и географической экспансией.
 

Эти рецепты будут вполне актуальны для металлургов в ближайшее время. Тем более что условия для консолидации в глобальном масштабе сложились еще до начала последних трудностей. По оценкам экспертов, на конец 2010 года общая стоимость сделок слияния и поглощения в мировой металлургии составила 14,3 млрд долларов по сравнению с 4,4 млрд в 2009 году. Как правило, основным мотивом наиболее значимых сделок является желание компаний обеспечить себя сырьем. Если данная тенденция продолжится, то к 2015 году на долю первой десятки игроков будет приходиться 40% мирового производства по сравнению с 20% на текущий момент.
 

Что касается России, то, похоже, восстанавливающаяся после финансового кризиса отечественная экономика постепенно оживает. Возобновляется реализация многих замороженных в 2008-2009 году проектов, появляются новые, инвесторы охотнее вкладывают средства. Ожидается, что уровень спроса будет постепенно расти практически во всех сегментах и отраслях российской промышленности и производства.
 

В 2010 году объем производства металлургических предприятий России увеличился в среднем на 10 процентов, а прогнозы на 2011 год также оптимистичны. По сравнению с показателями уходящего года спрос на металлопродукцию может вырасти не менее чем на 10 процентов. Основные ставки производители делают на сталь: по их прогнозам, уровень производства этого металла в 2011 году может увеличиться на 10-15 процентов по сравнению с показателями 2010 года. При наиболее благоприятных прогнозах уровень производства товарной металлопродукции может увеличиться на 10 процентов. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, за первые 4 месяца 2011 года объем металлургического производства в России увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,1% при росте индекса промышленного производства на 5,5%.
 

Особые надежды российские предприятия возлагают не только на повышающийся спрос, но и на целевые инвестиции в отрасль. Еще до кризиса, благодаря реализованным инвестиционным проектам, износ оборудования на крупнейших металлургических предприятиях России не превышал 50%, что является хорошим показателем даже на фоне развитых стран.
 

Приток инвестиций в необходимых объемах может обеспечить базу для повышения показателей в финансовом и производственном сегментах, а также укрепить конкурентоспособность российских производителей металлопродукции относительно зарубежных предприятий.
 

По прогнозу аналитиков компании «Эрнст энд Янг», в период до 2020 года в горно-металлургическую промышленность России будет вложено около 100 млрд долларов прямых иностранных инвестиций.
 

Эксперты отмечают, что после кризиса российские металлургические компании стали осторожно подходить к приобретениям новых активов за рубежом и сосредоточились на органическом росте – повышении энергоэффективности и производительности труда, снижении себестоимости, вопросах качества и освоения новых видов продукции с высокой добавленной стоимостью.
 

Анализируя состояние продаж металлургической продукции в целом, можно прийти к выводу, что мировой металлургический рынок преодолел проблемы 2008 года, хотя и не во всех регионах и сегментах.
 

Поступательный рост сдерживается неустойчивым характером спроса. В прошедшие месяцы 2011 года объемы производства росли, но цены на металлургическое сырье росли еще быстрее.
 

Последний мировой кризис дал производителям ценный опыт и многому их научил. Резкий спад уменьшил стоимость и уровень спроса, например, на железную руду, однако это продолжалось лишь несколько месяцев. В конце концов, цены на сырье выросли до максимально возможного уровня, а металлурги, балансируя на грани рентабельности, вынуждены продавать конечную продукцию на условиях покупателя, чтобы не утратить постоянных клиентов и выстоять в условиях рыночной конкуренции. Основной вывод: какие бы события в мировой экономике не происходили, уровень спроса на металлургическое сырье если и будет переживать спады, то только кратковременные.
 

Кроме того, из-за роста цен на энергию и пр. продолжается процесс инфляции издержек, негативно влияющий на рентабельность металлургического производства. В связи с этим, вполне вероятно, в ближайшее время на рынке произойдет некоторый откат с завоеванных позиций.
 

Таким образом, оценить истинную адекватность и значимость влияния на сложившуюся ситуацию многочисленных внешних факторов станет возможно, скорее всего, лишь по итогам третьего квартала.

 


Андрей Барышников
 


Комментировать




Сусанна Арутюнян: "ЛОР-отделение 1-й РКБ действительно лучшее и самое сильное в республике"

...

Алексей Шкляев: "Для нас юбилей – это возможность еще раз проанализировать тот путь, который мы прошли за 85 лет"

...

Олег Бекмеметьев: "Мы ожидаем от реализации проекта «Умный город» комплексного эффекта"

...

Михаил Черемных: Когда город начинает движение, он становится интересен стране

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"