Селдон
2011

Нормы риска

В новейшей экономической истории России одним из наиболее динамично и успешно развивающихся рынков является страхование. Сложившуюся на сегодняшний день страховую систему можно оценивать по-разному и даже истово критиковать, но нельзя не признавать очевидного: за сравнительно небольшой отрезок времени в российском бизнес-пространстве сформировался независимый и конкурентный рынок страховых услуг, вовлеченными в который в обязательном или добровольном порядке оказались практически все граждане России.

На волне реформ


Первый этап развития коммерческого страхования в России пришелся на конец 1980-х – начало 1990-х годов и, по мнению экспертов, был взрывным, если не сказать – диким, поскольку фактически никем и ничем не регулировался: в России отсутствовала какая-либо правовая база и государственный контроль за страховой деятельностью. На рынке как грибы после дождя стали появляться независимые, негосударственные страховые организации, большинство из которых не имело достаточных уставных капиталов и иных собственных средств. При этом новые рыночные игроки готовы были страховать всех, все и на любых условиях.


 

Помимо конъюнктурных, а порой и чисто спекулятивных оснований, главной причиной быстрого роста числа страховых организаций в то время было осознание бизнес-сообществом широких возможностей финансовых операций, которые можно проводить при помощи страховых инструментов. Именно тогда зародилось «зарплатное» страхование жизни с использованием льготного режима налогообложения на фонд оплаты труда.


 

Второй этап развития российского страхования, который пришелся на первую половину 1990-х годов, можно назвать периодом относительно цивилизованного экстенсивного роста. В тот период был образован Росстрахнадзор – орган государственного регулирования страховой деятельности, имевший структурные подразделения во всех регионах, в том числе в Удмуртии (в настоящее время упразднен. – Прим. автора); принят первый в истории России закон «О страховании», вступивший в силу в начале 1993 года. Этот документ точно определял основные параметры страховой деятельности и требования к надежности страховщиков. Как следствие, на страховом рынке началось упорядочивание страхового бизнеса, или саморегулирование, как сказали бы сегодня. Впрочем, несмотря на «закручивание гаек», в конце 1995 года в России насчитывалось 2217 страховщиков. В известной степени на ситуацию повлияло развитие системы обязательного медицинского страхования, страхования сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, достаточно активно развивалось и страхование имущества зарождающегося в государстве среднего класса.


 

Отправной точкой третьего, умеренного, этапа становления страхового рынка эксперты считают февраль 1996 года, когда были ликвидированы благоприятные условия, способствовавшие наращиванию объема страховых операций. В результате рынок заметно сузился, конкуренция на нем усилилась. Интересы страховщиков начали постепенно смещаться на рынки рискового страхования юридических и физических лиц. К кризисному 1998 году на российском страховом рынке сформировалась группа из 100 страховщиков-лидеров, которые задавали тон всему страховому бизнесу в России. Собственно, такое положение вещей сохраняется до сих пор, правда, теперь разделение на явных лидеров и аутсайдеров еще более усилилось. Погоду определяют не более 50 компаний.

 

Болезни роста


На начало 2000 года число страховщиков в России сократилось в 1,5 раза. Однако столь массовый отсев не отразился на развитии рынка, уровне предложений, страховых премий и выплат. Последние даже выросли, причем в разы, что свидетельствовало о стабильности текущего состояния и хороших перспективах страхового дела в российском государстве. Спустя два года для создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц появилась Концепция развития страхования в Российской Федерации, определившая страхование важнейшей составляющей социально-экономического развития государства.


 

Вместе с тем разработчики Концепции признавали, что за годы рыночных преобразований в России не удалось в полной мере сформировать устойчивый, соответствующий современным потребностям общества рынок страховых услуг. Негативное влияние на развитие страхования оказали: невысокий уровень платежеспособности и спроса граждан и юридических лиц; недостаточное использование рыночного механизма в области страхования; отсутствие надежных инструментов долгосрочного размещения страховых резервов; ограничение конкуренции в некоторых секторах рынка страховых услуг и на территориях; отсутствие системы мер по совершенствованию законодательства о налогах и сборах в сфере рынка страховых услуг; низкий уровень капитализации страховых организаций; неразвитость национального перестраховочного рынка и т.д.

 

По мнению наших экспертов, многие из вышеперечисленных причин до сих пор служат тормозом развития страхового бизнеса. Взять хотя бы «невысокий уровень платежеспособности». Не секрет, что потребность в страховании возникает в связи с крупными инвестициями – при покупке дорогостоящей техники или недвижимости. Так вот, после кризиса 2008 года инвестиционная деятельность в данном сегменте потребительского рынка резко замедлилась: по данным Росстата, в 2009 году инвестиции в основной капитал упали на 17%. Соответственно, интерес к страхованию имущества тоже снизился. Сократились и объемы банковского страхования.



Впрочем, это не расшатало фундамент российского страхового рынка, хотя легкие трещинки по нему все-таки побежали. Так, в первом полугодии 2010 года общая сумма страховых премий превысила 521 млрд рублей, рост к соответствующему периоду предыдущего года – практически 6%. Однако это стоимостное измерение всего страхового пакета, общее количество договоров страхования не растет. За тот же период количество договоров имущественного страхования сократилось более чем на 4,5 миллиона, снизилось и число договоров страхования жизни и здоровья. Вот это действительно опасный синдром, который, вероятно, связан не только с кризисом, а с общим снижением уровня доверия к страховщикам. Вот что по-настоящему опасно и настораживает.



В частности, об этом в августе 2010 года на Совещании по вопросам развития российского рынка страхования говорил Президент РФ Дмитрий Медведев. Он обратил внимание участников на то, что «развитие страхового рынка и развитые институты страхования – это символ цивилизованного государства, и это имеет прямое значение как для деятельности наших компаний, так и для жизни обычных людей».

 

Об успехах и проблемах


По данным Федеральной службы страхового надзора, на 31 декабря 2010 года в едином государственном реестре субъектов страхового дела значилось 625 страховщиков (из них 618 страховых организаций и 7 обществ взаимного страхования) и 144 страховых брокера. Общая сумма страховых премий за 2010 год составила 1041,09 млрд рублей (106,5% по сравнению с 2009 годом), выплат – 768,59 млрд рублей (104,4%). Показатель доли страховой премии в ВВП за 2010 год составляет 2,34%. Тем самым по сборам страховой премии уровень 2008 года достигнут и даже немного превышен. Рост премии получен, главным образом, за счет следующих видов: личное страхование (+ 20% к показателю 2009 года), ОСАГО (+ 7%), страхование жизни (+ 37%).


 

Как отмечает руководитель ФССН Александр Коваль, рост идет за счет роста сборов крупнейших компаний, на рынке отмечается усиление процессов концентрации. Доля рынка топ10 страховых компаний в 2010 году достигла 54,4% от собранных премий, топ20 – 68,8%, топ50 – 83,4%. В ОСАГО этот процесс еще заметнее: топ10 страховщиков собрали 70,5% премий, топ20 – 83,9%, топ50 – 95,9%.



В межрегиональном разрезе, как свидетельствуют данные главы ФССН, рост осуществляется в основном за счет Центрального федерального округа (+10%), что объясняется средоточием в ЦФО всех крупных компаний. Приволжский федеральный округ занимает позиции середнячка.



А.К.:
При этом остается сложной ситуация с уставными капиталами страховых организаций. Размер совокупного уставного капитала всех страховщиков за 2010 год вырос на 3,3% и составил 153,2 млрд рублей (22,2% этих сумм приходилось на нерезидентов), а средний размер уставного капитала вырос на 17,5% и достиг 248 млн рублей. Но при этом количество компаний, не отвечающих новым требованиям, предъявляемым к величине уставного капитала, все равно остается значительным. По состоянию на 1 февраля 2011 года им не соответствовали около 75% страховых организаций. Совокупный дефицит уставного капитала составляет 54,3 млрд рублей, это примерно треть от совокупного уставного капитала.


С сожалением приходится констатировать, что имеет место демпинг. Кроме того, на рынке остается определенное число страховщиков, которые недобирают премии по отношению к предыдущим периодам. Количество таких компаний уменьшилось с 60 до 41%, но нужно понимать, что сейчас пошел уже третий год с начала кризиса, то есть совершенно очевидно, что состояние у них с учетом нарастающих выплат, критическое. Они не просто не смогли восстановить объемы, у них есть и проблемы с активами, кроме того, окончательно усугубляет их положение необходимость нарастить капитал в соответствии с новыми требованиями. Поэтому легкой жизни у страховых компаний не будет.

 

Удар держат

 

На фоне общероссийских тенденций развитие страхового рынка Удмуртии выглядит достаточно показательно – республика ощутила на себе все изменения и тренды последних лет: бурный рост численности страховщиков (с 30 в 2001-м до 109 в 2008-м), планомерное увеличение страховых поступлений и выплат, увеличение инвестиций страховщиков в экономику.


 

Надо сказать, что развитие рынка страховых услуг входило в перечень задач социально-экономического развития республики, находя свое отражение во всех среднесрочных Программах СЭР УР, начиная с 2001 года. В соответствии с отчетными показателями последней программы, рассчитанной на период с 2010-го по 2014 год, в течение 2005-2009 годов страховые организации Удмуртии ежегодно наращивали объемы, расширяли виды деятельности и территорию оказания услуг. За период с 2005-го по 2008 год объемы страховых поступлений увеличились более чем в 5 раз, страховые выплаты увеличились в 8 раз. Правда, о перспективах развития рынка и мерах поддержки правительства в программе «10-14» ничего не сказано. Видимо, в ближайшие четыре года страховщикам республики предлагается самостоятельно «держать удар» и на помощь государства особенно не рассчитывать.


 

Между тем страховщики Удмуртии и прежде не обольщались по поводу господдержки, полагаясь главным образом на конъюнктуру рынка, собственный маркетинг и развитую агентскую сеть. Именно внутренние резервы позволили многим компаниям противостоять нажимам экономического кризиса и удержать ослабевающий спрос на услуги. По оценкам наших экспертов, в настоящее время рынок страхования в УР относительно стабилен – за 2010 год общий объем страховых премий в УР вырос на 24 млн рублей, или 0,83% (см. табл.). С рынка ушли небольшие компании, выросла доля крупнейших страховщиков. Здесь заметим, что за три последних года количество страховых компаний, работающих в Удмуртии, сократилось более чем на четверть. В 2008-м их работало 109, в 2009-м – 87, в 2010-м – 85. И сокращение численности, по некоторым оценкам, продолжится.


 

Наиболее востребованы в 2010 году были такие виды страхования как страхование имущества физических лиц, ДАВТО (КАСКО, ДСАГО). Основные причины – аномально жаркая погода и рост автомобильного рынка, в том числе за счет программы по утилизации авто. Отток договоров был в основном по страхованию от несчастных случаев и ДМС за счет средств предприятий. В сегменте корпоративных продаж большого спада не произошло.


 

– Активность корпоративного рынка связана, в первую очередь, с обязательными видами страхования – страхование ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты, страхование профессиональной ответственности, – поясняет директор филиала ООО «Росгосстрах» в УР Владимир Бурмистров. – Кроме того, к «обязательным» видам корпоративного страхования можно отнести заключение договоров при выдаче кредита банковскими учреждениями с целью обеспечения сохранности залога, а также «лизинговое» страхование, при котором лизингополучатель обязан страховать получаемое в лизинг имущество. Некоторое падение объемов поступления страховых премий по данной категории договоров, в первую очередь, произошло потому, что в объемах выданных кредитов и имущества в лизинг в 2009-2010 годах тоже наблюдался спад.

 


Умеренный оптимизм


По некоторым прогнозам, ожидаемые темпы роста страховых премий в ближайшие годы останутся довольно скромными. Как считают эксперты, сегодня нельзя ожидать бурного роста российской экономики, вызванного резким всплеском цен на мировом сырьевом рынке, как в предкризисные годы. Одновременно внутренние основания экономического роста тоже являются весьма слабыми. Для того чтобы обеспечить реальное увеличение страховых премий, требуется быстрый рост производства, денежной массы и доходов, превосходящих потребности предприятий и населения.
В этом случае избыточные (по сравнению с первоочередными нуждами) ресурсы будут направляться в том числе и на страхование. И это оптимистичный, но маловероятный вариант развития событий.

– Думаю, что 2011 год будет для российского рынка страхования очень тяжелым, – резюмирует руководитель Федеральной службы страхового надзора Александр Коваль. – Сумма недостающих уставных капиталов, которую требуется добрать в расчете на весь рынок, просто фантастическая, поэтому есть риск, что из-за этого компании могут пойти на различные нарушения. Каждый из страховщиков сейчас оценивает свои возможности по увеличению уставного капитала. Обнаружив, что выполнить их не получится, кто-то уйдет с рынка достойно, а кто-то попытается напоследок заработать и уйти как обычно.
При этом мало кто из потенциальных банкротов готов представить нам план восстановления платежеспособности. Это создает серьезные трудности и очевидные угрозы. Умеренно оптимистичны прогнозы самих страховщиков.

– Что касается добровольных видов страхования, то в 2011 году большинство корпоративных клиентов сократят свои расходы на страхование, – считает директор филиала ООО «Росгосстрах» в УР Владимир Бурмистров. – Многие бюджеты организаций «сверстаны» с расходной частью только на обязательные виды ОСАГО, ОПО и т.д. В первую очередь, на предприятиях идет отказ от социальной составляющей страхования: уменьшаются затраты на добровольное медицинское страхование, в ряде случаев клиенты полностью отказываются от данного вида, от коллективного страхования от несчастных случаев.
Наметилась тенденция к сокращению объема по добровольному страхованию транспортных средств от рисков «ущерб» и «угон». При этом ожидается увеличение премий по таким видам страхования как имущество физических лиц, личное страхование, страхование жизни.

 
Ольга Иртегова


Не поглощение, а интеграция > > >

 

 

 



Комментировать




Надежда Горяйнова: "Нашей школе требуется республиканский статус"

...

Фанил Зиятдинов: "ИЭМЗ «Купол» – предприятие с высокой степенью диверсификации"

...

Олег Бекмеметьев: "Мы ожидаем от реализации проекта «Умный город» комплексного эффекта"

...

Михаил Черемных: Когда город начинает движение, он становится интересен стране

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"