Фонд развития предпринимательства
2010

Время мыслить объективно

Жилищно-коммунальная отрасль страны, отправившаяся в свое время по воле государства в свободное плавание, медленно, но верно идет к цивилизованному управлению. Хотя само понятие «управление», по словам представителей управляющих компаний в сфере ЖКХ, до сих пор не получило четкого законодательно утвержденного определения.

Надежду на то, что рано или поздно эта основополагающая проблема отечественного коммунального хозяйства будет решена, дает активная деятельность Ассоциации «Национальное объединение саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью». Ее учредителями выступили 18 СРО, среди которых первая зарегистрированная в России саморегулируемая организация – СРО НП «Управдом» Удмуртской Республики.

Дмитрий Сурнин, заместитель председателя совета НОСО УН
Дмитрий Сурнин, заместитель председателя совета НОСО УН

Сегодня в НОСО УН входят уже 36 СРО из 42 субъектов страны. А это 1000 управляющих компаний, более 220 миллионов квадратных метров жилья и 70 тысяч многоквартирных домов.

 

Какие вопросы призвано решать Национальное объединение и чего уже удалось достичь, рассказывает заместитель председателя совета НОСО УН Дмитрий Сурнин.

 

Проблемные стороны отношений

 

За пять последних месяцев 2010 года Ассоциация провела более 30 совещаний в разных городах России, в том числе и в Ижевске, где были выявлены основные блоки существующих в отрасли ЖКХ проблем. Выделю некоторых из них: отсутствие документации, а также структурированных данных об объекте, работах, которые на нем проводились, и состоянии дома. Результат этого – отсутствие плановости и прогнозируемости дальнейших действий. Свою негативную роль в развитии деятельности управляющих компаний играет многообразие отчетности перед надзорными органами, государственной властью и собственниками. Кроме того, мы вынуждены сегодня тратить невероятные силы на работу с огромным количеством запросов и обращений.

 

Настоящей проблемой для управляющих компаний является отсутствие законодательной основы, регулирующей отношения всех участников жилищной сферы. Рынок ЖКХ сегодня не развивается из-за субъективности выстраиваемых отношений. Государство, собственники, ресурсоснабжающие организации, УК и ТСЖ – все одну и ту же ситуацию понимают по-своему. Для того чтобы управляющей компании выжить в данных условиях, ей приходится со всеми договариваться. Точно так же регулировались отношения 20 и 30 лет назад.

 

Процент УК в стране медленно, но верно идет к снижению из-за банкротства компаний, возникающих, опять же, в результате неурегулированных финансовых отношений, в первую очередь, управляющих и энергоснабжающих организаций. Согласно Постановлению Правительства РФ о правилах оказания коммунальных услуг гражданам, мы должны приобретать коммунальные услуги у поставщиков и предоставлять их собственникам по одинаковой цене. В результате УК не имеют собственной торговой наценки, необходимой для обеспечения функций администрирования, компенсации расходов на начисление и сбор платежей. И что очень важно, у нас отсутствует возможность компенсировать неплатежи потребителей. При этом мы несем все риски, связанные с неплатежами, и, независимо от того, в каком объеме оплачены коммунальные услуги, обязаны покрыть стоимость предоставленных людям ресурсов.

 

Поставщики же ресурсов, наоборот, имеют возможность не только компенсировать административные расходы, но и включить в тариф неплатежи УК и потребителей, что приводит к увеличению стоимости коммунальных услуг. То же самое и с вопросом качества ресурсов, при отклонении от нормы, например, температуры той же горячей воды собственник вправе обратиться в контрольный орган с жалобой. В этом случае мы как управляющая компания обязаны произвести перерасчет платы за некачественный ресурс. То есть собственнику возмещается убыток, а что в этой ситуации делать УК? Только идти в суд, но практически все заседания, на которых разбирается вопрос оплаты ресурсов, управляющими компаниями проигрываются, в результате чего они покрывают неплатежи за счет средств, предусмотренных на иные цели, и становятся банкротами. Вот еще один большой риск деятельности УК в современной системе ЖКХ страны.

 

Предложение решений

 

Один из вариантов решения вышеописанной проблемы, которые на сегодняшний день предлагает Ассоциация, это совершенствование методики расчета тарифов посредством выделения из общей наценки – розничной, для управляющей компании на покрытие расходов администрирования. Это не повлечет за собой повышение платежей за коммунальные услуги собственников.

 

Кроме того, необходимо предоставить возможность участия в обсуждении тарифообразования объединениям управляющих организаций и ассоциациям ТСЖ. Все участники рынка ЖКХ должны нести долю ответственности, чего сегодня нет. Она целиком и полностью возложена на управляющие компании. Если четко на законодательном уровне определить долю ответственности каждого, мы получим объективность во всех вопросах, возникающих на рынке.

 

Взять безопасность. Отвечать за нее должен, в первую очередь, собственник, который и определяет перечень работ по обеспечению безопасности объекта. В настоящий момент Ассоциация «Национальное объединение СРО управляющих недвижимостью» выходит с инициативой законодательного урегулирования требований к безопасности собственников. Кроме того, мы продвигаем идею того, что в доме обязательно должна быть создана структура ТСЖ, на которую и должны быть возложены основные функции управления домом.

 

Единый информационный портал

 

Все выше обозначенные проблемы являются рисками, которые не позволяют потенциальным инвесторам входить на рынок ЖКХ. Здесь нет адекватного страхования, потому что невозможно оценить все риски, возникающие на этом рынке. Цель «Национального объединения саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью» –сделать бизнес прозрачным и уменьшить влияние рисков. О необходимости привлечения инвесторов в сферу ЖКХ говорил в одном из своих выступлений и Президент РФ Дмитрий Медведев. Для этого, в первую очередь, нужно создать нормативно-правовую базу, которая позволит уменьшить риски. Так, регламент технической безопасности зданий разграничит ответственность собственника и управляющей компании, занимающейся этим профессионально, но по поручению собственника.

 

Без сомнения, для качественного управления необходимо обладать всей информацией об объекте. Но первое, с чем мы столкнулись, когда пришли на рынок ЖКХ, – это полное отсутствие документации и структурированных данных о доме.

 

Необходимо создать технический паспорт объекта. В настоящее время мы сотрудничаем с Фондом содействия ЖКХ над проектом «единый информационный портал», состоящим из трех электронных блоков: реестра управляющих компаний, объектов недвижимости и их технического состояния. Однако эти вложения более чем оправданы. Единый информационный портал призван решить многие возникающие сегодня вопросы. Ведь система электронной паспортизации многоквартирных домов разбивает их на элементы безопасности от фундамента до чердака и самой последней задвижки. По каждому элементу фиксируется текущее состояние, производимые изменения и результат. Таким образом, не только управляющие компании получат возможность планировать текущие ремонты ровно в установленные сроки, но и собственник в открытом доступе увидит, какие именно работы УК делает в его доме и сколько это стоит. По сути, это выполнение задачи электронной модернизации, которую сегодня во главу угла ставит правительство страны.

 

Безусловно считаю, что подобный проект был бы успешным в г. Воткинске. Так как город небольшой, соответственно более управляем, гораздо проще будет отладить систему именно так, как она задумана. Не только перейти на электронные паспорта, но и создать единую диспетчерскую службу, которая будет выполнять функции посредника между собственником и управляющей компанией в приеме запросов от первого. Думаю, что это будет коммерческая структура, призванная облегчить сегодняшнее бремя управляющих компаний по приему обращений граждан.

 

С целью успешного внедрения данного электронного продукта в настоящий момент создана организация «Агентство информационных технологий в ЖКХ».

 

Елена Попова

 

 

 

Следующая > Экономика 2010: результаты и перспективы > > >



Комментировать




Татьяна Чуракова: "Будущее Игринского района связано с развитием традиционных отраслей"

...

Владимир Шевяков: "Мы готовы воплощать самые сложные с архитектурно-инженерной точки зрения проекты"

...

Антон Кузнецов: "ИОМЗ – уникальный пример преданности производству"

...

Игорь Зарипов: "Продукция ООО «Увадрев-Холдинг» пользуется отличным спросом"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Камский институт
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"