Фонд развития предпринимательства
2010

Сергей Миронов - качество местных законов повысилось

2011 год обещает быть насыщенным как в политическом, так и социально-экономическом плане. Свою роль в этом сыграют и выборы депутатов Государственной Думы РФ, намеченные на предстоящий декабрь. Продолжительная предвыборная кампания, безусловно, принесет немало законодательных инициатив, непосредственно влияющих на уровень жизни народонаселения страны.

Впрочем, по мнению Председателя Совета Федерации Сергея Миронова, высказанному в эксклюзивном интервью нашему журналу, определяющим фактором развития России в новом году станет борьба с коррупцией и дальнейшая модернизация национальной экономики.

Сергей Миронов, председатель Совета Федерации
Сергей Миронов, председатель Совета Федерации

Путь развития регионов

 

«ДК»: Сергей Михайлович, в чем, на ваш взгляд, главное политическое и экономическое ожидание 2011 года?

С.М.: Конечно, это выборы в Государственную Думу. Любые выборы всегда привносят много нового, поскольку изначально предполагают определенную конкуренцию и соперничество. Уверен, что если в основу формирования, работы и контроля избирательных комиссий будет положен здравый смысл, то результатом станет такой состав Государственной Думы, который будет более эффективно принимать законы, необходимые стране.

В предстоящем году должны появиться и первые зримые результаты проводимой в стране модернизации и борьбы с коррупцией. В эти процессы постепенно втягиваются значительные слои населения, что делает неизбежным положительное изменение социального и духовного климата в стране.

 

«ДК»: Одним из ключевых векторов развития российской экономики на ближайшие годы является модернизация и повышение энергоэффективности. Насколько законодательная база готова к обеспечению реализации этих направлений?

С.М.: Модернизация экономики и повышение энергетической эффективности как приоритеты внутренней политики России тесно взаимоувязаны. Повышение энергоэффективности не может не способствовать решению задачи модернизации экономики. А массовое внедрение новых технологий повышает энергоэффективность.

 

Президентом страны поставлена задача к 2020 году – снизить энергоемкость ВВП на 40%. И речь идет не только о снижении энергопотребления. Повышение энергоэффективности – это создание новых технологичных сфер бизнеса, модернизация промышленности, улучшение условий проживания наших граждан и производство новых высокотехнологичных товаров.

 

Законодательная база этих направлений развивалась в последние годы весьма интенсивно. В 2008 году вышел указ Президента Российской Федерации о принятии мер по повышению энергоэффективности. Был принят и вступил в силу Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». В качестве первого шага закон, в частности, вводит обязательный энергоаудит в бюджетных организациях, прописывает сроки установки приборов учета на предприятиях и в жилых домах и с 2011 года вводит запрет на госзакупки ламп накаливания.

 

Важные функции в деле повышения энергоэффективности возложены на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Во-первых, это координация и мониторинг работ по энергоэффективности на своей территории. Все без исключения субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в первом полугодии текущего года должны были разработать и утвердить программы энергосбережения для своих территорий. Принято решение, что лучшие программы по энергосбережению получат государственную поддержку.

 

Кроме того, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны добиваться повышения эффективности использования энергетических ресурсов в бюджетном секторе. С текущего года бюджетные учреждения обязаны экономить более 3% энергоресурсов в год. Очень важно, что вся экономия, получаемая сверх этого норматива, остается в распоряжении бюджетного учреждения и может быть направлена, в том числе, на зарплату сотрудников. Это, на мой взгляд, действенный стимул для реализации энергосбережения в регионах.

 

В середине мая Президент России подписал указ об оценке качества работы местных властей в сфере энергосбережения и энергоэффективности. В перечень уже существующих показателей для оценки действий местных властей в области энергоэффективности добавлены энергоемкость валового регионального продукта, использование приборов учета энергоресурсов, доля энергоресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии, ряд других. Правительству РФ поручено выделять регионам гранты для поощрения наилучших результатов в сфере энергосбережения. Считаю, что политика федерального центра, направленная как на формирование показателей оценки действий регионов в сфере энергоэффективности, так и стимулов для энерго-сбережения, – залог того, что регионы рано или поздно сами осознают значимость и необходимость работы в этом направлении.

 

«ДК»: От чего зависит успех регионов в их развитии по пути энергоэффективной экономики?

С.М.: Я часто бываю в поездках по стране и вижу значительные успехи в этой работе в тех регионах, где идет сотрудничество с федеральным центром. Например, регионы активно подключились к запуску четырех пилотных проектов по энергоэффективности, инициированных президентской комиссией по модернизации. Проекты направлены на отработку экономически оправданных мер в деле энергосбережения с последующим тиражированием эффективных решений. В частности, это проект «Энергоэффективный город» и «Энергоэффективная социальная сфера». В них участвуют такие города как Тюмень, Воркута, Апатиты, Самара и Казань. Уже есть первые результаты. Так, выявлены мероприятия, позволяющие в жилом секторе экономить до 10% от текущего потребления, а в социальном секторе – до 25%.

 

Но есть и проблемы – недостаточно прозрачных механизмов привлечения частных инвестиций в этот сектор и инертность населения. По признанию губернатора Тюменской области Владимира Якушева, даже в «энергоэффективной» Тюмени, согласно соцопросу, что-либо предпринимают по части сбережения ресурсов лишь 10% населения. Уверен, именно совместные действия федерального центра и регионов дадут реальный и ощутимый успех в деле повышения энергоэффективности каждого субъекта Российской Федерации и в целом российской экономики.

 

 

Нормотворчество в одни ворота

 

«ДК»: Какие законодательные инициативы могут пополнить список федеральных нормативно-правовых актов в 2011 году?

С.М.: Ключевым направлением работы Совета Федерации будет законодательное обеспечение модернизации страны. Это законопроекты, касающиеся различных направлений: от изобретательства, вопросов авторского права, образования до внедрения и распространения новых технологий.

 

Особое внимание будет уделено законодательному обеспечению задач, решаемых в рамках приоритетных национальных проектов, и в целом – развитию социальной сферы. При всех весьма противоречивых тенденциях в этой области мы понимаем, что обеспечение социального развития человека – это главное, и оно является залогом процветания общества.

 

«ДК»: Насколько ощутимо региональные законодательные собрания, в частности Удмуртия, влияют на формирование федерального законодательного поля?

С.М.: К сожалению, влияние региональных законодателей на федеральный законодательный процесс пока невелико. В прежние годы количество принятых по инициативе регионов федеральных законов составляло всего несколько процентов, сейчас оно немного выросло, но этого все равно явно недостаточно.

 

До сих пор существует проблема немотивированного возврата законопроектов субъектам права законодательной инициативы. Частично она была снята решением Конституционного суда по запросу Государственной Думы Томской области о конституционности пункта 100 Регламента Правительства. Этим решением была признана противоречащей Конституции практика возврата законопроектов, поступивших на заключение в правительство без финансово-экономического обоснования. Однако практика игнорирования инициатив субъектов РФ в стенах Государственной Думы по-прежнему продолжается.

 

Например, Государственным Советом Удмуртской Республики было внесено в Госдуму текущего созыва 26 законопроектов, из них на рассмотрении в настоящее время находится 5 проектов, снят с рассмотрения – 21, принято всего 2 закона: «Об упразднении некоторых районных судов Удмуртской Республики» и «О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Удмуртской Республики». Цифры говорят сами за себя.

 

«ДК»: По каким же причинам Госдума чаще всего снимает с рассмотрения региональные законопроекты?

С.М.: Прежде всего, это происходит в связи с несоблюдением требований Регламента Государственной Думы либо по мотивам принятия аналогичного законопроекта в первом чтении. Очень часто это происходит из-за недостаточной проработанности региональных законодательных инициатив. В целом причинами «пробуксовки» региональных законодательных инициатив на федеральном уровне являются их противоречивость и дублирование, фрагментарность, отсутствие системности, недостаточный уровень правовой проработанности.

 

Совет Федерации более чем какой-либо другой федеральный орган связан с системой региональной представительной власти. Наша главная задача – максимально учитывать интересы регионов в федеральном законодательном процессе. Отсюда и родилась идея консолидированных законодательных инициатив – в сущности, обычных инициатив, обладающих, однако, как я уже отмечал, отличительным признаком – их надрегиональным характером. Консолидированные инициативы отличаются от других региональных инициатив масштабностью постановки задач, а сфера их регулирования затрагивает насущные вопросы развития многих регионов.

 

Почти два года назад в своем Послании Федеральному Собранию Президент России поставил задачу повысить эффективность законодательной деятельности субъектов Федерации на федеральном уровне и поручил Совету Федерации стать координатором этой работы. При этом конституционное право законодательной инициативы, закрепленное за представительными органами субъектов Федерации, никоим образом не умаляется. Мы работаем вместе с регионами, у нас общие цели.

 

В течение 2009 года мы подписали соглашения о взаимодействии в законодательном процессе с законодательными органами всех субъектов Федерации. К настоящему моменту в Совет Федерации от регионов поступило 65 проектов законодательных инициатив и предложений. На разных стадиях рассмотрения находится 21 инициатива. К внесению в Государственную Думу подготовлено 3 законопроекта: «Об оптовых сельскохозяйственных продовольственных рынках» (инициатива Законодательного Собрания Краснодарского края), «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (инициатива Законодательного Собрания Забайкальского края) и «О порядке проведения аудита эффективности контрольно-счетным органом, создаваемым законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации» (инициатива разработана Комиссией Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации совместно с рядом законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Хочется надеяться, что консолидированные законодательные инициативы станут обычной практикой в российском законодательном процессе.

 

 

«ДК»: Какой регион наиболее активно обращается с законодательными инициативами к федеральному центру? Каких тем чаще всего касаются региональные законодательные инициативы?

С.М.: Всего в текущем созыве в Государственную Думу законодательными органами субъектов Федерации внесено 1633 законопроекта. Рекордсменами по числу внесенных инициатив стали Законодательное собрание Санкт-Петербурга (64 законопроекта), Самарская губернская Дума (63 законопроекта) и Законодательное собрание Челябинской области (53 законопроекта). Большинство региональных законопроектов посвящено вопросам социальной защиты граждан и развития экономики. И это закономерно, поскольку именно эти вопросы более всего волнуют законодателей на местах.

 

«ДК»: А в чем сегодня заключается главная проблема законодательной власти на местах?

С.М.: Еще совсем недавно одной из наиболее серьезных проблем на региональном законодательном поле было принятие законов, не соответствующих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Но сегодня этот вопрос можно считать в целом закрытым. Сейчас региональных законодателей подстерегает другая опасность – «законодательная вакханалия» на федеральном уровне: федеральные законы изменяются так быстро и интенсивно, что законодатели на местах просто не успевают за этими изменениями. Так, например, за последние два года изменения в закон о банкротстве вносились чуть ли не десять раз, причем менялась именно процедура банкротства. Аналогичную ситуацию мы много лет отмечаем и в отношении Налогового кодекса. Пагубность такого рода законотворческих «технологий» в полной мере ощущают на себе практически все региональные законодатели, не говоря уже о правоприменителях.

 

Есть законодательные проблемы, характерные для всех уровней власти. Прежде всего, качество подготовки законопроектов, наличие в них большого количества пробелов, коллизий и внутренних противоречий. Другая проблема – это необходимость рассмотрения законопроектов комплексно, во взаимосвязи с «пакетами документов», которые обеспечивают их реализацию. Для федерального уровня эта проблема стоит особенно остро, но и регионам она не чужда. В 2009 году были внесены уточняющие изменения в Регламент правительства и в Регламент Государственной Думы, в соответствии с которыми закон не может быть принят, если в Государственную Думу не поступит информация правительства о проектах соответствующих подзаконных актов. Однако этот порядок касается только одной группы законопроектов – о предоставлении социальной поддержки отдельным категориям граждан.

 

В целом за последние годы уровень подготовки региональных законопроектов заметно вырос. Депутаты на местах стараются ориентироваться в непростом федеральном законодательстве, у них много интересных идей. Федеральный центр просто обязан использовать этот потенциал.

 

«ДК»: С какими законодательными казусами, вынесенными на рассмотрение в СФ, пришлось столкнуться вам в уходящем году?

С.М.: По тем или иным причинам в этом году мы отклонили 5 законов, принятых нашими коллегами – депутатами Госдумы. Но с одним законом произошел случай, действительно уникальный в российской парламентской практике. Весной мы отклонили поправки к закону о связи, принятие которых повлекло бы значительные негативные последствия в сфере приема платежей для наших граждан. Напомню: вопрос заключался в том, кто имеет право принимать платежи граждан за услуги связи. Госдума в перечень добавляла странную и опасную формулировку «и иные лица», что, на наш взгляд, создавало лазейку для многочисленных махинаций. Государственная Дума преодолела вето Совета Федерации. И здесь, я хочу это особо подчеркнуть, президент, понимая всю пагубность этого закона, поддержал позицию нашей палаты и отклонил закон, принятый Госдумой.

 

Был и еще один случай. Произошел он, правда, в прошлом году. Здесь мы имели дело с юридически-технической ошибкой, допущенной в наименовании суда: вместо Асекеевского района и Асекеевского районного суда Оренбургской области в тексте закона значились Алексеевский район и Алексеевский районный суд. Депутаты приняли его в таком виде, не обратив внимания на эту, по сути, техническую неточность, которая, однако, в случае принятия дорого бы обошлась. Президент совершенно справедливо отклонил данный закон.

Конечно, мы тоже не снимаем с себя ответственности и постоянно работаем над тем, чтобы не было сбоев, чтобы нормативные акты стали более точными и верными технически.


Политическое омоложение

 

«ДК»: Ориентир на обновление региональных управленческих кадров, выбранный Президентом РФ Дмитрием Медведевым, уже привел к неожиданным кадровым перестановкам в ряде субъектов РФ. Какие изменения в политической структуре регионов стоит ожидать в новом году?

С.М.: Минувший год стал знаковым в судьбе российской политики. С одной стороны, потому что речь идет о создании качественно новой системы обновления профессиональной управленческой элиты. С другой стороны, сегодня подбор и расстановка кадров, пожалуй, впервые в российской истории осуществляется открыто для широкого общественного внимания.

 

Что касается замены губернаторского корпуса, я бы не стал говорить, что были какие-то неожиданные кадровые перестановки. Это естественный процесс, связанный как с нецелесообразностью долгого пребывания на высоком посту региональных лидеров, так и с нерешенными социально-экономическими проблемами. Новые назначения и досрочные отставки следует рассматривать, в первую очередь, в контексте повышения качества государственного управления в центре и на местах.

 

Президент России и ранее говорил, что нужно повышать эффективность работы региональной исполнительной власти за счет обновления кадров. Сейчас Дмитрий Анатольевич подтверждает свое намерение, и курс на смену глав регионов остается актуальным. При этом политика, которую проводит президент, вовсе не означает механической замены прежнего кадрового состава молодыми управленцами. Самое главное – это должны быть эффективные и подготовленные к современной жизни специалисты.


Год взвешенных решений

 

«ДК»: С какими личными ожиданиями связан для вас 2011 год?

С.М.: Мне как законодателю в новом году хотелось бы реализовать свои планы, укрепить диалог с людьми и повысить уровень их доверия. А среди личных ожиданий – здоровье и успехи моих родных и близких – жены, детей, внуков, родственников и друзей.

 

 

Антон Игнатьев

 

Следующая > Река судьбы > > >



Комментировать




Татьяна Чуракова: "Будущее Игринского района связано с развитием традиционных отраслей"

...

Владимир Шевяков: "Мы готовы воплощать самые сложные с архитектурно-инженерной точки зрения проекты"

...

Антон Кузнецов: "ИОМЗ – уникальный пример преданности производству"

...

Игорь Зарипов: "Продукция ООО «Увадрев-Холдинг» пользуется отличным спросом"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Камский институт
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"