Строительная неделя
2010

Энергоэффективность. Последний отсчет

На недавнем совещании в Набережных Челнах, посвященном региональным программам повышения энергоэффективности, Президент России Дмитрий Медведев раскритиковал губернаторов за нерасторопность в реализации мер, направленных на снижение энергоемкости экономик субъектов РФ. «Надо заниматься этим быстрее. Кто не способен, пусть объяснит – что мешает», – заявил глава государства.

 

И чем ближе новогодний бой курантов, тем меньше времени остается у глав регионов на объяснения. Первый сигнал, провозглашающий переход от теории к практической реализации программы модернизации национальной экономики прозвучит уже 1 января 2011 года – даты официального запрета на производство и оборот лампочек накаливания свыше 100 ватт.

 

О том, что сегодня происходит в регионах и с какими трудностями приходится сталкиваться при реализации программы энергоэффективности, рассказал президент Ассоциации рационального использования энергоресурсов «Межотраслевая Ассоциация Энергоэффективность и Нормирование» (АРИЭР «МАЭН») Александр Малиновский. 

Александр Малиновский, президент Ассоциации рационального использования энергоресурсов "Межотраслевая Ассоциация Энергоэффективность и Нормирование"
Александр Малиновский, президент Ассоциации рационального использования энергоресурсов "Межотраслевая Ассоциация Энергоэффективность и Нормирование"

«Проблема в строках»

 

«ДК»: В чем заключается главная проблема регионов на пути полномасштабной реализации программы повышения энергоэффективности?

 

А.М.: Барьеры, сдерживавшие развитие энергосбережения и энергоэффективности в стране, можно разделить на следующие основные группы: недостаток мотивации, недостаток информации и опыта финансирования проектов, недостаток организации и координации. Отмечу, что раньше мы испытывали еще и недостаток технологий, но на сегодняшний день этого ограничения больше не существует – рынок предлагает широкий выбор энергоэффективного оборудования, материалов, а также консультационных услуг по вопросам энергосбережения и энергоэффективности.

Для ликвидации отмеченных барьеров прежде всего необходима государственная поддержка энергосбережения и энергоэффективности. И особое значение в этих вопросах должно уделяться сотрудничеству в области энергоэффективности с регионами.

 

Как мне видится, основная причина отставания регионов в вопросах реализации программы энергоэффективности заключается в том, что программы по некоторым регионам не были переработаны из-за коротких сроков, установленных законом. А при работе над теми программами, которые были переработаны, не было проведено энергетическое обследование для обоснования цифр, внесенных в программу. При этом очевидно, что для полномасштабной реализации таких проектов необходимо и масштабное, по крайней мере, достаточное финансирование. Но на 2010 год деньги не были заложены в бюджетах регионов. На следующий год предпосылки для финансирования законом созданы, насколько они будут исполняться субъектами федерации – покажет время.

 

Кроме того, уже более частный вопрос: не понятно пока – какие объемы финансирования нужно закладывать там, где на сегодняшний день программ нет вообще, и не совсем понятно – там, где при разработке программ не были проведены энергетические обследования.

Это большие, серьезные проблемы, но их можно решить. И надеюсь, что в 2011 году весь процесс будет более упорядоченным. Но в обоих случаях это возможно только после проведения энергетических обследований. Только тогда будет обеспечен глубокий, комплексный подход к энергосбережению, и на выходе будут получены качественные новые или скорректированные программы, которые, я уверен, сыграют крайне положительную роль в развитии всех отраслей национальной экономики в целом.

 

«Работы будет много»

 

«ДК»: Достаточно ли в регионах организаций, способных проводить энергоаудит?

 

А.М.: Напомню, что в соответствии с требованиями федерального закона деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только члены саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Именно на СРО возложены основные функции по разработке стандартов и правил, реламентирующих порядок проведения энергетических обследований, оформления энергетического паспорта, расчета потенциала энергосбережения, а также документов, определяющих требования по контролю качества договорной и отчетной документации при проведении работ по энергоаудиту и энергетическим обследованиям.

 

На сегодняшний день Минэнерго России внесены в реестр СРО в области энергетического обследования 34 некоммерческих партнерства. Есть еще ряд партнерств, которые уже подали заявки и сейчас находятся в стадии регистрации или вносят какие-то исправления в свои документы. Если принимать во внимание, что работа по внесению в реестр была начата в конце лета, становится очевидно, что работа в этом плане идет очень интенсивно. И в регионах аудиторы, имеющие право на работу, уже однозначно есть.

 

Но то, что они существуют, – это просто факт, без количественной и качественной оценки. Ведь другие, не менее важные вопросы – недостаточность их количества для такой большой страны и плохая обеспеченность участников многих СРО квалифицированными кадрами и приборным парком. Очевидно, без решения этих двух вопросов увеличение количества СРО будет идти недостаточно быстро.

 

Вопрос с кадрами, кстати, требует системной, масштабной работы на национальном уровне. Квалифицированных специалистов не хватает даже существующим организациям. Минэнерго России в настоящее время выстроена системная работа с вузами по открытию новых курсов и программ по повышению квалификации энергоаудиторов. Во многих вузах такие программы уже действуют. И их выпускники находят работу в партнерствах, получивших статус СРО.

 

Так что у меня есть уверенность, что российские СРО в области энергетического обследования пусть и с небольшим опозданием, но будут обеспечены притоком квалифицированных кадров.

А вот проблемы приборного парка и методического обеспечения, к сожалению, решить на уровне Министерства энергетики практически невозможно. Ведь проблема приобретения оборудования и технологий – это вопрос финансирования самих энергоаудиторских организаций, проблема получения и распределения ими прибыли. Фактическое получение прибыли от своей деятельности зависит напрямую от количества заказов, но у большинства организаций, особенно бюджетной сферы, энергетическое обследование не было внесено в бюджет на текущий год. Поэтому пока аудиторы объективно работают очень мало, значительный объем заказов планируется только в следующем году.

 

Сделаю небольшое отступление и поясню: энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя, но есть перечень лиц, для которых проведение энергетического обследования является обязательным.

Во-первых, это органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц.

Во-вторых, это организации с участием государства или муниципального образования. Далее следуют организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, и организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии; добычу природного газа, нефти, угля; переработку природного газа, нефти.

 

Кроме этого, в список попали организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год, а также организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

 

Указанные лица обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования – не реже чем один раз каждые пять лет. Поэтому мы уверены – работа у энергоаудиторских СРО в 2011-2012 гг. будет однозначно, и ее будет много.

Возвращаясь к проблемам приборного парка, подчеркну, что стоимость комплекта оборудования на одну организацию достаточно высока – это около 800 тыс. рублей. Но качественная работа не стоит дешево, поэтому мы надеемся, что с ростом количества заказов на энергетические обследования будет повышаться и уровень обеспеченности энергоаудиторов приборным парком.

 

В этом отношении мне видится очень полезной система контроля качества, которую мы рекомендуем для внедрения в СРО. Она призвана обеспечить, в том числе, и корректное ценообразование при проведении работ по энергетическим обследованиям.

 

«ДК»: Существует ли перечень базовых образовательных центров по подготовке и повышению квалификации энергоаудиторов для проведения энергетических обследований? Есть ли рекомендованные вузы?

 

А.М.: Министерством энергетики РФ предприняты серьезные шаги в формировании базы для подготовки новых кадров в области энергетических обследований. Первым шагом стал Приказ Минэнерго России № 148 от 7 апреля 2010 г.

Этим приказом были утверждены перечень рекомендуемых базовых образовательных центров по подготовке и повышению квалификации энергоаудиторов для проведения энергетических обследований, а также базовая учебная программа по подготовке и повышению квалификации энергоаудиторов – «Проведение энергетических обследований с целью повышения энергетической эффективности и энергосбережения».

Координатором этой работы в настоящий момент является отраслевой Корпоративный энергетический институт (КЭУ), он принял на себя груз ответственности и успешно координирует деятельность всех 26 учебных центров, включенных Минэнерго России в перечень рекомендуемых вузов.

 

На сегодняшний день состоялось 4 заседания координационного совета по подготовке и повышению квалификации энергоаудиторов, в который входят представители Минэнерго, АРИЭР «МАЭН» и других организаций. Так что могу сказать, что Министерство энергетики держит эти вопросы на особом контроле.

 

Сейчас КЭУ и СРО № 001 в области энергетического обследования проводят совместный уникальный практикум, направленный на разъяснение узких вопросов энергоаудита и приобретение практических навыков по данным вопросам. Это углубленный, специализированный курс, в котором аудиторы не боятся раскрывать свои профессиональные наработки, готовы делиться ими. Мы считаем это правильным и нужным делом для повышения общего уровня проведения энергетических обследований в стране.

 

«Надо преодолеть барьер отсутствия информации»

 

«ДК»: Будет ли доступен реестр энергетических паспортов – результат энергетических обследований – широкому кругу лиц?

А.М.: Работа по формированию реестра энергетических паспортов будет вестись каждой СРО и Российским энергетическим агентством (РЭА). После того как заработает государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, разработанная РЭА, этот реестр будет доступен общественности, но, очевидно, с объективными ограничениями. Скорее всего, будут раскрываться названия объектов, дата проведения обследования, показатели энергопотребления, потенциал энергосбережения и перечень мероприятий, рекомендованных по каждому из обследуемых объектов. Но думаю, что весь паспорт в общий доступ выкладываться не будет.

 

«ДК»: Как оценивают действия России по повышению энергоэффективности в стране западные партнеры?

А.М.: Однозначно, западные партнеры одобряют и приветствуют эту деятельность сейчас многие западные компании начали обращаться в ряд организаций, в основном – к поставщикам оборудования, технологий и программного обеспечения. Конечно, для них наши национальные усилия по повышению энергоэффективности – это, в первую очередь, расширение рынка сбыта. Но они готовы содействовать и своими наработками, технологиями. Западные партнеры начали заниматься энергосбережением давно, накоплен значительный опыт, которым, я уверен, мы должны воспользоваться. Не нужно изобретать велосипед там, где он уже существует и отлично работает.

 

«ДК»: Какие рекомендации главам регионов и руководителям госучреждений вы могли бы дать в плане реализации государственной энергетической политики и энергоэффективности?

А.М.: Необходимо преодолеть барьер отсутствия актуальной правовой, методологической и технической информации у специалистов на местах, у представителей бизнеса, у руководителей бюджетных структур. Они должны знать и понимать, зачем создаются программы повышения энергоэффективности, как они должны работать и что для этого нужно делать. И в этом плане методологическая помощь Министерства энергетики является неоценимой.

А второе – обращаться к профессионалам при определении стоимости энергообследований, которые закладываются в бюджет, при определении и стоимости сервисных работ, стоимости комплексного внедрения энергосберегающих мероприятий, а также подтверждения эффективности их внедрения. В этом смысле все СРО и мы как Ассоциация открыты для конструктивного и плодотворного диалога.

 

Антон Игнатьев 

 

 

Следующая > На пути стабильного развития > > >



Комментировать




Армия-2017
Александр Мурашов: "Удмуртии нужно отбросить ложную скромность и больше рассказывать о своих возможностях"

...

Сергей Коновалов: "Чистая прибыль Удмуртского отделения Сбербанка по итогам 2016 года составила 5,34 млрд рублей"

...

Яков Крымский: "Защита экономических интересов государства и законных прав граждан – приоритетная задача Удмуртского ЦСМ"

...

Фанил Зиятдинов: "За последние три года на техническое перевооружение ИЭМЗ «Купол» уже направлено 3,5 миллиарда рублей"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Камский институт
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"