2010

Ижевск. Арсенал оружия

Являясь лидером оптового рынка по продажам оружия и патронов не только российских, но и зарубежных производителей, ООО «Ижевский Арсенал» в определенной степени само выступает законодателем оружейной моды. На основании, в том числе, их оценки потребности рынка предприятия корректируют ассортимент продукции и определяют будущий спрос на тот или иной вид оружия.

О том, как выглядят ижевские ружья в сравнении с другими отечественными и мировыми аналогами на рынке, что необходимо для усиления конкурентных преимуществ отечественного оружия и каким образом строится взаимодействие с российскими производителями, в интервью нашему журналу рассказал директор ООО «Ижевский Арсенал» Михаил Смолович.

Михаил Смолович, директор ООО "Ижевский Арсенал", Почетный машиностроитель России
Михаил Смолович, директор ООО "Ижевский Арсенал", Почетный машиностроитель России

«Такого разнообразия оружия, как в Ижевске, нет нигде»

 

«ДК»: Предлагая на российском рынке оружия огромный ассортимент продукции, вы наверняка можете дать объективную оценку качеству отечественной продукции. Насколько она конкурентоспособна в сравнении с иностранными аналогами?

 

М.С.: Отечественная оружейная отрасль переживает очень сложный период. Объемы производства Тульского оружейного завода в последние годы столь существенно сократились, что при малейшем появлении экспортных заказов реализовать поставки продукции на внутренний рынок становится весьма проблематично.

 

Вятско-Полянский «Молот» находится в неустойчивом финансовом положении. В настоящее время производство после длительного простоя возобновлено, но впереди зимний отопительный сезон, который значительно повысит издержки и сократит и без того скудные оборотные средства. Сумеет ли предприятие стабильно выпускать охотничье оружие и занимать сколь-нибудь значимую долю рынка – очень большой вопрос.

Златоустовский машиностроительный завод и «Аникс» испытывают проблемы с реализацией своей продукции и находятся на грани остановки производства. Более или менее стабильно работают «отверточные» производства оружия самообороны – «Новые оружейные технологии» и «КСПЗ». Вот практически и все производители гражданского оружия в стране, естественно, кроме ижевских оружейников.

 

На фоне такой картины в отечественной оружейной отрасли про конкуренцию с зарубежными производителями могут вести речь только Ижевский механический завод и Ижевский оружейный завод. Конечно, и у наших заводов хватает серьезных проблем, но они работают изо дня в день, из месяца в месяц, производя и продавая исключительно широкий ассортимент продукции.

 

Рассматривая вопрос качества с точки зрения конкуренции и предпочтений потребителя, необходимо принимать во внимание гораздо более широкий круг вопросов, чем отдельно взятые качественные характеристики конкретного изготовленного карабина или охотничьего ружья. Модельный ряд, технические характеристики, дизайн, надежность конструкции, наличие в торговой сети, соотношение «цена – потребительские свойства», наличие мастерских по ремонту, наличие аксессуаров и запасных частей – все эти факторы складываются в единую картину при принятии решения о покупке оружия.

По некоторым из них, например, по дизайну, продукция ижевских оружейников, к сожалению, уступает абсолютному большинству значимых мировых производителей. По техническим характеристикам, а точнее, по соотношению «цена – потребительские свойства», картина уже несколько иная. При сопоставимых параметрах – мы на равных, другое дело, что на глобальном рынке множество производителей и отдельные из них имеют технически изысканные, но при этом, естественно, и более дорогие изделия.

 

По модельному ряду два наших ижевских завода производят все виды гражданского оружия, разве что кроме револьверов и дульнозарядных ружей. А в остальном у нас все очень даже на солидном уровне: одноствольные, двуствольные с вертикальным и горизонтальным расположением стволов, самозарядные и помповые ружья, комбинированные ружья и штуцера, болтовики и нарезные полуавтоматы, малые и крупные калибры в гладкоствольном и нарезном оружии, спортивные винтовки и пистолеты, пневматические винтовки и пистолеты. Ни в одной стране мира, ни в одном городе больше не делают такого разнообразия оружия.

 

По мастерским и запасным частям у оте-чественных оружейников тоже преимущество – производство/ремонт и торговля оружием находятся под пристальным наблюдением органов внутренних дел, что создает достаточно «волокитную» процедуру поставок из-за рубежа, и многим импортерам просто-напросто не хватает ни сил, ни желания поддерживать свои поставки оружия достаточным количеством запасных частей. В отношении глубины и широты охвата торговой сети отечественное оружие тоже пока имеет преимущество, которое, однако, год от года все более сокращается, приводя к увеличению насыщенности торговли импортными образцами. Это все факторы, где мы можем конкурировать и, по большому счету, именно за счет них и живем.

 

Наши слабые места – дизайн, скорость обновления модельного ряда, пассивность в маркетинге как инструменте продвижения своих товаров на рынке. Но главная наша беда – русские «тяп-ляп» и «авось, и так сойдет». Вне всякого сомнения, что если бы каждая единица гражданского и служебного оружия, выпускаемого на ижевских заводах, выходила бы за ворота предприятия-производителя только при условии строгого соответствия технологическим процессам без всяких карточек разрешений и допущений, то не было бы у импортных образцов абсолютно никаких преимуществ. Как говорится, разруха у нас в головах, мы сами позволяем себе производить и продавать оружие с отклонениями от конструкторской документации, а иностранцы – нет.

 

Не продают ни турки, ни итальянцы стволы с кривыми планками и заваленными мушками. У турков может быть слабая конструкция, скопированная у тех же итальянцев, но все гладко и красиво сделано. Отдельный разговор про менталитет американского оружия. Рынок США самый большой и развитый, огромное количество производимого и продаваемого там оружия стреляет, стреляет и еще раз стреляет. Поэтому для российского рынка, привыкшего к итальянской безупречности импортных изделий, иногда странно бывает видеть некоторую «топорность» отдельных моделей «моссбергов» или «ремингтонов». Объяснение тут может быть только одно – по мнению американцев, оружие должно быть функциональным и очень надежным, а идеальный продажный вид сходит на нет после того, как оно начинает применяться по назначению. 

Регулярные маршруты доставки собственным охраняемым автомобильным транспортом и наличие хорошего ассортимента оружия и патронов различных производителей позволяют нам выстраивать с оружейными магазинами долгосрочные взаимоотношения. 

 

«Надо всегда поворачиваться лицом к рынку»

 

«ДК»: Что, по-вашему, требуется для отечественных заводов, производящих оружие, чтобы еще больше укрепить позиции на рынке, повысить спрос на продукцию.

 

М.С.: Для укрепления позиций на рынке нужна гибкость и своевременное перестроение в объемах выпуска. Если большой спрос – добавляем объем выпуска, спрос падает – уменьшаем производство. Если не следовать такому пути – в складских остатках замораживаются оборотные средства, и тогда вопрос идет уже не о путях развития, а об элементарном выживании. Гибкость в объемах производства может открыть новые ниши спроса там, где ранее на них никто не рассчитывал. Поведение потребителей, с одной стороны, инерционное – какая-то модель оружия может долго пробивать себе путь к хорошему спросу, но если этот спрос нарастает, то его надо удовлетворять, а не то он переместится на изделия конкурентов.

 

Таких примеров достаточно. Механический завод был первопроходцем в рынке помпового оружия, а затем перебросил все свои производственные возможности на самозарядную модель МР-153. На его место тут же привстал «Молот» и начал экспансию на рынок с помпового оружия, а потом, отладив технологии производства, перешел и на «самозарядки», сокращая долю рынка МР-153. Сейчас, когда у мехзавода снова появилось желание поставлять на рынок помповые МР-133, «бекасы» никто и не просит. Вывод из этой ситуации – надо поворачиваться лицом к рынку, только тогда будет рост спроса и продаж.

 

«ДК»: Работая непосредственно с потребителями, вы реально можете оценить потребность в ассортименте и даже предположить дальнейший спрос на оружие. Насколько эта информация используется производителями? Организована ли у вас работа с заводами-изготовителями в плане модификации готовых образцов, их модернизации, повышении конкурентных преимуществ?

 

М.С.: Размещая свои заказы производителям на месяц, на квартал, на календарный год, мы естественным образом высказываем свое мнение о ближайших перспективах и о нашем видении оружейного рынка. Заводы стараются прислушиваться к нашему мнению, четко понимая, что заказываемое оружие будет нами выкуплено. Конечно, не обходится без переговоров и согласования позиций для достижения максимального сближения наших заказов и производственных возможностей. Изготовление оружия – процесс сложный и достаточно консервативный, развитие его обычно происходит путем модификации и модернизации выпускаемых моделей. Новые образцы, способные «взорвать» и завоевать рынок, появляются не часто и достаточно долго готовятся в производство. Главная проблема внедрения любых больших и малых изменений – просчитать возможный объем продаж, а потом обеспечить его. В этом процессе нам надо совершенствовать технологии рекламы и продвижения товаров, а еще вовремя приостанавливать наращивание объемов производства, если вдруг что-то идет не так, как планировалось.

В нашей совместной работе с ижевскими производителями это пока не очень хорошо получается – они настолько уверены в нашей обязательности в приобретении заказанных моделей, что, пытаясь идти по пути сокращения издержек от роста объема производства, форсируют события, а потом удивляются полученным складским остаткам. Совместная работа над потребностями рынка – процесс тонкий, требующий полного доверия между парт-нерами. Мы учимся так работать.

 

«Развитие машиностроения происходит здесь и сейчас»

 

«ДК»: География ваших поставок очень широка. Расскажите, пожалуйста, благодаря каким мероприятиям вам удалось завоевать столь выгодные позиции на российском рынке?

 

М.С.: «Ижевский Арсенал» имеет около 250 постоянных партнеров практически на всей территории нашей страны. Регулярные маршруты доставки собственным охраняемым автомобильным транспортом и наличие хорошего ассортимента оружия и патронов различных производителей позволяют нам выстраивать с оружейными магазинами долгосрочные взаимоотношения. Торговля оружием – специфический бизнес, требующий соблюдения множества правил и ограничений. Мы помогаем нашим торговым партнерам выполнять все необходимые требования, они в ответ платят нам постоянством в сотрудничестве. Только стабильные заказы наших партнеров позволяют нам делать маршруты доставки регулярными и, с некоторой улыбкой и преувеличением, можно даже сказать, по расписанию. 

Конкурировать и побеждать на рынке может только тот, кто этого хочет, кто не боится и не ленится работать.

 

«Развитие машиностроения происходит здесь и сейчас»

 

«ДК»: География ваших поставок очень широка. Расскажите, пожалуйста, благодаря каким мероприятиям вам удалось завоевать столь выгодные позиции на российском рынке?

 

М.С.: «Ижевский Арсенал» имеет около 250 постоянных партнеров практически на всей территории нашей страны. Регулярные маршруты доставки собственным охраняемым автомобильным транспортом и наличие хорошего ассортимента оружия и патронов различных производителей позволяют нам выстраивать с оружейными магазинами долгосрочные взаимоотношения. Торговля оружием – специфический бизнес, требующий соблюдения множества правил и ограничений. Мы помогаем нашим торговым партнерам выполнять все необходимые требования, они в ответ платят нам постоянством в сотрудничестве. Только стабильные заказы наших партнеров позволяют нам делать маршруты доставки регулярными и, с некоторой улыбкой и преувеличением, можно даже сказать, по расписанию.

 

«ДК»: Каковы планы дальнейшего развития компании «Арсенал»? Существует ли необходимость внесения каких-либо корректив в вашу работу?

 

М.С.: Оружейный рынок постоянно меняется – появляются новые фирмы-конкуренты, новые импортеры, новые торговые сети, и все привносят в оружейную торговлю какие-то инновации. Мы тоже стараемся двигаться в направлении новых продуктов, а главное – методов их продвижения. Самая главная задача, в решении которой необходимо постоянно совершенствоваться, – это умение продавать. Товары меняются, а умения и знания должны накапливаться и развиваться.

 

«ДК»: Вы отлично разбираетесь в машиностроительном производстве. Скажите, пожалуйста, что требуется отечественному машиностроению, чтобы реанимироваться полностью и на равных конкурировать с зарубежными производителями? И насколько такие серьезные компании как «Арсенал» способны повлиять на развитие машиностроения в России?

 

М.С.: Основная проблема машиностроительного комплекса – низкая производительность труда и объем производства на одного работника. Причин такой ситуации много – устаревшее оборудование и технологические процессы, неэффективные технологические цепочки и раздутые штаты, в определенной степени неготовность и нежелание работать на конечный результат и получать оплату по конечному результату. Перечислять все причины – неблагодарное занятие. Что делать? Работать! Работать творчески на своем месте, не ожидая чудес, и принимать постоянно меняющееся окружение как неизбежность, с которой надо не бороться, а пытаться взаимодействовать, извлекая из возникающих проблем новые возможности. В зарубежных компаниях работают точно такие же люди – в чем-то более грамотные, в чем-то более упорные, но с такими же проблемами – нехваткой оборотных средств, несвоевременным исполнением заказов, неудачными моделями и модификациями. Конкурировать и побеждать на рынке может только тот, кто этого хочет, кто не боится и не ленится работать.

 

А что касается влияния крупных компаний на развитие машиностроения, то оно неизбежно. Это происходит сегодня, здесь и сейчас. Таков эволюционный путь развития. Если вы имеете в виду революционные изменения – то они тоже возможны. Машиностроение нуждается в эффективных собственниках, и они придут рано или поздно, но очень важно, чтобы появилась возможность разделять бизнес и социальную ответственность государства.  

 

Следующая > Завод высоких технологий  > > >



Комментировать




Екатерина Шумкова: «Присоединение ВТБ24 к ВТБ позволит объединить лучшие практики двух банков»

...

Андрей Безруков: "Сейчас мы имеем дело с «больной империей»"

...

Олег Гринько: «Я меняюcь, и страна начинает меняться с меня»

...

Тамара Казанская: "Под запрет на продажу могут попасть около 70% земельных участков в Удмуртии"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"