МРФ до 15 сентября
2010

Россия в стиле техно

Истребитель пятого поколения, биотопливо, связь 4G – лишь часть тех разработок, которые готова предложить Госкорпорация «Ростехнологии» уже сегодня.

В эксклюзивном интервью нашему журналу руководитель корпорации Сергей Чемезов поделился высокотехнологичными перспективами развития и рассказал о потенциале научно-промышленного комплекса Удмуртии.

Сергей Чемезов обсуждает перспективы производства с директором ОАО "Ижмаш" В.П.Гродецким
Сергей Чемезов обсуждает перспективы производства с директором ОАО "Ижмаш" В.П.Гродецким

Перепрофилирование во спасение

 

«ДК»: Сергей Викторович, прошедший 2009 год был, по оценке экономистов, пиком всемирной рецессии. Как госкорпорация пережила кризис?

 

С.Ч.: Кризис совпал с самым трудным для нас моментом – аудитом и формированием холдинговых структур. Госкорпорация получила в качестве имущественного взноса Российской Федерации 442 предприятия, примерно треть из которых были банкротами или находились в предбанкротном состоянии. Всего в нашу структуру сегодня входят 562 предприятия, включая дочерние и приобретенные. Сейчас завершился процесс распределения активов по холдингам: их 19 в сфере оборонной промышленности и 7 в гражданской.

Мы провели большую работу по формированию корпоративного бюджета. Мы первые, кто смог это сделать, опередили даже Объединенную авиастроительную корпорацию и Объединенную судостроительную корпорацию, которые стартовали раньше.

 

«ДК»: Понятно, что простой «расфасовкой» предприятий по холдингам проблему не решить. Придется ли перепрофилировать заводы? Какие?

 

С.Ч.: Приведу конкретный пример перепрофилирования оборонного предприятия, классического, градообразующего. Это завод «Молот» в городе Вятские Поляны. Он входит в холдинг «Ижевское оружие», в котором есть еще два предприятия: Ижевский механический завод и «Ижмаш», производящие ту же «номенклатуру» изделий. Мы пытались удержать ситуацию, распределяя заказы между тремя предприятиями. Но это только усугубило проблемы каждого из них.

 

Поэтому, скорее всего, «Молот» придется перепрофилировать в «гражданское» предприятие. Мы ведем переговоры с иностранцами о создании в Вятских Полянах мощностей по производству спортивного и охотничьего оружия, а также, не исключаю, пистолетов для спецслужб и МВД. Продукцию планируется продавать в России и на рынках СНГ.

 

Заокеанские горизонты «Ижмаша»

 

«ДК»: А какие перспективы ждут главное предприятие оружейной столицы Удмуртии – Ижевский машиностроительный завод, входящее в структуру Госкорпорации? Планируются ли здесь совместные с иностранными производителями проекты?

 

С.Ч.: Оружейное дело всегда было интернациональным. Оружейники разных стран с интересом общаются друг с другом, обмениваются опытом. Двести лет назад, например, производство оружия на Ижевском заводе было организовано при участии немецких специалистов.

Такой обмен опытом, наработками – это всегда очень полезное дело. «Ижмаш» был и остается открыт для сотрудничества с иностранными производителями по самым разным направлениям и в разных формах. Наиболее известные из таких проектов вы хорошо знаете – это строительство предприятий по производству автоматического оружия в некоторых странах, в том числе в Венесуэле.

Реализация самого проекта технического перевооружения оружейного завода проводится с помощью трансферта самых передовых технологий в области проектирования и производства оружия, металлообработки.

 

В настоящее время мы рассматриваем возможности сотрудничества с ведущими иностранными производителями оружия и в плане обмена технологиями. Сейчас прорабатывается подобный проект взаимодействия с итальянской фирмой Beretta. Отмечу, что обе стороны заинтересованы в этом сотрудничестве, в первую очередь, – в технологическом плане. Можно также отметить, что в настоящее время прорабатывается такое сотрудничество и с известной израильской фирмой CAA Tactical, которая занимается производством комплектующих к оружию и элементов, позволяющих улучшить его потребительские качества.

 

«ДК»: Вот вы говорите о строительстве оружейных заводов в Латинской Америке и, в частности, в Венесуэле. Как продажа оружия в Боливарианской республике соотносится с попытками «перезагрузки» наших отношений с США?

 

С.Ч.: Ничего страшного здесь нет. Раньше все вооружение венесуэльской армии было американским, теперь США не продают для него комплектующие и боеприпасы. А потребности остались. Другие страны были готовы заполнить образовавшийся вакуум. Мы их опередили. Разве плохо для нашей промышленности получить дополнительные заказы?

Что же касается якобы «ущемления» нами особых интересов США в латиноамериканском регионе, то не надо этого бояться. На Кавказе, в Грузии, они, как известно, тоже их имеют.

 

«ДК»: На базе того же «Ижмаша» идет процесс создания холдинга по производству стрелкового оружия. Как это повлияет на эффективность каждого из предприятий, входящих в эту новую структуру?

 

С.Ч.: Система холдинга настроена на оптимизацию деятельности предприятий. В его рамках планируются концентрация производств, организация гибких переналаживаемых производств, что позволит предприятиям расширить номенклатуру выпускаемой продукции. Кроме того, Госкорпорация имеет возможности содействовать продвижению результатов научно-исследовательских опытно-конструкторских разработок. И конечно, работа в рамках Госкорпорации способствует получению новых контрактов предприятиями, участию по кооперации в выполнении крупных заказов. Холдинговая структура позволит эффективно выстроить работу по участию предприятий в работе по перевооружению армии при формировании ее современного облика.

 

«ДК»: Если в целом охватывать структуру оборонно-промышленного комплекса Удмуртской Республики, то продукцию каких предприятий вы могли бы особенно отметить?

 

С.Ч.: Удмуртия давно и прочно имеет славу одного из важнейших оборонных регионов страны. Здесь сконцентрировано большое количество стратегических предприятий, обладающих высоким уровнем производства и серьезным потенциалом. Каждый из этих заводов, успешно работающий в той или иной отрасли – производстве стрелкового оружия, вооружения противовоздушной обороны, комплектующих для авиакосмической отрасли, спецсвязи, – заслуживает хороших оценок.

 

Ижевск недаром называют оружейной столицей России. Сегодня здесь производится порядка 95% российского длинноствольного стрелкового оружия. Основной его производитель – Ижевский машиностроительный завод. Это головное предприятие холдинга по производству комплексов вооружений ближнего боя, входящего в состав Госкорпорации «Ростехнологии». Об «Ижмаше» можно говорить как о традиционном лидере в разработке и производстве стрелкового оружия – это и легендарный автомат Калашникова, и снайперская винтовка Драгунова, и современное оружие для спецподразделений, и еще большая номенклатура военной продукции. Один из лидеров в производстве боевого короткоствольного оружия – Ижевский механический завод, также входящий в холдинг по производству комплексов вооружения ближнего боя.

НИТИ «Прогресс» зарекомендовал себя как надежный производитель высокотехнологичного оборудования и оснастки. Кроме того, сегодня это предприятие успешно производит беспилотные летательные аппараты. Можно назвать и еще одно успешное предприятие Удмуртии, входящее в «Ростехнологии», – это Сарапульский электрогенераторный завод, который занимается производством комплектующих для военной и гражданской авиации.

 

Все эти предприятия хорошо известны в стране и за рубежом как производители надежной, качественной и высокоэффективной продукции, и кроме того, они обладают серьезным потенциалом к дальнейшему развитию.


Посещение ведущего оборонного предприятия Удмуртии
Посещение ведущего оборонного предприятия Удмуртии

АвтоВАЗ в новый «класс»

 

«ДК»: Как сейчас обстоят дела на подконтрольных Госкорпорации автомобильных предприятиях? Они ведь больше всего пострадали от кризиса.

 

С.Ч.: На мой взгляд, нам удалось преодолеть самую острую фазу кризиса. Вовремя оказанная правительством финансовая помощь непосредственно АвтоВАЗу, принятие программ по стимулированию отечественного автомобилестроения, привлечение инвестиций и технологических возможностей наших западных инвесторов, прежде всего Renault и Daimler, позволяют уже сейчас говорить об обнадеживающих перспективах российского автомобилестроения.

 

Большим подспорьем стала правительственная программа обмена старых автомобилей на новые. Благодаря ей к началу апреля мы продали 13,6 тысячи автомобилей АвтоВАЗа. Всего же дилерскими центрами АвтоВАЗа принято 109,5 тысячи заявок на продажу автомобилей по программе утилизации.

 

«ДК»: Но эта программа рано или поздно закончится, как и финансовая поддержка. А долгосрочные перспективы АвтоВАЗа?

 

С.Ч.: Минэкономразвития, Минфин и Минпромторг одобрили разработанный бизнес-план АвтоВАЗа до 2020 года. Готовятся 9 новых моделей в четырех сегментах. 60% объема продукции будет приходиться на три основных семейства: бюджетный автомобиль, новая «Lada Priora» и семейство С. Подчеркну, развитие бизнеса АвтоВАЗа будет реализовано преимущественно за счет собственных средств предприятия. Всего в течение ближайших 10 лет на инвестиционную программу потребуется около 183 млрд руб., из которых заемные средства составят существенно менее половины, а 13,5 млрд руб. – инвестиции в развитие производства, которые сделает партнер предприятия – компания Renault.

 

«ДК»: И что должно стать результатом инвестиций? Когда ждать обновления модельного ряда?

 

С.Ч.: Первые новинки – бюджетные седан и хэтчбек на базе удешевленной платформы «Lada Kalina» – можно будет приобрести уже в начале 2012 г. В этом же году – автомобили на платформе В0, купленной у «Renault», а еще через два года появятся новый хэтчбек класса В и кроссовер класса С.

 

Моноответственность

 

«ДК»: Сергей Викторович, кризис обострил проблему моногородов. Правительство отреагировало на это, приняв антикризисную программу. Но теперь вас обвиняют в намерении использовать сразу два источника для решения проблем моногородов: по линии Госкорпорации и посредством федеральной программы.

 

С.Ч.: Эти обвинения порождены незнанием действительного положения дел. Судите сами: только в 27 моногородах, включенных в программу господдержки, проживают 2,9 млн человек. А в Госкорпорацию входит 21 градообразующее предприятие. Большинство из них относятся к оборонно-промышленному комплексу. Мы готовы сотрудничать с Минрегионразвития и местными администрациями в вопросах диверсификации производства, загрузки предприятий, обеспечения их госзаказом. В «Ростехнологиях» установлена персональная ответственность руководителей холдинговых структур за состояние дел в моногородах. Вот поэтому мы и обратились к руководству страны с предложением привлечь нас на официальной основе к работе на данном направлении. Что же касается госресурсов, о которых вы спрашиваете, мы вовсе на них не претендуем. Главное, чтобы они оперативно дошли до непосредственного получателя, в том числе и до городов, где расположены наши предприятия.

 

Инновационный прорыв

 

«ДК»: В одном из своих интервью вы говорили, что, несмотря на большой объем работы по реструктуризации и оптимизации, необходимо запускать инновационные проекты. Что получилось?

 

С.Ч.: В сфере высоких оборонных технологий большой победой можно назвать появление истребителя пятого поколения ПАК ФА. Чтобы он «встал на крыло», трудились многие предприятия корпорации – примерно на 70% истребитель состоит из нашей продукции. Это новые агрегаты и приборы, композитные материалы, радиолокационные системы и самое главное – двигатели, позволяющие осуществлять постоянный полет на форсаже в течение двух часов со скоростью до 2,6 тыс. км/час. Мы ожидаем, что в течение ближайших месяцев Москва и Дели подпишут первый пакет соглашений по созданию истребителя пятого поколения для индийских ВВС на базе нашего «первенца». Таким образом, будет обеспечено его экспортное будущее, а наш портфель контрактов станет более объемным.

 

Прорывным можно назвать проект по композиционным материалам, который предусматривает полный цикл производства в России ПАН и углеволокна. Промышленную перспективу этой технологии трудно переоценить. Она уже используется в авиационной промышленности, например, при создании «Боинга-787». Сегодня такой технологией владеют только несколько стран мира.

 

В военно-техническом сотрудничестве с зарубежными странами в 2009 году вновь установлен рекордный объем поставок – 7,4 млрд долл. Да и результат недавней поездки премьер-министра Путина в Венесуэлу впечатляет – подписаны новые крупные контракты. Кроме того, в ближайшее время Россия поставит Алжиру партию современных истребителей на сумму около 1 млрд долларов США. А общий портфель заказов по линии ВТС уже достиг $34 млрд. Так что по линии военно-технического сотрудничества дела обстоят неплохо.

Интересные проекты мы реализовали в сфере передовых телекоммуникационных систем. Силами входящей в нашу корпорацию компании «Скартел», которая действует под брендом «Yota», первыми в России и одними из первых в мире начали внедрять широкополосный доступ в мобильный Интернет по стандарту WiMax. Сегодня этой системой уже охвачены почти полностью Москва и Санкт-Петербург, ряд населенных пунктов Татарстана и Башкирии. Скоро выйдем на Урал и в другие регионы России. Там, где сеть уже запущена, к оператору стабильно подключается в среднем 2,5 тыс. новых абонентов в день. В декабре пустили систему в тестовую эксплуатацию в Никарагуа. На очереди – Перу, Венесуэла, Индия…

Уже сегодня мы в этой сфере – глобальные лидеры как по территориальному охвату, так и по количеству пользователей.

Недавно мы подписали соглашение о сотрудничестве с одним из крупнейших отечественных телекоммуникационных холдингов – «Связьинвестом», который предоставит предприятиям Госкорпорации высококачественные услуги связи и широкополосного доступа в Интернет. В свою очередь, мы готовы снабжать холдинг телекоммуникационным оборудованием, которое производится на предприятиях корпорации.

 

Еще одно важное и перспективное направление нашей деятельности – биотехнологии. Если 15-20 лет назад наша страна занимала одно из лидирующих мест в мировом объеме биотехнологической продукции, то сегодня Россия откатилась на 70-е место. Как следствие, большинство жизненно важной биотехнологической продукции сегодня импортируется.

 

Наш проект по разработке и производству биопродуктов предусматривает создание 30 фабрик с глубокой переработкой целлюлозосодержащих отходов, что позволит предложить альтернативное, экологически чистое топливо и белковые корма из возобновляемых источников сырья.

Наше биотопливо можно использовать в чистом виде, мы уже провели эксперимент – проехали на таком горючем на «Ладах» от Иркутска до Москвы. Это также важно с точки зрения экологии – биотопливо гораздо чище традиционного горючего.

Наше биотопливо можно использовать в чистом виде, мы уже провели эксперимент – проехали на таком горючем на «Ладах» от Иркутска до Москвы. Это также важно с точки зрения экологии – биотопливо гораздо чище традиционного горючего.


Главный сборочный цех Ижевского оружейного завода
Главный сборочный цех Ижевского оружейного завода

Научно-образовательный центр в Ижевске

 

«ДК»: Основа развития машиностроения, как, впрочем, любой отрасли, – квалифицированные кадры, способные предлагать и реализовывать инновационные идеи. Общеизвестно, что «Ростехнологии» сотрудничают с Ижевским государственным техническим университетом. По каким направлениям строится ваше взаимодействие с этим ведущим вузом Удмуртской Республики?

 

С.Ч.: ИжГТУ имеет весомое значение для ряда предприятий Удмуртии, входящих в состав Госкорпорации. Это упомянутый уже «Ижмаш», Ижевский механический завод, Сарапульский электрогенераторный завод, НИТИ «Прогресс». Вуз не только готовит для них кадры, но и проводит перспективные научные исследования. В частности, занимается разработкой наномодифицированных и наноструктурированных материалов. Это перспективная отрасль и прикладной науки, и технических решений, где можно получить весьма значимый результат. Применение таких материалов, например, в строительстве, позволяет существенно повысить надежность конструкционных элементов новой машиностроительной продукции.

 

Нужно также отметить, что ректор Ижевского государственного технического университета входит в центральный совет Союза машиностроителей.

 

При этом мы понимаем, что нужно двигаться дальше, и поэтому сегодня есть идея создать научно-образовательный центр Госкорпорации на основе объединения ресурсов предприятий Удмуртии.

 

Так что перспективы у отечественного машиностроения более чем светлые. По крайней мере, я как руководитель Госкорпорации в этом абсолютно уверен. 

Антон Игнатьев

 

 

 

Следующая > А как у вас с температурой? > > > 

 



Комментировать




Армия-2017
Светлана Петрова: "В современных условиях образование должно стать инвестиционно привлекательным"

...

Александр Курбатов: «Я счастливый человек, потому что строил нужное людям»

...

Анатолий Наумов: «Люди – это главный фактор развития»

...

Николай Ермаков: «Работать с ВТБ станет еще комфортнее»

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Камский институт
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"