Селдон
2009

Государственное имущество в свете преобразований

Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики достигло своего «совершеннолетия», прошло 18 лет со дня его образования.

История Министерства началась 17 мая 1991 года с постановления Совета Министров Удмуртской АССР об образовании Государственного комитета Удмуртской АССР по управлению гос-имуществом.

 

Создание и все последующие преобразования Министерства совпадали с этапами проведения экономической реформы в России, направленной на переход от плановой системы хозяйствования к рыночной экономике, формированию частных собственников, а в последние годы – к усилению роли государства в регулировании экономики.

 

С созданием органа по управлению государственным имуществом сразу же встал вопрос, а каким имуществом располагает Удмуртская Республика? Поиск ответа на данный вопрос породил проведение серьезной и целенаправленной работы по подготовке и представлению на утверждение Правительства Российской Федерации перечня предприятий, организаций и учреждений, передаваемых в государственную собственность Удмуртской Республики. В него вошли предприятия лесопереработки, по добыче торфа, по обеспечению населения топливом, газоснабжения, автотранспортные предприятия, хлебозаводы, предприятия агропромышленного комплекса, полиграфии, легкой промышленности, а также организации здравоохранения, культуры, образования, социальной защиты населения и спорта. Следует отметить, что в других субъектах России аналогичные предприятия остались в федеральной собственности.

 

Значительным успехом в деле разграничения государственного имущества стало подписание 17 октября 1995 года Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Удмуртской Республики и девяти Соглашений к нему, среди которых Соглашение о разграничении государственной собственности. В соответствии с ним Удмуртия стала собственником крупных пакетов акций таких акционерных обществ, как «Аксион», «Буммаш», «Ижевский радиозавод», «Ижмаш», «Ижсталь», «Прикампромпроект», «Редуктор», «Электрогенераторный завод», завод «Свет», «Удмуртгеология», завод «Элеконд» и других.

 

Результатом подписания Соглашения о разграничении государственной собственности стало преобразование в открытые акционерные общества ликеро-водочных заводов городов Сарапул и Глазов. Борьба за эти предприятия длилась почти три года. Правительством России в 2000 году был принят ряд нормативных актов, в результате которых удмуртские «ликерки» были включены в состав федерального предприятия «Росспиртпром». Только благодаря твердой позиции руководства Удмуртской Республики ликеро-водочные заводы стали стабильно работающими акционерными обществами регионального значения. Они являются в настоящий момент стабильным источником доходов в республиканский бюджет (налог на прибыль, акцизы, дивиденды по акциям).

 

Для стимулирования роста производства, увеличения поступлений в бюджет республики удалось создать благоприятную экономическую среду; оптимизировать структуру государственной собственности, вовлечь в гражданский оборот максимальное количество объектов государственной собственности; минимизировать расходы республиканского бюджета на управление государственным имуществом; привлечь инвестиции в реальный сектор экономики республики; существенно повысить качество менеджмента и эффективность управления предприятиями за счет усиления ответственности собственников и заинтересованности руководства предприятий в результатах их производственной деятельности.

 

Следует заметить, что существует преемственность политики государства в сфере имущественных отношений, в том числе в части определения состава и учета госсобственности. В целях модернизации бюджетного процесса, внедрения передовых методов управления государственными и муниципальными финансами принята Республиканская целевая программа «Реформирование региональных и муниципальных финансов Удмуртской Республики
(2007-2009 годы)». С внесением в Бюджетный кодекс Российской Федерации изменений в части регулирования бюджетного процесса, вступлением в силу Федерального закона «Об автономных учреждениях» появились новые возможности для повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами. В частности, созданы условия для использования ориентированных на результат форм финансирования государственных и муниципальных услуг, реструктуризации бюджетной сети и изменения организационно-правовых форм организаций, оказывающих бюджетные услуги.

 

Цели Программы:

  • создание благоприятных условий для экономического и социального развития Удмуртской Республики;
  • повышение эффективности и результативности предоставления бюджетных услуг;
  • повышение эффективности управления региональными и муниципальными финансами.

 

При этом очевидно, что рассматривать вопросы региональных финансов республики следует в непосредственной связи с вопросами собственности Удмуртской Республики.

 

Для достижения целей в Программе планируется выполнить следующие задачи, находящиеся в компетенции Министерства имущественных отношений УР:

1. Повышение прозрачности и доступности сведений о государственной собственности Удмуртской Республики.

Для реализации этой задачи выполнены следующие мероприятия:

в соответствии с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 16 июля 2007 года № 119 осуществляется учет объектов собственности Удмуртской Республики в Реестре государственного имущества УР;

– утверждено постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30.06.2008 года № 156 Положение о раскрытии информации об объектах собственности Удмуртской Республики. Информация об объектах размещена в сети Интернет;

– утвержден постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30.06.2008 года № 179 Порядок организации работ по проведению независимыми организациями оценки рыночной стоимости объектов, находящихся в собственности Удмуртской Республики (в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

2. Повышение эффективности государственной собственности Удмуртской Республики.

 

Для реализации задачи в соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 24 января 2005 года № 39-р осуществляется мониторинг финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов Удмуртской Республики, в том числе организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Удмуртской Республике.

 

Цель мониторинга – создание необходимых условий реализации государственной социально-экономической политики Удмуртской Республики, государственного планирования, оценки и прогнозирования состояния экономики региона и обеспечения его инвестиционной привлекательности. По результатам проведенного мониторинга были сделаны выводы о необходимости оптимизации состава и количества государственного имущества, состава и количества бюджетных учреждений, изменении типа государственных учреждений с бюджетных на автономные.

 

Для обеспечения оптимизации состава и количества государственного имущества Удмуртской Республики в 2008 году Минимуществом учреждено четыре государственных учреждения, двадцать три учреждения реорганизованы, одно – ликвидировано. Кроме того, одиннадцать имущественных комплексов государственных учреждений Удмуртской Республики переданы в собственность муниципальных образований (коррекционные учреждения и детские дома).

 

В том же году два государственных унитарных предприятия реорганизованы путем присоединения их к другим. Проданы пакеты акций девяти акционерных обществ, четыре государственных унитарных предприятия Удмуртской Республики преобразованы в открытые акционерные общества.

 

В текущем году было учреждено 2 госучреждения, одно ликвидировано. По девятнадцати – изменен тип с бюджетных учреждений на автономные. Двенадцать имущественных комплексов государственных учреждений переданы из собственности Удмуртской Республики в собственность муниципальных образований (коррекционные учреждения, детские дома). Одно государственное унитарное предприятие реорганизовано в порядке присоединения к другому, продан пакет одного хозяйственного общества.

 

В рамках повышения эффективности государственной собственности Удмуртской Республики утверждена законом Удмуртской Республики система критериев для сохранения государственных унитарных предприятий Удмуртской Республики и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат региону, на основе оценки бюджетной и социальной эффективности.

 

В качестве основных критериев предлагаются: социальная и экономическая эффективность деятельности государственных организаций и хозяйственных обществ, наличие в собственности Удмуртской Республики акций, составляющих не менее 50% уставного капитала хозяйственного общества.

 



Комментировать




Надежда Горяйнова: "Нашей школе требуется республиканский статус"

...

Фанил Зиятдинов: "ИЭМЗ «Купол» – предприятие с высокой степенью диверсификации"

...

Олег Бекмеметьев: "Мы ожидаем от реализации проекта «Умный город» комплексного эффекта"

...

Михаил Черемных: Когда город начинает движение, он становится интересен стране

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"