Фонд развития предпринимательства
2010

Владимир Якунин: "За модернизацией РЖД - развитие России"

Модернизация России – сверхзадача, достижению которой сегодня подчинены все социально-экономические процессы в стране. И первыми на инновационный путь развития ступили Российские железные дороги. Объявленное реформирование отрасли потенциально является тем ключевым элементом, с которого начнется развитие всего промышленного комплекса. В преддверии Дня железнодорожника президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин дал эксклюзивное интервью нашему журналу.

«ДК»: Владимир Иванович, какие качественные изменения ожидают Российские железные дороги в ближайшее время, учитывая, что российским правительством принята глобальная программа модернизации РЖД?

 

В.Я.: Железнодорожная отрасль стала одной из первых в России, где была создана и утверждена на самом высоком уровне подробная концепция развития – «Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года».

Хотел бы подчеркнуть, что принята Программа модернизации не только и не столько компании «РЖД», сколько всей системы российских железных дорог в целом.

В соответствии с целевым вариантом Стратегии предусмотрено строительство свыше 20 тысяч километров новых железнодорожных линий, обновление более 23 тысяч локомотивов, около 1 миллиона грузовых вагонов, более 23 тысяч пассажирских вагонов и практически столько же современных вагонов для пригородных поездов.

В рамках модернизации и расширения сети железных дорог России будут формироваться полигоны высокоскоростного пассажирского движения, тяжеловесного грузового движения.

Нам видится, что в результате реализации Стратегии произойдет коренная модернизация инфраструктуры, качественное обновление подвижного состава с полной заменой устаревшей техники, масштабное расширение сети железных дорог.

Планируется, что плотность железнодорожной сети будет увеличена на 24% при полной ликвидации ограничений по пропускной способности. А 4 субъекта РФ, такие как Республики Алтай и Тыва, Магаданская область, Ненецкий автономный округ, вообще впервые получат доступ к железнодорожному транспорту.

 

«ДК»: Что конкретно Программа даст для развития отечественной промышленности?

 

В.Я.: Инвестиции в транспортную инфраструктуру дают один из самых больших синергетических эффектов для развития экономики в целом: это и металлургическая промышленность, и спутниковые технологии, и тяжелое машиностроение. Современные поезда, например «Сапсан» на базе немецкого поезда ICE, – это высокотехнологичный продукт, и начало производства подобной техники в России даст мощный толчок инновационному развитию всей страны.

Нельзя ожидать нового качества на старой технике, невозможно создание новых продуктов на устаревшем оборудовании. Поэтому основу программ развития железных дорог составляет сокращение технологического отставания в машиностроительном комплексе страны.

Существующие и вновь создаваемые, преимущественно за счет ОАО «РЖД», технологии в области железнодорожного транспорта являются частью критических технологий Российской Федерации, утвержденных президентом страны. Прежде всего, это технологии в области водородной энергетики, создания энергоэффективных двигателей, энергосберегающих систем, нового подвижного состава и систем управления движением поездов.

 

«ДК»: Компания «РЖД» является основным грузоперевозчиком в Российской Федерации. Какие перспективы для грузовых перевозок в России предполагает программа модернизации?

 

В.Я.: На настоящий момент железные дороги сохраняют за собой роль системообразующего элемента транспортного комплекса страны, обеспечивая порядка 80% грузооборота внутри России и более 50% экспортно - импортных грузоперевозок. Железнодорожная отрасль обслуживает 77 регионов и более 70 тысяч предприятий различных отраслей промышленности.

Учитывая территориальную протяженность России, не более 10% грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, имеют реальную альтернативу другим видам перевозки.

Железнодорожный транспорт – сложный, масштабный и очень капиталоемкий бизнес. Сроки окупаемости большинства среднестатистических проектов в грузовом бизнесе превышают пятнадцать лет. Однако мы рассчитываем на расширение частного бизнеса в железнодорожном транспорте в таких сферах как ремонт и обслуживание подвижного состава, строительство и поддержание инфраструктуры, логистическая деятельность.

Развитие частного бизнеса в железнодорожной отрасли будет означать развитие ценовой конкуренции и снижение удельных издержек, создание условий для разработки и внедрения новых технологий, привлечение частного капитала.

Одним из важнейших направлений работы по повышению конкурентоспособности российского железнодорожного транспорта является активное внедрение логистических технологий. Их развитию мы также планируем уделять значительное внимание. Весьма актуальным представляется создание объектов терминально - логистической инфраструктуры в мультимодальных транспортных узлах. От развитости подобной инфраструктуры зависит, например, эффективность Транссиба как международного транспортного коридора.

 

«ДК»: Какие изменения в системе безопасности РЖД произошли в связи с последними трагическими событиями в России?

 

В.Я.: Несмотря на то что железнодорожный транспорт является, безусловно, одним из наиболее безопасных видов транспорта, целенаправленное вмешательство в его деятельность извне приводит к непоправимым последствиям.

Вопросы вандализма на транспорте, помещения посторонних предметов на пути, и тем более угрозы террористических актов железнодорожники должны решать совместно со специальными органами общественной безопасности. Контакт с силовыми структурами у нас есть, совсем недавно состоялось крупное совещание с представителями МВД, ФСБ, транспортной прокуратуры, в ходе которого мы договорились о развитии тесного сотрудничества и координации действий.

ОАО «РЖД» ежегодно увеличивает расходы на охрану объектов. 5 400 наиболее значимых обеспечиваются физической защитой. В рамках инвестиционного проекта «Антитеррор» на 1 080 объектах установлены системы технических средств охраны.

 

«ДК»: Как изменится качество пассажирских перевозок в ближайшие годы? Будет ли в связи с этим меняться ценовая политика ОАО «РЖД» в отношении пассажирских перевозок в 2010-2011 годах?

 

В.Я.: Развитие пассажирского комплекса и повышение качества услуг для наших пассажиров – это важные составляющие программы реформирования отрасли. Один из способов повышения качества – это также привлечение частной инициативы. Уже сейчас частный бизнес присутствует в пассажирских перевозках, например, на 50% частная компания «Аэроэкспресс» занимает нишу интермодальных перевозок в Московском транспортном узле, а поезда «Гранд ЭКСПРЕСС» и «Мегаполис» с успехом перевозят пассажиров между Москвой и Петербургом.

Реформа продолжает эту тенденцию. Уже произошло выделение пассажирских перевозок дальнего следования в Федеральную пассажирскую компанию – дочернюю структуру РЖД. Пригородные пассажирские перевозки будут осуществляться пригородными пассажирскими компаниями, которые создаются РЖД совместно с субъектами РФ.

Изменения в пассажирской сфере, я уверен, с каждым годом будут все более заметными и приятными для населения. Так, за шесть лет существования компании было закуплено около 4 тыс. пассажирских вагонов и более 3,5 тысячи секций моторвагонного подвижного состава. ОАО «РЖД» и ОАО «ФПК» намерены постоянно обновлять подвижной состав.

Кроме того, в России появились современные высокоскоростные поезда «Сапсан», в производстве которых активное участие приняли российские специалисты. Скоро начнут курсировать поезда «Аллегро» французской фирмы «Альстом», пригородные поезда «Ласточка» (для их производства в России ОАО «РЖД» и компания «Сименс» создают совместное предприятие).

ОАО «РЖД» ведет активную политику по внедрению новых сервисов для удобства пассажиров. Уже сегодня приобрести железнодорожный билет можно в кассах, через web - портал ОАО «РЖД» и через транзакционные терминалы самообслуживания. Почти в 2 раза возросло количество электронных проездных документов, оформленных через Интернет. Теперь каждый двадцатый билет приобретается с использованием этой технологии.

С июня 2010 года оформить и оплатить железнодорожный билет на поезда дальнего следования можно через сеть платежных терминалов самообслуживания QIWI (КИВИ).

Для удобства пассажиров внедрена электронная регистрация, которая позволяет проехать в поезде только по документу, удостоверяющему личность, без оформления билета на бланке.

Компания постоянно совершенствует систему скидок на проезд. Например, в летний период этого года пассажир может воспользоваться почти десятком различных специальных тарифов, которые позволяют сэкономить при поездке.

Программа развития пассажирского комплекса подразумевает постоянное участие государства в определении «социального заказа» и тарифов на перевозки. И компании будут осуществлять перевозки по регулируемым тарифам на основании государственного заказа. Государство в лице федеральных и региональных властей обеспечит 100-процентную компенсацию убытков от перевозок льготных категорий пассажиров, поэтому даже частный бизнес не откажется от перевозок по регулируемым тарифам.

 

«ДК»: Модернизационные процессы предполагают обеспечение отрасли кадровым потенциалом. Какие сложности существуют в этом вопросе?

 

В.Я.: В современном мире именно персонал является определяющим фактором результативного использования других видов ресурсов. Именно сотрудники обеспечивают общую эффективность работы и достижение стратегических целей.

Для холдинга «Российские железные дороги», унаследовавшего от Министерства путей сообщения, с одной стороны, железнодорожные трудовые традиции и целые династии, а с другой, – во многом «министерский», зачастую не соответствующий требованиям современного бизнеса стиль управления, персонал является одним из наиболее важных ресурсов для стратегического развития.

Задачи по эффективному управлению развитием человеческого капитала получили новое звучание в условиях, когда основным лейтмотивом проводимых в стране преобразований стали модернизация и инновации. За последние годы нам удалось совместно с девятью университетскими комплексами железнодорожного транспорта существенно повысить привлекательность наших вузов. На довузовскую подготовку ОАО «РЖД» выделяет ежегодно около 20 миллионов рублей, а за дополнительную целевую подготовку компания ежегодно выплачивает вузам и техникумам около 700 миллионов рублей!

В кризисный период многие компании свернули или резко урезали программы обучения, а РЖД они реализуются в полном объеме, включая направление перспективных сотрудников на обучение по программе МВА в зарубежные бизнес - школы.

 

«ДК»: Что конкретно предполагает соглашение о стратегическом партнерстве в области внедрения и коммерциализации нанотехнологий на железнодорожном транспорте, подписанном с РОСНАНО? Какие нанотехнологии могут быть использованы в отрасли?

 

В.Я.: ОАО «РЖД» и РОСНАНО подписали соглашение о стратегическом партнерстве в области внедрения и коммерциализации нанотехнологий на железнодорожном транспорте. Это соглашение формирует отраслевой механизм внедрения и продвижения инновационной, в том числе нанотехнологической продукции. Заложенные в нем механизмы позволят нам, за счет использования нанотехнологий и их широкого внедрения на сети, повысить качество транспортных услуг, увеличить объемы перевозок, вес поездов и участковые скорости.

 

 

Редакция выражает признательность за помощь в подготовке интервью Пресс - службе ОАО «РЖД» и 
лично Ирине Фоминцовой, а также службе по связям с общественностью Горьковской железной дороги
и лично Марине Бабкиной и Марите Голицыной.

 

 

 
 
Антон Игнатьев

  

Следующая >  Инновации с приставкой НАНО >>>



Комментировать




Татьяна Чуракова: "Будущее Игринского района связано с развитием традиционных отраслей"

...

Владимир Шевяков: "Мы готовы воплощать самые сложные с архитектурно-инженерной точки зрения проекты"

...

Антон Кузнецов: "ИОМЗ – уникальный пример преданности производству"

...

Игорь Зарипов: "Продукция ООО «Увадрев-Холдинг» пользуется отличным спросом"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Камский институт
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"