МРФ до 15 сентября
2010

Правительство уходит в Сеть

 

При всей своей очевидной значимости для социально-экономического развития России тема электронного правительства до сих пор в числе лишь перспективных проектов. Активные обсуждения проблемы информатизации общества, вспыхивающие каждый раз, как высшее руководство страны критикует чиновников за их бездействие, пока не находят серьезного практического отражения.

Более 30 лет своей жизни он посвятил разработке и внедрению информационных технологий. По результатам корпоративных опросов в 90-х годах этот человек неоднократно входил в первую сотню людей, существенно влияющих на развитие компьютерного бизнеса в России. Сегодня Владимир Дрожжинов является советником руководителя Федерального агентства по информационным технологиям и возглавляет Центр компетенции по электронному правительству в Москве.

 

Атомная программа информатизации

 

«ДК»: Владимир Иванович, в этом году заканчивается реализация Концепции формирования в РФ электронного правительства. Согласно документу к декабрю 2010 года в стране должна быть полностью отстроена система предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Насколько реально уложиться в обозначенные сроки?

 

В.Д.: Отвечу вам на другом примере. В соответствии с федеральной программой построения информационного общества к 2015 году Россия должна войти в первую двадцатку стран по показателям проникновения информационных технологий в общество. Такова задача. А что мы имеем в действительности?

Сегодня наша страна находится на 60-м месте в общемировом рейтинге по информатизации общества. Чтобы достичь поставленной цели, необходимо за каждый оставшийся год подниматься на 6-7 позиций. Следовательно, те, кто верстал показатели развития, не имели на руках никаких цифр для обоснования. А значит, это чисто политическое решение и уложиться в срок до 2015 года, а уж тем более до конца 2010 года – маловероятно.

Впрочем, надо признать, что в последние два года ситуация сдвинулась с мертвой точки. Исключительно благодаря политической воле руководства страны и лично Президента России. Дмитрий Медведев является продвинутым пользователем Интернета, для него информационные технологии – не абстрактное понятие.

В 2008 году на заседании Совета безопасности, посвященном развитию региональной информатизации, глава государства впервые обозначил основные болевые точки российской региональной и федеральной информатизации. В том числе отсутствие межведомственного электронного документооборота, оказание электронных услуг гражданам, бизнесу.

Спустя год в ходе заседания Совета по науке и технологиям Медведев вновь поднял эту тему, причем в довольно жесткой форме. Он увидел, что, несмотря на все его заявления, исполнительная власть не спешит приступать к реализации программы электронного правительства. Данные подготовительной аналитической работы показали, что Россия топчется на одном месте в рейтинге ООН по развитию электронного правительства. Медведев пригрозил федеральным ведомствам прекратить давать деньги на информатизацию, если они не займутся реальным внедрением электронного документооборота. Правда, даже если чиновники всерьез возьмутся за дело, с сегодняшними объемами финансирования программы вряд ли можно рассчитывать на лидирующие позиции в мире.

 

«ДК»: Сколько же нужно вложить денег, чтобы электронное правительство заработало в полном объеме?

 

В.Д.: Финансирование должно быть сопоставимо с атомной программой СССР 40-50-х годов, когда произошла концентрация всех ресурсов для создания водородной бомбы, позволившей Советскому Союзу догнать и опередить США.

Например, американский бюджет на информатизацию федеральных органов власти в 2002 году равнялся годовому бюджету России! А нынче он лишь в пять раз меньше бюджета РФ.

 

«ДК»: Получается, что главная проблема реализации программы электронного правительства заключается в недостаточном финансировании?

 

В.Д.: Это главная, но не единственная проблема. На обе ноги хромает организация процесса. О необходимости создания электронного правительства впервые заговорили в 2002 году. Однако реально что-то делать начали только в прошлом году. И то с перекосом в сторону услуг, забыв про бэк-офис: что там ведомства делают, как они взаимодействуют – покрыто мраком. Вся информатизация ведомств была построена на базе формированиями ими собственных бюджетов, по которым они не отчитываются. Общество знать не знает, что у них сделано. В отличие от США, где каждое ведомство выкладывает в сеть пятилетний план развития и ежегодно отчитывается перед президентом страны о проделанной работе.

 

В последние два года ситуация сдвинулась с мертвой точки. Исключительно благодаря политической воле руководства страны и лично Президента России.

Self-made region

 

«ДК»: Из Москвы картина кажется удручающей. Может быть, на региональном уровне реализация программы электронного правительства выглядит более оптимистично?

 

В.Д.: Неизбежное значение в этом вопросе имеет экономический статус субъектов Федерации. Регионы-доноры не зависят от федерального бюджета и трансферов. Для примера, бюджет Москвы на электронное правительство в несколько раз больше объемов финансирования национальной программы «Электронная Россия». Не испытывают дефицита средств в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, нефтяных регионах страны. В числе передовиков, получивших международное признание, Башкирия и Татарстан

Проблемы возникают в дотационных субъектах РФ. Здесь многое зависит от искусства местных информатизаторов. Чувашия – дотационный регион, однако стоит в первых строках рейтинга. А все потому, что там были люди, которые умело работали с федеральными органами – добивались выделения средств от всех, выигрывали тендеры на реструктуризацию финансовой системы региона. За счет гранта на сумму 10 миллионов долларов, кстати, и была отстроена республиканская информационно-аналитическая система.

В целом же положение в регионах можно охарактеризовать так. У кого есть деньги и понимание значимости электронного правительства – работают независимо от федерального центра. Те субъекты, где нет денег и четкого видения – как все должно быть, – занимают выжидательную позицию. Таких субъектов порядка 60, причем в некоторых система электронного правительства находится в зачаточном состоянии.

 

«ДК»: Если дистанцироваться от денежного вопроса, то в чем заключается основная проблема региональной информатизации?

 

В.Д.: Сложность в том, что система координации создания электронного правительства у нас состоит из пяти (!) уровней, которые друг друга пока не видят.

На самом верху располагается Совет по формированию в России информационного общества при Президенте РФ. В составе этой структуры десяток рабочих групп, в том числе: группа непосредственно по электронному правительству и группа по сокращению цифрового разрыва между регионами.

Ниже идет правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления.

Затем – Совет по федеральной связи и информатизации при Минкомсвязи.

Следующий уровень – Департамент информационных технологий и связи аппарата Правительства РФ.

Наконец, на самом последнем этаже пирамиды – Совет главных конструкторов региональной информатизации. Это старейшее звено, которое существует уже более 10 лет. Здесь люди обменивались опытом, занимались конкретными делами. В последнее время Совет разрабатывал социальную карту услуг. За три года сделали систему, начали обкатывать ее в нескольких регионах. Решали проблему обеспечения роуминга карты, позволяющего человеку при смене региона пользоваться теми же льготами, какие он имел на родине.

Но в Министерство связи и массовых коммуникаций пришли новые люди, и все работы заглохли.

 

У семи нянек…

 

«ДК»: Контролирующих и координирующих органов действительно много. А реальную помощь от них регионы получают?

 

В.Д.: Робкие попытки федеральных структур помочь субъектам РФ предпринимались. Назывались они – типовые проектные решения для внедрения электронного правительства на местах. Однако не были решены ни организационные, ни финансовые вопросы. Непонятно было, кто должен хранить проекты и упаковывать их для применения – устанавливать программное обеспечение. В итоге деньги оказались выкинуты на ветер.

Минэкономразвития создавало типовые проектные решения по региональным сайтам для проведения конкурсов на оказание услуг и закупку товаров. Готовый продукт складировался в министерстве. Однако регионы никто не проинформировал о возможности получить разработанное ПО. Равно как не был сформирован и сопровождающий пакет: информация о программе, инструкция по установке программы, ее запуску. Проектные решения так и пролежали мертвым грузом у разработчиков.

Или другой пример. В свое время специалисты потратили три года на создание программного продукта для здравоохранения. Однако Минздрав провел собственный конкурс на разработку социальной карты, для чего выделил 40 миллионов рублей.

Еще одна строчка в общий список. Росинформтехнологии создали сайт госуслуг, подготовили всю инфраструктуру, но никто этим продуктом не воспользовался. Зато недавно вновь был объявлен конкурс на разработку такого сайта.

Отмечу, что сама система межведомственного взаимодействия – фактически та самая программа «Электронная Россия» – была разработана еще в 2004-2005 годах. Ее благополучно забыли, и сейчас ФСО разрабатывает программу снова.

И такая вот бесполезная трата государственных денег с завидной регулярностью повторяется с 2002 года. Если так дальше пойдет, то мы вряд ли вообще создадим электронное правительство.

 

С правом на надежду

 

«ДК»: Безнадега получается какая-то. Неужели никакого просвета?

 

В.Д.: Политическая воля руководства страны, на которой пока и держится вся программа электронного правительства, является цементирующей силой. Мировой опыт показывает, что внимание к проблеме на высшем уровне позволяет решать даже самые сложные вопросы. Так что непосредственное участие Дмитрия Медведева в развитии информатизации общества дает нам право на надежду.

Ко всему прочему, в последние месяцы активное участие в решении проблемы электронного правительства принимает председатель Правительства РФ. Зная его жесткую позицию по отношению к необязательным чиновникам, можно ожидать подвижки в реализации программы «Электронная Россия».

 

P.S. «Нам нужно избавить людей от необходимости ходить по конторам, трепать там нервы в очередях, когда нужно получить элементарные бумаги. Поэтому уже в ближайшие годы мы должны полностью отстроить систему предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде». Владимир Путин. Из выступления на заседании правительственной комиссии по вопросу «О развитии информационных технологий в субъектах Российской Федерации» 8 февраля 2010 года.

 

 

Антон Игнатьев

 

 

Следующая > Гарант верного решения >>>

 

 



Комментировать




Армия-2017
Светлана Петрова: "В современных условиях образование должно стать инвестиционно привлекательным"

...

Александр Курбатов: «Я счастливый человек, потому что строил нужное людям»

...

Анатолий Наумов: «Люди – это главный фактор развития»

...

Николай Ермаков: «Работать с ВТБ станет еще комфортнее»

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Камский институт
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"